Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и методы философии

ФИЛОСОФИЯ

 

Новосибирск

 
 
 

 

 


 

 


ББК 87я73

К 856

 

Рецензенты:

В.А. Колеватов, д-р философских наук, профессор,

С.В. Кущенко, д-р философских наук, доцент

Крюков В.В.

К 856 Философия: учебник для студентов технических вузов / В.В. Крюков. – 3-е изд., авторизованное, испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. – 212 с. – (Серия «Учебники НГТУ»).

ISBN 978-5-7782-2175-8

В учебнике на основе новейших достижений естественных, общественных и гуманитарных наук популярно изложен курс философии в ее современном понимании и в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. Представлены авторские разработки ряда тем и разделов курса философии для бакалавриата, в частности мировоззрение, методы философии, философия природы, философия культуры, социальная философия, философия науки, философия человека. Учитывая специфику технических вузов, акцентировано внимание на проблемах теории познания, истории и методологии науки, философии техники.

Учебник адресован студентам всех направлений, магистрантам и аспирантам технических специальностей, а также может быть полезен преподавателям философии, специалистам в общественных и гуманитарных науках и всем, кого интересует мировоззренческая проблематика.

 

 

ББК 87я73

 

ISBN 978-5-7782-2175-8 © В.В. Крюков, 2002, 2006, 2013

© Новосибирский государственный

 
технический университет, 2002, 2006, 2013


Abstract: In the book, based on the latest achievements of natural sciences, social sciences and humanities popular set out a course of philosophy in its modern sense. The author's development of a number of topics and sections of the course for the bachelor of philosophy, in particular worldview, methodology of philosophy, philosophy of nature, philosophy of culture, social philosophy, philosophy of science, philosophy of techniques, philosophy of man. Given the specificity of technical universities, also focused on the problems of the theory of knowledge, history and methodology of science, philosophy of technology.

The textbook is addressed to students of all directions, undergraduates and graduate students of technical specialties, and may also be useful to teachers of philosophy, specialists in social sciences and humanities, and to all who are interested in issues with worldview character.

Keywords: worldview, methods, philosophy, ontology, philosophy of cultours, social philosophy, epistemology, philosophy of science, philosophy of technology, philosophy of humanity.

 


Содержание

Введение....................................................................................................................................... 7

Глава 1. Предмет и методы философии..................................................................... 9

Мировоззрение как предмет философии. Уровни мировоззрения.
Содержание мировоззрения. Формы мировоззрения. Типы философских построений. Классификация философских теорий. Эволюция философского знания. Методы философии. Метафизический метод мышления. Диалектический метод мышления

Глава 2. Основные направления современной западной философии........ 29

Философия жизни. Философия воли. Философия интуиции. Экзистенциализм. Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм. Феноменология. Герменевтика. Постмодернизм

Глава 3. Философия природы..................................................................................... 51

Натурфилософия. Учение о материи. Современная научная картина мира. Ограниченность реляционной модели. Учение о бытии. Движение и развитие. Пространство и время. Релятивистская модель
реальности

Глава 4. Философия культуры..................................................................................... 69

Понятие социальной системы. Культура как сущность социума.
Ноосфера как способ жизнедеятельности социума. Цивилизация как этап в развитии социума. Философия истории. Ценности как
элементы культуры
. Структура социальной системы. Язык как знаковая система. Измерение ценностей

Глава 5. Социальная философия............................................................................... 91

Предмет социальной философии. Индивидуальная жизнь людей. Социальная структура общества. Политическая жизнь общества. Экономическая жизнь общества. Духовная жизнь общества. Структура
общественного сознания

Глава 6. Философия познания.................................................................................. 113

Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания. Источник знаний. Эмпиризм и рационализм. Практика. Эмпирические методы исследования. Теоретические методы исследования. Формы познания

Глава 7. Философия науки......................................................................................... 137

Наука как социальный институт. Наука эпохи Античности. Наука средневековья, эпохи готики. Наука эпохи Возрождения. Наука эпохи Просвещения. Наука эпохи классицизма. Наука современной эпохи. «Философия науки» как школа историков науки

Глава 8. Философия техники..................................................................................... 159

Предмет философии техники. Современная трактовка понятия техники. Этапы развития техники. Техника и инженерия. Техника
и технология. Техносфера. Информационное общество. Техногенная культура. Гуманистические проблемы техники

Глава 9. Философия человека.................................................................................... 177

Определения человека. Социальная сущность человека. Асимптоты
человеческого существования
. Социализация индивида. Философские аспекты проблемы сознания. Антропогенез. Появление сознания. Структура индивидуального сознания. Свобода воли человека. Смысл жизни и достоинство смерти

Алфавитный список основных терминов................................................................. 199

Алфавитный список имен............................................................................................... 204

 
 
Введение

 

Слово «философия»* – дословно «любовь к мудрости» – впервые произнес великий мыслитель Древней Греции, математик, астроном и основатель первой научной школы эпохи Античности Пифагор**. Согласно легенде, рождение Пифагора было предсказано его отцу Мнесаху и матери Парфенисе оракулом храма Аполлона в Дельфах. Оракул предрёк им рождение сына, который прославится своей мудростью, великими делами и красотой. Родился мальчик, и в честь бога Аполлона Парфениса взяла себе новое имя Пифиада, а мальчика назвали Пифагором – «предсказанным пифиями», жрицами дельфийского оракула. Теперь мы знаем, что древнее пророчество сбылось в полной мере.

К Пифагору обратился царь Финикии Клеон со словами:
«О, софикос!», т. е. «мудрец», и тогда Пифагор ответил: «Я не мудрец, я лишь любитель мудрости. Все могут знать только Боги, я же лишь стремлюсь к этому». Но в том ли состоит мудрость, чтобы много знать?

Гераклит из города Эфеса еще в VII веке до нашей эры утверждал: многознание уму не научает. Много ума или мало – не в этом суть, а дело в том, хороший ум или плохой. Но какой же ум можно считать хорошим? Известны две любопытные истории на эту тему.

Жил в Древней Греции в III веке до н.э. знаменитый философ Диоген из города Синопы. Он был человеком скандальным и язвительным на язык, но весьма глубокого ума и этим настолько знаменитым, что поговорить с ним приехал царь и полководец Александр Ма­кедонский, учителем и воспитателем которого был великий философ Аристотель. После нескольких часов беседы Александр остался настолько восхищен умом Диогена, что предложил: «Я – великий Александр и могу исполнить любое твое желание: проси у меня всего, чего ты хочешь». На это Диоген ответил: «Отойди немного в сторону: ты заслоняешь мне солнце». И тогда царь воскликнул: «Ах, если бы я не был великим Александром, я бы хотел быть Диогеном!»

Однажды к Диогену обратился философ-софист (профессиональный «учитель мудрости», а по нашему репетитор) Антисфен с такими словами: «Послушай, Диоген! Если ты, как утверждаешь, самый мудрый из нас, то почему ты больше всех нас задаешь вопросов?» В ответ Диоген взял в руки прутик и нарисовал на земле диаграмму. Изобразив маленький круг, он произнес: «Вот ваши знания». Затем описал этот круг большим кругом и сказал: «А вот мои знания. А теперь посмотрите, у кого из нас длиннее граница с неизвестным?»
В этом и состоит парадокс Диогена: чем больше мы знаем, тем больше убеждаемся в собственном невежестве.

Жил в то же время в городе Афины другой великий мыслитель по имени Сократ. Однажды его ученик – некто Херефонт – поехал в город Дельфы и обратился к знаменитому Оракулу в храме Аполлона с вопросом: «Правда ли, что Сократ – мудрейший из эллинов?» И дельфийский Оракул, который всегда отвечал весьма уклончиво, на этот раз совершенно определенно ответил: «Да. Сократ – мудрейший». Окрыленный ответом Херефонт явился к Сократу и передал ему слова Оракула. Притом поинтересовался: «Сократ, что ты скажешь на это?» Тот пожал плечами и ответил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Помолчал и добавил: «Но остальные не знают и этого».

