Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логика трансдисциплинарности




 

Единое и Целое

В рамках трансдисциплинарности появилась возможность выполнить две важные научные задачи:

- провести целенаправленную корректировку смысла семантически размытых понятий основных философских категорий;

- сформировать с их помощью единый образ Вселенной, понятный для ученого любой дисциплины. Так как предметы исследования каждой научной дисциплины будут иметь непосредственное отношение к этому образу, то через него они смогут быть адаптированы в общей картине окружающего мира.

 

При формировании такого образа важно, чтобы его определение включало в себя не только отражение сути Вселенной. Важно, чтобы оно способствовало трансформации этой сути в определения всех комплементарных понятий, детально описывающих его. При этом, конкретика предыдущего понятия должна усиливаться смыслом определения последующего понятия. В результате концепция образа должна состоять из необходимого и достаточного числа понятий, определения которых позволяют сформировать полное представление о предмете исследования. Такой порядок формулирования определений позволяет строить логические рассуждения, не выходя за рамки понятий, которые они описывают.

 

Например, с точки зрения трансдисциплинарности, Вселенная представляет собой единую упорядоченную среду. Элементами этой среды являются: совокупность форм ее существования; законов и закономерностей; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий, на любом уровне реальности. Важно отметить, что Единство, в этом случае, является сутью Вселенной.

 

Постулируя единство Вселенной, нельзя обойти вниманием такие понятия как Единое и Целое. Часто эти понятия употребляются учеными как синонимы. Хотя на самом деле они имеют принципиальные различия.

 

Понятие «Единая Вселенная» предполагает исключительность Вселенной, а также указывает на то, что Единая Вселенная – единственная. Любые элементы единственной Вселенной являются ее естественными фрагментами или, говоря другими словами, являются той же самой Вселенной. Отсюда следует, что в Единой Вселенной других Вселенных быть не может, так как у нее не может быть частей. При таком взгляде на Вселенную вопрос – «Что находится за гранью Вселенной?» следует признать не корректным. Однако не исключено, что такой вопрос может возникнуть у Наблюдателя в силу его ограниченного психофизического восприятия Вселенной. В то время как у самой единственной Вселенной физической границы быть не может. Чтобы понять - «что играет роль внешней «границы» в единой Вселенной?», необходимо ответить на вопрос – «что является ее внутренней границей или ее началом?». И в том и другом случае ответы следует искать «за гранью» вещественной или видимой Вселенной.

 

Понятие «Целая Вселенная» отображает лишь одно из возможных свойств Вселенной. Согласно этому свойству «Целая Вселенная» не подлежит расчленению, дроблению или разделу. Однако из этого понятия не вытекает требование исключительности Вселенной, её единственности. «Целая Вселенная» теоретически не препятствует существованию других «Целых или не целых» Вселенных. При этом Целая Вселенная не запрещает того, чтобы её внутренние Вселенные, как части Целого, имели бы свои законы, свойства и внутренний порядок. В этом случае ответ на вопрос – «Что находится за гранью Вселенной?» уже правомерен. За гранью Вселенной в принципе могут находиться другие Вселенные.

 

Наличие множества Вселенных больше устраивает современную точку зрения науки. Это связано с тем, что в соответствии с существующей теорией самоорганизации, Вселенная, в которой находится Наблюдатель, должна быть открытой неравновесной системой. Чтобы продолжать развитие она должна непрерывно обмениваться с внешней средой энергией и веществом. «Внешние» Вселенные смогли бы обеспечить такой обмен [7]. Однако законы термодинамики неумолимы. «Внешние» Вселенные также нуждаются в притоке энергии со стороны, чтобы обеспечить свое существование. Следовательно, «энергетическая проблема» развивающейся Вселенной состоит не в поиске внешних источников энергии, а в понимании общих законов и процессов её существования и развития.

