Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Экспонометры и их применение.




 

А) Способы и особенности определения экспозиционных параметров по яркости (по интегральной яркости, по яркости деталей: по среднесерому, по белому, по черному, по лицу)

 

Способы определения экспозиционных параметров по яркости:

- по ключевой яркости детали

- по интегральной яркости

 

При использовании метода ключевой яркости могут производиться замеры яркости серого эталона, т.е. серого поля, которое имеет коэффициент отражения 18%. Это связана с тем, что экспонометры калиброваны в расчете на средний по светлоте объект с 18%-м отражением света. Измерения производится со стороны кинокамеры. Серое поле располагается в ключевой свет. Вместо серого поля иногда применяется серый шар, окрашенный серой краской.

Также по этому методу мы можем измерять яркости лица, белых или черных объектов, располагаемых в нашем кадре. Однако в таких случаях нужно помнить о необходимости введения поправки в экспозицию. Оценка экспозиции по светам или теням осуществляется по тому же принципу, как и по средне-серому эталону. Так, например, после того, как мы зададим белое в кадре, интервал яркостей ∆EV будут также отсчитываться от средне-серого.

Чёрное - 2 ⅔
Средне-серое 0 EV
Лицо + 1 EV
Белое + 2 ⅓

 

Для практики экспонометрии были разработаны специальные методики для замеров по яркости, к ним относятся система Ансельма Адемса и шкала IRE.

Согласно системе Ансельма Адемса яркости разбиваются на 10 зон, каждой из которых соответствует определенная плотность в негативе.

0. Совершенно черный тон: проходы в темные помещения (окна, двери, арки), фотографируемые из ярко освещенного пространства; самые глубокие тени; любой темный участок объекта, на котором не требуется передача деталей.

1. Самые темные тона, близкие к совершенно черному: глубокая тень - без деталей, но еще не совсем черная; на цветной фотографии допустимы искажения цвета.

2. Появление первых признаков деталей в тенях: фактура черного меха, детали чугунного литья, черной одежды, деревьев и т.п.; допустимо искажение цвета.

3. Не совсем черный: умеренно темные тона на одежде, волосах, коре деревьев и т.п.; темная листва.

4. Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день: нормальная листва; сильно загорелая или темная кожа, зеленая мокрая трава.

5. Стандартный серый тон (отражательная способность 18-20%): тень в солнечный день при наличии рассеянного от облаков света; нормальный загар или слегка потемневшая кожа; красный кирпич, зеленая трава в сухую погоду.

6. Светлая кожа; чистое синее небо; каменный дом; строения из белого кирпича; хлебные поля; газетный лист.

7. Светло-серые, серебристые, бледно-желтые, зеленые, кремовые тона: последние признаки цвета ("белесость") на цветной пленке; мощеный тротуар; машинописная страница.

8. Белый тон с минимумом деталей: вышитые скатерти, подвенечное платье и т.п.

9. Совершенно белый тон без деталей: сильные источники света; залитый солнцем белый фон; зеркальные отражения источника, в том числе блики от полированных поверхностей.

 

Таблица номеров зон и соответствующих им плотностей в негативе.

                   
0,11 0,21 0,34 0,48 0,62 0,76 0,97 1,18 1,33 1,44

 

В описываемой системе переход от одной ступени тональности к другой соответствует одной ступени экспозиции, изменению ее в 2 раза, т.е. шкала линейная. В пределах этих 10 зон перечисленные тона воспроизводятся на обычной пленке пропорционально, т.е. если один из тонов воспроизведен верно, то все остальные автоматически будут располагаться в соответствующем относительно друг друга порядке.

Количество воспроизводимых на пленке тональностей зависят, как известно, от её контрастности. Если разность показаний экспонометра для самых светлых и самых темных участков объекта не превышает 6 ступеней, то на снимке могут быть воспроизведены все тональности. Темные участки, на которых необходимо передать некоторые детали относят к 3 градации, самые светлые - к 9 градации, тогда можно рассчитывать на передачу деталей как в светах, так и в тенях объекта.

