Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многоликая трансдисциплинарность




Эссе о трансдисциплинарности

Содержание

Люди и вопросы.. 1

Многоликая трансдисциплинарность. 3

Логика трансдисциплинарности. 6

Единое и Целое. 6

Зерна и плевелы.. 8

Истина и Правда. 10

Система. 12

Информация. 13

Пространство. 14

Время. 15

Ничто и Нечто. 17

Концепция трансдисциплинарности. 19

Методология Трансдисциплинарности. 20

Заключение. 21

Глосарий трансдисциплинарных понятий: 21

Литература: 22

 

 

Люди и вопросы

 

Чем является Вселенная? Грандиозной иллюзией? Гигантской машиной, созданной для перемалывания вещества и энергии? Тонко организованным организмом, осознающим свое существование?

Кто может дать правильный ответ на эти вопросы – наука, религия?

Если наука, то какая? Философия, физика?

Если религия, то какая? Религия Дальнего или Ближнего Востока, Севера Запада или Юга?

 

Мы привыкли жить во власти стереотипов. В нашем сознании образ науки уже давно ассоциируется с седым старичком, который строго поглядывает на нас поверх очков и грозится поставить нам неудовлетворительную оценку за наши знания и поведение. Похожий образ имеет и религия. Только в этой ситуации «неудовлетворительная оценка» сменяется «карой небесной». Эти стереотипы породили известные выражения – «с точки зрения науки», «с точки зрения религии». Спорить с точками зрения «абстрактных субъектов» бесполезно. Такой спор будет напоминать борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами. Однако следует вспомнить, что за «научными и религиозными точками зрения» стоят конкретные люди. Иначе говоря, научные и религиозные знания представляют собой персональные точки зрения на окружающий мир, Вселенную. А это уже другая ситуация. В такой ситуации каждый человек имеет право оспаривать определенную персональную точку зрения в науке и религии или предлагать ее более современную интерпретацию.

 

Многолетний процесс формирования «точки зрения науки» на окружающий мир разделил ученых на две половины.

Первая половина объединяет две группы ученых. Одни – познают и описывают законы окружающего мира, последовательно переходя от одного явления к другому. Вторые – разрабатывают варианты практического использования открытых законов. Если первые, например, открывают электричество, электромагнитные волны, то вторые изобретают радиприемники, телевизоры и телефоны. Знания в этой категории ученых передаются от учителя к ученику. В этом случае когда-то открытые законы и базовые знания на долгое время становятся догмами, а для их сохранения формируются отдельные научные дисциплины.

 

Вторую половину также образуют две группы ученых.

Первым, для познания окружающего мира, уже не достаточно знаний своей дисциплины. Поэтому они стараются дополнять свои знания знаниями других дисциплин. Вторые – стараются понять окружающий мир в целом, не разделяя его «на дисциплинарные составляющие». В этом случае им приходится оставаться с окружающим миром «один на один», «лицом к лицу». И если, в результате огромных усилий, мир удается понять иначе, предложить его новый образ и описать его языком научных дисциплин, то это приводит к революционному изменению всего научного мировоззрения.

 

Разделение ученых на две половины определило их отношение к научным подходам. Например, профессиональные потребности ученых из первой половины полностью удовлетворяют методология дисциплинарного системного подхода. Ученые из второй половины, кроме дисциплинарных подходов, нуждаются в методологии междисциплинарных, мультидисциплинарных и трансдисциплинарных подходов. Каждый из этих подходов имеет свою парадигму, образы и особенности логики. Это обстоятельство существенно затрудняет формирование единого сообщества ученых.

 

Говоря о научных подходах нельзя обойти вниманием мотивы, которые лежат в основе стремления ученых исследовать окружающий мир, Вселенную. Такими мотивами могут быть – любопытство; желание выделиться из толпы или обрести власть над природой и обществом; желание сделать жизнь людей комфортной или сыграть роль «Наблюдателя» из антропного принципа. Разные мотивы способствуют формированию и закреплению разных образов Вселенной, позволяющих ученым достигать свои цели.

 

Смешение групп ученых, их внутренних мотивов, целей и задач не позволяет определить конкретные цели и задачи науки в целом. Это обстоятельство вызывает цепь фундаментальных негативных последствий. Например, отсутствие единого образа Вселенной не позволяет сформировать естественнонаучную концепцию развития в природе, основные положения которой не менялись бы с течением времени. В свою очередь, отсутствие понимания общей сути процессов, происходящих во Вселенной, их смысла и целей, не позволяет сформировать единое человеческое мировоззрение и его этические нормы. Отсутствие общечеловеческого мировоззрения не позволяет организовать устойчивое позитивное и прогрессивное развитие общества.

 

Однако в «смешении человеческих мотивов, целей и задач» все же можно заметить настойчивое стремление людей к созданию единого образа Вселенной. Это стремление, ярко выраженное в философии и религии Востока, через Платона и Плотина, Вернадского и Тейяр-де-Шардена дошло до нашего времени. Сегодня реализация этого стремления находит свое выражение, прежде всего, в трансдисциплинарном системном подходе.