Все парадоксы – неожиданные, странные выводы – следуют из того обстоятельства, что мы пытаемся измерить то, что не имеет количества, а именно – ум! Для того же, чтобы определить качество интеллекта, можно предложить такое понятие, как «склад ума». Для начала представим обычный склад как помещение, в котором хранят разные вещи. В одном случае это может быть темный чулан или заброшенный чердак, где как попало свален в кучу всякий хлам, и когда нам что-нибудь понадобится, мы можем долго рыться в своем барахле, выбиваясь из сил и не находя нужной вещи. В другом случае это будет светлая комната, удобное помещение, где все вещи разложены по полочкам, каждая на своем месте, снабжена бирочкой, занесена в каталог, и когда в ней возникнет нужда, мы легко и быстро найдем ее и пустим в дело. Так и в голове: можно иметь либо темный чулан, либо светлую комнату. Значит мудрость – это светлый, упорядоченный, хорошо организованный ум, который можно эффективно использовать и в работе, и в жизни.

Есть еще один любопытный смысл слова «мудрость». В древнегре­ческой мифологии и, соответственно, в языке противопоставлялись понятия «хаос» и «космос». Образом хаоса была беспорядочная толпа на рыночной площади, а космос олицетворял порядок военного строя – шеренги пехотинцев-гоплитов с блестящими щитами, наконечниками копий, шлемами с конскими гривами, сверкающими мечами – молодец к молодцу, красавцы! Так что слово «космос» переводится еще и как «красота», и отсюда наше современное слово «косметика» – средства, с помощью которых мы приводим в порядок лицо и тело.

Точно так же мудрость – это упорядоченный, стройный ум, а следовательно, ум красивый и привлекательный. Если же при этом он оригинальный, острый как у Диогена или уникальный как у Сократа, то такой ум вообще подобен небесному Космосу – образцу и совершенству всякого порядка и красоты. И поэтому так же, как душой каждый человек стремится к небу, мыслями своими он тянется к яркому и совершенному интеллекту мудрого Учителя.


 

 

   

 

 


Глава 1

Предмет и методы философии

Мировоззрение как предмет философии

М

ировоззрение – это необходимая часть духовной культуры общества и, как следствие, внутреннего мира каждой человеческой личности. Разнородные области знаний, убеждений, мыслей, образов, идеалов, чувств и настроений, стремлений и надежд, соединяясь в целостной картине мира, предстают как более или менее разработанное, упорядоченное или хаотичное, верное или иллюзорное понимание людьми мира в целом, его частей и состояний; как осознание человеком самого себя и своего места в мире; как память о прошлом, созерцание настоящего и предвидение будущего.

Мировоззрение есть зрение умом, а не глазами, поэтому оно есть теоретическая, умозрительная картина мира.

В состав мировоззрения входят и играют в нем каждые свою специфическую роль повседневные впечатления, обыденные или житейские практические знания, профессиональные умения, глубокие научные истины. Все эти компоненты составляют жизненный опыт как отдельного человека, так и некоторой общности людей – группы или массы, и чем солиднее, чем богаче содержанием этот жизненный опыт, тем более прочную и основательную опору получает деятельность личности и общества.

Однако знания никогда не заполняют собой все поле мировоззрения. Кроме знаний о мире и самом человеке как его элементе, в мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностных ориентаций – суждения о добре и зле, справедливости и своеволии, красоте и уродстве, любви и ненависти и т. д. Здесь хранятся образы прошлого и конструируются проекты будущего, получают одобрение или осуждение различные мотивы и способы поведения, течение и смысл всей жизни в целом.

Вообще программы действий, направленность поступков людей имеют под собой две опоры: знания и ценности, которые во многом противоположны по своей сути и вместе с тем дополняют друг друга как две стороны одной медали. Познанием движет стремление к истине, к правильному и точному воспроизведению существенных черт и объективного содержания реальной действительности. Ценностное сознание имеет другой смысл. Оно выражает собой отношение людей ко всему существующему и происходящему с собственно человеческой точки зрения, субъективно, т. е. в соответствии с их потребностями, интересами, целями, тем или иным пониманием идей и идеалов их собственной жизни. Представление о мире в ценностном аспекте – это человеческое измерение многоразличных фрагментов действительности.

