Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дальнейшее развитие органа

Организационные моменты

пн 18-21 История органа (история инструмента, копм школы, всякая теория. Видимо и органостроение)

Вт 17-20 Изучение органного репертуара (слушать и разбирать конкретную музыку)

Это в те недели, когда я здесь. Когда не здесь – нет)))

Эксперимент, поэтому как пойдет. Группа ВК – материалы и обсуждения….

 

Про немецкий язык!!

 

сначала о принципе ведения лекций

у всех разный уровень

расскажу – забудете

записывать неудобно

поэтому по-другому. Как?

 

Принципы работы мозга и памяти и эффективная схема повторения

 

Почему мы забываем?

А потому что мозг бережёт себя. Если он начнёт всё запоминать, то мы умрем от стресса и перегрузки.

Поэтому мы всегда ЗАБЫВАЕМ ТО, ЧТО НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ.

Это логично. Человек тоже выбрасывает на помойку вещи, которые ему не нужны.

 

Мы забываем не резко. А как-то так:

С2 при этом в первый час… С3

 

Чтобы не забывать, надо повторять.

И повторять не просто, когда в голову взбредёт, а в идеальное время – когда мозг уже вот-вот готов забыть.

С4

С5

Собственно у нас есть кратковременная и долгосрочная память. И чтобы что-то перешло в долгосрочную, надо долго и упорно это туда класть.

С6 (нейрон)

Потому что нужно время, чтобы образовалась постоянная связь между нейронами

 

мотивирующая картинка с кирпичами

С7

 

Поэтому учитывая график забывания – схема повторения

С8

Замечаете, как растут промежутки? В этом прелесть метода! Чем дальше, тем реже надо повторять, но тем крепче ты помнишь!

Еще важный момент – активное повторение!!! Тренировать узнавание воспроизведение.

 

Поэтому: (не записываем, повторяем сразу, сами пишем, во вт рассказываем, через неделю тоже)

все эксперимент….

История органа

Вот по этой книжке лекции

C9

Название и определение

С 10

лат. organum из др.-греч. ὄργανον ― «инструмент, орудие»

Нейтральное понятие, не обязательно наш конкретный инструмент

Первые органы назывались «organa hydraulica», «hydraulis», «hydra»

 

Слово «organa» только с 4 века может означать орган, но совершенно необязательно.

Еще в Средние века «organa» - также вид вокальной многоголосной музыки (Орга́нум— жанр и техника музыкальной композиции в эпоху Средних веков. Исторически наиболее ранняя форма европейской многоголосной музыки).

 

Поэтому много неясного при чтении источников

 

Неясно употребление единственного (organum) и множественного (organa) числа.

И то и другое может быть для обозначения одного единственного инструмента.

(Во французском языке до сих пор «une orgue» и «les orgues»)

 

Поэтические имена

C11

«Король инструментов»(Гийом де Машо, 1300-1377)

«Труба Господня» («Ancilla Domini»), «Господня Дева» («des Herrn Magd»)

«Чертова волынка» («Teufels Sackpfeifen»)

«Дьявольские трубы»(Teufels Trompeten) – Реформация

 

 

Определение

Какое можно дать определение органу? Что общего между маленьким органом-позитивом и огромным концертным или даже киноорганом?

 

Курт Закс (нем. Curt Sachs; 1881—1959): «Орган - это аэрофон из настроенных по гамме труб, питаемых устройством для подачи воздуха и управляемых клавиатурой» (1919)

С12

Составные части органа

С 13

должны. конечно, вместе быть соединены. Виндлада. Но об этом потом…

 

По определению не органы

Предшественники С 14

Флейта Пана

Волынка

Шэн

Еще аккордеон С15

и … кто еще?:) электронный орган С 16

Происхождение органа

 

С17

Понятно, что сложные механизмы обычно в одночасье и одним изобретателем не создаются…

Но писатели и летописца древности любили определенность)))

 

III в. до н.э.

Александрия

 

Александрия экономический и культурный центр восточной части Средиземноморья и всего эллинистического мира

Александрия, основанная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средиземноморья благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней ученым.