 

Многоликая трансдисциплинарность

 

В языке каждой национальности существуют слова, которые имеют много различных значений. Например, слово «коса». Женскую косу можно заплетать, железной косой можно косить траву, на речной косе можно загорать. В реальной жизни мы не обращаем внимания на это обстоятельство и употребляем слова в контексте конкретной ситуации. От такого употребления ситуация и люди не страдают. Однако если это происходит с понятиями, которые влияют на научное мировоззрение, то такая ситуация может иметь серьезные негативные последствия. Примером этого может служить ситуация, которая сложилась в научном мире с понятием «трансдисциплинарность». В настоящее время это понятие приобрело несколько противоречивых значений.

 

В первом значении «трансдисциплинарность» понимается как «декларация», провозглашающая равные права «известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий» в исследовании окружающего мира. В таком значении трансдисциплинарность играет роль «охранной грамоты» для любой персональной точки зрения, не противоречащей знаниям научных дисциплин [1].

Во втором значении «трансдисциплинарность» трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Про таких людей обычно говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями.

В третьем значении «трансдисциплинарность» трактуется как «правило исследования окружающего мира». Предполагается, что трансдисциплинарность будет реализована, если проблема исследуется сразу в нескольких уровнях. Например, на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально [2].

В четвертом значении «трансдисциплинарность» используется как «принцип организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. Этот принцип позволяет ученым официально выходить за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненным в дилетантстве. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании исследователь будет использовать другие дисциплины в своем дисциплинарном исследовании, трансдисциплинарность в третьем значении будет называться мультидисциплинарностью (мultidisciplinarity), плюродисциплинарностью (pluridisciplinarity), интердисциплинарностью (interdisciplinarity) [3].

 

Однако трансдисциплинарность различается не только по своему значению. Она делится еще и по видам трансдисциплинарных подходов. Некоторые исследователи трансдисциплинарности, например, Э. Джадж, считают, что в современной науке уже используется четыре вида трансдисциплинарных подходов (трансдисциплинарность-0,1,2,3). Эти подходы различаются между собой уровнем абстракции и метафоричности [4].

 

Несмотря на такое разночтение «трансдисциплинарности», в научном мире она приобрела уже свой стереотип. При употреблении понятия «трансдисциплинарность» принято обязательно добавлять следующее определение - «это нечто, проходящее сквозь дисциплины». Совмещая стереотипы и классификации трансдисциплинарности уместно задать вопрос - можно ли эффективно использовать в познании окружающего мира «нечто, имеющее разные уровни абстракции и метафоричности, которое проходит сквозь дисциплины»?

 

С позиции дисциплинарной логики ответ на этот вопрос будет однозначно отрицательным. Чем больше элементов, свойств и связей окружающего мира требуется исследовать, тем больше в его описании приходиться смещаться в сторону обобщения. Но дисциплинарный язык конкретен. Следовательно, с повышением уровня обобщения будет одновременно уменьшаться потенциал дисциплинарного языка, и увеличиваться уровень абстракции и метафоричности. В такой ситуации даже универсальный абстрактный язык математики будет мало эффективным. Потому, что прежде чем что-то описать, математик должен понять логику обобщения. В противном случае он одинаково эффектно опишет и верную и неверную точку зрения.

 

Познание и описание всего окружающего мира требует предельного обобщения. Отсюда следует, что ответы на вопросы, вынесенные в начало статьи должны быть предельно абстрактны и метафоричны, например, «Вселенная – это безбрежный океан, а мы песчинки на его берегу». Либо ответом будет служить «молчание, в состоянии просветления», к достижению которого стремятся последователи дзен-буддизма.

 

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что современное состояние «трансдисциплинарности» не позволяет использовать ее в качестве универсальной методологии решения сложных комплексных проблем природы и общества. В свою очередь это делает невозможным внедрение трансдисциплинарности в систему высшего образования. Важность ее внедрения была отмечена в материалах «Всемирной декларации о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры», принятой на конференции по высшему образованию, состоявшейся в октябре 1998 года в Париже в Штаб-квартире ЮНЕСКО [5]. Для того чтобы трансдисциплинарность стала понятна и необходима преподавателям и студентам ВУЗов, ее следует рассматривать в прагматичном значении. А именно, трансдисциплинарность должна быть универсальной методологией исследования окружающего мира, самостоятельным научным направлением, имеющим свою парадигму, язык, модели и метод анализа информации. В таком контексте трансдисциплинарность позволит осуществить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний. После такой обработки дисциплинарные знания становятся полностью адаптированными к их совместному использованию в решении научно-исследовательских и практических проблем любой сложности и комплексности. В настоящее время уже разработана концепция такой трансдисциплинарности. Ею является трансдисциплинарный системный подход, который получил название «трансдисциплинарность – 4» (далее в тексте просто – трансдисциплинарность) [6].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...