III. Экспонометры и их применение.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
А) Способы и особенности определения экспозиционных параметров по яркости (по интегральной яркости, по яркости деталей: по среднесерому, по белому, по черному, по лицу)
Способы определения экспозиционных параметров по яркости: - по ключевой яркости детали - по интегральной яркости
При использовании метода ключевой яркости могут производиться замеры яркости серого эталона, т.е. серого поля, которое имеет коэффициент отражения 18%. Это связана с тем, что экспонометры калиброваны в расчете на средний по светлоте объект с 18%-м отражением света. Измерения производится со стороны кинокамеры. Серое поле располагается в ключевой свет. Вместо серого поля иногда применяется серый шар, окрашенный серой краской. Также по этому методу мы можем измерять яркости лица, белых или черных объектов, располагаемых в нашем кадре. Однако в таких случаях нужно помнить о необходимости введения поправки в экспозицию. Оценка экспозиции по светам или теням осуществляется по тому же принципу, как и по средне-серому эталону. Так, например, после того, как мы зададим белое в кадре, интервал яркостей ∆EV будут также отсчитываться от средне-серого.
Для практики экспонометрии были разработаны специальные методики для замеров по яркости, к ним относятся система Ансельма Адемса и шкала IRE. Согласно системе Ансельма Адемса яркости разбиваются на 10 зон, каждой из которых соответствует определенная плотность в негативе. 0. Совершенно черный тон: проходы в темные помещения (окна, двери, арки), фотографируемые из ярко освещенного пространства; самые глубокие тени; любой темный участок объекта, на котором не требуется передача деталей.
1. Самые темные тона, близкие к совершенно черному: глубокая тень - без деталей, но еще не совсем черная; на цветной фотографии допустимы искажения цвета. 2. Появление первых признаков деталей в тенях: фактура черного меха, детали чугунного литья, черной одежды, деревьев и т.п.; допустимо искажение цвета. 3. Не совсем черный: умеренно темные тона на одежде, волосах, коре деревьев и т.п.; темная листва. 4. Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день: нормальная листва; сильно загорелая или темная кожа, зеленая мокрая трава. 5. Стандартный серый тон (отражательная способность 18-20%): тень в солнечный день при наличии рассеянного от облаков света; нормальный загар или слегка потемневшая кожа; красный кирпич, зеленая трава в сухую погоду. 6. Светлая кожа; чистое синее небо; каменный дом; строения из белого кирпича; хлебные поля; газетный лист. 7. Светло-серые, серебристые, бледно-желтые, зеленые, кремовые тона: последние признаки цвета ("белесость") на цветной пленке; мощеный тротуар; машинописная страница. 8. Белый тон с минимумом деталей: вышитые скатерти, подвенечное платье и т.п. 9. Совершенно белый тон без деталей: сильные источники света; залитый солнцем белый фон; зеркальные отражения источника, в том числе блики от полированных поверхностей.
Таблица номеров зон и соответствующих им плотностей в негативе.
В описываемой системе переход от одной ступени тональности к другой соответствует одной ступени экспозиции, изменению ее в 2 раза, т.е. шкала линейная. В пределах этих 10 зон перечисленные тона воспроизводятся на обычной пленке пропорционально, т.е. если один из тонов воспроизведен верно, то все остальные автоматически будут располагаться в соответствующем относительно друг друга порядке.
Количество воспроизводимых на пленке тональностей зависят, как известно, от её контрастности. Если разность показаний экспонометра для самых светлых и самых темных участков объекта не превышает 6 ступеней, то на снимке могут быть воспроизведены все тональности. Темные участки, на которых необходимо передать некоторые детали относят к 3 градации, самые светлые - к 9 градации, тогда можно рассчитывать на передачу деталей как в светах, так и в тенях объекта. Шкала IRE (аббревиатура произошла от названия Institute of Radio Engineers), разработанная специально для телевидения. Динамический диапазон видеокамеры совпадает с интервалом передаваемых яркостей пленки и составляет 5 ступеней EV (1:32). Шкала IRE имеет деления от 1 до 10, которые соответствуют этому диапазону в 5 ступеней EV. Эта шкала нелинейная в отличие от зонной системы Ансельма Адамса, т.е. уменьшение экспозиции от деления к делению неравномерное. Индекс 10 на этой шкале соответствует 100 % IRE – верхний предел передаваемого интервала яркостей, т.е. белое в нашем изображении, например, белый снег Индекс 5 соответствует 50 % IRE – это лицо Индекс 1 соответствует 10 % IRE – нижний предел передаваемого интервала яркостей, т.е. черное в нашем изображении. Большой треугольный символ между индексами 3 и 4 (≈35% IRE) показывает, где находится средне-серое.
