Эссе о дауншифтерах и сельские мифы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Итак, кто такой дауншифтер? По определению в википедии, это "выбор между доходами и стрессами - и душевным комфортом за меньшее вознаграждение". Определение в целом верное, но слишком широкое. Мы будем говорить "дауншифтере, переехавшем из города в село". Цель дауншифтера, как впрочем и любого человека - улучшить качество своей жизни. Отличие от обычных людей, соответственно, в том, какими именно путями он это делает. Самый главный путь - это уменьшение зависимости от денег, и как следствие, уменьшение количества работы. Совсем бездельничать, конечно же, ни у кого не получится. Но работать меньше, чем раньше - очень даже можно. Ещё в детстве я в какой-то книге прочитал, что "по сравнению с тысяча девятьсот надцатым годом за счет мощного научно-технического прогресса производительность труда людей выросла в среднем в надцать раз". И у меня возник логичный вопрос - почему же люди не стали работать меньше в это же количество раз? Почему они не работают один час в день, если могучий прогресс так увеличил производительность труда? Отчасти на мой вопрос ответ был дан тогда же - поскольку "жить стало лучше", человек стал больше потреблять всякого разного. Сюда-то дополнительный труд и ушел. Но вопрос мой от этого не исчез, а трансформировался. До какого предела этот процесс должен продолжаться? А если производительность увеличится в тысячу раз? Можно тогда будет работать час в день и потреблять всего в сто раз больше нынешнего (что меня полностью устроит), или все равно будем пыхтеть на износ полный рабочий день, чтобы потреблять в тысячу раз больше? На эти вопросы, конечно, в ту пору мне никто ответа не дал. Итак. Первое, чем отличается дауншифтер от “нормального” городского человека, это тем, что он низводит с пьедестала божество по имени "уровень материального потребления", и ставит его в один ряд с прочими ценностями. В частности, с такой банальной ценностью как наличие свободного времени, не занятого работой. Ну и прочими, типа здоровья.
Городской человек это действие как нормальное не воспринимает. Для него уровень материального потребления, выраженный в сумме денег, которые тратятся ежемесячно (заметьте, вовсе не зарабатываются, а тратятся - это разные вещи) - это САМОЕ главное, что для него ценно в этой жизни. Все остальные ценности - толпятся где-то у подножия, и малозаметны. Итак, давайте перечислим их: это свободное время, здоровье, отдых, сон. Уровень культурного и интеллектуального развития. Общение с друзьями (и само их наличие). Общение с семьей (и само её наличие). Воспитание детей (и само их наличие). И многое другое. Всем этим городской человек готов жертвовать, и усердно жертвует, ради увеличения уровня материального потребления на некоторую величину, скажем, 20%, в ходе карьерного роста. Деньги в данном случае имеют какое-то мистическое, религиозное значение. Городской человек даже пытаться думать в этом направлении не в состоянии. Дауншифтер же возвращает деньгам их первоначальную функцию - не цели, а средства. Что сразу же ставит их в один ряд с прочими ценностями, а значит, и заставляет расставлять их по порядку важности, с весовыми коэффициентами. И тогда сразу же оказывается, что тратить на зарабатывание денег ВСЁ свое время - это, мягко говоря, совершенно нецелесообразно. Гораздо более естественно посвящять этому увлекательному процессу, скажем, половину времени. А оставшуюся половину - прочим вещам. И сразу же возникает возможность иметь всё то, чего так не хватало - и высыпаться, и читать книги, и ходить в походы, и растить детей.
