Подготовительная к школе группа
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Этапы
| 1-я группа
| 2-я группа
| 1-я
| 2-я
|
экспери-
| раннего
| раннего
| младшая
| младшая
|
мента
| возраста
| возраста
| группа
| группа
|
1-й этап
Осознание проблему
| Проявляют первые признаки желания что-то
| Активно проявляют желание что-то сделать
| Произносят фразу: «Я хочу сделать то-то»
| Проявляют любопытство, задают первые во-
|
| сделать
|
|
| просы при-
|
|
|
|
| родоведче-
|
|
|
|
| ского харак-
|
|
|
|
| тера
|
2-й этап Формули-
рование
задачи
| Желание что-то сделать выражают любыми доступными средствами
| Желание что-то сделать выра-
| Задачу эксперимента формулиру-
|
жают сло-
| ет воспита-
|
вами
| тель, и дети
|
| ее понимают
|
3-й этап
Продумы-
вание мето-
дики
| Совершают
неосознанные дейст-
вия
| Некоторые
действия становятся
целенаправ-
ленными
| Количество
целенаправленных дей-
ствий увели-
чивается
| При прове-
|
дении простейших
|
эксперимен-
|
тов начина-
|
ют отвечать
|
на вопрос
|
взрослого: «Как это
|
сделать?»
|
4-й этап ' Выслуши-
| Выполняют по просьбе взрослого
| Выполняют по просьбе взрослого
| Выполняют простейшие поручения
| К концу года начинают выполнять
|
вание инст-
| простейшие
| многие дей-
| взрослых
| инструкции,
|
рукций и
| действия
| ствия
|
| содержащие
|
рекоменда-
|
|
|
| два поруче-
|
ций
|
|
|
| ния сразу
|
Средняя группа
Часто задают вопросы на природоведческую тематику, пытаются искать на них ответы
Делают первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога
Методику опыта излагает педагог; дети придумывают отдельные детали
Начинают выполнять инструкции, содержащие 2—3 поручения одновременно
Старшая группа
Имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всем, что неизвестно
Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога
Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов; воспитатель их к тому постоянно побуждает
Выполняют до 4-х поручений одновременно, если они несложны, делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции
Подготовительная к школе группа
Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им способами
Задачу эксперимента формулируют самостоятельно; нуждаются в моральном поощрении со стороны педагога
Самостоятельно продумывают методику проведения простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов
Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей
Этапы
экспери-
мента
| 1-я группа
| 2-я группа
раннего
возраста
| 1-я
младшая
группа
| 2-я
младшая
группа
| |
раннего
| |
возраста
| |
5-й этап
| Предугадывают последствия некоторых
своих действий, производимых с предметами
| При прове-
| |
Прогнози-
| дении простейших
| |
рование
| опытов на-
| |
результатов
| чинают от-
| |
| вечать на
| |
| вопрос: «Что
| |
| случится,
| |
| если мы сде-
| |
| лаем это?»
| |
6-й этап
Выполнение
работы
| Манипули-
руют пред-
метами вна-
чале неосо-
знанно, за-
тем созна-
тельно
| Манипули-
руют пред-
метами
осознанно
| Работают с
помощью
воспитателя
| Работают
вместе с
воспитате-
лем
| |
|
|
|
|
|
| |
7-й этап
Выполнение правил без-
опасности
| Свои действия не контролируют. Нуждаются в постоянной опеке со стороны взрослых. К концу года за-
поминают слово «нельзя!»
| Начинают избегать некоторых действий,
имевших
неприятные
последствия
в прошлом.
Нуждаются
в контроле
со стороны
взрослых
| Начинают предвидеть некоторые последствия
своих дейст-
вий. Реаги-
руют на пре-
дупреждения
взрослых,
если до это-
го убежда-
лись в их
правильно-
сти. Конт-
роль со сто-
роны взрос-
лых обязате-
лен
| |
Средняя группа
Начинают высказывать предположение, каким может быть результат опыта, любят отвечать на вопрос: «Угадай, что получится?»
Работают вместе с воспитателем, а затем — под его непосредственным контролем
Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Иногда задают вопрос: «Можно ли так сделать?» Контроль со стороны взрослых обязателен
| Старшая группа
Приобретают способность прогнозировать результат. Педагог уделяет особое внимание развитию этой способности
Работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях — под его неявным (скрытым) контролем
Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения
| Подготовительная к школе группа
Начинают строить простейшие гипотезы. Умеют принять их или отказаться от гипотез под влиянием результатов проведенного эксперимента
То же, что и в старшей группе. Иногда работают совершенно самостоятельно. При коллективном труде проявляют умение спланировать работу и разделить обязанности между собой
Стараются выполнять правила безопасности, следят, как их выполняют другие, но часто о них забывают. Могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые. Вероятность травматизма увеличивается из-за усложнения экспериментов, неустойчивости внимания детей и их импульсивности
|
Этапы
| 1-я группа
| 2-я группа
| 1-я
| 2-я
|
экспери-
| раннего
| раннего
| младшая
| младшая
|
мента
| возраста
| возраста
| группа
| группа
|
8-й этап
-
Наблюде-
ние резуль-
татов
| Фиксируют предметы гла-
зами, запечатлевают от-
дельные объекты, события
и явления. К сосредоточе-
нию и целенаправленному
наблюдению не способны
| Приобрета-
ют способ-
ность при-
стально рас-
сматривать
объекты и
явления.
Взрослые
должны по-
стоянно при-
влекать вни-
мание ре-
бенка к на-
блюдаемому
объекту
| Появляются
первые при-
знаки произ-
вольного
внимания.
Непрерыв-
ное наблю-
дение длится
1 — 2 мин.
Простые
наблюдения
ведутся са-
мостоятель-
но, осталь-
ные — под
непосредст-
венным ру-
ководством
педагога
|
|
9-й этап
| Нет
| Нет
| Нет
| К концу года
|
|
|
|
| начинают
|
Фиксирова-
|
|
|
| использо-
|
ние резуль-
|
|
|
| вать готовые
|
татов
|
|
|
| формы (ци-
|
|
|
|
| ферблаты,
|
|
|
|
| фотографии,
|
|
|
|
| картинки)
|
Средняя группа
Продолжительность наблюдений увеличивается до 3—4 мин. Воспитатель детально комментирует ход наблюдения и эксперимента. Вводятся несложные повторные наблюдения
Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки
Старшая группа
Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4—6 мин. Воспитатель акцентирует внимание детей на основных моментах развивающихся событий. Вводятся циклические наблюдения
Используют несколько графических способов фиксации наблюдений. Начинают собирать коллекции и фиксировать натуральные объекты
Воспользуйтесь поиском по сайту: