Государства как основные субъекты международного права
Государства как инициаторы и творцы создания и прогрессивного развития международного права всегда были и продолжают оставаться его основными субъектами. Отличительная черта государств как субъектов международного права – наличие у них особого свойства – суверенитета. Суверенитет государства – это исключительное и полное юридическое верховенство государства в пределах своей территории и его независимость в международных отношениях. Верховенство каждого из них означает, что нет юридически более высокой власти на этой территории, чем власть данного государства. Соответственно каждое государство обладает в международном общении одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Безусловно, абсолютного суверенитета государств нет, поскольку в современном мире все государства тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. С точки зрения международной правосубъектности государств существенное значение имеет их территориальное устройство, поскольку это важно при определении международного представительства государства: государство в международных делах выступает в целом как единый субъект или его международная правосубъектность разделяется на несколько частей. Все эти вопросы – внутреннее дело каждого государства. Различают: а) простые (унитарные); б) сложные (федеративные) государства. Унитарное государство – единое цельное государство, не имеющее в своем составе других государственных образований. Является субъектом международного права в целом. Однако и оно может предоставлять своим административно-территориальным частям некоторые права в осуществлении международных связей (например, развитие связей между городами-побратимами, органами местного самоуправления и т.д.).
Сложное государство (федерация) представляет собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Вопрос о том, кто представляет федеративное государство в межгосударственных отношениях и является субъектом международного права – сама федерация в целом или наряду с ней и входящие в нее субъекты федерации – решается в самом федеративном договоре. В соответствии с российским законодательством, субъекты РФ самостоятельными субъектами МП не являются. Признание – односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории. Существуют две основные теории международно-правового признания – конститутивная и декларативная. Согласно первой акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его международно-правовом статусе (например, придает новому государству международную правосубъектность, а правительству – способность представлять субъекта международного права в межгосударственных отношениях). Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования (государства, правительства и т.д.) могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно – признания скольких уже существующих государств необходимы для того, чтобы новое образование приобрело, наконец, международную правосубъектность.
Декларативная теория исходит из того, что признание не означает придание ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта МПП и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине. В качестве адресатов (дестинаторов) признания могут выступать государство, правительство, воюющие и восставшие стороны, организации сопротивления и национального освобождения. Так или иначе, но в качестве универсальной реальной или проектируемой организации власти во всех случаях мыслится государство, поскольку проекты свергнутых правительств и правительств в изгнании связаны с восстановлением государственной власти в прежнем объеме и по возможности в прежнем виде, тогда как проекты воюющих за освобождение организаций, равно как и образованных в результате переворотов или революций правительств, ориентированы главным образом на строительство новой государственной власти. И в том, и в другом случаях форма – государство – остается неизменной. Существуют две основные официальные формы международно-правового признания: Признание де-факто (de facto) означает более узкий объем наступающих правоотношений. Как правило, оно носит более политический, чем правовой характер, поскольку выражает реализацию тактических соображений уже существующих государств по отношению к вновь возникающему образованию. Чаще всего оно символизирует неуверенность в том, что вновь возникшее государство или правительство будет существовать долгое время, и поэтому необходимо очень осторожно строить с ним свои отношения. Признание де-юре (de jure) – полное, окончательное. Эта форма может быть явно выраженной или подразумеваемой. В первом случае речь идет о специальной ноте, в которой четко зафиксировано намерение признать де-юре соответствующий будущий субъект международно-правовых отношений. Актами подразумеваемого признания является установление дипломатических отношений без специальных заявлений, а также заключение двустороннего договора.
Встречаются в международно-правовой практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность, без процедуры признания. Обычно это происходит, когда необходимо решить какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании – признании ад хок (ad hoc) – в данной ситуации, по конкретному делу. Виды международно-правового признания определяются в соответствии с видом дестинатора. Можно выделить традиционные виды признания и предварительные (промежуточные). Провести на практике границу между этими видами чрезвычайно сложно из-за обремененности статуса нового образования различными политическими аспектами (например, несоответствие между реальным и декларируемым положением того или иного образования). К традиционным видам признания относятся: 1. Признание государств. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь возникшее государство становится субъектом международного право в силу самого факта создания суверенного образования. 2. Признание правительства. Вопрос о признании нового правительства возникает только в случаях создания нового правительства неконституционным путем (в результате переворота, революции, гражданской войны и т.п.) Предварительными видами признания являются признание народов и наций восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления и правительств в эмиграции. Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании нации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путем. Правопреемство государств Процесс возникновения новых или обновленных государств требует решения вопросов о правопреемстве. Правопреемство – это смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда присутствуют две стороны: государство-предшественник и государство-преемник.
Основаниями возникновения правопреемства являются: • объединение двух или более государств в одно; • разделение государства на два или более государств; • отделение от государства части территории и образование нового государства; • передача части территории одного государства другому; • создание государства в результате получения колонией независимости от метрополии. Появление новых государств ставит перед мировым сообществом и отдельными государствами целый ряд вопросов и проблем о судьбе многих юридически значимых объектов. Объектом правопреемства могут быть: • территория государства; • международные договоры; • международные обязательства; • государственная собственность; • государственные долги; • государственные архивы; • границы государства; • членство в международных организациях и органах. Правопреемство может осуществляться на основе международного договора государства-предшественника и государства-преемника или в силу международного правового обычая и универсальных международных конвенций: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (вступила в силу в 1996 г.) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.). Последняя была отвергнута рядом государств из-за несогласия с определенными ее положениями, в частности, принципом «tabula rasa» («чистой доски»), что означает не связанность такого государства международными обязательствами государства-предшественника. Данный принцип предоставляет бывшим колониям право не становиться автоматически правопреемниками договоров, ранее заключенных метрополиями и касающихся территории нового государства, а в каждом конкретном случае самим определять свое отношение к этим договорам. Согласно Венским конвенциям действуют следующие правила правопреемства: 1. При объединении государств: а) международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-правопреемника; б) вся государственная собственность государств-предшественников переходит к преемнику, включая и собственность, находящуюся за границей;
в) государственные архивы государств-предшественников переходят к преемнику; г) государственные долги государств-предшественников переходят к преемнику. 2. При разделении государства: а) международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства; б) недвижимая государственная собственность переходит к государству, на территории которого она находится; в) недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях; г) движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику, а остальная часть движимой собственности делится и переходит к правопреемникам в справедливых долях; д) часть архивов государства-предшественника, имеющая непосредственное отношение к территории государства-преемника, переходит к этому государству; е) государственный долг государства-предшественника переходят к государствам-преемникам в справедливых долях. 3. При отделении части территории государства и образовании на ней нового государства-преемника или ее объединении с другим государством: а) недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на отделившейся от него части территории, переходит к государству-преемнику; б) движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой части территории, также переходит к государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к нему в справедливых долях; в) часть архивов государства-предшественника, имеющая непосредственное отношение к отделившейся территории, переходит к государству-преемнику; г) государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях. Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности неприменимы к такому виду собственности, как ядерное оружие. Также невозможно правопреемство государств в отношении членства в международных организациях. Новые государства вновь вступают в международные организации или включаются в состав международных органов. Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами. В связи с распадом СССР между государствами СНГ заключен ряд соглашений, регулирующих вопросы правопреемства: Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР, решение Совета глав государств СНГ от 20 марта. Все эти документы датированы 1992 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|