Для городского человека это выглядит помешательством. Он не придает значения тому, что человек стал больше спать, и выглядит довольным. Он видит только одно большое событие - что раньше человек работал там-то, и получал столько-то; а теперь - работает где-то, на полставки, и получает (О УЖАС) ВДВОЕ МЕНЬШЕ. В глазах окружающих этот человек - колоссальный неудачник, лузер, у него произошла катастрофа, жизнь катится под откос. Ему теперь приходится отказываться от того-то и того-то; он теперь не купит этого и этого. А как же без "того и этого" жить? Вот тут мы подошли к вопросу, что же главное надо сделать со своей психикой, чтобы стать дауншифтером. Это главное - "НАУЧИТЬСЯ СПОКОЙНО, ДОБРОВОЛЬНО, СОБСТВЕННЫМ РЕШЕНИЕМ, СНИЖАТЬ СВОЙ УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ". Городской человек неспособен на это. Он может свой уровень только повышать. Снизиться этот уровень может только под давлением непреодолимых внешних обстоятельств. Если человек привык жить на 1000 долларов, и вдруг стал получать 2000 - он быстро (за месяц-два) привыкнет жить на 2000. Если же потом его доход станет снова 1000, он будет всеми силами стараться продолжить жизнь "на 2000". Понятно, что дольше пары месяцев у него это не получится, и за это время он влезет в долги, так что потом ему ещё хуже будет. Но снизить свой уровень добровольно и спокойно он не может - психика воспринимает это событие как огромную катастрофу в жизни. (И тот факт скажем что "до 2000" он годами жил на 1000 и не жужжал - ничего не изменит). На этом эффекте, кстати, играет и механизм потребкредитования - человеку бешено хочется увеличить свой уровень потребления, и мучительно не хочется его уменьшать, а тут ему предлагают "на тебе прямо ЩАС". Он и хватает, а сделать простенький расчет - не сделает, будь у него хоть степень по математике. Но хватит о городских, мы всё же о дауншифтерах говорим. Вильнем немного в сторону. Почему дауншифтеры обычно куда-то переезжают? В нашем случае - переезжают в село? Этому есть ряд причин. Оставим очевидные - свежий воздух, простор, и т.д. В контексте разговора об уровне материального потребления, главная причина - это то, что сельская жизнь позволяет в очень большой степени вырваться из системы.
Вот мы и дошли до системы. Система - это всё то, что как раз и заставляет городского человека гнаться за деньгами всю свою жизнь, и то, что постоянно подталкивает его, и форматирует ему мозги с детства. И конечно же, то, что не дает ему из этой гонки выйти хоть на минуту. Она делает это тысячей разных способов, от мелких до очень мощных. Например, окружение человека - его друзья, знакомые, коллеги. Любой человек социален, и не желает потерять свое окружение и место в нем. А в окружении своя иерархия, и свои условия вхождения, и оно вытолкнет человека, который перестает в них входить. Наиболее яркий пример - дресс-код на "престижном" месте работы. Кроме этих, психологических факторов, есть конечно же и фундаментальная причина, актуальная не для всех, но для большинства населения (которое вовсе не богато в своей массе). У человека есть жизненно важные, витальные потребности, а есть навязанные. Так вот, отказываться можно без проблем от навязанных, если психика позволяет, но как отказаться от витальных, пусть взятых по самому минимуму? Любой человек, живущий в городе, должен тратить ежемесячно определенную сумму на коммунуслуги и на питание. Если зарплата сопоставима с этой суммой - то её особо не уменьшишь. Всё, приплыли. Работай, раб, полный рабочий день. Заговорив про систему, одновременно получилось и обозначить факторы, препятствующие городскому человеку даже и думать что-то в сторону дауншифтерства. Ну, вернее, думать-то как раз можно, и на форумах трындеть тоже, сидя в офисе, но не более того. Но вернемся к взаимоотношениям дауншифтера и системы. Сельская жизнь позволяет вырваться из этой системы сразу по многим направлениям. Это и смена круга общения, и самое главное, конечно же - это самообеспечение витальных потребностей. За жилье ничего никому платить не надо - лифтов и дворников нет. Коммунальные радости сводятся к минимуму - скажем, электричество для освещения (если есть) - а остальное всё свое (вода из колодца, дрова из леса). Ну и конечно питание - огород и хозяйство позволяют наплевать на цены в супермаркете. Таким образом, сумма денег, необходимых для витальных потребностей, уменьшается во много раз, в особо удачных случаях - практически до нуля. И возникает парадоксальная ситуация - при гораздо меньших доходах дауншифтер имеет гораздо большую свободу действий по деньгам.