 

Зерна и плевелы

 

Вселенная всегда будет такой, какой ей положено быть. Но если на определенном этапе её развития появилось «сознание», то это не значит, что оно и его носители «вытеснили Вселенную из себя», как это проделало тело Архимеда с водой в ванне. И сознание и люди остаются элементами «подвижной сети неразделенно связанных энергетических процессов» квантовой Вселенной. Поэтому, как бы к сознанию не относились математики, физики, философы и лирики, процесс мышления навсегда останется таким же естественным процессом преобразования вещества и энергии Вселенной, как и другие ее физические процессы. Это утверждение позволяет придать новое значение вышеописанным образам Вселенной.

 

Например, если Вселенная Единая, то в ней должен существовать универсальный порядок ее формирования и развития. Все объекты Единой Вселенной, являясь ее фрагментами, будут воспроизводить в процессе своего формирования и развития тот же самый порядок, обусловливающий их внутреннее единство и внешнее взаимодействие. Это правило относится и к человеку, его сознанию и к порядку познания окружающего мира. В этом случае появление человека (Наблюдателя) следует рассматривать как естественный результат развития Вселенной, но не как феномен. Следовательно, основная задача человека, как фрагмента Вселенной, состоит в том, чтобы понять порядок её создания и, используя этот порядок, сохранить себя и всё то, что было создано до него Природой.

 

Если Вселенная Целая, то ее отдельные области (части) могут иметь свой порядок формирования и развития. Соответственно, индивидуальный порядок может иметь формирование и развитие человека, а также его познание окружающего мира. В этом случае, появление человека можно считать феноменом, возникшим в результате индивидуального развития какой-то отдельной части Вселенной. В такой ситуации человек имеет право провозгласить себя «покорителем» Природы, колонизатором Вселенной и создателем новых биологических форм жизни и т.д..

 

Однако дальнейшее развитие Целой Вселенной и человечества, возникшего в ней, может сопровождать ряд негативных факторов. Их суть состоит в следующем. То, что свойства Целого несводимы к свойствам его частей, говорит о принципиальной возможности частей иметь разные цели существования. И с этой точки зрения «отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет», выглядит уже не как универсальный закон, а как некий компромисс. Наличие такого компромисса, в свою очередь, делает наиболее достоверной версию о вероятностном характере развития Целой Вселенной, при котором ее будущее будет размываться до неузнаваемости. И это не конечное следствие компромисса. В Целой Вселенной нет основания для обязательного паритета между единством и борьбой ее частей. Поэтому части Целой Вселенной могут с одинаковой «законной» вероятностью отдать предпочтение борьбе и уничтожить себя и Вселенную, либо слиться в едином «эволюционном порыве», продолжая коэволюционное развитие. Однако, отделив «зерна от плевел» можно сказать, что наличие многих Вселенных у Целой Вселенной все равно потребует присутствие некоего общего закона, обусловливающего их существование и взаимодействие. Иными словами попытки обосновать различные образы Вселенной на каком-то этапе рассуждений обязательно приведут к образу Единой Вселенной, лишенного внутренних или внешних противоречий.

 

Какое следствие имеют эти рассуждения для каждого человека и человеческого мировоззрения в целом? Конкретный образ Вселенной предопределяет логику ее познания, включая отношение к законам природы, к информации и способам ее получения и классификации, а также ко всем элементам научной парадигмы. Иными словами каждому образу Вселенной будут соответствовать свои знания. Если удастся доказать, что один из двух образов Вселенной неверный, то будут неверными и научные знания, сформированные под его влиянием. А так как научные знания составляют основу человеческого мировоззрения, то, значит, будет и неверным человеческое мировоззрение. Продолжая цепь рассуждений можно сказать, что неверное мировоззрение не позволяет человеку понять окружающий мир, Вселенную такими, какие они есть в действительности. Следовательно, человек (человечество) не сможет распознать смысл процессов развития, протекающих во Вселенной и принять в нем адекватное участие.

 

Рамки эссе не предполагают проведения подробного анализа основы человеческого мировоззрения. Однако если не считать других, экстравагантных, образов Вселенной, например, таких как «Вселенная - это иллюзия в сознании Наблюдателя и, достаточно закрыть глаза, как она исчезнет», то можно сказать, что в ней в равной степени представлены оба вышеописанных образа Вселенной. В свою очередь, можно утверждать, что в «научной точке зрения» на сегодняшний день также в равной степени представлены верные и неверные персональные знания. Понять, какие из этих дисциплинарных знаний верные, а какие нет, средствами, которыми располагает сама дисциплина, невозможно. Это доказано ограничительными теоремами Геделя. Однако есть все основания предполагать, что с выполнением такой работы сможет справиться трансдисциплинарный системный подход.

Истина и Правда

 

«Знания характеризуют эпоху, а каждая эпоха ограничена историческими условиями жизни общества, уровнем практики. Следовательно, какие из существующих знаний верные, а какие нет, определит следующая эпоха». Однако эти патетические энциклопедические заявления не могут скрыть порядок накопления знаний, сложившийся в науке за многие годы. В соответствии с этим порядком новые знания признаются верными, если они истолковываются в составе новой теории как частный случай более полной и точной теории (например, классическая механика И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна). Если новые знания не является результатом последовательного более полного и глубокого познания исследуемого объекта, то такие знания сложно встроить в официальную «научную точку зрения». По этой причине они зачастую признаются неверными и не сохраняются в истории.

 

Чтобы не ждать наступления следующей эпохи, для определения качества знаний необходимо воспользоваться понятием «Истина». Классическая концепция философии использует два понятия истина и ложь. В соответствие с трансдисциплинарной концепцией, Истиной (the Truth) обозначается «всё то, как должно быть в реальной действительности». В таком качестве у истины нет антипода.

В отличие от английского языка и классической концепции, для обозначения предмета, таким, «каким он есть на самом деле», в трансдисциплинарности употребляется термин «правда». В стиле лингвистической формулы «Правда (the Reality) – это «то, как есть на самом деле, как есть в реальной действительности». Такое суждение «о правде» делает её субъективной, позволяя каждому наблюдателю иметь «свою правду». В этой связи «красное» яблоко, для одного наблюдателя, может, не без оснований, быть «недостаточно красным» для другого наблюдателя. В такой ситуации поиск истины «не принципиален». Принципиален поиск правды. «Истина» же состоит в том, что яблоко «красное», потому что принадлежит сорту «красных» яблок.

 

Когда же наблюдатель «красного» яблока намеренно утверждает, что оно «зелёное», он говорит неправду. Следовательно, термин «правда» имеет своего антипода – это термин «неправда». Его лингвистическая формула такова «неправда – это заведомо неточное толкование того, как есть на самом деле, как есть в реальной действительности».

 

Когда же наблюдатель «красного» яблока утверждает, что оно «зелёное» под воздействием особого преломления света или сумерек, то следует говорить о заблуждении. «Заблуждение – это непреднамеренное неточное толкование того, как есть на самом деле». В случае, если наблюдатель утверждает, что яблоко «зелёное», зная, что оно принадлежит к «красному» сорту яблок, то он лжет. «Ложь – это заведомо неточное толкование того, как должно быть в реальной действительности».

 

Таким образом, если классическая концепция знает лишь два понятия – истина и ложь, то трансдисциплинарная концепция использует пять понятий – истина, правда, неправда, заблуждение, ложь.

 

В соответствии с логикой трансдисциплинарности, истиной будет считаться адекватное отображение объективной реальности, соответствующей образу Единой Вселенной. В этом случае истина обретает активный статус, который предписывает сознанию Наблюдателя строгий порядок отображения реальности. Например, хорошо известный образ ложки не позволит принять ее мнимый излом в стакане с водой за объективную реальность. Однако отсутствие такого образа у Наблюдателя будет способствовать поиску им научного объяснения возможного изменения свойств ложки под действием воды. Результаты такого научного поиска (знания) могут быть верными или неверными, но всегда неистинными.

