Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребности. Их виды и структура. Св-ва потребностей.




Объект, предмет и задачи экономической теории.

Объектом эк теории является эк сфера. Эк сфера – подсистема жизнедеятельности, связанная с преобразованием вещ-ва природы в полезность (созидательная деятельность). В основе эк сферы лежат 3 взаимосвязанных технологич системы: ручные, маш и информационные технологии. Субъектом эк сферы является все население. Одни потребляют, а другие создают эк блага.

Предмет. Эк теория является общественной наукой. Это зна­чит, что, как и другие обществ науки, она исследует связи и отношения м/у людьми, поведение человека в обществе. Однако, в отличие от социологии и философии, она рассматривает не обще­ство в целом, а лишь сферу его эк жизни, т. е. эк связи и отношения, эк поведение людей. Если конкретизировать, то эк теория занимается такими во­просами, как организация и регулирование хоз-ва страны, цено­обр-ние, формир-ние ден доходов, безработица, ин­фляция, бедность, неравенство, эк последствия чрез­мерных военных расходов, загр-ние окр.среды и др.

Все эти вопросы являются, однако, отражением главной эк проблемы - проблемы получения достаточного кол-­ва необх-ых людям благ в усл-ях огранич-ти ресурсов, кот могут быть использ-ны для про-ва этих благ.

Предмет экономической теории - это поиск путей эффект-ого использования ограниченных (редких) ресурсов в произ­водстве материальных благ для наиболее полного удовлетворе­ния потребностей людей.

Экономическая теория изучает эк отн-я на раз­ных уровнях.

Микр-ка изучает поведение отдельных фирм, домох-в и отраслей; ситуации,кот возник-т на рынках отдельных товаров.

Макр-ка исследует хоз системы в целом, оперируя обобщающими категориями (например, инфляция) и по­казателями (например, национальный доход).

Задачи: 1) Эк теория должна объяснить окружающ действит-ть 2) Прогностическая функция (что было, что будет) 3) Эк теория лежит в основе разработки эк политики.

Американский ученый А. Маслоу, классифицируя потребности человека, построил пирамиду:

5. потребности в самореализации (потребность в развитии своих способностей и их актив­ном использовании)

4. потребности в уважении (уважение со сто­роны других людей и самоуважение)

3. социальные потребности (потребности в любви, дружбе, общении)

2. потребности в безопасности (защита от вра­гов, болезней)

1. физиологические потребности (еда, одежда, жилье)

Условия существования товарного хозяйства. Общественное разделение труда, направления его развития.

ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО, тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей продуктов осуществляется через куплю-продажу товаров.

Условие существования общественного разделения труда – частная собственность. Общественное разделение труда (ОРТ) – это специализация людей и их групп на выполнение определенных функций в производстве общественных благ. ОРТ – фиксированное, закрепленное за человеком разделение труда (РТ). ОРТ – это форма рационализации производства. Рациональное ведение хозяйства – это кто может лучше сделать, как и где. Виды ОРТ: 1) ручное ОРТ; 2) машинное ОРТ; 3) информационное ОРТ. (Схема)

Эволюция ОРТ: Доиндустриальная стадия: Характеристики РТ: -частное разделение труда ориентировано на продукт; -производит продукт самостоятельно; -главным фактором производства является труд; -интеграция технологической функции в едином технологическом процессе; -труд и его результат – выражение личности; -существует внутренний мотив деятельности; имеет место разделение труда между людьми. Индустриальная стадия: -ориентировано на функциональное РТ; -труд в индустриальном секторе лишается внутренней цели; -внутренний мотив к труду должен быть заменен на внешний (заработная плата, хороший соц. климат, гарантия продвижения – стимул); -главный фактор – капитал (а человек при машине, он частичный работник, а ремесленник знал все до конца); -рост функциональной специализации, это приводит к отделению умственного труда от физического, а это приводит к отделению собственности от трудового процесса. Постиндустриальная стадия: -процессу труда возвращается внутренний мотив(становится более творческим).

 

Понятие частной собственности. Развитие отношений собственности.

Собственность – отношения между людьми, связанные с присвоением ограниченных ресурсов и результатом их присвоения.

Виды собственности:

1) Частная: а)индивидуал б) корпорат2) Гос 3)муниципальная

Гос. собственность – в качестве собственника выступает гос в лице его учреждений.

Частная собственность – собственность граждан или юрид лиц, означающая их исключител права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Частная собственность связана с неравномерным распределением ресурсов между людьми и их группами. Атрибуты собственности – владение, пользование, распоряжение. Доиндустриальная стадия: На ней все эти атрибуты были представлены в одном человеке (атрибуты персонифицированы человеком).

 

Потребности. Их виды и структура. Св-ва потребностей.

Человек живет, удовлетворяя свои потребности.

Потребности - материальные, духовные и социальные усло­вия жизни, к достижению которых стремятся люди, их группы и общество в целом.

Следуя данному определению, необходимо подчеркнуть, что:

Потребности людей неоднородны. Различают потребности:

- физиологические (пища, одежда, жилище);

- духовные (образование, искусство, культура);

- социальные (свобода, самореализация, управление обществен­ной жизнью, широкое общение).

Потребности побуждают людей к действиям. Они тем и от­личаются от желаний, что люди прилагают усилия для их удовле­творения.

Потребности не сводятся только к потребностям отд-ных индивидов. У различных групп людей, как и у общества в целом, появляются коллективные потребности, которые можно удовлетво­рять только совместно, общими усилиями.

Экономика имеет дело не с потребностями вообще, а с теми из них, которые направлены на определенные товары или услуги, то есть эк потребностями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...