Методика исследования нервной системы
Методика исследования нервной системы
Жалобы – отличаются разнообразием:
- головная боль и головокружение (выраженность, продолжительность, время и причины возникновения, связь с положением тела);
- слабость, недомогание, расстройство сна;
-нарушение чувствительности (болевой, тактильной, анестезия, гиперестезия);
изменение речи (замедление, заикание, скандированная речь), отставание развития речи;
- расстройства сознания, судороги, спазмы, тики, парезы, параличи, рвота, тошнота;
- нарушение координации движений (походка, письмо, прием пищи);
-вегетативные нарушения (потливость, сердцебиение, плохая переносимость душных помещений, чувство жара, приливы).
Анамнез. При сборе анамнеза обязательно получают информацию о течении беременности и родов (патология, осложнения) у матери; наследственности ребенка; особенностях психомоторного развития в раннем возрасте; перенесенных инфекционных заболеваниях; успеваемости, поведении в школе, перегрузке занятиями.
Осмотр дает возможность оценить:
- состояние больного, самочувствие;
- положение в постели (активное, пассивное, вынужденное) или позу при стоянии;
- сознание (ясное, затемненное, ступор, сопор, отсутствует);
- настроение (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное);
- выражение лица;
- размеры, состояние большого родничка, признаки гидроцефалии (большая
голова с преобладанием мозговой части черепа), микроцефалии;
- симметрию лица и мимику (парез лицевого нерва);
- судорожные состояния, карпопедальный спазм и «рука акушера» (при
спазмофилии), тремор, гиперкинезы (при хорее);
- психомоторное развитие;
- безусловные рефлексы новорожденных (примитивные, спинальные);
- менингеальные симптомы:
а) ригидность затылочных мышц – необходимо положить руку на затылок ребенка (в положении лежа на спине) и согнуть голову так, чтобы ребенок подбородком достал грудь, при положительной реакции – боль в затылке;
б) симптом Кернига – попытаться полностью разогнуть ногу в коленном суставе, согнутую в коленном и тазобедренном суставах (при положительной реакции – боль в спине и невозможность разогнуть ногу);
в) симптом Брудзинского – резко согнуть голову ребенка, положив руки на затылок и грудь, при этом в случае положительной реакции появляется синхронное сгибание ног в коленных суставах и боль в спине;
- устойчивость в позе Ромберга (испытуемого просят стоять с закрытыми глазами, сблизив носки и пятки до полного соприкосновения, при патологии ребенок падает в пораженную сторону;
- симптомы повышенного черепного давления (повышенная возбудимость, беспокойство или адинамия; головная боль или монотонный крик; срыгивания или рвота; выбухание большого родничка, расхождение швов черепа; изменения на глазном дне).
Показатели нервно-психического развития детей 1 года жизни
Возраст
| Зр. р.
| Сл. р.
| Э.
| Дв. предм.
| Дв. об.
| П. р.
| А. р.
| Н.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 дней
| Удерживает в поле зрения движущ. предметы
| Вздрагивает и мигает при резком звуке
|
|
|
|
|
|
|
18-20 дней
| Удерж. в поле зрения неподвижный предмет
| Успокаивается при сильном звуке
|
|
|
|
|
|
|
1 мес
| Плавное прослеживание движущего предмета
| Длительное слуховое сосредоточение
| Первая улыбка в ответ на разговор взрослого
|
| Лежа на животе пытается поднимат и удерживать голову
|
| Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним
|
|
2 мес
| Длительное зрительное сосредоточение за неподвижн. и движ. предметом
| Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает
голову в сторону голоса взрослого
| Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним
|
| Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову
|
| Произно-сит отдельные звуки, начинает гулить
|
|
3 мес
| Зрительное сосредоточение в вертикаль-ном положении
|
| Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним
| Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
| Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами. Хорошо держит гол.
в вертик.
положении
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 мес
| Узнает мать
| Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его
| Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживле-ния».
Громко смеется в ответ на эмоцион. Речевое общение с ним
| Рассматри-вает и захватывает висящую игрушку
| Тоже, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. Переворачивается со спины на живот
|
| Гулит
| Придер-живает руками грудь или бутылку во время кормления
|
5 мес
| Отличает близких от чужих по внешнему виду
| Узнает голос матери. Различает интонацию обращенной к нему речи
| Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку
| Четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке
| Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони рук. Ровно, устойчиво стоит при поддержке за подмышки
|
| Подолгу певуче гулит
| Ест с ложки полугустую и густую пищу
|
6 мес
|
| По-разному реагирует на свое и чужое имя
|
| Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую
| Переворачивается с живота на спину, подползает.
|
| Произно-сит отдельные слоги (начало лепета)
| Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами, пьет из чашки, небольшое количество жидкой пищи
|
7 мес
|
|
|
| Игрушкой стучит, размахивает, бросает
| хорошо сидит, ползает
| На вопрос «где» ищет и находит взглядом предмет
| Подолгу лепечет, произносит различные слоги
|
|
8 мес
|
| Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет
|
| Игрушками занимается долго, подражает действиям взрослого (катает, стучит, вынимает)
| Сам садится, сидит и ложится.
Встает и опускается, передвигает-ся держась за барьер
| На вопрос «где» находит несколько предметов на постоян-ных местах. Выполняет действия «ладушки» «дай ручку»
| Громко, четко и повторно произно-сит слоги
| Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.
Пьет из чашки, которую держит взрослый
|
9 мес
|
| Плясовые движения под музыку
| Догоняет ребенка, ползет ему навстречу
| С предметами действует по-разному: катает, вынимает, гремит, нажимает
| Переходит от одного предмета к другому, слека придерживаясь за них руками
| На вопрос «где» находит предметы в разных местах
| Подражает взрослому, произносит за ним слоги
| Хорошо пьет из чашки слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к процессу высаживания на горшок
|
10 мес
|
|
|
| Действия с предметами принимают устойчивый характер. Накладывает кубик на кубик,
| Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила сходит с нее
| По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. выполняет разученные действия и движения
| Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете
| Закрепляет умения приобретен-ные в 9 мес.
|
11 мес
|
|
| Радуется приходу детей. Избира-тельное отношение к детям
| Накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень
| Стоит самостоятельно. Делает первые шаги
| Водит куклу, кормит собачку.
| Произно-сит первые слова-обозна-чения, например, «ав-ав», «кис-кис», «дай»
| Умения и навыки закрепляют-
ся
|
12 мес
| Различает предметы по форме. Узнает на фотографии знакомого взрослого
|
| Протя-гивает другому ребенку и отдает игрушку, сопрово-ждая это смехом или лепетом
| Самостоя-тельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и пр. )
| Ходит самостоятельно
| Понимает названия неск-их предметов действий. Имена взрослых и детей.
| Произносит 8-10 слов
| Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит на стол)
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: