Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика исследования нервной системы




Методика исследования нервной системы

Жалобы – отличаются разнообразием:

- головная боль и головокружение (выраженность, продолжительность, время и причины возникновения, связь с положением тела);

- слабость, недомогание, расстройство сна;

-нарушение чувствительности (болевой, тактильной, анестезия, гиперестезия);

изменение речи (замедление, заикание, скандированная речь), отставание развития речи;

- расстройства сознания, судороги, спазмы, тики, парезы, параличи, рвота, тошнота;

- нарушение координации движений (походка, письмо, прием пищи);

-вегетативные нарушения (потливость, сердцебиение, плохая переносимость душных помещений, чувство жара, приливы).

Анамнез. При сборе анамнеза обязательно получают информацию о течении беременности и родов (патология, осложнения) у матери; наследственности ребенка; особенностях психомоторного развития в раннем возрасте; перенесенных инфекционных заболеваниях; успеваемости, поведении в школе, перегрузке занятиями.

Осмотр дает возможность оценить:

- состояние больного, самочувствие;

- положение в постели (активное, пассивное, вынужденное) или позу при стоянии;

- сознание (ясное, затемненное, ступор, сопор, отсутствует);

- настроение (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное);

- выражение лица;

- размеры, состояние большого родничка, признаки гидроцефалии (большая

голова с преобладанием мозговой части черепа), микроцефалии;

- симметрию лица и мимику (парез лицевого нерва);

- судорожные состояния, карпопедальный спазм и «рука акушера» (при

спазмофилии), тремор, гиперкинезы (при хорее);

- психомоторное развитие;

- безусловные рефлексы новорожденных (примитивные, спинальные);

- менингеальные симптомы:

а) ригидность затылочных мышц – необходимо положить руку на затылок ребенка (в положении лежа на спине) и согнуть голову так, чтобы ребенок подбородком достал грудь, при положительной реакции – боль в затылке;

б) симптом Кернига – попытаться полностью разогнуть ногу в коленном суставе, согнутую в коленном и тазобедренном суставах (при положительной реакции – боль в спине и невозможность разогнуть ногу);

в) симптом Брудзинского – резко согнуть голову ребенка, положив руки на затылок и грудь, при этом в случае положительной реакции появляется синхронное сгибание ног в коленных суставах и боль в спине;

- устойчивость в позе Ромберга (испытуемого просят стоять с закрытыми глазами, сблизив носки и пятки до полного соприкосновения, при патологии ребенок падает в пораженную сторону;

- симптомы повышенного черепного давления (повышенная возбудимость, беспокойство или адинамия; головная боль или монотонный крик; срыгивания или рвота; выбухание большого родничка, расхождение швов черепа; изменения на глазном дне).

 

Показатели нервно-психического развития детей 1 года жизни

Возраст Зр. р. Сл. р. Э. Дв. предм. Дв. об. П. р. А. р. Н.
10 дней Удерживает в поле зрения движущ. предметы Вздрагивает и мигает при резком звуке            
18-20 дней Удерж. в поле зрения неподвижный предмет Успокаивается при сильном звуке            
1 мес Плавное прослеживание движущего предмета Длительное слуховое сосредоточение Первая улыбка в ответ на разговор взрослого   Лежа на животе пытается поднимат и удерживать голову   Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним  
2 мес Длительное зрительное сосредоточение за неподвижн. и движ. предметом Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону голоса взрослого Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним   Лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову   Произно-сит отдельные звуки, начинает гулить  
3 мес Зрительное сосредоточение в вертикаль-ном положении   Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами. Хорошо держит гол.  в вертик. положении      

 

4 мес Узнает мать Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживле-ния». Громко смеется в ответ на эмоцион. Речевое общение с ним Рассматри-вает и захватывает висящую игрушку Тоже, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. Переворачивается со спины на живот   Гулит Придер-живает руками грудь или бутылку во время кормления
5 мес Отличает близких от чужих по внешнему виду Узнает голос матери. Различает интонацию обращенной к нему речи Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку Четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает в руке Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони рук. Ровно, устойчиво стоит при поддержке за подмышки   Подолгу певуче гулит Ест с ложки полугустую и густую пищу
6 мес   По-разному реагирует на свое и чужое имя   Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую Переворачивается с живота на спину, подползает.   Произно-сит отдельные слоги (начало лепета) Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами, пьет из чашки, небольшое количество жидкой пищи
7 мес       Игрушкой стучит, размахивает, бросает хорошо сидит, ползает На вопрос «где» ищет и находит взглядом предмет Подолгу лепечет, произносит различные слоги  
8 мес   Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет   Игрушками занимается долго, подражает действиям взрослого (катает, стучит, вынимает) Сам садится, сидит и ложится. Встает и опускается, передвигает-ся держась за барьер На вопрос «где» находит несколько предметов на постоян-ных местах. Выполняет действия «ладушки» «дай ручку» Громко, четко и повторно произно-сит слоги Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый
9 мес   Плясовые движения под музыку Догоняет ребенка, ползет ему навстречу С предметами действует по-разному: катает, вынимает, гремит, нажимает Переходит от одного предмета к другому, слека придерживаясь за них руками На вопрос «где» находит предметы в разных местах Подражает взрослому, произносит за ним слоги Хорошо пьет из чашки слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к процессу высаживания на горшок
10 мес       Действия с предметами принимают устойчивый характер. Накладывает кубик на кубик, Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила сходит с нее По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. выполняет разученные действия и движения Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете Закрепляет умения приобретен-ные в 9 мес.
11 мес     Радуется приходу детей. Избира-тельное отношение к детям Накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень Стоит самостоятельно. Делает первые шаги Водит куклу, кормит собачку. Произно-сит первые слова-обозна-чения, например, «ав-ав», «кис-кис», «дай» Умения и навыки закрепляют- ся
12 мес Различает предметы по форме. Узнает на фотографии знакомого взрослого   Протя-гивает другому ребенку и отдает игрушку, сопрово-ждая это смехом или лепетом Самостоя-тельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и пр. ) Ходит самостоятельно Понимает названия неск-их предметов действий. Имена взрослых и детей. Произносит 8-10 слов Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит на стол)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...