Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы

1. Покажите соотношение отражения объекта в процессе познания и освоения предмета человеком в процессе преобразования.

2. Охарактеризуйте познание как деятельность субъекта.

3. Оцените значение опыта и практики в познании действительности.

4. Проиллюстрируйте зависимость выбора метода от предметной области исследования и целей познания.

5. Покажите состав знания как результата познавательной деятельности.

6. Обозначьте границы теоретических спекуляций и интеллектуальной фантазии.

Дополнительная литература

1. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая /
В.А. Лекторский. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 255 с.

2. Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы /
Л.А. Микешина. – М.: Прогресс, 2002. – 623 с.

3. Моргунов Г.В. Инновационная сущность творчества: монография / Г.В. Моргунов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – 179 с.

4. Наука и техника в системе культуры: метод. пособие / сост.
В.А. Колеватов, Е.Я. Букина, С.И. Чудинов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ,
2008. – 42 с.

5. Орлов В.В. История человеческого интеллекта / В.В. Орлов. – Пермь: Изд-во ПермГУ, 2007. – 187 с.

6. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов / Е.В. Ушаков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2008. – 584 с.

7. Философия естественных наук: учеб. пособие / под общ. ред.
С.А. Лебедева; Моск. гос. ун-т им М.В. Ломоносова. – М.: Академический проект: Мир, 2006. - 555 с. – (Серия «Gaudeamus»).

 

 


 

 


 

Глава 7

Философия науки

Наука как социальный институт

Н

аука, которая в главе 1 «Предмет и методы философии» была определена как форма мировоззрения, представляет собой более сложное явление духовной культуры. С древних времен наука обособляется в самостоятельный вид профессиональной деятельности, которой занимаются люди, посвятившие себя познанию сущности и законов существования действительности в различных сферах бытия: познанию природы в естествознании, социальных институтов и отношений в обществоведении, человека и его жизни в гуманитарной области знаний, изобретательской и конструкторской деятельности в технических науках.

Наука занимается не только собственно исследовательской деятельностью. На ее основе создаются образовательные учреждения, формирующие в своей совокупности систему просвещения, которая распространяет знания, занимается обучением детей, подготовкой специалистов для различных областей общественной жизни – экономики, политики, идеологии, искусства и даже религии. Первые образовательные учреждения, в которых велись и научные исследования, появились еще в эпоху Античности. Таковыми были школа Пифагора и Союз пифагорейцев, школа Сократа, Академия Платона, Лицей Аристотеля. В Средние века появляются первые университеты – Болонский в Италии, Сорбонна в Париже во Франции, Кембридж и Оксфорд в Англии. В Новое время создаются профессиональные организации ученых: Королевское общество в Англии, Парижская академия наук во Франции, Берлинская академия наук в Германии, Российская Де сиянс (от франц. Academie de Sciences – академия наук) академия в России при Петре I.

В наше время функции познания и просвещения чаще всего разделены. Исключительно исследовательской деятельностью занимаются специализированные институты ряда академий: Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук и т. д. Эти учреждения оформляются даже территориально: Новосибирский Академгородок, научный центр Дубна, подмосковное Сколково и пр. Просвещением занимаются учреждения дошкольного, школьного и профессионального образования: детские сады, школы, гимназии, лицеи, колледжи. Совмещают образовательные и познавательные функции институты и университеты различного профиля: классические, технические, лингвистические, экономические, педагогические и т. д.

Наука как часть духовной культуры общества прошла вместе с ним длительный путь исторического развития. Она меняла свои содержание и форму в различные исторические эпохи в зависимости от того, какие элементы духовной культуры доминировали в тот или иной период эволюции общества, привлекали к себе первоочередное повышенное внимание людей и тем самым накладывали отпечаток на остальное содержание общественного сознания. Такое влияние испытывала на себе и наука, отчего менялся ее характер в разные исторические времена.

