Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

МИФ ВТОРОЙ. Обмен веществ.




Волошкевич Олег Юрьевич

"Мифы и рифы современной медицины.

В плену иллюзий и страхов".

ПРОЛОГ.


Читателя, знакомого с моей первой книгой "Гомеопатия: системный подход к здоровью" и ожидающего продолжения начатого разговора, ждет разочарование. Эта книга не о гомеопатии. Эта книга о… Впрочем, хотите притчу?

Долго человек мыкал горе. Увидев это, сжалился над ним Господь и, явившись, сказал:

— Проси чего хочешь. Я выполню любое твое желание.

— Мне много не надо, Господи. Одной только малости прошу у тебя: адекватности.

Задумался Бог, потом молвил:

— Ты очень хитер, Двуногий. Очень. За этой, как ты говоришь, "малостью" стоит все: удача, здоровье, счастье… Легко сказать: адекватность! Иди, ищи. Как я могу дать тебе то, чего нет у меня самого?

Латинское слово "адекватность" происходит от наречия ad-eo, что в переводе на родной язык означает: до того, до такой степени, настолько.

Тонкая этимология этого слова вряд ли будет интересна широкой публике, но современное его значение стоит разобрать, потому что именно об адекватности будет эта книга.

Соответствие, точность, достаточность, компетентность, своевременность — так объясняют слово "адекватность" словари.

От себя добавил бы к этим определениям еще одно: знание. Знание. То самое, которое — сила. То самое, которое раздвигает горизонты. Это вольное допущение, если его трактовать достаточно широко, надеюсь, не покажется неуместным.

Как-то в больничном саду произошел разговор с пожилой дамой. Дело было весной, женщина подсела ко мне на скамейку с целым ворохом одуванчиков, с березовыми почками в отдельном мешочке и принялась разбирать цветы. В глаза бросался темно-желтый цвет ее кожи и говорил о своей хозяйке достаточно много: она — пациентка хирургического отделения, страдает механической желтухой, но это скорее банальные камни, а не онкология, не было характерной для онкологических больных худобы. И растения она собирала явно не затем, чтобы украсить тумбочку.

— Березовые почки Вам совершенно не нужны, это лекарство для больных из урологии. Одуванчик в Вашем положении — лекарство слабое и может усилить страдания. Поищите лучше побеги барбариса.

— Вы разбираетесь в травах?

— Не очень. Только в гомеопатии.

— А что это такое?

Сколько раз меня ставил в тупик этот вопрос: "А что это такое?"

Что такое гомеопатия? Отвечать дежурными фразами, что де это такая параллельная медицина, вторая половинка терапии, лечит природными веществами в микродозах — значит не ответить вообще. Человек страдает, ждет травматичной операции, уже отчаялся, не видит иных путей — и что ей сейчас все эти велеречивые разговоры о преимуществах одного метода перед другим? У нее другой вопрос в глазах:

— А ты в состоянии мне помочь?

Сломать устоявшиеся за годы ее жизни стереотипы я, может быть, и сломаю, отговорю от операции, а вот новые не создам. Новые стереотипы тоже годами складываются. Лучше — когда с молоком матери всасываются. И времени в данном случае на это категорически нет. Так имею ли я право?

— Устанете ходить по врачам, придете к гомеопату.

Мы еще долго говорили о жизни, о здоровье, о медицине, о травах…

К гомеопату она не пришла: не перенесла операции. Но случай этот остался в памяти, сидит и по сей день зудящей занозой как пример глупейшей несправедливости, случившейся с человеком. По чьей вине? Это уже праздный вопрос. Вообще неуместно ставить его в такой плоскости: кто виноват? Все бы нам виновных искать, да ответил бы кто еще на такой же больной вопрос: что делать?..

По жестокому счету — а жизнь нам других не выставляет — этот печальный финал в жизни моей собеседницы был заранее предопределен всей цепочкой ее собственной жизни, ее отношением к своему здоровью и внешнему миру, к знаниям и возможностям, которыми этот мир располагает, — словом, всем тем, что коротко и емко характеризуется как мировоззрение.

Мировоззрение ее было попросту неадекватным. Не поведение, нет — с этой стороны она была во всех отношениях милой, приятной женщиной. Но была в ней, сквозила эта извечная русская растерянность, потерянность маленького человека в большом мире, детская невысказанная надежда, что кто-нибудь большой и умный возьмет за руку и поведет ее по жизни к здоровью и счастью.

Комплекс Золушки, сказка про принца на белом коне…

Попросту — мир иллюзий и воистину неадекватного отношения к действительности!

Дзен-буддисты прямо утверждают, что каждый сам отвечает за свою судьбу с рождения.

Можно при некотором избытке сарказма чуть-чуть сместить акценты и обрушиться на медицину и медиков, проводивших операцию. Но при чем, спрашивается, здесь медицина и хирурги, которым довелось пережить смерть пациентки и которые наверняка сделали для нее все, что было в их силах? Медицина всегда была служанкой общественных интересов и господствующей идеологии. Угодно вам полагать, что бородавку следует удалить ножом в косметологической лечебнице, а понос немедленно подавить "Имодиумом", потому что через полчаса совещание — ваше право, медицина к вашим услугам. И не ищите потом виноватых. Лучше чем Авессалом Подводный на эту тему никто не высказывался: "Ругать медицину — занятие хотя и общепринятое, но совершенно бессмысленное. Какая у человечества карма, такие и врачи…". Что медицина, что педагогика — никогда не имели решающего голоса в нашем менталитете, в обществе. В лучшем случае этот голос был совещательным. И пусть он пока таким остается, как ни странно это звучит на фоне патетического вступления. Тот идеологический разброд, что царит нынче в умах коллег, в академических медицинских науках, на большее пока не тянет. Адекватную позицию в жизни волей-неволей каждому приходится отыскивать самостоятельно. Процесс сложный, особенно для неофита, но не безнадежный и по-своему увлекательный и прекрасный. Это, может быть, как раз тот случай, когда процесс не менее важен, чем результат. Читать, думать, сравнивать, анализировать… и, конечно же, сомневаться. Сомнение — единственный более-менее надежный инструмент на пути познания. Сомнение движет идеи. И мир этот Бог зачал, однажды усомнившись…

Автору такое отношение к собственным истинам со стороны читателя в любом случае симпатичнее восторженного обожания либо бессмысленного постулирования с ярлыком "последняя инстанция".

Бытие все построено на парадоксах. Быть может для того, чтобы человек не полагал себя Богом, чтобы, сталкиваясь раз за разом с вещами, не вмещающимися в его узкую парадигму, он каждый раз пересматривал заново и саму парадигму, и свое отношение к ней. Богом себя мнит фанат, одержимый, и на мой циничный взгляд, чем меньше у такого типа серого вещества, тем отчетливее его позиция, тем категоричнее суждения. Именно одержимость, зацикленность характеризуют этот типаж, и любая идея, имевшая несчастье посетить пределы его черепной коробки, моментально обретает у него статус сверхценной.

Пока человек находится в свободном поиске, он открыт для всего нового. Как только он посчитает, что нашел искомое, этот путь оказывается для него закрыт: из вектора он становится единицей, из аморфного раствора выпадает в осадок, из мира вечной игры шагает в мир форм и остывших болванок.

Истина в последней инстанции всегда дурно пахнет.

Так что, читатель, посомневаемся на страницах этой книги вместе. Только всякое движение должно иметь цель и цели этой когда-нибудь достигнуть... Чтобы потом, засомневавшись, снова тронуться в путь. Иначе — бессмыслица и топтание на месте.

Эта книга написана врачом-гомеопатом, но не о гомеопатии и не о преимуществах одной отдельно взятой методики перед прочими. Есть иные подходы к здоровью, не укладывающиеся в рамки понятия "методика", и этот подход лучше всего обозначить другими словами: образ жизни, мировоззрение. Мировоззрение человека должно быть адекватным — иначе ему просто не выжить в нашем мире, потому что у слова "адекватность" есть еще одно значение: истинность.

Посвятить эту книгу я хотел бы всем пациентам: в роли пациента рано или поздно побываем мы все. И опять-таки, пациент пациенту — рознь. Есть люди, которые хотят быть здоровыми, а есть? кому нравится ходить по врачам, дабы не потерять окончательно чувства собственной значимости и некоторого — сомнительного, впрочем — почтения со стороны ближайшего окружения. Последних, как это ни смешно, большинство, и им книгу я не адресую однозначно. Ни в чем убедить таких невозможно, а в том, что мир ни к черту не годится только потому, что недостаточно нежен с ними — они сами убедят кого угодно.

Если человек лезет под трамвай, не стоит ему мешать. Из горького опыта. Ребенка можно и нужно остановить: дети неадекватны в силу возраста — но не взрослого.

Недавно один полковник посмотрел на меня как на блаженненького, когда я сказал, что все болезни начинаются в голове. И лишний раз у меня возникло сомнение: не слишком ли я тороплюсь со своими "хорошо забытыми" лекциями? Сознание среднестатистического гражданина явно не готово к приему такой информации. По-хорошему, такого гражданина следует для начала родить заново и уж наверняка на первых порах его жизни дать в провожатые иных учителей. Или — опрофанить текст до уровня беседы о вреде пьянства. Чего я делать не стану принципиально, потому как очень надеюсь найти своего образованного и гуманного читателя.