Шкала IRE (аббревиатура произошла от названия Institute of Radio Engineers), разработанная специально для телевидения. Динамический диапазон видеокамеры совпадает с интервалом передаваемых яркостей пленки и составляет 5 ступеней EV (1:32). Шкала IRE имеет деления от 1 до 10, которые соответствуют этому диапазону в 5 ступеней EV. Эта шкала нелинейная в отличие от зонной системы Ансельма Адамса, т.е. уменьшение экспозиции от деления к делению неравномерное.

Индекс 10 на этой шкале соответствует 100 % IRE – верхний предел передаваемого интервала яркостей, т.е. белое в нашем изображении, например, белый снег

Индекс 5 соответствует 50 % IRE – это лицо

Индекс 1 соответствует 10 % IRE – нижний предел передаваемого интервала яркостей, т.е. черное в нашем изображении.

Большой треугольный символ между индексами 3 и 4 (≈35% IRE) показывает, где находится средне-серое.

 

Метод интегральной яркости основан на измерении яркости в направлении от киноаппарата. Измерения производятся в широком угле, приблизительно соответствующем объективу с нормальным фокусным расстоянием. Интегральная яркость может определяться при помощи системы TTL, учитывающей все погрешности (виньетирование, светорассеяние, угол падения). При замере интегральной яркости экспонометр даёт усредненное значение светлот в кадре.

 

 

Б) Описание спотметров.

 

Asahi Pentax V

 

Характеристика экспонометрического прибора:

1. Быстрая реакция и работа даже в условиях тусклого освещения благодаря использованию в качестве светочувствительного элемента кремниевого фото-диода

2. Угол замера – 1° 3. Широкий диапазон замера: EV 1~19 с шагом ⅓ EV (ISO 100) 4. Подсветка шкалы видоискателя 5. Угол видоискателя 21° соответствует углу поля зрения объектива для 35мм камеры с фокусным расстоянием 120мм при увеличении 1,5х; возможность диоптрийной коррекции 6. Шкала частоты кадросъёмки 7. Шкала диафрагм 8. Шкала EV  

8. Шкалы для установки светочувствительности в единицах ASA/ISO и единицах DIN

9. Шкала IRE

 

Особенности работы:

1. Перед началом работы необходимо убедиться, что стрелка прибора установлена на нуле. Так стрелка должна быть с правой стороны шкалы видоискателя – на черной точке. Если стрелка отклонена, мы с помощью отвертки подкручиваем винт, который находится под объективом спотметра, и восстанавливаем её правильное положение.

3. Для определения экспозиции необходимо направить спотметр на объект так, чтобы кружок в видоискателе совпал с деталью, замер яркости которой мы хотим произвести. Значение, которое нам покажет стрелка шкалы видоискателя, мы должны выставить на шкале EV так, чтобы оно соответствовало треугольному символу шкалы IRE. Затем по шкале частоты кадросъёмки и шкале диафрагм мы подбираем экспозиционную пару.  
2. Для проверки питания необходимо зажать кнопку “B” (battery), которая находится под объективом спотметра. При этом стрелка шкалы видоискателя должна попадать на черную полосу.

 

Minolta Spotmeter F

 

Характеристика экспонометрического прибора:

1. Использование в качестве светочувствительного элемента кремниевого фото-диода

2. Угол замера – 1°

3. Угол видоискателя 12х17 при увеличении 1,4х; минимальное расстояние, с которого следует производить замер 1,3м; возможность диоптрийной коррекции

4. Режимы F№ / EV

5. Режимы ISO/Time

6. Замер экспозиции в режимах S (shadow key – по теням), A (averaging key – по средне-серому), H (highlights – по светам)

7. Измерение постоянного освещения: EV 1~22,5 (ISO 100)

Измерение импульсного освещения: f/2~f/90 (ISO 100)

8. Жидко-кристаллический дисплей, на котором отображаются:

- ISO: 12~6400 с шагом в 1/3 ступени

- частота кадросъёмки: постоянный – 30мин ~ 1/8000сек

импульсный – 1 ~ 1/1000 сек

- диафрагменное число: f/0,7~f/90

- экспозиционные числа: EV -4,3 ~ +28,5

- интервал яркостей: EV -9,9 ~ +9,9

9. Подсветка дисплея

 

Особенности работы:

1. Если на экспонометре установлен режим ISO, то измерения прибором производиться не будут. Таким образом, перед началом замеров необходимо удостовериться, что стоит режим TIME.

2. Для замера по средне-серому мы производим замер объекта или детали, который в нашем изображении мы хотим видеть средне-серым. Затем нажимаем кнопку A (averaging key). Последующие замеры спотметр будет производить, отталкиваясь от заданного нами средне-серого, и выдавать значения ∆EV

Чёрное - 2 ⅔
Средне-серое 0 EV
Белое + 2 ⅓

 

3. Оценка экспозиции по светам или теням осуществляется по тому же принципу, как и по средне-серому. Так, например, после того, как мы зададим белое в кадре, интервал яркостей ∆EV будут также отсчитываться от средне-серого.

 

 

В) Способы определения экспозиционных параметров по освещенности при использовании различных светорассеивающих насадок (плоской, полусферической, инверкона). Описание экспонометра по освещенности.

 

Экспонометры, измеряющие освещённость, в основе которых лежит люксметр, могут иметь светорассеивающие насадки перед светоприёмником различной формы: плоскую, полусферическую или инверкон.

 

Насадка в форме полусферы моделирует форму лица, то есть на полусферическую насадку свет падает так же, как и на снимаемое лицо (то, что в кадре лица может не быть, не влияет на правильную экспозицию). Поэтому экспонометр с полусферой располагается в точке ключевого освещения и направляется в сторону камеры. То есть очень простое правило: «от объекта съёмки – на камеру».

 

Однако полусферическая насадка имеет существенный недостаток. Она суммирует все освещённости: свет, падающий на левую сторону лица, на правую, сверху,– тогда как в реальности эти освещённости не складываются. Поэтому при промерах прибором с полусферической насадкой возможна

Экспонометр Minolta Auto Meter III с полусферической насадкой.

 

экспозиционная ошибка (недодержка). Чтобы избежать недодержек, при измерении полусферу иногда прикрывают сверху и с одной стороны, так чтобы на неё попадал только ключевой и рисующий свет. Надо сказать, что у современных экспонометров (например, Sekonic L-758) при установки полусферической насадки автоматически вводится экспозиционная коррекция на – 1/3 EV, что несколько снижает опасность получения недодержки.

 

Инверкон («конус внутрь») представляет собой усечённую полусферу и является усовершенствованным видом полусферы. Правила замера с ней такие же, как и с полусферой, но прикрывать инверкон уже не требуется. К сожалению, экспонометры с инверконом в настоящее время не выпускаются.

 

Экспонометр Weston Euro-Master I с насадкой инверкон.

 

Плоская насадка моделирует падение света на плоскость, поэтому приборы с такой насадкой идеальны при съёмке репродукций. При этом экспонометр располагается в точке с ключевой освещённостью и направляется на источник основного света. Такой способ экспонометрического замера имеет высокую точность и может быть рекомендован. Сложность такого способа состоит только в том, что надо суметь определить, какой из источников света является основным.

 

Экспонометр Свердловск - 4 с плоским молочным стеклом.

 

В настоящее время некоторые экспонометры, например, Sekonic L-558 или Minolta Autometer VI имеют комбинированную насадку, которая представляет собой полусферу, которая имеет возможность утапливаться и начинает работать, как плоское молочное стекло. Многие современные экспонометры (Sekonic L-508, Sekonic L-758 или Minolta Autometer VI, Свердловск-4) являются комбинированными, позволяющие производить замеры как по освещённости, так и по яркости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...