При всей их разнородности познавательный и ценностный способы духовного освоения мира человеческим сознанием и преобразования практическим действием должны быть гармонизированы, приведены в согласие. Необходимо также, чтобы было достигнуто напряженное единство других полюсов в содержании мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и предвидения будущего. Их гармоничное сочетание всегда есть результат сложной, долгой и порой мучительной духовной работы, призванной тем не менее обеспечить цельность и связанность человеческого опыта и дать ему надежные ориентиры в настоящей и предстоящей жизни.

Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретных места и времени. Оно позволяет соотносить опыт каждого данного человека с опытом других людей, включая и тех, которые жили раньше и даже в далеком прошлом. В мировоззрении накапливается и уясняется смысловое содержание человеческой жизни. Все новые поколения людей приобщаются к духовному миру далеких предков, дедов и отцов, ближних и дальних современников, что-то при этом бережно храня, а от чего-то решительно отказываясь.

Итак: мировоззрение есть целостная совокупность знаний, представлений, суждений, оценок и принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира, места в нем человека, и вместе с тем формирующих жизненные позиции, структуры поведения и программы деятельности людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая стороны человеческого существования.

Уровни мировоззрения

В различных формах мировоззрения по-разному представлен чувственный, житейский и интеллектуальный опыт людей. Эмоциональную сторону мировоззрения в виде настроений, чувств, переживаний выражает мироощущение. Опыт создания наглядных образов в диапазоне от зрительных или звуковых картин до условных схем, чертежей и диаграмм относят к мировосприятию. Наконец выражение содержания мировоззрения в виде абстрактных понятий, символических формул, интеллектуальных моделей составляет миропонимание.

Чувственная сторона духовного мира человека – непременный элемент мировоззрения. Ярким примером возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить знаменитые слова великого немецкого философа XIX века Иммануила Канта: «Две вещи наполняют мою душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них: это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Это пример оптимистического мироощущения. Но оно может быть и пессимистическим, как в Библии у Экклезиаста: «Все суета сует и всяческая суета!» Или же как в притче о перстне царя Соломона.

У царя древней Иудеи Соломона был перстень с выгравированными на нем словами «Все проходит!» как символом бренности и тщеты человеческой жизни. Однако в судьбе Соломона все складывалось более чем успешно: власть, слава, богатство, преклонение народа, любовь прекрасной царицы Савской! И вот однажды, взглянув на свой перстень, Соломон усомнился в справедливости запечатленных на нем слов, раздраженно сорвал перстень с пальца и выбросил его в море. Спустя некоторое время ему на обед подали рыбу свежего улова. Разделывая ее на блюде, Соломон нашел в ней свой перстень и увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он приблизил перстень к глазам и прочел: «И это пройдет!» Все суета сует и томление духа, а жизнь есть лишь короткая или длинная дорога к смерти.

Образные представления об окружающем нас мире формирует искусство. Зрительные образы в виде рисунков и картин дает живопись. Причем эти образы могут быть прекрасными, как «Джоконда» Леонардо да Винчи или «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, а также уродливыми, как демоны в «Каприччос» Франсиско Гойи, или же фантасмагорическими видениями, как в сюрреалистических картинах Сальвадора Дали. Это может быть реалистический пейзаж, как «Утро в сосновом лесу» Шишкина или же абстрактный «Черный квадрат» Малевича. Слуховые образы создает музыка – от плясовой «Камаринского» до «Реквиема» Моцарта. Статические образы мы видим в скульптуре в застывших формах «Дискобола» Праксителя или «Мыслителя» Огюста Родена или же в движении танца, балета, пантомимы. Пространственные формы разрабатывает архитектура, создавая внешние формы зданий, наподобие готического Кельнского собора или минаретов Святой Софии в Стамбуле, внутреннего убранства зрительного зала Оперы Ля Скала или анфилад комнат в дворцах Лувра и Эрмитажа. Таковы формы мировосприятия.

Понимание реализуется в текстах. Причем это могут быть рассуждения писателя, как, допустим, мысли Льва Толстого о войне и мире; обсуждение политических и экономических вопросов, как, скажем, в трактатах Жана-Жака Руссо «Об источниках неравенства между людьми» или «Об общественном договоре»; изложение и обоснование научных теорий, как в статьях и монографиях ученых, наподобие книг «Происхождение видов путем естественного отбора» Чарлза Дарвина или «Кибернетика» Норберта Винера. Таковы же и труды философов от диалогов Платона и трактата Аристотеля «О душе» до современных монографий вроде книги автора этих строк «Материя и бытие в диахронической версии».

Новое значение приобретают в составе мировоззрения знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, представлений, переживаний, они становятся в конечном счете больше, чем просто знаниями, превращаясь в познавательные убеждения, т. е. глубоко укорененные в нашем интеллекте, продуманные, обоснованные, лично выстраданные позиции в трактовке явлений и событий окружающей нас действительности. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические ценности, нормы и идеалы. В сочетании с волей они становятся основой жизненного поведения и практического действия.

Существенная характеристика перехода знаний и представлений в убеждения – это все возрастающая степень доверия к их содержанию, к их глубокому смыслу. Диапазон человеческой уверенности и веры широк. Он простирается от жизненной, практической несомненности или очевидности, т. е. целиком рассудочной позиции, до религиозных верований, пусть необоснованных и непроверенных, но все же систематизированных и освященных высоким авторитетом Бога и церкви или же заветами предков, а также вплоть до легковерного принятия одиозных баек и нелепых вымыслов, что свойственно массовому сознанию примитивного уровня, когда люди, не желая тратить силы на формирование грамотного мировоззрения, оказываются в плену самых невежественных представлений и суеверий.

Ведущая роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже с недоверием. Сомнение вообще есть признак самостоятельной, осмысленной работы в области мировоззрения. Фанатичное, слепое принятие той или иной мировоззренческой доктрины, духовное срастание с ней без внутренней критичности называют догматизмом. Другая крайность – это неверие ни во что, сомнение в истинности знаний, правоте идеалов, достоинстве целей. Эту позицию называют скептицизмом и нигилизмом (от лат. nihil – ничто). В начале XX века среди поэтов-декандентов (декаданс – значит упадок) были некие «ничевоки», которые не писали ничего и это называли поэзией!

По степени глубины, продуманности, обоснованности, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов, яркой образности в мировоззрении различают также повседневно-практи­ческий и теоретический уровни.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, расхожих, массовых проявлениях, в повседневных формах, содержит в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, традиции, веру и сомнения, но и множество заблуждений и предрассудков.

Житейское толкование в его повседневных формах имеет стихийный характер, оно хаотично, не отличается сколько-нибудь глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях затмить разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление сиюминутно и приземленно, оно пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, понимания важных ценностей и стремления к высоким идеалам.

Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои утверждения и выводы, согласовывая их с наукой и практикой, вписывая их в контекст исторической традиции и современности. На профессиональной основе этим занимается философия.

Содержание мировоззрения

В философской картине мира с необходимостью должны быть представлены четыре основных элемента его структуры, четыре предмета осмысления действительности. Это Природа, Бог, Общество и Человек. Они различаются между собой специфическим для каждого из них способом существования, особенностью их представленности в бытии мира.

Так, Природа – это все то, что существует само по себе, спонтанно, стихийным образом. Это та часть реальности, которая никем не сотворена, которой никто не управляет и в которую никто не вмешивается. Прекрасно выразил сущность природы древнегреческий философ Гераклит Эфесский: «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и людей, а был, есть и вечно пребудет живым огнем, мерами возгорающимся и мерами затухающим». Природе присущ естественный способ существования в том смысле, что она просто есть, и это обстоятельство мы вынуждены признавать – нравится нам это или
нет – как непреложный факт. Солнце светит; гора Эверест есть; река Обь течет на север. Кто так распорядился? Да никто! Обь сливается с Иртышом. Зачем они это делают? Для кого? Бессмысленные вопросы! Так в мире уродилось. И все. Мы можем бурно митинговать или проводить всенародный референдум против солнечного затмения, но оно случится вопреки нашей воле, поскольку от нее не зависит.

Бог в таком случае – это понятие, за которым стоит представление о потустороннем мире, о мистических существах: ангелах и архангелах, серафимах и херувимах, чертях и дьяволах, духах и призраках. Сюда относят все, имеющее чудесный характер: колдовство, превращения, перемещения в мгновенье ока. Сам Бог есть существо вечное и вездесущее, всемогущее и всеведущее, всеблагое и прекрасное, т. е. полный предел бытия, и способ его существования – сверхъестественный, т. е. противоположный природному.

Вместе с тем бог существует, но не как физическое тело, а как идея, глубоко укорененная в сознании и поведении огромного множества людей. В системологии есть определение идеальной системы: это такая система, которой нет, но ее функции выполняются. Чебурашек в природе нет, но любой ребенок расскажет о нем (или о коте Матроскине) множество прелюбопытных историй. Да и многим взрослым людям Дядя Федор наверняка знаком гораздо ближе, чем сосед из дома напротив.

Общество, или социум, состоит из таких элементов, как люди, вещи, знаки, институты или учреждения, которые в дикой природе не встречаются и не могут возникнуть спонтанно, сами собой. Все они созданы в процессе деятельности людей, сотворены ими. Однако это сотворение не есть чудо, в котором явно нарушаются законы природы. Продукты человеческой деятельности своим существованием не противоречат законам природы, не нарушают их, но и не вытекают из действия этих законов. Для явлений социальной действительности характерен искусственный способ существования. Это значит, что сама природа такие объекты создать не может: булки хлеба не растут на деревьях; овцы не стригут себя сами и не вяжут кофты и свитера; глина не выкапывается сама собой из земли, не формуется в кирпичи, не обжигается в печах и не складывается в стены домов, и т. д. Скажем, река Обь – это естественный фрагмент реальности, а вот мост через нее – искусственное сооружение: не объект натуры, а предмет культуры, о котором можно точно сказать, кто его построил, когда и зачем.

Наконец, Человек занимает особое место в составе действительного мира. Его нельзя отнести к природе, хотя в нем есть природное на­чало: как всякое живое существо, он рождается и умирает, дышит, питается, болеет и старится в полном соответствии с законами биологии.

Вместе с тем в человеке есть такие качества, которые не заложены в его генотипе, не передаются по наследству, а формируются только и исключительно в социальной среде. Это способность к труду, к общению, владение речью, целенаправленный характер деятельности, смысловая память, воображение и фантазия, предвидение последствий своих действий, т. е. все то, что делает его представителем вида homo sapiens – «человеком разумным».

В человеке есть также и божественные качества, а именно: способность к творчеству, к созданию нового, оригинального, т. е. такого, чего не было до него, не может возникнуть без него и что не может существовать без постоянной опеки человека. Человек в процессе своей творческой деятельности вносит такие изменения в природу, которые совершенно невозможны в естественном ходе событий. Иначе говоря, человек есть созидатель и демиург, управитель части, а потенциально и всей реальности и в том толковании, что он есть образ и подобие Божие на Земле. И в том также смысле, что образ Бога есть идеальное выражение человеческой сущности или предел, асимптота человеческого существования как горизонт, к которому человек стремится в своем нынешнем и особенно будущем бытии.

Выдающийся философ ХХ века, создатель философской антропологии – учения о человеке – Макс Шелер полагал, что человек есть «эксцентрическое существо» в том смысле, что человека нельзя однозначно отнести к какому-то центру – природному, социальному или божественному. Поэтому способ существования человекасинтетический, комбинированный. Человек универсален и в определенном смысле он есть пересечение, фокус и смысловой центр существования. Поняв человека, мы постигнем тем самым всю глубину бытия. Вот только может статься, что глубина эта бездонна.

Формы мировоззрения

В истории духовной культуры общества имели место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, наука, искусство и философия.

Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в незапамятные времена и представляла собой синкретичную, т. е. целостную, нерасчлененную эмоциональную и рациональную, теоретическую и практическую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествования об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхождении ремесел, наблюдения за природой, а вместе с тем и вымышленные рассказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращениях, удивительных существах.

В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от людей. Вся природа была населена одухотворенными и человекоподобными существами: в реках и озерах плескались нимфы у греков, наяды – у римлян, русалки – у славян; в лесах жили дриады, или лешие; в болотах – кикиморы; в омутах – водяные. Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог Зевс у греков, Юпитер – у римлян, Перун – у славян. Богом солнца был Гелиос или Ярило; морями и океаном правил Посейдон, или Нептун; под землей было царство Аида, или Плутона.