Следует также отметить, что наука с древности и до середины XIX века была теснейшим образом связана с философией: настолько тесно, что философами и учеными были одни и те же люди. Пифагор даже более известен как математик и космолог; Фалес был выдающимся физиком и геометром; Аристотель занимался ботаникой, зоологией, метеорологией, минералогией, а его физика была каноном наук о природе более чем тысячу лет, вплоть до Нового времени. И в эпоху Просвещения та же картина: великий физик и математик Исаак Ньютон основной свой научный труд назвал «Математические начала натуральной философии»; выдающиеся математики Рене Декарт и Готфрид Лейбниц даже более известны как великие философы и т. д.

В наше время до философских высоких обобщений поднимались самые знаменитые ученые: Альберт Эйнштейн – создатель релятивизма, Нильс Бор – один из творцов квантовой механики и автор принципа дополнительности, Владимир Вернадский – творец теории ноосферы, Норберт Винер – создатель кибернетики и Илья Пригожин – творец синергетики. Поэтому рассмотрим во взаимосвязи специфику философии и характер науки в различные исторические эпохи.

 

 

Наука эпохи Античности

Античность (от лат. antiqus – древний) продолжалась с VI века до н. э. по IV век н. э. В этот период мировоззрение общества было преимущественно натуралистическим, т. е. господствующим элементом в составе мировоззрения была природа. Люди античности не отделяли себя от природы и тем более не противопоставляли ей человеческий мир. Более того – считали себя частью природы и природными существами. Так, Аристотель определял человека как разумное политическое (от греч. politikos – городской) животное, общество уподоблял пчелиному рою или муравьиной семье, а мир человека рассматривал как образ и воплощение природного космоса, макрокосма: как микрокосм, которым должны управлять такие же непреложные законы, как законы движения светил на звездном небе или необходимость и повторяемость восходов и закатов Солнца и смена сезонов года.

Философия в античную эпоху именно потому представляла собой по своей специфике космоцентризм, поскольку в качестве своего предмета рассматривала небесный и земной космос. Яркими образцами такой философии были материалистические учения: учение о стихиях Фалеса Милетского или Гераклита Эфесского, учение об атомах Демокрита и Эпикура, учение о бытии в поэтическом сочинении Парменида «Природа». Природное начало доминировало и в идеалистических учениях: учении о числах Пифагора, учении об идеях Платона, учении о материи и форме Аристотеля.

Наука Античности, так же как и философия, была по необходимости чисто умозрительной, т. е. имела теоретический характер. Тем не менее кроме чисто философских учений античные мыслители добились выдающихся научных результатов. Так, Пифагору принадлежит доказательство знаменитой теоремы о соотношении гипотенузы и катетов прямоугольного треугольника, открытие иррациональных чисел, вычисление числа p (кстати – это первая буква его имени), выражающего отношение длины окружности к ее радиусу. Пифагор изобрел музыкальную гамму, разделив звучащую в унисон струну на семь интервалов в соответствии с числовыми пропорциями. Он открыл золотое сечение в делении геометрических фигур и создал космологическую модель строения мира, положив в ее основу численные отношения радиусов сфер обращения планет как вписанных друг в друга правильных многогранников: тетраэдра, куба, пентаэдра, октаэдра и гексаэдра.

Фалес Милетский в физике рассматривал взаимопревращение стихий – земли, воды, воздуха и огня – в зависимости от температуры и плотности. Сейчас мы это называем изменениями агрегатного состояния вещества – твердого, жидкого, газообразного и плазмы. В математике Фалес доказал теорему, позже названную его именем, о геометрическом подобии и с ее помощью измерил высоту египетских пирамид по длине их тени.

Аристотель создал античную физику, включавшую в себя статику – учение о свойствах рычага, и динамику – учение о движении, сутью которого было стремление всех природных тел к состоянию равновесия. Аристотелевская физика преподавалась в университетах Европы вплоть до XVII века и считалась образцом научной теории.

Греческий математик Евклид создал аксиоматическую геометрию, в которой на основе всего лишь пяти аксиом – положений принципиального характера, принимаемых без доказательств, из которых в качестве выводов чисто логическим путем, т. е. рассуждением, получали тысячи теорем. Они рассматривались как истинное знание в силу их правильности, т. е. соответствия правилам математического доказательства.

В период эллинизма – Поздней Античности – великий греческий астроном Клавдий Птолемей создал теоретическую модель мира, основанную на принципе геоцентризма: признания того положения, что центральным телом Вселенной является неподвижная Земля, а Солнце, Луна и планеты, закрепленные на хрустальных сферах, обращаются вокруг нее. Вся конструкция ограничена сводом неподвижных звезд, которые являются отверстиями в небесной тверди, и через них в наш мир проникает вселенский свет. Причем система Птолемея очень хорошо соответствовала астрономическим наблюдениям и позволяла достаточно точно вычислять положения небесных тел, предсказывая лунные и солнечные затмения, противостояния планет и т. п.

Необходимо отметить выдающиеся достижения ученых знаменитой александрийской библиотеки в Египте: Аристарха и Гипатии, высказывавших идеи о движении Земли вокруг Солнца, причем по эллиптической траектории. Правда, эти идеи не получили признания и остались лишь предположениями.

Известны изобретения Архимеда: архимедов винт, метательная машина, рычаги для поднятия тяжелых грузов. Свойства рычага Архимед исследовал настолько хорошо, что даже заявлял: «Дайте мне точку опоры – и я опрокину Землю!» Знаменит Архимед открытием основного закона гидростатики, названного его именем. По преданию, тиран Гиерон поручил Архимеду определить, не подмешано ли серебро в изготовленную для него золотую корону. Решение Архимед нашел в ванной, увидев, как вытесняется вода погруженным в нее телом. Тогда он выскочил из ванной и голышом побежал по улицам города с криком «Эврика!»: нашел!

Наконец, можно вспомнить изобретения Герона Александрийского: вращающийся силой пара шар или водяные часы – клепсидру. Применения они не нашли, остались игрушками, но стали прототипами будущих технических достижений.

Наука средневековья, эпохи готики

Свое имя эпоха получила по наименованию северных племен – готов, предков современных германских народов – которые после гибели Западной Римской империи определяли культуру средневековой Европы на протяжении тысячи лет: с V века н. э. по XIV век. Основным элементом мировоззрения в эту эпоху была идея Бога, а ведущей формой общественного сознания стала религия. В Европе это была монотеистическая, основанная на единобожии христианская религия, унаследованная готами от римлян, в империи которых христианство, возникшее в I веке в древней Иудее, распространилось повсеместно и при императоре Константине Великом впервые стало государственной религией.

В силу господства религиозного мировоззрения и идеологического диктата церкви и философия, и наука испытывают на себе их мощное влияние. Философия перестает интересоваться природой и становится по своему предмету теоцентризмом (от греч. theos – Бог), обслуживая интересы богословия. Мыслителей этой эпохи – а это почти всегда служители церкви, поскольку библиотеки и школы сосредоточены в храмах и монастырях, – занимают проблемы креационизма (от лат. creatio – строить), или сотворения мира Богом из ничего волеизъявлением Создателя, и интуиционизма (от лат. intuitio – постигать), или откровения как непосредственного усмотрения истины, которую Господь открывает глубоко верующему человеку.

Еще одна проблема, которая вызывала жаркие споры средневековых мыслителей, – это проблема универсалий, или же общих понятий. Представители реализма, выражавшие идеалистическую линию Платона, считали универсалии идеями как самостоятельными сущностями, предшествующими существованию единичных вещей (лат. ante res). Так думали Иоанн Скот Эриугена в IX веке и Ансельм Кентерберийский в XI веке. Они полагали, что, к примеру, яблоки, груши или сливы суть частные воплощения фрукта как такового. В XII веке реализм стал вытесняться номинализмом, представители которого считали общие понятия лишь именами (лат. nomina) вещей, которые существуют после вещей (лат. post res) и являются лишь выражениями языка, фигурами речи. Так думали Боэций и Иоанн Росцелин. Французский философ Пьер Абеляр в том же XII веке выдвинул компромиссную версию, согласно которой универсалии – не слова и не самостоятельные вещи: они существуют в вещах (лат. in rebus) как понятия, выражающие общее содержание множеств единичных вещей. Эта позиция получила наименование концептуализм (от лат. conceptum – понятие) и оказалась верной.