 

Правда – это то, что существует в действительности. А в действительности существует и излом ложки в стакане воды и Доплеровское смещение, экологические и экономические кризисы, болезни человека и его клонирование. Чтобы определить которые из этих явлений и знаний, их описывающих, истинны, достаточно ответить самому себе на вопрос, соответствуют ли они образу единой Вселенной, ее внутреннему «нормальному» состоянию? Останутся ли эти явления и знания о них, если состояние определённой области Вселенной, в которой находится Солнечная система «нормализуется»? Следовательно, истинными знаниями могут считаться те из них, которые сформированы в соответствии с истинным образом Вселенной и сохраняются при ее возможных состояниях, а также при различных состояниях Наблюдателя.

 

Система

 

Образ Вселенной будет не полным, если не сказать о порядке, который лежит в его основе. В трансдисциплинарности этот порядок называется системой. Для образа Единой Вселенной системой будет называться порядок, обусловливающий ее единство. В образе Целой Вселенной системой называется множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность. Это «родовые» определения «системы». Из этих определений следует, что в первом случае система является основой организации Вселенной, а во втором случае - это сама вещественная Вселенная.

 

В силу разницы смыслов Единого и Целого число «видовых» определений системы будет также существенно отличаться. Так как в Единой Вселенной она сама и ее фрагменты на любом уровне действительности являются единственной организованной средой, то и видовое определение системы будет тоже единственным: система – это порядок, обусловливающий единство элементов, свойств и связей организованной среды.

 

В Целой Вселенной дать единственное видовое определение системы не возможно, потому что требуется описывать различные виды целостности, например, целостность самой Вселенной, целостность ее частей, целостность взаимодействия частей в рамках целостности Вселенной. Поэтому в науке уже сейчас используется более сорока видовых определений системы, описывающие целостность, разную по характеру и смыслу [8]. Смысл большинства этих определений позволяет сделать вывод, что официальная «точка зрения науки» склоняется в сторону образа Целой Вселенной.

 

В соответствии с разночтением понятия «система» будет различаться и смыслы системного подхода. Дисциплинарные и междисциплинарные системные подходы представляют собой способы исследования объекта, основанные на поиске очевидного взаимодействия его частей, свойств и связей. Если очевидного взаимодействия не обнаружено, то дисциплинарный и междисциплинарный системные подходы будут испытывать трудности. В настоящее время эти трудности проявляются в неэффективном решении комплексных, многофакторных проблем в экономике, экологии, медицине и в ряде других научных направлениях. В свою очередь трансдисциплинарный системный подход представляет собой способ исследования объекта, основанный на использовании универсального порядка, обусловливающего единство элементов, свойств и связей объекта. Использование объекта с помощью трансдисциплинарной модели системы позволяет находить и обосновывать не только очевидные, но и скрытые мотивы взаимодействия элементов, свойств и связей. Это обстоятельство существенно повышает научно-исследовательские и практические возможности трансдисциплинарного системного подхода.

 

Вышеприведенные рассуждения позволяют сделать вывод, что различные системные подходы позволяют ответить на разные вопросы о Вселенной и, следовательно, получить о ней знания, разные по своему характеру. Дисциплинарный и междисциплинарный системные подходы позволяют ответить на вопрос «Как устроена Вселенная?». Трансдисциплинарный системный подход позволяет ответить на вопрос «Почему так устроена Вселенная?». Следовательно, трансдисциплинарный системный подход в необходимых случаях может сформировать или усилить «нормативную составляющую» концепций дисциплинарного и междисциплинарного системных подходов, устранив тем самым пути получения и накапливания неверной или лишней информации о Вселенной.

Информация

 

Появившись в научном лексиконе всего пятьдесят лет назад понятие «информация» сегодня получило уже более 30 определений [9,10]. Смысл этих определений принципиально различен. Так же различна роль, которую, в соответствии с различными точками зрения ученых, она выполняет во Вселенной. Информацией называют и «главный фактор эволюции», и «меру организации» и «обычное сообщение». О всех этих определениях можно сказать одно, что информация является производной от отношений Наблюдателя со Вселенной.

 

Несмотря на это «субъективное обстоятельство», информация всегда сопровождает объективный показатель Вселенной – её общее состояние. Этот факт позволяет утверждать, что существующие дисциплинарные знания являются результатом познания и описания отдельных «дисциплинарных срезов» общего состояния объекта исследования. Поэтому логичным продолжением образа Единой Вселенной будет следующее определение информации: Информация – это форма проявления состояния упорядоченной среды. Соответственно рольполной информации будет играть общее состояние упорядоченной среды. В этом случае у Наблюдателя «из антропного принципа» появляется реальная возможность получить доступ к полной информации Вселенной. Это обстоятельство позволяет сформировать и его основной моральный принцип – «являясь фрагментом Вселенной, Наблюдатель должен адекватно отобразить в себе её общее состояние, но не диктовать ей, каким оно должно быть».

 

Чтобы преодолеть запреты ограничительных теорем Геделя, в концепции трансдисциплинарности используется предельно метафоричная модель полной информации. Эта модель представляет собой диполь двух взаимодополняющих фрагментов общего состояния – количественной и качественной информации (рис1).

 

Рис.1 Модель полной информации

Информация количественного вида – это состояние среды, характеризующее её с позиции величины. Информация качественного вида – это состояние среды, характеризующая его с позиции ее существенных свойств. В свою очередь информация количественного и качественного вида представлена собственными диполями. В результате подробная модель полной информации представляет собой последовательность из восьми признаков информации (по четыре на каждый вид информации). Чтобы модель полной информации была удобна в эксплуатации, каждому из восьми признаков был присвоен один из основных цветов радуги. В таком виде модель полной информации (общего состояния) принимается за единицу порядка. Появление единицы порядка в концепции трансдисциплинарного системного подхода позволило уточнить смысл основных понятий действительности – пространства и времени.

 

Пространство

 

Термин «пространство» широко используется в современной науке. В разные времена ученые называли пространством и форму существования материи, и пустой объем и вместилище материальных объектов, и свойство движущейся субстанции. При таком разнообразии представлений о пространстве трудно было прийти к его универсальному определению, которое бы устраивало всех. В концепции трансдисциплинарности определения любых философских категорий являются продолжением понятия образа Единой Вселенной. Следовательно, их смысл должен полностью сочетаться со смыслом предыдущих понятий, таких как «Вселенная», «система» и «информация». Во исполнение этого требования родовое трансдисциплинарное понятие пространства приобрело следующую формулировку: Пространство – это форма существования упорядоченной среды, посредством которой она выражает своё содержание. По-существу, такое определение пространства, для Наблюдателя, может быть ассоциировано с трехмерным изображением упорядоченной среды

Трансдисциплинарная модель пространства соответствует шару. Внутреннее строение пространства представляет собой практически полезную геометрию, которая задает топологию пространства и строго определенные размеры его пространственных фрагментов. Иными словами, пространство состоит из точек, находящихся в определенных отношениях друг с другом. При этом «точкой пространства» считается только тот его фрагмент, который реализует в себе единицу порядка (Рис.1). Следовательно, если Единую Вселенную представить в образе пространства, то ее внутреннее строение будет выглядеть как организованная среда вложенных друг в друга и соотнесенных друг с другом пространственных фрагментов (точек пространства), имеющих различные радиусы (Рис.2).