Мифологическое мировоззрение было художественным, т. е. выражалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литературный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние. Оно было также антропоморфным, т. е. очеловеченным представлением о действительности. Боги были не просто похожи на людей внешне; к ним обращались так же, как к своим соплеменникам – с мольбами или угрозами, их пытались задобрить подношениями, или же наказывали розгами их изображения за невыполненные поручения. Пантеон богов представлял собой точное воспроизведение родовой семьи: патриарх во главе, а вокруг него жены, дети, многочисленная родня в различных коленах.

Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древности в виде анимизма – одушевления живых и неживых существ и предметов окружающего мира; тотемизма – поклонения своим животным предкам; фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явлений; магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на других людей, животных и природные силы и даже на богов и духов. Как разновидности магии, существовали колдовство, ведовство, шаманство, знахарство и т. п.

Как самостоятельная форма мировоззрения, религия формируется в период разложения родового общества и становления цивилизаций, когда появляются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, т. е. единобожия, и персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего, трансцендентная, т. е. потусторонняя сущность, абсолютное совершенство, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренческой форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в сверхъестественное.

Наука, подобно религии, формируется как мировоззрение на основе содержания мифологии. Но если религия концентрирует в себе фантастические элементы мифов и придает им сакральный, священный характер, то наука вбирает в свое содержание реалистические элементы мифов, представляющие собой накопленный и зафиксированный в знаниях, т. е. в знаковых моделях и прежде всего в языке, опыт практической деятельности людей по освоению и преобразованию окружающей их природной и социальной среды.

Наблюдения за климатом, сменой сезонов года, движением звезд на небе, течением и разливами рек, приливами и отливами морей; использование свойств различных материалов – металлов, дерева, глины, кож, плодов растений и продуктов животных в процессе их обработки и далее в потреблении их как утилитарных ценностей, удовлетворяющих потребности людей и тем самым приносящих пользу, – вот тот материал, из которого начинает строиться научная картина мира.

Искусство реализует художественные элементы мифов. Оно не копирует действительность, но типизирует ее и раскрашивает в яркие цвета воображения. В образах искусства смешиваются реальные и вымышленные персонажи, но вымысел всегда строится очень похожим на правду. Так, например, в «Войне и мире» Льва Толстого, наряду с историческими Наполеоном и фельдмаршалом Кутузовым, действуют придуманные, но очень правдивые Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи – это не только портрет конкретной модели, а обобщенный образ матери и даже Богородицы, скорбящей по трагической земной судьбе Сына своего.

Философия также возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося цивилизованного общества. Причем философия занимает особое место в мировоззренческих построениях: ее нельзя вывести непосредственно из мифов или представить как обобщенный и выраженный в абстрактной форме опыт практической деятельности людей. Так же, как к науке, особняком стоит она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, т. е. разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и тем более на нелепые суеверия.

Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет рефлексивный характер (от лат. reflectia – отражение). То есть это такое знание, в котором главным предметом осмысления становится сам человек. Когда человек размышляет обо всем сущем не отстраненно, а с позиций своего субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек, прежде всего, обращает внимание на свои собственные действия с точки зрения именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как таковой, а как свой мир – он вступает на поле философии.

Религия и наука находятся в оппозиции друг к другу: это альтернативные и непримиримые формы мировоззрения, и по мере развития человеческого общества, в ходе эволюции его духовной культуры, пропасть между религией и наукой расширяется и углубляется. Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел высказал идею о том, что философия как раз и призвана служить мостом между религией и наукой. Она должна осваивать «ничейную землю» между ними,
выстраивать свои теоретические конструкции между областями пылкого воображения религии и сухого факта науки, которые дают каждая сама по себе одностороннюю и, следовательно, неполную и недостаточную картину действительности.

Философия, таким образом, является центром, системообразующим ядром мировоззрения, обеспечивающим его целостность и пол­ноту.

Типы философских построений.
Классификация философских теорий

Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она возникла в конце VII века до н. э. в Древней Греции. За двадцать шесть веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслителей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философского знания. Как разобраться в многообразии философских построений, различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противоположных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий?

Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих «Лекциях по истории философии» великий немецкий философ XIX века Георг Вильгельм Фридрих Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой немецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулировал ее следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...