 

Что вы знаете об этом?

 

С18 (карта)

 

Эллинистический период (IV—I века до н. э.)

 

Архимед (ок. 287—212 до н. э.)

Евклид (ок. 365—300 до н. э.)

Эратосфен (ок. 202 до н.э.)

 

 

С 19 (Ктесибий)

 

 

Ктези́бий, или Ктеси́бий (греч. Κτησίβιος, годы деятельности 285–222 год до н. э.) —

сын цирюльника, не музыкант, а инженер, изобретатель, математик и механик

 

Ктезибия считают «отцом пневматики».

Он написал первые научные трактаты об упругой силе сжатого воздуха и её использовании в воздушных насосах и других механизмах (даже в пневматическом оружии), заложил основы пневматики, гидравлики и теории упругости воздуха.

Ни одна из его письменных работ не сохранилась, в том числе его Воспоминания. Об его исследованиях мы знаем по сообщениям Афинея.

 

Изобрел:

 

поршневой насос для создания сильной струи или подъёма воды из колодцев

 

хитроумные водяные часы (клепсидры), которые были самыми точными, пока в XVII веке голландский физик Христиан Гюйгенс не придумал использовать маятник для поддержания незатухающих колебаний;

("Время истекло")

 

камнеметатель и самострел, который действовал с помощью сжатого воздуха.

246 г. (примерно конечно)

изобрел орган

гидравлос, hydraulos = "водяной авлос"

 

Сначала разберемся, что такое авлос, а потом почему водяной

 

 

С20 (авлос)

 

А́вло́с (греч. αὐλός — «трубочка») — древнегреческий духовой музыкальный инструмент, далёкий предшественник современного гобоя.

 

 

Авлос — как правило, парный духовой инструмент (аэрофон) из семейства язычковых

распространен в Европе, Азии и некоторых регионах Африки

самое большое распространение приобрел в античной Греции.

Корпус, в виде трубки с отверстиями, выполнен из дерева или кости, а трость из высушенного тростника.

Авлос обладает резким жужащим тембром, из-за чего древние греки относили его к негармоничным инструментам.

В основном на Авлосе играли во время мистерий и церемоний, а позднее в театре, в военных оркестрах.

Диапазон - от ре малой октавы до ми второй октавы.

Является предшественником современного гобоя.

 

игра на авлосе требовала изрядного напряжения лицевых мышц

Поэтому некоторые авлеты использовали кожаные ремешки, которые, охватывая шею, натягивались на щёки.

 

Согласно мифу, (двойной) авлос из костей оленя изготовила Афина и решила на пиру богов сыграть на нём. Она не могла понять, почему Гера и Афродита давились от смеха, глядя на неё. Бродя с авлосом возле ручья, Афина увидела в нём свое отражение. Тут ей стало понятно, как глупо она выглядела с напряжённым лицом и безобразно раздутыми щеками. Богиня в гневе отбросила авлос и наложила проклятье на каждого, кто осмелится его поднять.

Фригийский пастух Марсий подобрал авлос и не успел поднести его к губам, как инструмент сам заиграл прекрасные мелодии, которые прежде «выдувала» Афина. Уверовав в свой талант, Марсий осмелился вызвать на соревнование самого Аполлона-кифареда. Музы, приглашённые в качестве жюри, не смогли присудить победу ни одному из двоих участников, так как были очарованы звучанием обоих инструментов. Тогда в качестве дополнительного конкурсного условия Аполлон установил играть на инструменте и одновременно петь. Понятно, что на авлосе сделать это невозможно, так что Марсий потерпел сокрушительное фиаско и был жестоко наказан изысканным покровителем искусств: Аполлон содрал с пастуха кожу и прибил её к сосне.

