Основные подходы технологии, методы и формы обучения,
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)) Танцевального кружка «Карамельки» (группа «Ассоль») Титчук Светланы Викторовны, педагога дополнительного образования
предназначенадля детей 8-10 лет и рассчитана на второй год обучения
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №____от________20___г.
2016 – 2017 учебный год г. Саратов Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа способствует развитию у детей танцевальных способностей, общей культуры, стимулирует потребность в общении с искусством. Программа предназначена для занятий детей 8-10 лет в хореографическом кружке «Карамельки», работающего на базе МОУ «Гимназии № 34» (второй год обучения). Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Сегодня необходимы дополнительные меры, направленные на укрепление и сохранение здоровья учащихся. Занятия танцем во многом будут способствовать увеличению двигательной активности детей, правильному физическому развитию и укреплению детского организма. У детей также будет активно развиваться и эмоциональная сфера, формироваться эстетическая отзывчивость на прекрасное, творческие способности, эстетический вкус, культура общения.
Этим обусловлена актуальность программы танцевального кружка «Карамельки». Целью программы является физическое развитие и совершенствование детей, формирование их общей эстетической и танцевальной культуры, развитие способностей к художественно-образному и эмоционально-ценностному восприятию произведений танцевального искусства.
Задачи: · овладение основами хореографической подготовки; · способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка; · привитие интереса к занятиям, любовь к танцам; · гармоничное развитие у учащихся танцевальных, музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей; · дать первоначальное представление о танцевальном образе, развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений; · развитие умения ориентироваться в пространстве зала и навыков координации движений; · воспитание культуры поведения и общения; · освоение музыкальной грамотности и основных приемов танцевальной техники; · гармоническое развитие учащихся, укрепление здоровья, формирование правильной осанки и мышечного аппарата; · развитие физической выносливости, воли и характера; · формирование умения работать в коллективе; · развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение; · формирование навыка организации здорового и содержательного досуга.
Программа направлена на освоение детьми основ современного хореографического искусства, художественно-эстетическое воспитание средствами танца. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Искусство танца способствует формированию эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности, воспитанию и развитию художественно-эстетического вкуса и творческих интересов.
Постигая современные виды танцевального искусства, дети учатся красоте и выразительности движений. Занятия танцем формируют красивую, правильную осанку, развивают физическую выносливость, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение в воспитании национального самосознания, так как дети знакомятся с танцевальной культурой и традициями разных народов, в том числе и с русским народным танцем, учатся ценить и уважительно относится к этому наследию, в котором отражается душа народа, его история, обычаи и характер. Танец выполняет также функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. Благодаря танцу, происходит активное общение со сверстниками. В программе танцевального кружка первого года обучения уделяется особое внимание классическому танцу. Владение его основами закладывает прочный фундамент, который позволит детям в дальнейшем освоить любую технику различных по стилю танцев. Помимо классического танца дети изучают элементы эстрадного и историко-бытового танца, что способствует расширению у детей границы представления о разнообразии танцевального искусства, своеобразии визуальных хореографических образов, развитию творческого мышления детей. Новизна и программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, помогает реализовать танцевальные способности и возможности, стимулирует социальную активность, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков. Педагогическая целесообразность данной программы определяется ее развивающим потенциалом, использованием на занятиях кружка упражнений и тренингов, направленных на развитие умений и навыков не только танцевально-музыкальных способностей, но и актёрского мастерства, что способствует развитию творческого потенциала, формирует способность к глубокому пониманию образного строя танца и умения быть выразительным исполнителем. Все это позволит раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, даст возможность раскрыть свой талант в искусстве хореографии.
Отличительной особенностью программы является то, что использование на занятиях игровых и тренинговых заданий направленных на развитие чувства партнера, умения взаимодействовать в коллективной деятельности при решении творческих задач, проявлять инициативу и ответственность. Основные подходы технологии, методы и формы обучения, Режим занятий. На занятиях танца осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываются особенности их физического развития и уровень танцевальной подготовленности, танцевальные данные (выворотность, подъем, шаг, координация, сила и выносливость), данные медицинского осмотра. Основные методы обучения танцу - это наглядный показ и словесные объяснения. Практическая деятельность детей на занятиях опирается на теорию исполнения движений. Исполнительское мастерство обеспечивается системами тренировочных упражнений. Данная программа состоит из доступных для данного возраста тренировочных упражнений, заданий, дидактических и развивающих игр. Постепенно вводятся задания творческого характера, задания предполагающие элементы импровизации. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим (экзерсис у станка и на середине, ритмическая разминка, тренинги и игры на развитие актерского мастерства, постановочная работа и др.). Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и интересной для детей. В процессе освоения участниками основ танцевального искусства особое внимание уделяется игровым методам и формам обучения. Особенно необходимы игры на этапе начального освоения танцевально-тренировочных упражнений. Проведение занятий в игровой форме способствует снятию напряжения, формированию интереса к занятиям и танцевальному искусству в целом. При выполнении творческих заданий в играх у детей происходит развитие не только чисто хореографических исполнительских навыков, но и внимания, памяти, воображения, логического мышления, необходимых в любых познавательных действиях ребенка.
В системе содержания программы реализован принцип «спирали», предполагающий постепенное усложнение ранее изученных заданий, упражнений на разных стадиях обучения. В процессе практической деятельности учащиеся знакомятся с основами танцевального этикета, изучают основные позиции и элементы классического, русского народного, эстрадного и историко-бытового танца, учатся правильно разогревать мышцы, осваивают тренировочные танцевальные упражнения. Особое внимание уделяется развитию у детей чувства ритма, приобретению навыков музыкально-танцевальной выразительности и эмоциональной одухотворенности во время исполнения движений. На каждом занятии проводится коллективноеобсуждение результатов работы,решения поставленных учебных задач. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, умение давать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. Ребенок сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы хореографического кружка «Карамельки» является отчётный концерт для родителей, где дети демонстрируют приобретенные знания, умения и навыки в области танцевального искусства.
При проведении занятий танца строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы. Занятия проводятся в хорошо проветриваемом, с температурой воздуха + 18°С, помещении, специально оборудованном зеркалами. На танцевальных занятиях дети занимаются в специальной форме. На занятиях уделяется внимание выполнению детьми правил техники безопасности. Программа рассчитана на 2-ой год обучения - 108 часов. Занятия проводятся два раза в неделю. Одно занятие - 1 час, второе занятие - 2 часа.
Учебно-тематический план второго года обучения
Содержание программы второго года обучения Раздел 1. «Танцевальная азбука» (21 час) (классический тренаж).
На втором году обучения движения классического танца, изученные на первом году исполняются в более быстром темпе, техника исполнения движений усложняется, движения классического станка соединяются в простые комбинации, разучивается ряд новых движений. Простые комбинации движений классического танца исполняются у станка за 1 руку. 1.1. Экзерсис у станка: изучение V позиции ног; рэлевэ на полупальцах по V позиции ног, выполнение изученных движений по V позиции ног, гранд плие по I, II, III позициям ног; дубль батман тандю по II позиции ног; батман тадю жетэ пике; ронд до жамб пар тэрр отсебя к себе на дэми плие; батман фондю носком в пол; па томбэ, фраппэ с открытием ноги носком в пол, батман рэлевэ лан; наклоны и перегибы корпуса (лицом к станку). На середине зала упражнения исполняются ан фас на всей стопе, изучаются позы классического танца, продолжается работа над положением рук и головы в позах, усложняются учебные комбинации за счет использования поз, постепенно начинается изучение прыжков с приземлением на одну ногу. 1.2. Экзерсис на середине зала: новые изученные движения у станка по свободным позициям ног; II пор до бра; маленькие позы эпольман круазэ вперёд, назад и эфассэ вперёд, назад; аллегро: па ассамбле в сторону, вперёд и назад; па эшаппэ во II и IV позиции (с III и V позиций ног) с окончанием на одну ногу, другая в положении сюр лё ку до пье вперёд или назад; сиссон сэмпль в ан фас, па до баск вперёд (сценическая форма).
Раздел 2. Общая физическая и специальная подготовка (17 часов) 2.1. Танцевальная аэробика. Танцевальная аэробика играет роль ритмической разминки. Движения и связки усложняются и выполняются в более быстром темпе. Для второго года обучения актуально выполнение движений и связок аэробики с элементами русского народного танца (стиль рашенфольк) и в стиле хип-хоп. В стиле хип-хоп осваивается свободная пластика рук, волнообразные движения корпусом, осуществляемое одной частью тела в одном суставе при неподвижном положении другой, соединение ног прыжком и выполнение поворотов из плие, скользящие движения, использование соединительных элементов (остановки, сбой ритма), выпады (в том числе глубокие), кач в различных положениях, волнообразные движения корпусом, плечами, руками, переступания, перебежки, повороты из положения ноги скрестно, подъёмы на носки (перекаты с носка на пятку), движения бёдрами. 2.2. Партерная гимнастика – выполняются те же упражнения, что и на первом году обучения, но в более усложнённых формах: «лягушка» с наклоном вперёд, вправ, влево и спрогибом назад; «складочка» с сокращённой стопой, «кобра» (усложнённый вариант «ящерицы», руки делают замок за головой, локти разводятся в стороны от себя), берёзка с опусканием вытянутых ног за голову на пол, «корзиночка» с раскачиванием вперёд, назад; растяжка с ногами на неполном поперечном шпагате и с сокращёнными стопами. 2.3. Стретчинг – упражнения усложняются за счёт координации и скорости исполненения движений. 2.4. Полуакробатические упражнения. Стойка на руках с опорой одной ноги на станок (другая нога в положении прямого угла), мост сверху, переворот вперёд с помощью педагога.
Раздел 3. «Азбука танцевальных движений» (8 часов) (Ритмика и элементы музыкальной грамоты).
3.1. Р итмика. В выполняемых упражнениях закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения: движение в заданном темпе, ритме, передача в движении динамических оттенков музыки, легато – связное исполнение и стаккато – отрывистое исполнение в музыке и танцевальном движении. Работа над развитием умений выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки; выделять акценты, паузу; производить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки, состоящие из четвертей, восьмых, половинных и целых. Упражнения на ориентировку в пространстве: построение в колонну по одному, по два в пары; перестроение из колонны в шеренгу и обратно; из одного круга в два ряда; из троек и четверок в кружочки и звездочки; сужение и расширение круга; свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг. 3.2. М узыкальная грамота. Слушание и анализ танцевальной музыки, работа над развитием глубокого «чувствования», проникновения в музыку, творческого воображения, формирование умения выражать себя в движениях: сочинение этюдов на темы: «Времена года», «Настроение». Знакомство с метром и пульсацией в музыке, мелодией как основой музыкального образа произведения. Импровизационное упражнение «пропеть мелодию движениями». Упражнение на развитие внимания и музыкального слуха.
Раздел 4. Основы актёрского мастерства (14 часов)
4.1. Игры и тренинги. Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей. В работе над парными и групповыми этюдами дети учатся прорабатывать мимику лица, жесты и движения всего тела, добиваясь наибольшей выразительности и правдивости в создании образов, одновременно развивают умение слушать, чувствовать и понимать партнёра. Для освоения этих умений и навыков предлагается работа с тренингами направленными на развитие навыков привлечения внимания к себе, сосредоточение внимания (на «здесь и сейчас»), а также воображения и фантазирования. Эти же тренинги-упражнения, направлены на освобождение от мышечных напряжений и психологических зажимов. Отсутствие мышечной свободы затрудняет возможность полностью сосредотачивать внимание на нужном объекте. В решении этих проблем подходят упражнения на развитие управляемого внимания, способного переключаться в нужный момент с одного объекта на другой, например: упражнения на внимание и мышечную свободу «напряжение – расслабление», «перекат напряжения», «марионетки». 4.2. Пантомима. Обучение механизму восприятия и произвольного воспроизведения изолированных элементов мимики, жестов, выразительных поз и движений, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности. Выполнение упражнений на развитие мышечного аппарата зон лица: опускание и поднимание бровей, сдвигание их; развитие мышц губ: формирование естественной улыбки выпячивание губ вперед; обучение технике взгляда: открытый взгляд, взгляд из под лобья, взгляд свысока. Техника рук при невербальном общении: изящное обращение, широкий жест, запрет или остановка. Торжественная постановка корпуса и головы, «позы вдохновения».
Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа» (48 часов) На втором году обучения дети знакомятся с историей и культурой народной хореографии (русский танец), знакомятся с её основными характеристиками, изучают манеру исполнения и основные движения танца. Разучиваются движения русского танца: русский хороводный шаг; русский переменный шаг; дробный шаг на месте, на всей ступне; дробный шаг с продвижением вперед; дробный шаг при кружении на месте; притопы одной ногой; притопы попеременно то одной, то другой ногой с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной; шаг с притопом на месте; шаг с притопом в сторону, вперёд и назад; полуприседание с выставлением ноги на пятку; шаг с припаданием; «качалочка»; «козлик». Разученные движения используются в постановочной работе. Ведется работа по формированию у детей навыка выразительной передачи характера танца, его образного строя. Предполагается просмотр детьми видеоматериалов лучших образцов русского народного танца (в том числе стилизованного), что способствует более глубокому пониманию его особенностей и характера. Также целесообразна постановка на втором году обучения сюжетного эстрадного и современного танца. Примерный перечень танцев: стилизованный народный русский танец «Лето красное», эстрадный танец «Веселые гномы», современный танец «Это Мы!».
Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: · проявление интереса, эмоционально-ценностное отношение к искусству танца; · проявление целеустремленности и настойчивости в достижении правильного исполнения движений, готовности к преодолению технических трудностей, наличие творческого оптимизма; · проявление творческих способностей в танцевальных импровизациях; · способность к позитивной самооценки своих и других танцевально-технических данных и музыкально-эмоциональной выразительности исполнения танца; · понимание роли танцевального искусства в жизни человека и общества; · проявление уважения к окружающим – умение чувствовать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. · эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; · способность к эстетической оценке танцевальных композиций, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; · способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной жизни при организации досуга. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: · умениевидеть и воспринимать проявления танцевальной культуры в окружающей жизни (скульптура, изобразительное искусство, театр, кино и др.), использовать знания по танцевальному искусству на других уроках и занятиях художественно-эстетического цикла (музыка, театр, изобразительное искусство); · проявление самостоятельности в проведении разминки, отработки танцевальных движений; · умение организовывать самостоятельную отработку движений с учётом требований собственной и чужой безопасности, сохранности инвентаря и оборудования; · умение видеть красоту движений, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Регулятивные УУД: · умение работать по предложенному руководителем кружка плану, постепенное проявление способности к самостоятельному планированию своих действий для достижения поставленной цели, выполнению контроля и оценка результата своей танцевальной деятельности, сравнению запланированного и полученного результата, исправление недочетов; · умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; · умение находить свои или партнера ошибки при выполнении тренировочных движений и комбинаций, отбирать способы их исправления; · умение планировать самостоятельную отработку техники движений и комбинаций, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; · положительно воспринимать критику и рекомендации других, находить пути решения возникших проблем. Коммуникативные УУД: · способность к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных танцевально-творческих задач; · развитие чувства партнера, умение эффективно работать в паре; · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли о характере танца.
В результате освоения программы танцевального кружка «Карамельки» (группа «Ассоль») учащиеся должны Знать/понимать: · знать правила предупреждения травматизма во время занятий кружка; · правила постановки корпуса, позиций рук и ног в классическом танце; · терминологию изучаемых движений классического танца, названия упражнений общефизической и специальной подготовки; · что такое: «ритм музыки», «характер музыки», «музыкальный такт», «музыкальная фраза», «музыкальное предложение»; · особенности русского народ танца, народов мира; · позиции рук и ног русского народного танца и других народов мира (на усмотрение руководителя кружка) · правила исполнения простых танцевальных движений и комбинаций; · особенности стиля, характер и манеру исполнения движений изучаемых танцевальных постановок; · правила танцевального этикета; · роль общей физической и специальной подготовки для танцоров; · что такое рисунок танца, точки зала; научатся: · выразительно и музыкально исполнять движения, комбинации, танцевальные постановки; · выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, укрепление мышечной структуры, развитие ловкости, гибкости, координации движений, укрепление осанки; · соблюдать правила техники безопасности при выполнении физических и танцевальных упражнений; · выполнять простые элементы классического экзерсиса; · выполнять простые танцевальные движения и связки на середине зала под музыку и без неё (под счёт); · фиксировать движение, позу, подчёркивать движениями музыкальные акценты; · грамотно выполнять упражнения базовой общефизической и специальной подготовки в соответствии с индивидуальными физическими данными; · создавать художественный сценический образ в постановочных работах коллектива, с учетом жанровых и стилистических особенностей изучаемых танцевальных композиций; · взаимодействовать в парах и группах при выполнении танцевальных связок и композиций; · ориентироваться в пространстве, выполнять простые построения, перестроения в рисунке танца, «чувствовать» ансамбль; · импровизировать под музыку; · адаптироваться к условиям занятий в конкретном хореографическом коллективе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|