Здоровье — это прежде всего знание. Как говорил Конфуций: "Можно заставить народ повиноваться, но нельзя заставить народ знать".

Предоставим каждого своей судьбе. В конце концов, единственно доброго, что мы можем сделать в этой жизни? это дать ближнему возможность жить, как он живет. Имеющий уши...

МИФ ПЕРВЫЙ. МИКРОБЫ.

"Микроб — существо нежное, от грязи дохнет". Из студенческого фольклора.

Студенческий юмор на истину в последней инстанции не тянет. Но вот другое мнение, упорно и без тени юмора внушаемое нам всем:

— Мыло "Сэйфгард" — друг и защитник вашей семьи. Двух истин в одном решении, как известно, не бывает. И, поскольку вопрос живо (живее не придумаешь) касается нас всех, попытаемся еще раз непредвзято взглянуть на проблему.

С одной стороны, наши предки, не имея микроскопа, даже не предполагали, в каком мире, населенном кровожадными микробами, они живут. Жили себе и жили: детей рожали в поле; в бою, не стесняясь, заклеивали раны землицей, смоченной слюной; за трапезу садились, даже не задумываясь о грязи на руках...

Можно мне возразить, что жили предки недолго, средняя продолжительность жизни едва ли тридцать лет составляла. И мор подчистую другой раз селения выкашивал.

Согласен. Но вот еще картинка. Перед нами антипод нашего предка — Гомо Современный, типичный "белый воротничок", треть своей жизни проводящий в замкнутом служебном помещении с кондиционированным воздухом, другие две трети — в тесной городской квартирке; человек, с детства нашпигованный вакцинами от мыслимых и немыслимых болезней и не знающий, с какой стороны подойти к лопате; человек, вся дневная физическая нагрузка которого сводится к тому, чтобы рысью пробежаться на ковер к шефу, посуетить локтями в общественном транспорте да вынести из квартиры ведро с мусором; человек, не мыслящий себя без завтрака, обеда и ужина, со стойкой импотенцией и обозначившейся лысиной к 35 годам; человек, у которого дурно пахнет изо рта, если он не пожует "Орбит", и из подмышек, если он не примет утром душ...

Образно говоря, мы еще совсем недавно прыгали по деревьям и цеплялись хвостами за ветки. Если весь эволюционный путь человека развернуть в виде метра, то эпоха Человека Разумного, эпоха нашей цивилизации займет на этой линейке едва ли миллиметр. И за этот "миллиметр" радикально перестроиться мы никак не могли — разве что хвосты потеряли. Природа человека осталась прежней: активной, деятельной, рассчитанной на экстремальные нагрузки и плотный контакт со всеми силами планеты, биосферы и космоса. И здесь двух мнений быть не может: либо ты реализуешь заложенный в тебе потенциал в соответствии с его предназначением, либо он обернется против тебя.

Отношение Гомо современного к слову "микроб" только отрицательное. Вместе с тем видовое разнообразие микромира планеты превосходит видовое разнообразие мира растительного и животного. Можно предположить, что микромир — это гигантский оперативный блок памяти Биосферы, те невидимые глазу клавиши, что определяют лицо планеты, тот цемент, что скрепляет живой мир воедино. Пример тому — повальные эпидемии в определенные периоды солнечной активности, после которых неузнаваемо менялась экономическая и политическая география целых континентов.

Можно с долей уверенности констатировать, что жизнь на планете — это прежде всего ее микромир, что без микромира жизнь немыслима вообще.

Сотни видов "добрых" микроорганизмов выстилают поверхность наших слизистых, кожи, помогают нам жить, снабжая организм витаминами, микроэлементами. Мы так устроены. На этом гармоничном единстве макроорганизма с микробами держится наше здоровье, и по-другому в этом мире просто не бывает.

Это — так называемая сапрофитная флора в отличие от безусловно патогенной, способной при своем внедрении в организм вызвать болезнь. Каждый вид сапрофитных микроорганизмов выполняет в организме хозяина свою строго очерченную функцию и занимает строго отведенное ему место — свою экологическую нишу. Скажем, кишечной палочке нечего делать в половых путях либо на коже — ее место в кишечнике.

Наука экология сравнительно молода. Придумали ее биологи, в прикладном медицинском аспекте, насколько мне известно, ею еще никто не занимался, до практического врача, во всяком случае, понятие биоценоза, его жизненной важности для здоровья еще не дошло. Фигурирует некое расплывчатое понятие дисбактериоза в случае кишечных недомоганий. Связи и последствия дисбактериоза на других уровнях, в других системах не отслежены вообще.

Патогенной микрофлоре экологической ниши в организме не уготовано. Внедряется в организм и паразитирует такая флора, только если ей эту нишу освободили — в результате конкурентной борьбы с сапрофитами. И здесь проблема соседства с микромиром открывается нам в совершенно новом ракурсе.

