Изобразительные средства педагогического рисунка
Материалы, применяемые в педагогическом рисовании.
В учебных помещениях наших школ, техникумов, институтов всегда есть классные доски, черного, коричневого, темно-зеленного цвета, на которых четко выделяются надписи или рисунки мелом.
Классные доски изготавливаются из древесностружечной плиты, на который наклеивается линолеум темной расцветки. Доска имеет раму или бортики снизу и сверху. Нижний бортик имеет лоток с выемкой для мелков и тряпки.
Цвет линолеума должен гармонировать с окраской помещения, не утомлять глаз и давать возможность ясно видеть нарисованное на доске с самых отдаленных точек комнаты.
Пока в школах чаще всего можно видеть доски темного цвета. Это вызвано тем, что мелки выпускаются только светлых тонов.
Более удачное использование светло-серого цвета и темных мелков, что дает возможность приблизить изображение на доске к изображению на бумаге.
Для рисование на доске применяют белые и цветные мелки, которые должны быть относительно мягкими, чтобы рисунок был четким и ясным.
Часто учитель рисует на бумаге углем и пастелью. Для этого надо иметь планшет с наклеенной на него бумагой. Его можно изготовить из различных материалов: на подрамник натянуть белый холст или укрепить фанеру, плотный картон, древесностружечную плиту. Необходимо иметь приспособления, с помощью которых можно прикреплять планшет к стене или доске и быстро его снимать. Размер планшеты должен быть таким, чтобы на нем можно было выполнять рисунки крупного формата.
Для рисования на планшете употребляют древесный уголь. Он хорошо ложится на поверхность бумаги, картона или холста и легко снимается с него. Пастель во многом имеет сходство с цветными мелками. Это в основном, спрессованные в виде палочек порошки пигментов.
Особенности технических приемов рисования на доске.
Технические приемы рисования мелом определяются в основном учебными задачами и назначением данного вида изображений на доске, а также возможностями материалов, имеющих у учителя. Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд требований.
Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его. Он должен быть так же предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся. Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных изображений. Поэтому долго рисовать, задерживать внимание детей работой на доске не следует.
Мел как материал имеет свои положительные качества. Это послушный материал в руках художника. Он дает контур разной толщины, легко стирается.
Удобными и интересными для художника - педагога материалами рисунка являются: уголь, сангина, соус, пастель, цветной мел. Они позволяют работать быстро и широко, сочетать линеарное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой.
Рисунок мелом на классной доске
Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первоначальных этапах обучения, был Рамзауер, ученик Песталоций. Иоганн Генрих Пестолаций (1746-1827), разрабатывая теорию обучения, писал о том, что применение строго научно обоснованный методики позволяет любого человека научить рисовать простые предметы. Обучать рисунку, считал Писталоций, можно только с натуры. Изображения на черной грифельной доске воспользовались в 30 г. XIX столетия братья Фердинанд и Александр Дюпюи.
В 1839 г. в Австрии доктор Гилярд предложил метод рисования по сетке и стигмографическое рисование. Stigma - (греч) знак. Этот метод не принес большой пользы, так как сковывал самостоятельный подход к рисованию предметов.
С 1876 г. во Франции классная доска находит широкое применение, особенно на первых этапах обучения рисованию, как общеобразовательному предмету. В России рисование мелом на доске при обучении получило широкое распространение во второй половине XIX века. С 1804 г. рисование начинает преподаваться в гимназиях и военных училищах.
Большой вклад в развитие методики и преподавания внесли П.П. Чистяков и художники - передвижники. Рисование мелом на классной имело большое значение. В основу метода было положено осмысленное изображение предметов и натуры. Классная доска использовалась при беседах, как способ разъяснения последовательности рисования (См. приложение № 1). Вопросам рисунка на доске учителя уделялось все больше внимание.
Созданные в процессе урока изображения, на классной доске не могут стать самостоятельными произведениями искусства, так как их основное назначение - быть подсобным материалом при беседе, объяснении, задания.
Однако нельзя забывать о том, что эти рисунки должны быть выполнены на высоком художественном уровне. Это определяется главной задачей уроков изобразительного искусства - развивать творческое воображение и изобразительные навыки школьников. Методы рисования на уроках необходимо по возможности разнообразить, так как это способствует разностороннем развитию индивидуальных способностей учащихся. Можно практиковать чисто линейные изображения, выразительный штрих, и позитивный рисунок цветными мелками (приложение 2,3,4,), можно выполнить его и как аппликацию из цветной бумаги, в соответствии с формой изображаемых предметов. Таким образом, задача эстетического воспитания требует от учителя постоянных творческих поисков при работе на классной доске. Рисунок учителя на классной доске способствует воспитанию, самостоятельности, активности учащихся, целеустремленности при выполнении изображения. Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающее ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить тесный контакт учителя с учениками, что ведет к более полному и углубленному усвоению знаний и умений. Педагог при этом имеет возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, относящихся равнодушно к занятиям.
При всех преимуществах рисунок мелом на доске имеет свои недостатки. Так, он не позволяет показать завершающие стадии работы над изображением, так как у учителя не хватает на это времени, да и сам характер негативного рисунка не дает возможности полноценно передать тональные отношения натурной постановки. Здесь необходимо наглядное пособие в виде таблицы, рисунка, выполненного преподавателем, или репродукции с работой известного мастера. Рисунок учителя стирается с доски сразу же после объяснения. Несмотря на это, он должен нести в себе творческое начало, так как дети, склонные к подражанию, по своему усваивают особенности приёмов работы учителя. Творческий рисунок стимулирует развитие художественных стремлений учащихся, способствует возникновение эстетических чувств при восприятии предметов натурных постановок, пониманию особенностей подхода к изображению специфическими художественными средствами (разнообразии приёмов в передаче материальность предметов, точность, лаконизм линии в наброске, кратковременном рисунке, "гравюрность", штриха при выполнении объёма).
Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка на классной доске, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.
Надо научиться сочетать четкое и последовательное, словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка.
Умение держать себя у доски имеет большое значение и достигается не сразу. Если в самостоятельной работе с натурой на бумаге могут быть постоянные поиски, исправление ошибок, переделки, то на доске этого допускать нельзя. Ошибка, сделанная преподавателем и в особенности не исправленная им на доске, часто остается в памяти учеников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: