Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.




Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.

 

Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.

Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций:

 

· центральной нервной системы,

· вегетативной нервной системы,

· сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

· нервно-мышечного аппарата,

· внутренней среды,

· физического развития,

· соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),

· психофизиологического состояния.

Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок.

Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает:

· врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;

· электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);

· ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.);

· биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);

· антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

При исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

· ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC170) и " до отказа";

· предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);

· с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;

· моделирование соревновательной деятельности.

 

При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

 

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

 

Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:

 

· физическое развитие,

· функциональные возможности основных физиологических систем организма,

· иммунный статус,

· психологический статус,

 

Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:

 

· спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта,

· продолжительность занятий,

· успешность в достижении спортивных результатов.

 

Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:

 

· режимом тренировок,

· объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,

· соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью,

· календарем и регламентом соревнований.

 

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

 

Врачебный контроль, как условие допуска, его содержание и периодичность.

Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.

Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач:

1. выявление противопоказаний к физической тренировке;

2. определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;

Контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).

В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы:

Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом (первичные, дополнительные, повторные).

Диспансеризация занимающихся физической культурой, спортом и туризмом.

Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...