Философы этой эпохи толковали мир как божественное творение и приписывали ему духовные свойства. Яркими фигурами в средневековой философии были Аврелий Августин по прозвищу Блаженный в V веке и Фома Аквинский – знаменитый систематизатор средневековой учености в XIII веке.

Августин создал учение о качествах Бога, исходя из библейского принципа о сотворении Богом человека по образу и подобию своему. Но если человек – подобие, то Бог – оригинал, и тогда он обладает теми же свойствами, что и человек, но в превосходной, предельной степени. Так, человек ограничен в своем существовании, он рождается и умирает; Бог не ограничен и существует вечно. Человек всегда находится в определенном месте в определенное время; местонахождение Бога не имеет пределов – Он вездесущ. Человек что-то знает, чего-то не знает и многого не в состоянии даже постигнуть; Бог знает и понимает все – Он всеведущ. Человек способен на добрые дела, но вместе с тем часто ошибается, кривит душой, совершает злодеяния и способен на преступления. Бог в принципе не творит зла, он по своей сути добр, всех любит и поэтому Он – всеблагое существо.

Фома Аквинский упорядочил средневековую схоластику. Схоластика (от лат. schole – школа) включала в свой состав помимо философии семь «свободных искусств», которые так называли потому, что наукой тогда считалась только теология. В состав схоластики включались, согласно Боэцию, тривиум, или грамматика, риторика и диалектика как искусство спора, а также квадриум, или арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Схоластике были присущи зубрежка, поскольку рукописные книги были редкостью, и студиозусы заучивали их тексты наизусть, повторяя много раз каждую фразу за лектором. Схоластика опиралась на безусловное преклонение перед авторитетами, и все дискуссии сводились к цитированию текстов Священного писания, трактатов отцов церкви из свода Священного предания и признанных Церковью ученых авторитетов. Скажем, в естествознании достаточно было сослаться на авторитет – «Так сказал великий Аристотель!», и это принималось за истину в последней инстанции. Схоластика отличалась также буквоедством, т. е. детальнейшим вплоть до последних мелочей изложением предмета. Поэтому научные труды в то время выглядели как огромные манускрипты, рукописные фолианты на толстых листах пергамента, тяжелые и по весу, и по стилю изложения книги, переведенные с арабского, греческого языков или же написанные на вульгате – грубой, «вульгарной», «варварской» латыни.

Такими были и труды Фомы, которые он называл суммами – «Сумма философии», «Сумма теологии», в которых перечислял многочисленные аргументы против язычников, доказательства бытия Божия, обоснования принципа гармонии веры и разума. Согласно этому принципу земные явления человек постигает умом, и это есть наука, а небесные же, божественные истины человеку дает вера путем откровения и сверхчувственной интуиции, и это есть религия. Но, будучи кардинально различными и противоположными по сути, наука и религия не противоречат друг другу и одна другую не опровергают. Напротив, они дополняют ограниченность своей альтернативы (от лат. alter – другой и native – рожденный) и вместе создают полную картину действительности, целостное и гармоничное мировоззрение.

Ученые средневековья – а это чаще других были медики, поскольку изучение свойств минералов и растений было необходимо в их ремесле – культивировали так называемые квазинауки (от лат. quazi – как бы, якобы), а естествознание средневековья отличалось спиритуалистическим (от лат. spiritus – дух) характером. Самые известные из них – это алхимия и астрология. Об алхимии был рассказ в главе «Философия природы». Здесь добавим, что алхимики наделяли различные вещества теми или иными духовными качествами: так, золото – благородный металл, ртуть – живой металл, мышьяк – «предательская» натура, а сера – «субстанция измены». Астрологи точно так же приписывали небесным телам – планетам, звездам и созвездиям не только способность влиять на судьбы людей и определять их характер и жизненные события, но и усматривали в них мистические духовные свойства. Венере приписывали женственность и любвеобильность, Марсу – воинственность и жестокость, Юпитеру – властность, а Сатурну – мудрость. Точно так же созвездие Рака отвечало за нерешительность родившегося под его знаком человека, под знаком Льва рождались натуры властные и деспотические, Скорпионы по природе волевые и мудрые, но склонные к замкнутости и жалящие сами себя, а Тельцы благородны и великодушны.