Например, в городе вы жили на 1000 долларов, из которых 600 - жилье и питание, а прочие неизбежно расходятся на навязанные потребности, как описано выше. На 500 долларов жить было бы крайне трудно (так как эта сумма меньше чем витальные траты, не говоря уж о навязанных). А в селе, допустим, на витальные нужды надо всего 100. А от навязанных и вовсе мы избавились. Это значит, что можно работать, скажем, ВТРОЕ меньше, зарабатывать 300, и при этом чувствовать себя богаче, чем когда было 1000 - на целых 200 долларов. Тогда всё уходило под ноль, а сейчас двумя сотнями можно распорядиться как угодно. Реально вполне доступен и ещё более резкий вариант, когда на витальные потребности уходит от нуля до 10 долларов, и даже зарабатывая всего 100, ты чувствуешь себя богаче чем зарабатывая в городе тысячу - на целую сотню богаче. То есть, если правильно подойти, то выгод от дауншифтерства в сельском варианте можно получить одновременно сразу две. Первая - резко улучшившееся качество жизни от уменьшения количества работы; вторая - сильно увеличившаяся свобода распоряжения деньгами. Условий, чтобы можно было вырваться из системы, немало. Практически все они - психологического характера. Основное - это вовсе не освоить гиперсложные премудрости как возделывать огород или доить козу, или выдержать физические нагрузки при заготовке дров или сена. Это всё ерунда, доступная каждому после небольшой практики. Основное и самое сложное - это изменить систему ценностей. Сделать так, чтобы хотелось других вещей, чем городскому человеку. А тех - чтобы не хотелось. Чтобы закончить тему психологических преобразований, приведу фрагмент из одного интервью, взятый за основу: - Как Вы считаете, улучшилось ли Ваше качество жизни по объективным показателям? Однозначно. Важно, какие показатели считать объективными. И в какую сторону. Например, многие люди посчитают увеличение количества физического труда - ухудшением своей жизни. Я же считаю (в разумных пределах, за которые я не выхожу, конечно) - улучшением. В фитнесс-клубы мне ходить точно не надо. Мои показатели, которые улучшились: 1) количество свободного времени, которым я располагаю. В том числе на сон. В городе вечно недосыпал. 2) физическое здоровье. Оно однозначно улучшилось - физическая форма, выносливость и все такое; болячки, которые были (в Киеве я нажил себе чудный гастрит с сопутствующим букетом) - бесследно ушли.