 

(Видео авлос)


С21

Гидравлос

поставил ряд авлосов разной длины, каждый из которых умеет играть один звук

 

Вода нужна для регуляции давления воздуха

 

Разбираемся с конструкцией

С22

Новый инструмент вызвал больше технический, чем музыкальный интерес

(Такова судьба органа и сейчас иногда…)

 

Герон (I в. н.э) – александрийский механик

описывает модель с одним регистром и одним насосом

Так скорее всего было у Ктесибия

 

Витрувий (I в.до н.э) – римский архитектор

жил раньше, но описывает более сложную модель – два насоса, до 8 регистров

 

Герон упоминает только auloi – язычковый регистр

Витрувий – языки и лабиальные с возможностью переключения

Неизвестно кто изобрел около 200 года

 

 

Дальнейшее развитие органа

Что было с органом первые 150 лет – не очень понятно (нет источников…)

Очевидно за 2й век до н.э. развился до любимого музыкального инструмента.

 

В Греции были даже органные конкурсы (!) с последующим чествованием победителей

Некий органный виртуоз Антипатрос выиграл в Дельфах на конкурсе,

получил бронзовую статуэтку,

почетную запись в храме Аполлона

и разные гражданские льготы,

в том числе приоритетное право вопрошать оракулаJ

---------------------

Первое письменное упоминание органа в Риме -

Цицерон. Тускуланские беседы (Тускуланские диспуты, лат. Tusculanae disputationes) философская работа об этике.

J сравнивает впечатление от звуков органа с наслаждениями, получаемыми от копченого угря, красивых цветов. изысканных ароматов

 

Но в Риме орган был в это время практически неизвестен.

Цицерон получил свои впечатления во время поездки по Греции

 

Неизвестно точно. когда орган все же появился в Риме.

Вообще музыка была низким делом для рабов и иностранцев

 

Но Сенека, учитель императора Нерона (54-68 н.э. правил), знал орган, и Нерон был очень воодушевлен этим инструментом. И весьма искусен в игре на нем.

В году 67 он сам продемонстрировал новый тип органа, неизвестный в Риме, с различными регистрами.

Вероятно узнал в поездке по Греции в 66 г

Обещал, сам играть на органе на празднествах по поводу победа над галлами, если удастся подавить их восстание

------------

Плиний Старший. Естественная история. Книга IX.

«Дельфин — животное, не только дружелюбное человеку, но и любящее музыку, их чарует хоровое пение, но еще больше звуки водяного органа»

 

Из фразы " Когда играет орган, прыгают дельфины" раньше пытались сделать вывод об органных концертах на воде.

Какие еще могут быть объяснения? - это только движение дельфинообразных вентилейJ

 

--------------

В любом случае со второй половины первого века нашей эры орган хорошо известен в Риме.

С 2 века он уже считается предметом роскоши высших слоев общества.

Даже изготовляли масляные лампы в форме органа.

 

Что у нас сохранилось об античном органе?

Остатки ламп С24

 

Различные изображения на монетах С 25

 

Неннигская мозаика С26 Куда смотрят?))

Аквиникум С 27

Аквинкум – самый целостный древнеримский город в Венгрии. В наше время на месте Аквинкума находится музей, расположенный как в помещении, так и под открытым небом Музей Aquincum (Венгрия, Будапешт)

В 1933 году во время раскопок там были обнаружены остатки органа с четырьмя рядами труб, найдены отдельные целые трубы, а также металлическая плита с именем начальника войсковой части, подарившего этот инструмент в 228 году н. э.

Сохранившиеся детали органа и его реконструированная модель находятся в музее Аквинкума.

 

Этот инструмент дает довольно точное представление о малом типе античного органа. Портативный инструмент весом 8 кг можно было легко устанавливать во время игры на стол.

13 клавиш, 4 регистра (один с открытыми и три с закрытыми трубами).

Длина самой большой трубы диаметром 17 мм равна 359 мм.

 

Клавиши треугольной формы. Наибольшая их ширина 1 см, сверху они покрыты бронзой. Промежутки между клавишами составляют также 1 см.

Из бронзового сплава были изготовлены и трубы, виндлада и пружины механики. Металлический корпус виндлады облицован деревом. Все сохранившиеся части отделаны крайне тщательно и свидетельствуют о высоком удожественном вкусе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...