Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цикл опыта и пятиуровневая модель невроза




 

Давайте подумаем, как соотносятся эти модели. Что такое клише, игры и роли, тупик, имплозия и эксплозия? Можно ли их соотнести с конкретными фазами цикла опыта? Очевидно, что нет, ведь прерывание может быть в любой точке цикла опыта (вернее, как определено выше, циклов опыта). В любой точке может быть невротическое решение противоречия. То есть, все пять уровней невроза существуют в точке прерывания контакта.

Пятиуровневая модель невроза более полная, чем модель цикла контакта, в плане рассмотрения защитных механизмов. Она включает в себя работу со всеми механизмами прерывания, которые существуют на уровне игр и ролей. Игры и роли касаются не только самоманипуляций, но и манипуляций окружением, а этого нет в модели прерывания контакта.

В то же время, модель цикла контакта масштабнее, т.к. рассматривает весь цикл опыта, а не только место, где контакт прерван. Образно говоря, пять уровней невроза – это место прерывания контакта, рассмотренное через увеличительное стекло[6].

 

Интегративная модель

 

Предлагаемая модель работы объединяет все вышесказанное. Это не попытка слепить нечто из разных кусков одного и того же целого. Пять уровней невроза, механизмы прерывания и конфликт потребностей – это разные категории одного явления, процесса.

Пять уровней невроза – это алгоритм работы терапевта. Преждевременно примиренный конфликт потребностей – это ядро проблемы. Механизмы прерывания и манипуляции окружением – это недостаточно эффективный способ существования клиента, способ примирения конфликта потребностей. Итоговый вариант может быть таким.

Клише. Важный этап работы. Данное поведение следует рассматривать как эволюционное приспособление человечества, позволяющее определять, кто тут «свой», а кто – «чужой». «Свои» здороваются определенным образом, начинают беседу «как принято у нас». Это этап завоевания доверия. Предварительная и общая диагностика также относится к данному уровню. Практически вся первая встреча с клиентом может проходить на этом уровне. Часто я слышу, что начало встречи терапевта и клиента — это преконтакт. Но в цикле какой потребности? Если клиент пришел к нам за помощью, то он уже выбрал нас в среде и пришел к нам. Значит, это в его потребности исцелиться уже contacting. Поэтому, мне кажется, не надо вносить путаницу с циклами контакта и определить начало встречи не как преконтакт, а как уровень клише.

Игры и роли. Обращение к потребностям клиента активирует способы, с помощью которых он избегает выбора, примиряет конфликт – механизмы прерывания и роли, которые он играет в социуме. По поведению клиента и собственной реакции терапевт также узнает роли, которые клиент навязывает другим людям. Здесь мы наблюдаем творческий потенциал клиента и относимся к нему с уважением. Поддержка и фрустрация механизмов прерывания контакта, манипуляций другими людьми (включая, естественно, и терапевта) приводит к тому, что за манипуляциями обнаруживается реализуемое таким образом желание, а конфликт потребностей становится явным для клиента. Понятным становится для него и то, как он избегает его решения. Возникает выбор: жить по-прежнему, избегая решения, или делать честный выбор. Как уже отмечалось, по-старому тошно, по-новому страшно. Очень важно, чтобы клиент сделал выбор, куда пойти. У него должна остаться возможность возвращения в манипулятивное симптоматическое поведение. Тогда он чувствует себя защищенным, и это дает ему ощущение опоры. В то же время по закону Бейссера признание избегания честного выбора провоцирует изменение[7].

Игры и роли, как уже было сказано, могут быть на любом этапе цикла контакта. Именно на том, на котором он прерывается. Знание, на каком этапе прерван цикл опыта, поможет определиться с тем механизмом прерывания, который актуален для данной сессии, сфокусироваться на нем.

Вариантом работы на этом этапе может быть работа с симптомом, вывод его на границу контакта (Немиринский, 1997).

Тупик. Если клиент рискует пойти в конфликт потребностей, он сталкивается со страхом перемен. Здесь мы можем работать в более мягком варианте – переговорах потребностей. Клиент по очереди встает на позицию каждой из конфликтующих потребностей и отстаивает необходимость ее удовлетворения в данный момент. Терапевт отходит на второй план и выступает фасилитатором процесса. Более жесткий вариант – удержание клиента в невозможности разрешить конфликт, поочередная поддержка обеих линий поведения или одновременная за счет парадоксального послания.

При работе с конфликтом потребностей важно, на мой взгляд, оперировать следующими понятиями:

1) какие потребности конфликтуют;

2) каковы противоположные способы удовлетворения (поведение);

3) представления о себе при одном и другом поведении;

4) что приобретается в одном и другом случае (не только собственно удовлетворение конкретной потребности, а также, например, самоуважение);

5) что теряется в одном и другом случае (цена потребности);

6) какие манипуляции и самоманипуляции используются для примирения конфликта.

Выбор идет как между двумя потребностями (одна из которых является актуальной и связана с избегаемым поведением, а вторая выявляется, когда узнаем, почему существуют игры, роли, механизмы прерывания, а не прямое действие), так и в таком варианте работы как выбор между двумя потребностями и симптоматическим поведением (клиент может честно выбрать остаться с симптомом, не решая конфликта).

Новый опыт заключается не в выборе потребности, которая ранее не удовлетворялась, и не в поведении, которое ранее было под запретом. Новый опыт для невротической личности – это осознанный честный выбор. Часто терапевты хотят, чтобы клиент решил, какую потребность и каким образом удовлетворить сейчас. Но и честный осознанный выбор симптома, прежнего поведения – это тоже новый опыт, развитие личности. Ведь в этом случае произошло главное для роста – возвращение себе ответственности, авторства своей жизни.

Внутренний взрыв. Это момент признания невозможности решить проблему, капитуляции, полного отчаяния, дна. Он понятен тем, кто работает с зависимостями по программе 12 Шагов. В мягком варианте работы – переговорах потребностей – этот момент может переживаться как замешательство.

Внешний взрыв. По сути, это достижение «просветления». Чтобы выжить в конфликте, нужно встать над ним, образно говоря, открыть «третий глаз». В дзен-буддистской практике есть такое упражнение: учитель заносит палку над головой ученика и говорит: «Если ты скажешь, что эта палка реальна, я ударю тебя. Если ты скажешь, что эта палка нереальна, я тоже ударю тебя. Если ты ничего не скажешь, я тоже ударю тебя». Кто не получает палкой по голове? Те, кто выхватывают палку у учителя. И если в ситуации double-bind дело кончается шизофренией (Бейтсон, 2000), то в терапевтической ситуации терапевт, так же как и учитель дзен, может принять креативность клиента[8]. Решение приводит к освобождению энергии, которая затрачивалась на поддержание перемирия в конфликте. Эта энергия высвобождается через аффект.

Цикл контакта восстановлен, и терапевт сопровождает клиента до нового прерывания и новой работы по вышеописанной модели.

 

Краткие выводы

 

Преждевременно примиренный конфликт потребностей – это, на мой взгляд, центральное звено теории и практики гештальт-терапии.

В заключение также хочу подытожить, какие традиционные понятия гештальт-терапии объединяются вокруг конфликта потребностей.

1. Прерывание контакта – способ примирения конфликта потребностей.

2. Противоположности – способы удовлетворения конфликтующих потребностей.

3. Полярности — качества, необходимые, для проявления противоположностей.

4. То одна, то другая конфликтующие потребности попеременно выступают фигурой на фоне другой.

5. Сопротивление – это проявление потребности, которая в данный момент находится в фоне.

 

 

Литература:

1. Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. — М.: Смысл, 2000.

2. Бубер М. Я и Ты. — В кн.: Бубер М. Два образа веры. М.: АСТ, 1999.

3. Булюбаш И.Д. — Руководство по гештальт-терапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2004.

4. Немиринский О.В. Гештальт-терапия психосоматических расстройств: от симптома к контакту. — Московский психотерапевтический журнал, 1997, №1, с. 84 – 91.

5. Немиринский О.В. Лекции по клиническим аспектам психотерапии. — Гештальт гештальтов. 2006, №2, с. 62-77.

6. Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001.

7. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М.: Либрис, 1996.

8. Перлз Ф. Гештальт семинары. Гештальт-терапия до-словно. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1998.

9. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000.

10. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

11. Серов С.В. Отношение к симптому и критерии терапии. — Гештальт гештальтов. 2007, №2, с. 114-128.

12. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.


[1] Благодарю Олега Немиринского и Елену Ильичёву за помощь в работе над статьей. При их профессиональной и дружеской поддержке набор мыслей приобрел законченный целостный вид. Отдельное спасибо Олегу за редакторский труд.

[2] Термин введен в философию Посидонием (1в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого» (Философский энциклопедический словарь, 1983).

[3] Здесь напомню о том, что противоположности ближе друг другу, чем сходства (Перл,2000). А также о том, что конфликтующие стороны попеременно выступают по отношению друг к другу фигурой и фоном. А фон — это то, что поддерживает фигуру.

[4] Алкоголик, например, зависим как от алкоголя, так и от семьи. Он испытывает чувство вины за употребление алкоголя. В то же время запой — это контрзависимый бунт и бегство от тех, кто его контролирует, ведь в состоянии опьянения он недосягаем для контроля.

[5] «Мир как опыт принадлежит основному слову Я-Оно. Основное слово Я-Ты создает мир отношения» (Бубер,1999,с.26).

[6] Впрочем, уровень клише, по моему мнению, вовсе не относится к невротическому образованию.

[7] Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является (Бейссер А., цит. по: Булюбаш, 2004)

[8] Хотя у double-bind и невротического конфликта разная природа (в первом случае оба послания дает одна репрессивная внешняя фигура и присутствует только одна потребность – угодить этой фигуре), в обоих случаях выбор одного из двух вариантов поведения предполагает фрустрацию, наказание. Но если в double-bind наказывает реальная репрессивная внешняя фигура, то невротическая личность для получения наказания может обойтись и без нее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...