Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Субъективный дух: раскрытие и воплощение




На первой ступени развития субъективности (от рождения до 1 года) - ступени оживления - практическое отношение к собственной жизнедеятельности существует в специфической форме. Их " субъек­том" оказывается не индивид в своей изолированности, а само со-бытиё, живое единство ребенка и матери в их отношении к остальному миру и к своей совместности в том числе. Чтобы последнее стало возможным, с самого начала решается сугубо практическая задача по со-организации двух индивидуальных существований. В част­ности, должен осуществиться первичный синтез телесной целостности ребенка, который находит свое прямое выражение в так называемом " комплексе оживления". (" Оживление" необходимо понимать бук­вально: программа действий взрослого обычно такова, что уже с первых дней начинают складываться целостные функциональные системы поведения ребенка, которые взрослый " прочитывает" уже не только в семантике " органических потребностей", но прежде всего - в семантике общения и отношений. ) О том, что произошло " оче­ловечивание" ребенка, взрослый судит по его улыбке (была гри­маса), плачу (был крик), и др. Именно с этого момента взрос­лый особым образом семантизирует пространство со-бытия, обна­руживая в ребенке тот адресат, к которому возможно личное обращение.

Доречевое развитие ребенка знаменательно тем, что здесь прежде всего формируются перцептивно-динамические и валентные " функцио­нальные органы", лежащие в основе чувственности, а точнее - чувст­венно-практического опыта, включающего в себя особые сложные образования типа установок, потребностей, устойчивых схем поведе­ния, со-организованных движений; это и есть та первая форма и то первое содержание внутреннего мира человека как психосоматической реальности, которые еще не знают субъект-объектного противопостав­ления. Здесь формулой сознания является " прамы" (Л. С. Выготский), прообразом деятельности - " живое движение" (Н. А. Бернштейн), формой общения - " сопричастность" (Леви-Брюль).

Кардинальное приобретение данной ступени развития - это под­линный синтез человеческого тела — его " оживление" в сенсорных, двигательных, общительных, созидательных измерениях. Очевидно, что впереди - бесконечное множество телесных изменений, однако сам принцип человеческого тела (своеобразная форма субъектности) оформ­ляется именно здесь. Обнаружение телесно-чувственной достоверности мира и практическое отличение от него своего самоощущения в широком спектре его возможных содержаний есть результат работы полагающей рефлексии (Гегель), которая производит самое первое высвобождение сознания (как субъективности) из поглощенности его бытием, но в форме связности его в некотором психическом образо­вании. Сознание свободно от бытия, но не свободно от формы своего освобождения, не свободно в психическом " конструкте" (образе, пред­ставлении, пристрастии, действии и др. ). Оно лишь следует (пере­мещается) из одной поглощающей организованности в другую), но сам переход остается наивным (бессознательным).

Два эпохальных события раннего детства стоят в начале новой ступени развития внутреннего мира человека - ступени одушевления (от года до 6 лет): это - прямохождение и речь. По словам Гегеля, посредством первого из них человек снимает внеположенность частей пространства, и сам находит для себя свое место; посредством второго - делается способным достигать сознания собственной всеобщности и постигать свое собственное " Я".

Прямохождение обеспечивает то, что ребенок попадает в ту же систему координат, в то же динамическое пространство (теперь четырехмерное), где уже находится взрослый; соответственно, он впервые начинает видеть другого в действии (а не просто в движении), так как впервые оказывается способным действовать сам. Су­щественно, что только с этого момента можно впервые говорить о предметных действиях в собственном смысле слова. (Речь, являясь первой натуральной практикой сознания на пути движения к самосознанию, раз возникнув, отныне всегда противопоставляет слово всему остальному; через слово субъективность впервые становится для себя самой предметом. )

Более того, речь и действия ребенка, ориентированные на взрос­лого, создают и закрепляют множественные точки идентификации, точки самотождественности и самодостоверности. Происходит под­линное одушевление жизнедеятельности ребенка (феноменально выра­жаемое как " Я сам! " ), возникает и специфическая форма целостного сознания — " мы — они", где " мы" и есть субъектность ребенка (совпа­дающая с границами группового сознания), а " они" - потенциальная объектность.

