Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто где и какую музыку играл на античном органе?

О музыкальный стороне гораздо меньше известно чем о технической.

Афиней — автор обширного сочинения «Пир мудрецов»- утверждает, что первым в мире органистом была женщина, жена Ктесибия Таис.

 

Одно из найденных в Аквинкуме надгробий утверждает, что там тоже работала женщина -органистка по имени Элия Сабина.

ее муж Тит Элий Юстус очевидно тоже органист, гидравларий.

 

Сохранились и другие надгробие с именами органистов и органисток.

-------------

От античной музыки до нас дошли всего несколько тактов.

О теории музыки и отношению к ней мы, напротив, достаточно хорошо осведомлены благодаря источникам.

 

Обычно в Риме учителями и музыкантами были греки. Поэтому в теории музыки различий нет. Но представления были разными.

 

У греков музыка всегда была связана с этико-нравственными и моральными представлениями.

Разные виды музыки могли считаться героическими или и снежными или даже морально опасными.

 

У Плутарха (De mus. 17) читаем: "Платон отдал предпочтение дорийскому ладу как подходящему для людей воинственных и уравновешенных" и за то, что он "проникнут глубоко серьезным характером".

Плутарх (De mus. 15) пишет: "Вот почему Платон в третьей книге "Государства" с негодованием говорит о подобной музыке. Он отвергает лидийский лад как пронзительный и подходящий для погребального плача

Платон считал звук авлоса опасным. Этот взгляд переняли потом отцы церкви по отношению к органу.

Кроме того для греков музыка была наукой, связанной с математикой и геометрией. Понимание было важнее слуховых впечатлений. Только для простого народа музыка означает танцы и удовольствие.

 

У Римлян по-другому.

Хотя во времена на Цицерона было запрещено публичное музицирование.

Во времена императора Тиберия скобка (14-37 нашей эры) Консул Норбанус впал в немилость за игру на трубе перед публикой.

Но скоро всё поменялось, и императоры сами подают пример. Нерон пел, играл на лире и на органе публично.

В последующее время у римлян музыка больше для внешних развлечений.

 

Почти нет точных указаний, где именно играли на гидравлосе. Из сохранившихся изображений видно, что применялся в цирке и на играх гладиаторов.

В принципе, органная игра была там возможна, где встречалась игра на авлосе. Театр, языческие мистерии, процессии, танцы.

С 28 Св. Цицилия

насильно выдали замуж за язычника Валериана. Обратив в свою веру мужа и его брата. Все трое приняли мученическую смерть.

Наверняка играл орган в это время.

Согласно преданию, она молилась Богу и пела духовные песнопения в то время, как её вели к венцу и вокруг упражнялись в пении язычники.

Из-за неверного понимания текста стало считаться, что она сама играла на органе

 

С XVI века святую Цецилию почитают покровительницей церковной музыки.

Изображают с разными музыкальными инструментами, но чаще всего с небольшим органом-позитивом.


 

-----------------------------

Древнегреческие лады

Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие).

B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn):

диатонический (наиболее распростр)

хроматический

энгармонический (до 5 в до н.э в осн, т.е. до органа.)

 

B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд: дорийский, фригийский и лидийский

 

Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: "слитное" (synapn) "раздельное" (diasenxis), Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады

 

нотация буквенная

играли не по нотам

 

музыка была в основном одноголосная или максимум двухголосная гетерофония

 

 

Как настраивался античный орган? – источников нет

 

По сохранившимся рисункам можно понять, что

· объем клавиатуры большинства органов – всего 2-3 тетрахорда

· крайние звуки были фиксированы, остальные отличались от инструмента к инструменту

· чаще всего диатонически настраивались, реже хроматически. Энгармонич скорее исключение

· скорее всего, как и сейчас, не было одинаковых инструментов

· Количество регистров обычно 3-4, но могло доходить и до 8

· Были чисто лабиальные, чисто язычковые и смешанные инструменты

· Технически были хорошо сделаны, была возможной виртуозная игра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...