Кто где и какую музыку играл на античном органе?
О музыкальный стороне гораздо меньше известно чем о технической. Афиней — автор обширного сочинения «Пир мудрецов»- утверждает, что первым в мире органистом была женщина, жена Ктесибия Таис.
Одно из найденных в Аквинкуме надгробий утверждает, что там тоже работала женщина -органистка по имени Элия Сабина. ее муж Тит Элий Юстус очевидно тоже органист, гидравларий.
Сохранились и другие надгробие с именами органистов и органисток. ------------- От античной музыки до нас дошли всего несколько тактов. О теории музыки и отношению к ней мы, напротив, достаточно хорошо осведомлены благодаря источникам.
Обычно в Риме учителями и музыкантами были греки. Поэтому в теории музыки различий нет. Но представления были разными.
У греков музыка всегда была связана с этико-нравственными и моральными представлениями. Разные виды музыки могли считаться героическими или и снежными или даже морально опасными.
У Плутарха (De mus. 17) читаем: "Платон отдал предпочтение дорийскому ладу как подходящему для людей воинственных и уравновешенных" и за то, что он "проникнут глубоко серьезным характером". Плутарх (De mus. 15) пишет: "Вот почему Платон в третьей книге "Государства" с негодованием говорит о подобной музыке. Он отвергает лидийский лад как пронзительный и подходящий для погребального плача Платон считал звук авлоса опасным. Этот взгляд переняли потом отцы церкви по отношению к органу. Кроме того для греков музыка была наукой, связанной с математикой и геометрией. Понимание было важнее слуховых впечатлений. Только для простого народа музыка означает танцы и удовольствие.
У Римлян по-другому.
Хотя во времена на Цицерона было запрещено публичное музицирование. Во времена императора Тиберия скобка (14-37 нашей эры) Консул Норбанус впал в немилость за игру на трубе перед публикой. Но скоро всё поменялось, и императоры сами подают пример. Нерон пел, играл на лире и на органе публично. В последующее время у римлян музыка больше для внешних развлечений.
Почти нет точных указаний, где именно играли на гидравлосе. Из сохранившихся изображений видно, что применялся в цирке и на играх гладиаторов. В принципе, органная игра была там возможна, где встречалась игра на авлосе. Театр, языческие мистерии, процессии, танцы. С 28 Св. Цицилия насильно выдали замуж за язычника Валериана. Обратив в свою веру мужа и его брата. Все трое приняли мученическую смерть. Наверняка играл орган в это время. Согласно преданию, она молилась Богу и пела духовные песнопения в то время, как её вели к венцу и вокруг упражнялись в пении язычники. Из-за неверного понимания текста стало считаться, что она сама играла на органе
С XVI века святую Цецилию почитают покровительницей церковной музыки. Изображают с разными музыкальными инструментами, но чаще всего с небольшим органом-позитивом.
----------------------------- Древнегреческие лады Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический (наиболее распростр) хроматический энгармонический (до 5 в до н.э в осн, т.е. до органа.)
B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд: дорийский, фригийский и лидийский
Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: "слитное" (synapn) "раздельное" (diasenxis), Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады
нотация буквенная играли не по нотам
музыка была в основном одноголосная или максимум двухголосная гетерофония
Как настраивался античный орган? – источников нет
По сохранившимся рисункам можно понять, что · объем клавиатуры большинства органов – всего 2-3 тетрахорда · крайние звуки были фиксированы, остальные отличались от инструмента к инструменту · чаще всего диатонически настраивались, реже хроматически. Энгармонич скорее исключение · скорее всего, как и сейчас, не было одинаковых инструментов · Количество регистров обычно 3-4, но могло доходить и до 8 · Были чисто лабиальные, чисто язычковые и смешанные инструменты · Технически были хорошо сделаны, была возможной виртуозная игра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|