Глава I. Воспитание и личные качества наследника престола.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Более века минуло с того дня, как последний представитель династии Романовых — Николай Александрович Романов вступил на российский престол. Вместе с тем можно сказать, что и историографическая традиция, сложившаяся вокруг имени этого монарха, тоже уже отметила свой столетний юбилей, поскольку первые попытки оценить Николая II как человека и государственного деятеля стали осуществляться именно его современниками практически с момента воцарения, впервые достигнув, пика в ходе революции 1905-1907 гг. С тех пор фонд документальной, научно-исследовательской, публицистической, даже художественной литературы о последнем самодержце быстро, хотя и не беспрерывно пополнялся, а на нынешнем этапе своего роста вовсе сделался трудно обозримым: вот уже около пятнадцати лет в нашей стране год от года исправно публикуются все новые и новые работы современных учёных и публицистов, переиздаются былые, часто уже забытые труды их коллег-предшественников. Почти невозможно дать истинно объективную оценку тех или иных событий, независимо от того, когда они имели место быть. Даже если оценивающий человек является очевидцем, вряд ли он сможет ответить на всё происходящее очень точно. Еще более сложно поддаются оценке те события, которые произошли задолго до нашего рождения. Большинство фактов, тенденций и политических событий прошлого весьма противоречивы и покрыты пеленой неизвестности. Обилие нынешней печатной продукции о последнем царствовании никто не спешит признать свидетельством её высокого качества. Напротив, доминирует скептическое мнение, что качество это обратно пропорционально её распухающему объему, что разразилось много шума из ничего, и потому состояние знаний о Николае II до сих пор подобно гордиеву узлу. А вместе с тем стали уже привычными высказывания современных авторов, что всё ещё у нас нет ни научной биографии Николая II, ни добросовестных исторических исследований о его времени, что год за годом фигура этого императора остаётся загадочной, что как личность и как политик он не узнан и не понят, что доныне оценка его как государственного деятеля почти не изменилась.
Одной из самых непонятных и противоречивых фигур начала XX века является император – Николай II. Целью данной работы является попытка рассмотреть личность последнего российского императора как человека и как государственного и политического деятеля в контексте исторических событий. Задача моей работы: осветить следующие вопросы: жизнь и деятельность Николая II, семейное и политическое окружение царя и влияние на них личных качеств последнего императора. Объектом моей работы является именно эта разнообразная и разновозрастная отечественная историческая литература об императоре Николае II. Таким образом, данная работа представляет собой обобщение и анализ имеющегося в рамках обозначенной темы историографического материала. При написании работы я использовала материалы российских дореволюционных и советских авторов, представителей русского зарубежья, а также многочисленные новейшие публикации. Предметом моей работы являются условия, ход и результаты предпринимавшихся в отечественной историографии попыток рассмотреть императора Николая II в качестве государственного деятеля, то есть человека, осуществляющего функции управления государством, участвующего в определении внешне и внутриполитического курса страны.
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ПРЕСТОЛА. Николай II – последний русский император, старший сын Александра III. Родился 6 мая 1868 г., в день святого Иова Многострадального, и поэтому считал себя обреченным на неудачи и мучения.
Николай вырос в атмосфере роскошного императорского дворца, но в строгой и, можно сказать, почти спартанской обстановке. Отец и мать принципиально не допускали никаких слабостей и сантиментов в деле воспитания детей. Для них всегда устанавливался жёсткий распорядок дня, с обязательными ежедневными уроками, посещениями церковных служб, непременными визитами к родственникам, обязательным участием в многочисленных официальных церемониях. Дети спали на простых солдатских койках с жёсткими подушками, по утрам принимали холодные ванны и завтракали овсяной кашей. По практически единодушному мнению современников Николай II был умным человеком. Но его воспитание и жизнь семьи, в которой он вырос, были наименее подходящими для формирования будущего монарха. Не то чтобы его воспитание и образование грешили недостатками. В возрасте 16 лет он владел четырьмя языками (немецким, французским, английским, хуже датским) и мог осмысленно читать Достоевского или историков Карамзина и Соловьева. Список предметов, подлежащих изучению, был очень широк. Все преподаватели отмечали его усердие и неплохие знания по всем предметам. Параллельно Николай проходил военную службу. До девяти лет воспитанием цесаревича занимались няни и бонны, затем учителя-наставники. Особое место занимал законоучитель протоирей Янышев, прививший наследнику престола глубокую и искреннюю религиозность. Но любимым наставником и воспитателем Николая был учитель английского языка Хит, одарённый и обаятельный человек, который прежде преподавал в Александровском лицее в Санкт-Петербурге. Сначала он был не в восторге от императорских детей, которых считал недисциплинированными и чье поведение за столом сравнивал с поведением деревенских мальчишек. У Чарльза Хита был девиз: «Аристократами рождаются, но джентльменами становятся», и главным образом под его руководством Николай развил в себе способность сохранять спокойствие и самоконтроль, которыми были типичны скорее для английского лорда прежних времен, чем для представителя высшего класса России предреволюционного периода. Такую манеру держаться, которая впоследствии вызывала как восхищение, так и критику (являясь, якобы, выражением отрешенности в экстремальных ситуациях), император выработал в себе с большим трудом, так как был вспыльчив от природы.
Самым большим недостатком в воспитании юного наследника престола было то, что он был практически изолирован от своих сверстников. Это не дало молодому царю возможности утвердиться в кругу равных, предаваться юношеским играм и проказам с ровесниками и таким образом освободиться от влияния могущественного родительского дома. Юный царевич был также лишен возможности сформировать свои собственные независимые суждения и совершить свои собственные ошибки, которые он затем смог бы исправить без вмешательства гувернеров или родителей. Контакт с внешним миром для Николая ограничивался почти исключительно прислугой и охраной царской семьи, простыми крестьянами и солдатами. Николай искренне любил этих людей и, возможно, благодаря им пришел к тому мнению, что простые люди России это нечто вроде ее истинной сердцевины. Это, наверное, привело и к тому, что он – как, пожалуй, ни один из его предшественников – усвоил широко распространенную веру в доброту и верность царю простых русских людей, особенно крестьян. В другом отношении воспитание молодого престолонаследника, пожалуй, было успешным. Судя по всем сообщениям, Николай прожил счастливую юность с понимающими родителями; жизнь семьи была гармоничной и насыщенной. Александр III был сердечным отцом. Что все же отсутствовало в этом окружении (в соответствии с образом жизни дворянства не только в России, но и вообще в Европе), так это какие-либо интеллектуальные запросы или интерес к искусству. Николай долго оставался незрелым ребенком. Уже семнадцатилетним он был вынужден декламировать стихи своему дяде, а в двадцать лет он еще играл со своими младшими братьями и сестрами в салки во дворце. Николай любил армию, ее традиции, форму и, прежде всего, простой мир приказов и повиновения. В последующие годы офицерское общество гвардейских полков было практически единственным, помимо семьи, окружением, где он чувствовал себя как дома. К этому времени относится и известное увлечение наследника престола балериной Матильдой Кшесинской. Родители видели в этом только нормальный обряд инициации, и нет никаких свидетельств о том, что они неодобрительно относились к этому приключению.
В 1885 году Николай закончил среднее образование и перешёл к изучению дисциплин, предусмотренных программами Академии Генерального штаба и двух факультетов университета - юридического и экономического. Высшее образование заняло у цесаревича ещё пять лет. Руководителем всего процесса обучения был Победоносцев, читавший курсы законоведения, государственного, гражданского и уголовного права. В 1887 году Николая произвели в штабс-капитаны и определили в лейб-гвардии в Преображенский полк. Благодаря своей скромности простоте Николай был весьма популярен среди товарищей-офицеров. «Я счастлив и могу сказать, что живу одной жизнью с армией и с каждым днём всё больше и больше привыкаю к лагерной жизни» - писал он летом матери из Красного Села.1 В Преображенском полку цесаревич числился два года, сначала исполняя обязанности взводного, а потом ротного командира. Для приобщения к кавалерийской службе отец перевёл его в лейб-гвардии Гусарский полк, где он командовал эскадроном. В 1890 году обучение наследника завершилось. По окончании учебных занятий, наследник отправился в длительное кругосветное путешествие (1890-1891 гг.). В 1892 г. он получил чин полковника, в этом чине оставался до конца своей жизни. Отец не обременял цесаревича государственными делами. Он появлялся иногда на заседаниях Государственного совета, но взгляд его при этом постоянно устремлялся на часы. При первой же возможности он удирал. Рассеянная жизнь гвардейского офицера привлекала его гораздо больше. Как и все Романовы, Николай питал любовь к внешней стороне военного дела. Смотры, парады, учения никогда не утомляли его. Подобно всем офицерам гвардии, Николай много времени уделял светской жизни и женщинам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|