3) качество питания. Все продукты, которые я потребляю, естественного происхождения, не содержащие никакой химии - я сам их выращиваю. Исключения редки и несущественны. 4) экологическая чистота окружающей среды. Я живу в самом чистом районе Киевской области, производств тут нет никаких, трасса в 10 км, рядом огромнейший лес, воздух чистейший. Приезжая в Киев, первые полчаса я просто морду морщу от запаха выхлопных газов и прочего. 5) психологическое состояние. Оно сильно отличается от того, что было в городе. 6) естественно, уверенность в завтрашнем дне. Независимость ни от кого сильно всё изменяет. Мне сейчас сложно представить, как живет человек в съемной квартире, с кредитами за машину и прочее, с неустойчивым положением на работе. Возьмут завтра нечаянно уволят, а новую работу враз не найдешь - и под забор с семьей. Это даже без учета кризиса. И ещё ОНИ меня спрашивают, не СТРАШНО ли было переезжать в село... 7) состояние “хозяина”. Это сложно объяснить тому, кто сам хозяином не является. Расшифровка: “хозяин” - это тот, кто ни на кого другого не работает; его трудовая деятельность направлена только на собственные потребности. Противоположность ему - “батрак”, тот, кто работает на кого-то за плату. Оба эти понятия берут начало из сельского уклада прошлых веков. Отличается батрак от хозяина тем, что у батрака нет собственного хозяйства – дома, земли, утвари, скотины и т.д., т.е. того, что является средствами производства в сельском хозяйстве. Он просто вынужден, чтобы было что есть, наниматься кому-то на работу. Заметим, что хозяин вовсе не обязательно нанимает батраков. Напротив, классический хозяин этого избегает. Работать только своей семьей гораздо приятнее, чем командовать наемной рабочей силой. Делающий это уже отходит от “хозяина”, и тем больше приближается к “управляющему”, чем больше у него батраков. В этом смысле современные бизнесмены, имеющие “свой бизнес” – никакие не хозяева, они управляющие для собственных работников. Кроме того, они сами рабы множества хозяев – властей, налоговой, пожарников, и многих других. Никакой свободы действий у них нет. Попробовали бы они, скажем, вести бизнес, не ведя обязательного (совершенно безумного в своей тупой бессмысленности) бухучета! Частные предприниматели, которые, казалось бы, работают сами, без наемных работников – уклоняются сами в сторону наемных работников. Обычно они субподрядчики других бизнесов. С психологической точки зрения, хозяин прежде всего отличается тем, что у него НЕТ НАЧАЛЬНИКОВ. Никто ему не говорит, ЧТО и КАК делать. Всю свою деятельность он определяет сам. Соответственно, сам и несет полную ответственность за свои действия. Естественно, я живу в обществе, и должен выполнять его законы. Но они накладывают крайне мало ограничений, принуждений и вмешательств в мою деятельность. На пару порядков меньше, чем начальник на работе. 8) осмысленность и рациональность деятельности. Не знаю, насколько это актуально для всех, но меня ещё в городе весьма доставало то, что я был вынужден делать какие-то бессмысленные вещи. Начальник говорит “делай это”, и я делаю, но мне в стократ приятнее это делать, если я понимаю, зачем я это делаю и какая от этого реальная польза. А так не всегда получается. Если я знаю, что моя работа нахрен никому не нужна, или даже вредна - мне противно ею заниматься, даже если я знаю, что мне за неё заплатят нормальную зарплату. И не на работе тоже, скажем, меня в какой-то момент привел в ужас простой расчет: какую часть своей драгоценной жизни я трачу на совершенно ненужное для меня, неприятное и бессмысленное занятие, такое как поездки в транспорте ежедневно на работу и с работы. Из расчета час туда и час обратно мы выбрасываем 1/12 часть своей жизни, или 1/8 часть активной жизни (без сна). Это безумно много! Ведь время нашей жизни – это единственный наш по-настоящему невосполнимый ресурс. Здесь же все мои действия направлены на конкретную полезную цель. Ничего не делается втупую, зря. Это очень приятно психологически. Сюда же можно пристегнуть такой эффект, как наглядность и вещественность результата. Здесь я имею дело обычно с материальными объектами окружающего мира, и сразу вижу результат своей работы. Где-то я читал такую фразу: “Все люди любят колоть дрова. Это потому, что результат работы сразу виден”. Когда сидишь в офисе и нажимаешь кнопочки, получая результат в виде ежемесячной кучки купюр – это совсем не такое ощущение. А здесь - поработал, сделал вещь, держишь её в руках, применяешь в деле. Приятно. 9) В городе я был только программист и системный администратор. Здесь же я – огородник, животновод, лошадник, садовод, столяр, плотник, строитель (бетонщик, кровельщик, отделочник). Это как минимум, то, что я освоил хорошо. Всякие мелочи я в расчет не беру. Уметь многое, осваивать новое, и чувствовать что получается – это очень приятное чувство. В городе это сложно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|