Тем не менее алхимией и астрологией увлекались выдающиеся ученые того времени – врачи Парацельс и Нострадамус, о которых велась речь в главе 3 «Философия природы», и даже университетские светила, такие как Альберт Великий – ведущий теолог Сорбонны и учитель Фомы Аквинского или Тихо Браге – знаменитый астроном и профессор Пражского университета. Так в науке эпохи готики сказывалось влияние религиозного мистицизма.

Наука эпохи Возрождения

Возрождение, или Ренессанс, пришлось на XV–XVI века и выражалось в возвращении к идеалам античной культуры, оттеснении церкви и религиозной идеологии от главенства в духовной культуре общества, обращении к светским, гражданским доминантам в общественной жизни. Эта тенденция ярче всего выразилась в движении гуманистов. Гуманизм (от лат. humanum – человек) проявился в том, что с потусторонних, божественных сюжетов общественное внимание переключилось на земные, посюсторонние дела и проблемы человека. Как писал в знаменитом гуманистическом манифесте «Речь о достоинстве человека» выдающийся итальянский мыслитель Пико делла Мирандола, «Человек не раб божий, а образ и подобие божие, наместник Бога на земле, и поэтому человек – царь природы и всего в ней сущего, кое Господь предоставил человеку во владение».

Человек, как и Господь, прежде всего творец, и эта его способность ярче всего проявляется в искусстве. Именно искусство становится ведущей формой общественного сознания эпохи, а эстетические ценности доминируют в мировоззрении людей того времени. Ренессанс был золотым веком искусства, когда непревзойденные по сей день титаны Возрождения – великие поэты, писатели, художники создавали шедевры (от фр. – «венец труда») – выдающиеся произведения искусства. Таковы были поэты: Джованни Боккаччо и его поэма «Декамерон», Данте Алигьери и его «Божественная комедия»; писатели: Франсуа Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» или Эразм Роттердамский и его трактат «Похвала глупости»; драматург Вильям Шекспир и его театр «Глобус»; художники Рафаэль Санти, Микель­анджело Буонаротти, наконец Леонардо да Винчи, чья «Мона Лиза» («Джоконда») и сегодня признается лучшей картиной «всех времен и народов». В эпоху Возрождения знамениты были и искусные ремесленники, работы которых граничили с искусством. Это ювелир Бенвенутто Челлини, мастера по изготовлению струнных музыкальных инструментов семейства Амати, Гварнери или гений Антонио Страдивари, тайна которого в изготовлении скрипок не раскрыта по сей день.

Специфика философии в эпоху Возрождения – антропоцентризм (от греч. anthropos – человек), поскольку философы также рефлектируют гуманистическую проблематику. В русле гуманистического направления они создали учения гилозоизма (от греч. hile – целиком, и zoya – жизнь), согласно которому вся природа есть живое существо; панпсихизма (от греч. pan – всё и psiheya – душа), согласно которому природа одушевлена и разумна; наконец, материалистическая философская линия проявилась в пантеизме (от греч. pan – всё и theos – Бог): в этой версии ставится знак равенства между Богом и Природой, когда мир рассматривается по аналогии с человеком в единстве души – Бога и тела – природы. Именно пантеизм был признан церковью еретическим учением, поскольку Бог в этой версии не является персоной, личностью и поэтому не может быть ни создателем-творцом, ни демиургом-управителем мира, и есть лишь безличное ratio – разумное начало всего сущего. Именно за эту ересь в 1600 году был сожжен на костре на Площади Цветов в Риме итальянский мыслитель Джордано Бруно.

Представитель пантеистической философии Николай Кузанский (Николас Кребс) применял понятия математики для иллюстрации тождества Бога и природы. Так, при бесконечном радиусе окружности совпадают противоположности, характеризующие ее свойства: кривая линия становится прямой, поскольку кривизна стремится к нулю, а центром окружности может быть любая точка внутри круга. Николай оперирует понятием предела как возможного совершенства и тождества крайностей в бесконечности задолго до появления этих понятий в математическом анализе. Тем самым он использует формы диалектического мышления.