Способность самостоятельного передвижения и постижения своего " Я" есть в высшей степени важный момент в духовном развитии ребенка. Именно с этого момента складывается особая форма реф­лексии - сравнивающая. В стихии речевого общения начинается процесс быстрой специализации и дифференциации его действий: а) на собственно орудийные, обеспечивающие непосредственное включение ребенка в совместную деятельность со взрослым (самообслуживание, быт), и квазиорудийные (игровые, символические), обеспечивающие включение его в жизнедеятельность взрослого, в сферу социальных отношений; б) на собственно предметные (чувственно-практические), реализующие самодеятельность ребенка в материальной предметности и квазипредметные (познавательные, речевые, умственные), реали­зующие самодеятельность ребенка в идеальной предметности. Таким образом, носителем и реализатором субъектности как психосоциальной реальности является множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий.

Сравнивающая рефлексия обеспечивает субъекту опознание себя в налично данном, очевидном мире. Здесь сознание впервые начинает подниматься над конкретно определенной связанностью, над конкрет­ным психологическим образованием, что является необходимым шагом к свободе по отношению ко всему внешнему.

Помимо всего другого сравнивающая рефлексия позволяет ребенку освободиться и от некоторых ритуализированных форм совместности со взрослыми. Его субъективность все более обнаруживается (и для себя, и для других) как подлинная самость: в целостности " Я" со своим пред­ставлением и собственным действием.

С кризиса 6-7 лет, на границе дошкольного и школьного возраста начинается новая ступень - ступень персонализации (от 7 до 18 лет). Здесь происходит превращение различных деятельностных структур субъектности в содержание представлений о себе (самооценка, образ " Я" и др. ). Именно с этого момента ребенок начинает оформляться, становиться личностью - точкой средоточения различных общностей в социокультурной реальности и обособления от них. Начинается процесс самоограничения (уточнения границ самотождественности внут­ри со-бытия), процесс бурного осознания " Я - не Я", своих желаний, целей, мотивов, способностей, личностных качеств. Наиболее остро этот процесс протекает в подростковом возрасте, что обнаруживается в стремлении ребенка проявить себя в таких качествах, которые он сам считает ценными, поставив под сомнение систему внешних требований. Нередкий негативизм и импульсивность этих проявлений сменяются в юношеском возрасте все большей осознанностью, осмысленностью в преодолении внешних стереотипов и социально-ролевых ожиданий сверстников и старших.

Принцип персональности, который складывается на данной сту­пени развития, является предпосылкой для новой ступени - сту­пени индивидуализации (примерно от 20 до 40 лет). Только с этой ступени можно говорить о принципиальной возможности духовного саморазвития. Этот период является поворотным в жизни человека, и он связан с трудным поиском своей укорененности в мире, с выработкой собственного мировоззрения, со становлением подлинного авторства в определении и реализации своего способа жизни. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детер­минации поколения, объективируя многие свои качества как " не-Я", человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. В духовно-практической сфере бытия, которая и является коррелятом ступени индивидуализации, формулой субъектности может быть: " Я аутотентичен! ", или, говоря словами М. Лютера: " На том стою, и не могу иначе! "

Ступень универсализации (от 45 до 65 и более лет). Кризис, с которого начинается данная ступень, - это кризис самости в ее родовой, культурной и исторической определенности. Здесь откры­вается потенциальная эквивалентность человека Миру, что позво­ляет ему выйти за пределы сколько угодно развитой индивидуальности как таковой и войти в область соборных жизненных смыслов и духовных ценностей как " в свое другое" (" Я - Ты" ). Со-бытиё как видимая форма единства со многими другими уходит внутрь, становится эзотеричной, приобретая подлинно личный (уникальный, единственный в своем роде) характер: целостность, объемность, глубину и суве­ренность. Зрелость как всеобщая форма со-бытийности человека и его мира в целом и как предельная ответственность его за этот мир выводит человека за пределы мерного и ограниченного в сферу подлинно вселенского и универсального Со-бытия, о котором апостол Павел мог сказать: " И уже не я живу, но живет во мне Христос! " [Гал. 2, 20].

Таким образом, даже на этом, предельно обобщенном, уровне описания ступеней развития субъективного духа становится понятным, что в нашем духовном развитии не все мы можем " от себя", но и не все происходит " без нас".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...