 

Рис.2. Модель пространства

 

 

Фрагменты, имеющие один размер радиуса, формируют «ткань» пространства. Каждая ткань пространства содержит условия существования и развития определенного уровня Действительности. Каждый пространственный фрагмент пространства имеет строение, подобное строению всего пространства Вселенной. Следовательно, первая ткань пространства вещественной Вселенной будет состоять из фрагментов, радиус которых обусловливает появление ее Действительности.

 

Совмещая модель пространства и модель полной информации удалось построить модель информационной системы Вселенной (Рис.3).

 

Рис.3. Модель информационной системы

 

Такой же образ информационной системы будет иметь каждый фрагмент ее пространства. Это обстоятельство имеет важное гносеологическое значение, так как данная модель позволяет говорить о возможности получения полной информации о всей Вселенной, о каждом ее фрагменте. Следовательно, Вселенная, любая её область, любой её объект и процесс становятся принципиально доступными для понимания, познания и описания.

Время

В вещественной Вселенной время слито с пространством в едином процессе её существования и развития. Но и в объективной Вселенной и в сознании Наблюдателя именно время реализует общее состояние Вселенной в конкретные объекты, события, процессы и их взаимодействия. Поэтому в трансдисциплинарности время играет роль качественной формы существования упорядоченной среды, посредством которой она выражает последовательность и направленность преобразования своего общего состояния. Продолжая логику трансдисциплинарных определений системы, информации и пространства, модель времени воспроизводит модель общего состояния (полной информации). Однако в модели времени статичный диполь полной информации превращается в динамичный период преобразования общего состояния организованной среды. При этом восемь диполей, составляющих диполь полной информации преобразуются во внутренние периоды времени (Рис.4).

 

 

Их последовательность задает порядок и направленность преобразования общего состояния Единой Вселенной, обусловливая, тем самым, наличие причинно-следственной связи событий и процессов.

Рис.4. Модель времени

В каждом внутреннем периоде время представлено своим циклом. Внутри каждого цикла существует свой порядок из восьми периодов, обусловливающий последовательность и направленность событий и процессов. Так как доминантой в течение времени является все же порядок, а не цикличность, то такая трансдисциплинарная модель времени снимает существующее в науке противоречие между порядком и цикличностью. Поэтому с точки зрения трансдисциплинарности, правильным считается утверждение, что развитие Вселенной представляет собой единый период времени, за который происходит полное преобразование её общего состояния. Это утверждение имеет универсальный характер и может быть применено для исследования процессов развития любых явлений, процессов и объектов на любом уровне Реальности. Понятие «течение времени» ассоциируется в сознании Наблюдателя с направленной и упорядоченной сменой событий общего процесса развития Вселенной. Считается, что Наблюдатель может находиться только в Настоящем времени. Он не может оказать влияние на Прошлое и точно определить Будущее. Однако собственное Настоящее Вселенной состоит из совокупности Прошлого, Настоящего и Будущего, в котором одномоментно находятся Наблюдатели, объекты, события, процессы различных уровней Реальности. Следовательно, можно утверждать, что Прошлое, Настоящее и Будущее конкретного пространственного фрагмента Вселенной и ее самой предопределены конструкцией единицы порядка, который, кроме других ролей, играет роль программы ее развития. В свою очередь предопределенность развития и конкретный смысл событий и процессов на различных уровнях реальности обусловливают необратимость времени. Каждому внутреннему периоду трансдисциплинарной модели времени соответствует строго определенное состояние Вселенной. Каждое такое состояние обусловливает предрасположенность Вселенной к событиям определенного характера. Поэтому анализ событий, их характер и последовательность позволяют Наблюдателю точно определить период, на котором находится развитие самой Вселенной или любого ее объекта. Зная предрасположенность объекта к событиям в этом периоде, Наблюдатель получает возможность корректировать Прошлое, помогать осуществлять Настоящее и целенаправленно формировать Будущее данного объекта, не причиняя ему какого-либо вреда.