Тот же Джордано Бруно впервые в истории философии и науки выдвинул идею о множественности миров, согласно которой звезды на небе суть такие же светила, как наше Солнце, и кажутся нам светящимися точками лишь потому, что находятся очень далеко от нас. В своей принципиально новой космологии Бруно опирался на гелиоцентрическую модель Вселенной, предложенную в качестве гипотезы польским астрономом Николаем Коперником в XV веке, причем система Коперника отличалась от модели Птолемея лишь положением Земли и Солнца: относительно звезд ему ничего, подобного идее Джордано, в голову не приходило.

Однако глубоких идей в эпоху Возрождения в науке было немного, зато было множество открытий и изобретений, часть которых оказала огромное влияние на развитие европейской культуры, а часть – далеко опередила свое время. Поскольку главной фигурой в науке Ренессанса был инженер, изобретатель, конструктор, то можно утверждать, что наука эпохи Возрождения имела практический характер.

Крупнейшие открытия этой эпохи были сделаны в географии. Благодаря изобретению компаса, астролябии, секстанта стали возможными дальние плавания, а постройка больших морских кораблей позволила плыть в Океан. Так были открыты Америка экспедициями Христофора Колумба, морской путь в Индию плаванием кораблей Васко да Гамы, совершено открытие Тихого океана кругосветной экспедицией Фернана Магеллана.

Самые значимые для науки изобретения – это зрительная труба и затем телескоп лорда Гарвея, усовершенствованный впоследствии Галилеем и Ньютоном; увеличительные линзы голландца Левенгука, с помощью которых был открыт мир микроорганизмов, а затем создан микроскоп. Огромное значение имело изобретение печатного станка немцем Гутенбергом, из которого впоследствии развилось книгопечатание и далее печатная периодика. На военные стратегию и тактику, вооружение и саму армию радикально повлияло изобретение монахом Бертольдом Шварцем пороха и дальнейшие разработки огнестрельного оружия: пушки сделали бесполезными рыцарскую конницу и защитные башни феодальных крепостей и замков.

В качестве изобретений, опередивших свое время и реализованных значительно позже, перечислим лишь те, что были найдены в набросках и чертежах великого не только художника, но и ученого – Леонардо да Винчи. Это акваланг, танк, дельтаплан, вертолет, подводная лодка! Какой был бы технический скачок вперед, если бы все это нашло практическое применение!

Наука эпохи Просвещения

Имя эпохи образовано от корня «свет». Образованные люди этой эпохи, которая пришлась на XVII–XVIII века, противопоставляли свет разума религиозному мракобесию, свет науки – тьме невежества, свет истины – теням заблуждений. Основным элементом мировоззрения вновь, как и в древности, становится Природа, но совсем на другом основании. Дело в том, что в это время начинается промышленная революция, происходит технический переворот, появляется индустрия в виде мануфактур, фабрик, заводов. А поскольку паровую машину невозможно построить, руководствуясь текстами Священного Писания, то возникает насущная потребность в знаниях о действительной природе вещей, о свойствах веществ, качествах существ и о силах, которые ими движут.

Лозунг науки эпохи Просвещения сформулировал английский философ-материалист Френсис Бэкон в знаменитом трактате «Новый Органон»: «Знание – сила», и эти слова стали афоризмом вплоть до сегодняшнего дня. Человек познает природу не из любопытства, а для того, чтобы из нее извлекать пользу и ставить силы природы себе на службу. Впрочем, о практической стороне познания уже шла речь в предыдущей главе «Философия познания».

Наука в эпоху Просвещения приобретает эмпирический (от лат. empiria – опыт) характер. Ученые испытывают природу, пытаются разгадать ее тайны, выпытывают секреты естества. Делается это методами эмпирических исследований: наблюдения, измерения, эксперимента. Происходит объединение физики и математики, а использование последней придает точность полученным знаниям и гарантирует их доказательность и всеобщность: математическая форма закона природы в виде формулы применима ко всем частным случаям и поэтому принимается с необходимостью.

Знаковой фигурой в становлении новой науки был итальянский великий ученый Галилео Галилей. Он усовершенствовал телескоп и с его помощью открыл горы на Луне и спутники Юпитера. Благодаря этому открытию он убедился в истинности предложенной Коперником гелиоцентрической модели Вселенной и стал ее настойчивым пропагандистом, приведя множество убедительных аргументов в ее пользу в «Диалоге о двух системах мира». За пропаганду гелиоцентризма Галилей был привлечен к суду церковной инквизиции, которая под страхом казни вынудила его отречься от своих взглядов. Однако, по преданию, выходя из здания суда, Галилей произнес знаменитую фразу: «И все-таки она вертится!», имея в виду Землю.

Дух опытной и точной науки выразился в ряде открытий Галилея в механике. Так, он решил испытать истинность утверждения Аристотеля о том, что тяжелые тела падают на землю быстрее, чем легкие. Тысячу лет никто в этом не сомневался, но Галилей решил проверить: так ли на самом деле? Для проверки он сконструировал опрокидывающуюся доску и с ее помощью сбрасывал с балюстрады знаменитой Падающей башни в городе Пиза тела разной массы: мушкетную пулю и пушечное ядро. В результате сотен испытаний он получил статистически определенный результат: тела разной массы падают вниз одновременно. Аристотель был неправ!

Наблюдая, как в церковном соборе на длинных цепях раскачиваются люстры, Галилей с помощью собственного пульса отметил, что время их движения между крайними точками постоянно. Проведя множество опытов с маятниками, подвешивая всевозможные грузики на самых разных нитях, Галилей открыл законы колебаний, определив, что поведение маятника зависит исключительно от массы груза и длины нити, на которой он подвешен. Причем размеры груза и материал совершенно безразличны, поэтому от них можно отвлечься и ввести понятие материальной точки как физической массы, лишенной геометрических размеров. Так появляется идеализация как средство создания теории. Точно так же падение тел Галилей исследовал с помощью изобретенной им наклонной доски с колокольчиками, засекающими промежутки времени. В итоге множества испытаний, скатывая шары разной массы по наклонной плоскости, Галилей открыл, что падение тела происходит ускоренно, и определил точное численное значение ускорения свободного падения.

Многочисленные и разнообразные опыты проводил другой великий ученый – англичанин Исаак Ньютон. Ему принадлежит открытие сложного состава белого света, луч которого он разложил с помощью стеклянной призмы на отдельные компоненты – семь цветов радуги. Но более всего Ньютон известен тем, что на основе наблюдений и измерений он сформулировал основные законы механики. Причем уже первый закон Ньютона – «Если на тело не действуют никакие другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения» – шел вразрез с утверждением Аристотеля о том, что, растрачивая кинетическую энергию, движущееся тело в итоге останавливается. Опираясь на исследование Галилеем причины приливов и отливов морей, Ньютон по точным данным о движении Луны открыл закон всемирного тяготения. Есть рассказ о том, что идея закона пришла к нему после того, как ему в саду на голову упало яблоко (знаменитое «яблоко Ньютона»), но это – не более чем досужая байка.

Крупнейшим достижением Ньютона было создание нового метода точного описания движения – математического анализа или дифференциального и интегрального исчисления, в котором использовались такие идеализации, как бесконечно малая величина и предел суммы, которые позволяли вычислять точные значения траекторий движения тел или их геометрические размеры и объемы. Математический анализ был также независимо от Ньютона разработан великим немецким философом и ученым Готфридом Лейбницем, и эти два ученых долгое время переписывались с коллегами по всей Европе, настаивая на своем приоритете. При этом осыпали друг друга оскорблениями и обвинениями в плагиате, т. е. краже. Humanum sum! Ничто человеческое и им было не чуждо!

Важным научным достижением стало также создание великим французским математиком Рене Декартом метода аналитической геометрии и изобретение им знаменитой декартовой системы координат. Причем он рассказывал, что идея прямоугольной сети опорных линий пришла ему в голову, когда он наблюдал причудливую кривую линию, которую выписывала муха, ползающая по стене, отделанной кафельной плиткой. Идея Декарта состояла в том, что каждую точку этой кривой линии можно задать двумя проекциями на опорные прямые и тем самым выразить числами. Тогда любую траекторию можно описать численными преобразованиями, т. е. алгебраически.

