Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел IV. Философия эпохи возрождения




 

Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. Renaissance – возрождение), получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности.

Основными предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения можно назвать следующие:

1) кризис феодализма;

2) совершенствование орудий труда и производственных отношений;

3) развитие ремесел и торговли;

4) повышение уровня образованности;

5) кризис церкви и схоластической философии;

6) географические и научно-технические открытия.

Особенностью ранней буржуазной культуры стало обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а обращение). Что же касается философии, то теперь началось ее отделение от теологии. Религия отделяется от науки, политики и морали. Начинается эпоха становления опытных наук, они признаются как единственный истинный источник знания о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов.

Направления в философии эпохи Возрождения:

1) гуманистическое (XIV – XV вв. ) – решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф. Петрарка, Л. Валла);

2) неоплатоническое (XV - XVI вв. ) – с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс);

3) натурфилософское (XVI - нач. XVII вв. ) – опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной, Космосе и основе мироздания (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);

4) реформационное (XVI - XVII вв. ) – сделана попытка пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер и др. );

5) политическое (XV – XVI вв. ) – связано с проблемами управления государством (Н. Макиавелли);

6) утопическо-социалистическое (XV – XVII вв. ) – поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Н. КУЗАНСКИЙ

Николай Кузанский – первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, творца с творением, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Для Кузанского Земля не является центром мира. Он высказал и обосновал понятие научного метода, проблему творчества; утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи философии эпохи Возрождения.

Выдающимся представителем натурфилософского направления стал Николай Коперник. Одним из основных его открытий стало то, что он обосновал гелиоцентрическое строение Вселенной.

Т. МОР

Томас Мор родился в 1478г. в Лондоне в семье богатого горожанина,

получил прекрасное образование. Большую часть жизни находился на государственной службе. И в это время создает свой величайший труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

 «Утопия» написана в форме рассказа о путешествии, который ведется от имени вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают два круга тем: критика современного Мору общества; описание государственного строя на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана. Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках. «Существует большое число знатных, - пишет он, - которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса». Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве – «огораживанию», приводящему к тому, что «овцы пожирают людей».

Критика феодального и раннекапиталистического общества фокусируется на политике государства. По Мору, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в упразднении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п.

Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о замене смертной казни принудительными работами. Мор подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое признание в завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной несправедливости Мор видит в частной собственности. «Я полностью убежден, - говорит Гитлодей, - что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе уничтожив собственность... »

На острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Все, граждане, осваивают какое- нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают также совместные трапезы граждан. Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов. Однако отсталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый компромисс с принципом равенства, для исполнения неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими становятся военнопленные, граждане Утопии, осужденные за преступления (на острове запрещена смертная казнь).

Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц - от филарха или сифогранта, избираемого каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно. Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан, избираются ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.

Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии. Главная забота государства - организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечивает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим друзьям во имя защиты справедливости. Интернациональная солидарность утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

По мере того как социалистические идеи завоевывали общественное признание, вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно выделить два главных направления: одно заключалось в том, чтобы доказать, что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое - в том, чтобы доказать, что этот идеал плох.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...