Ничто и Нечто

Оценивая совокупный потенциал трансдисциплинарных понятий системы, информации, пространства и времени, можно сделать вывод – если дисциплинарность и междисциплинарность позволяют познать и описать разрозненный чувственный опыт взаимодействия Наблюдателя со Вселенной, то трансдисциплинарность позволяет Ему, прежде всего, понять Вселенную в её Единстве, понять общий смысл отдельных явлений и смысл ее общего развития. Так какими же могут быть в этом случае ответы на вопросы о Вселенной, вынесенные в начала статьи, если использовать логику трансдисциплинарности? В сознании Наблюдателя могут получить логическое развитие две альтернативные точки зрения. Согласно первой точке зрения Вселенная является ответом на возмущение древнегреческого «Ничто». Факт «возмущения» основан на необходимости «Ничто» подтвердить своё отсутствие. Согласно второй точке зрения Вселенная является ответом на возмущение «Нечто». В свою очередь, факт возмущения «Нечто» основан на необходимости подтвердить своё существование. От второй точки зрения Наблюдатель будет вынужден отказаться, потому что существующее «Нечто», в силу неизвестных причин, уже должно иметь пространство, время, состояние и систему. В этом случае Наблюдателю потребуется сначала ответить на вопросы - каким образом и на каком основании они появились? В свою очередь, «Ничто» таких атрибутов не имеет и поэтому вынуждено создавать их в процессе реализации возмущения. Последовательность их создания до момента «Большого Взрыва» реализуется позже как порядок, обусловливающий единство Вселенной. Реализуя этот порядок в своем сознании, Наблюдатель нуждается в наличии точки «Первоначала Вселенной» и в конечной точке завершения процесса преобразования её общего состояния. «Ничто», в данном случае, играет роль точки «Первоначала». Способность Ничто к «периодическому возмущению» выдает наличие у него внутренней сути, от которой Наблюдатель вынужден абстрагироваться. Но абстрагирование не является отказом от восприятия Наблюдателем образа самого «Ничто». Так как образ Единой Вселенной не допускает существования другой Вселенной даже за границей своего «Первоначала», то Наблюдатель должен воспринимать точку «Первоначала», как одну из множества равновеликих точек «Ничто», составляющих собой «среду Первоначала». В этой «среде Первоначала» и происходят все последующие процессы, сопровождающие формирование и развитие Единой Вселенной до и после «Большого Взрыва». До «Большого Взрыва» во Вселенной активно формируется само пространство, его общее состояние и геометрия. Этот процесс ассоциируется с процессом создания условий и обретения потенции для предстоящего преобразования общего состояния Вселенной. В этом процессе имеет место существование «пространства и информации» без «времени», в привычном Наблюдателю, значении. Организующую роль времени на этом этапе выполняет «смысл практически полезной геометрии» пространства. Благодаря такому логико-геометрическому строению, пространство обретает общее состояние и конкретное значение (становиться основной формой существования материи). Пространство, которое сформировало в себе условия и потенцию последующего преобразования общего состояния, а также обрело его окончательный смысл, ассоциируется в сознании Наблюдателя с Богом, с Его созидательными возможностями.

После «Большого Взрыва», олицетворяющего собой реализацию сформированных условий и потенции, Вселенная приобретает дополнительную форму существования – Время, а также энергию, которая является отображением потенции пространства. Поэтому правильно было бы говорить, что время более неотделимо от энергии, чем от пространства. Именно время и энергия, которая понимается в трансдисциплинарности – как способность совершать конкретную работу в рамках определенного функционального ансамбля, в большей части накладывают ограничения на различные варианты развития Вселенной. Поэтому прогноз возможных вариантов Прошлого, Настоящего и Будущего следует искать не только в отношениях пространства и времени, но и в отношениях времени и энергии. И этот поиск может быть уже другим алгоритмом понимания, познания, описания и использования знаний о Вселенной.

 

Краткое изложение логики трансдисциплинарности позволяет дать краткое изложение концепции и метода трансдисциплинарного системного подхода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...