Метод интегральной яркости основан на измерении яркости в направлении от киноаппарата. Измерения производятся в широком угле, приблизительно соответствующем объективу с нормальным фокусным расстоянием. Интегральная яркость может определяться при помощи системы TTL, учитывающей все погрешности (виньетирование, светорассеяние, угол падения). При замере интегральной яркости экспонометр даёт усредненное значение светлот в кадре.
Б) Описание спотметров.
Asahi Pentax V
Характеристика экспонометрического прибора: 1. Быстрая реакция и работа даже в условиях тусклого освещения благодаря использованию в качестве светочувствительного элемента кремниевого фото-диода
8. Шкалы для установки светочувствительности в единицах ASA/ISO и единицах DIN 9. Шкала IRE
Особенности работы: 1. Перед началом работы необходимо убедиться, что стрелка прибора установлена на нуле. Так стрелка должна быть с правой стороны шкалы видоискателя – на черной точке. Если стрелка отклонена, мы с помощью отвертки подкручиваем винт, который находится под объективом спотметра, и восстанавливаем её правильное положение.
Minolta Spotmeter F
Характеристика экспонометрического прибора: 1. Использование в качестве светочувствительного элемента кремниевого фото-диода 2. Угол замера – 1° 3. Угол видоискателя 12х17 при увеличении 1,4х; минимальное расстояние, с которого следует производить замер 1,3м; возможность диоптрийной коррекции 4. Режимы F№ / EV 5. Режимы ISO/Time 6. Замер экспозиции в режимах S (shadow key – по теням), A (averaging key – по средне-серому), H (highlights – по светам) 7. Измерение постоянного освещения: EV 1~22,5 (ISO 100) Измерение импульсного освещения: f/2~f/90 (ISO 100) 8. Жидко-кристаллический дисплей, на котором отображаются: - ISO: 12~6400 с шагом в 1/3 ступени - частота кадросъёмки: постоянный – 30мин ~ 1/8000сек импульсный – 1 ~ 1/1000 сек - диафрагменное число: f/0,7~f/90 - экспозиционные числа: EV -4,3 ~ +28,5
- интервал яркостей: EV -9,9 ~ +9,9 9. Подсветка дисплея
3. Оценка экспозиции по светам или теням осуществляется по тому же принципу, как и по средне-серому. Так, например, после того, как мы зададим белое в кадре, интервал яркостей ∆EV будут также отсчитываться от средне-серого.
В) Способы определения экспозиционных параметров по освещенности при использовании различных светорассеивающих насадок (плоской, полусферической, инверкона). Описание экспонометра по освещенности.
Экспонометры, измеряющие освещённость, в основе которых лежит люксметр, могут иметь светорассеивающие насадки перед светоприёмником различной формы: плоскую, полусферическую или инверкон.
Насадка в форме полусферы моделирует форму лица, то есть на полусферическую насадку свет падает так же, как и на снимаемое лицо (то, что в кадре лица может не быть, не влияет на правильную экспозицию). Поэтому экспонометр с полусферой располагается в точке ключевого освещения и направляется в сторону камеры. То есть очень простое правило: «от объекта съёмки – на камеру».
Однако полусферическая насадка имеет существенный недостаток. Она суммирует все освещённости: свет, падающий на левую сторону лица, на правую, сверху,– тогда как в реальности эти освещённости не складываются. Поэтому при промерах прибором с полусферической насадкой возможна
экспозиционная ошибка (недодержка). Чтобы избежать недодержек, при измерении полусферу иногда прикрывают сверху и с одной стороны, так чтобы на неё попадал только ключевой и рисующий свет. Надо сказать, что у современных экспонометров (например, Sekonic L-758) при установки полусферической насадки автоматически вводится экспозиционная коррекция на – 1/3 EV, что несколько снижает опасность получения недодержки.
Инверкон («конус внутрь») представляет собой усечённую полусферу и является усовершенствованным видом полусферы. Правила замера с ней такие же, как и с полусферой, но прикрывать инверкон уже не требуется. К сожалению, экспонометры с инверконом в настоящее время не выпускаются.
Плоская насадка моделирует падение света на плоскость, поэтому приборы с такой насадкой идеальны при съёмке репродукций. При этом экспонометр располагается в точке с ключевой освещённостью и направляется на источник основного света. Такой способ экспонометрического замера имеет высокую точность и может быть рекомендован. Сложность такого способа состоит только в том, что надо суметь определить, какой из источников света является основным.
В настоящее время некоторые экспонометры, например, Sekonic L-558 или Minolta Autometer VI имеют комбинированную насадку, которая представляет собой полусферу, которая имеет возможность утапливаться и начинает работать, как плоское молочное стекло. Многие современные экспонометры (Sekonic L-508, Sekonic L-758 или Minolta Autometer VI, Свердловск-4) являются комбинированными, позволяющие производить замеры как по освещённости, так и по яркости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|