Философия эпохи Просвещения на сей раз откликалась на свершения в науке и сама служила интересам нового лидера духовной культуры: ведь наукой увлекались не только сами ученые, но вообще образованные сословия вплоть до коронованных особ. Просвещенными монархами себя называли и всячески поддерживали ученых прусский король Фридрих II, датская королева Христина, русская императрица Екатерина II. Наука была ведущей формой общественного сознания, и философия выступала рефлексией этого положения, поэтому специфика философии Просвещения выражается термином гносеоцентризм (от греч. gnosis – знание).

Во-первых, сами ученые активно занимались философией: в предыдущей главе «Философия познания» Бэкон был представлен как родоначальник эмпиризма; ближайший друг и сотрудник Ньютона Джон Локк – как основатель сенсуализма, а Декарт и Лейбниц – как основоположники рационализма. Однако самым заметным явлением в философии Просвещения был механистический материализм, особую роль в утверждении которого сыграли французские философы XVIII века, известные как энциклопедисты, поскольку они предприняли и в течение многих лет поддерживали издание многотомной «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел» (от фр. en cicle aux pedie – вождение по кругу; от греч. kiklos – колесо, круг, paidos – нога и gogos – ведущий). Педагогом в древней Греции называли раба, провожавшего детей в школу.

Импульс дальнейшему просветительству придал знаменитый революционный публицист Вольтер (наст. Франсуа-Мари Аруэ), который, много лет живя в изгнании в Англии, подружился там с Ньютоном и Локком, а по возвращении во Францию принялся активно пропагандировать механику Ньютона и материализм Локка. Вокруг Вольтера и издателя Даламбера собралась группа энтузиастов, решивших нести свет знаний в народные массы.

Самыми знаменитыми из энциклопедистов были Дени Дидро, отстаивавший основные положения материализма и атеизма, а также сенсуалистическую гносеологию в «Трактате об ощущениях»; Поль-Анри Гольбах, автор обстоятельной книги «Система природы», в которой он применил механику к объяснению множества физических явлений и процессов, причем эта книга была настолько популярной, что ее прозвали «Библией материализма»; энциклопедист Жюльен Ламетри, прославившийся трактатом «Человек-машина», в котором попытался механическими причинами объяснить поведение человека; врач по профессии Дестюд де Траси Кабанис, который уподобил мышление человека вещественным отправлениям органов тела: «Мозг выделяет мысль точно так же, как печень выделяет желчь!», но такая версия получила обидное прозвище «вульгарный материализм».

Даже общественную жизнь энциклопедисты пытались объяснять действием естественных причин. Так, Шарль Монтескье в трактате
«О духе законов» утверждал, что людьми в их социальной деятельности управляют механические по природе силы притяжения и отталкивания, соединения и разложения, только называем мы их другими словами: дружба и вражда, любовь и ненависть, и т. п.

Он же создал материалистическое, но по сути механистическое учение географического детерминизма, согласно которому общественные нравы, характеры людей и даже государственные порядки определяются географическими факторами: рельефом местности, топографией, климатом и т. п. Так, островитяне замкнуты, а жители континента общительны; горцы горды и независимы, а жители равнин дружелюбны и толерантны; южане вспыльчивы и горячи, а северяне сдержанны и хладнокровны; на маленьких территориях устанавливаются республики с демократическим строем, а на огромных пространствах – монархии с деспотическим правлением, иначе власть не удержать.

Ну, а Жан-Жак Руссо в своих многочисленных сочинениях остро критиковал цивилизованное общество и в качестве идеала рассматривал естественное состояние жизни людей на лоне природы: пастораль (от фр. pastouraux – пастушки) как общество без власти, без законов, без имущества и без семьи. Об это он писал в скандальном трактате «Об источнике и основаниях неравенства между людьми», где причиной всех социальных зол называл частную собственность.

Наука эпохи классицизма

Эпоха классицизма длилась всего один век – девятнадцатый. Понятие классики содержит в себе несколько смыслов. Это, во-первых, то, что является предметом общего образования, преподается в классах и поэтому имеет характер общезначимого знания, необходимого каждому грамотному человеку независимо от его профессиональной специализации. Это, во-вторых, законченный, завершенный результат познавательной или же творческой деятел

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...