Микробы живут вокруг нас, ежеминутно и ежесекундно человек контактирует с микромиром. С каждым вдохом мы получаем тысячи и миллионы как полезных, так и вредных микробов; взявшись за дверную ручку, мы целые колонии этих существ оставляем на своей коже, и так далее, и так далее. Стафилококк, микробактерии туберкулеза, дизентерийная палочка, столбнячная палочка... Имя им — легион, все не перечислишь.

И сразу возникает вопрос: почему кто-то заболевает после таких контактов, а кто-то до конца своих дней не подозревает о существовании микробов?

С детства нам впихивают в голову мысль, что руки следует мыть перед едой, ранку смазать йодом и почистить зубы на ночь. С детства нас пугают глистами, эпидемией гриппа и микробами ботулизма...

Страх — сильнейший мотивирующий фактор, и вполне понятно, что мы безоговорочно верим всем этим страшилкам.

Но вот парадокс: хозяйка-чистюля, у которой на кухне не то что таракана — пятнышка не встретишь! — не может избавиться от прыщей или сваливается в инфекционное отделение с тяжелейшим гепатитом (который, как известно, является болезнью грязных рук), а у ее детей без конца высевают гельминты...

Другой парадокс — уже из специальной литературы по гомеопатии: больной с сифилитической наследственностью без конца моет руки. Симптом ключевой и работает при диагностике безотказно, проверено.

Еще одна картинка: одного из своих пациентов как-то сразу после Нового года застаю дома с марлевой повязкой на лице:

— Жена гриппом заболела...

И хотелось бы прокомментировать ситуацию, да смех разбирает.

Мы все находимся на одной планете, дышим одним воздухом, топчем одни и те же тротуары — после такого "открытия" любому становится понятным, что всякий страх заразиться гриппом, лепрой или туберкулезом обоснован не более чем страх ребенка перед серым волком из сказки на ночь.

Есть такая вероятность, несомненно. Равно как и вероятность землетрясения, падения астероида или цунами. Нет и не может быть на Земле безопасных уголков, где человеку никогда ничего не грозило бы. Эпидемии, война микро и макромиров — стихийное бедствие из того же ряда.

Есть расхожее мнение: чего боишься, от того и помрешь... Впрочем, я забегаю вперед, поговорим об этом чуть позже. Сейчас — о распространенных заблуждениях и целых индустриях — фармацевтической и медицинской — эти заблуждения активно формирующих и поддерживающих. За примером далеко ходить не нужно: навязшая уже в зубах телереклама мыла "Сэйфгард", убивающего ВСЕХ микробов.

Что значит убить ВСЕХ микробов на своей коже? Ответ: это значит остаться абсолютно беззащитным на несколько часов перед агрессивными факторами биосферы — перед той же патогенной флорой.

Антибиотик не разбирает, где свой, а где чужой микроб — косит всех подряд. После "Сэйфгарда" у вас совершенно стерильная кожа — чем не экологическая ниша для любой дряни?

До стерилизации ваши собственные сапрофиты надежнее любого "Хло-ринола" и "Сэйфгарда" выполняли защитную, барьерную функцию перед лицом атак со стороны патогенных микробов: "Это наша территория, чужакам здесь делать нечего!"

Чистота нужна везде и во всем, стерильность — только в операционной. Если у кого есть знакомые из хирургов, пообщайтесь с ними на эту тему, узнаете много интересного для себя, в частности, чем заканчивается многолетнее мытье рук дезинфицирующими растворами.

Человеческий гений пока еще не дорос до безмикробной формы жизни. В условиях планеты Земля, где жизнь возможна только в гармоничном единстве микро и макромира, выбор у нас невелик: либо мы бережем это единство, либо противопоставляем себя ему и оказываемся перед ним безоружны.

Я не открыл Америки, подобные истины давно известны, тем более они известны специалистам: медикам и фармакологам, от которых эти новинки исходят.

Природа задумала человека великолепно, задумала, не противопоставляя его всем ЭНЕРГИЯМ (стихиям, динамическим полям, или факторам — назовите, как хотите) окружающего мира, а в глубоком (боюсь, что всей глубины мы еще близко не знаем) единстве с ними — КАК ГАРМОНИЧНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ этого мира, и никак иначе. Иначе — это мир болезней и вырождения. Давайте снимем, милостивые государи, розовые очки и попытаемся взглянуть на окружающий мир и свое место в нем непредвзято. Ложный (неадекватный, если хотите) тезис "человек — царь природы" заводит понемногу цивилизацию в тупик. Беспардонное отношение к живому и неживому миру планеты, к собственной природе, основанное на сомнительных посылках сомнительных авторитетов бьет уже эту цивилизацию наотмашь. Сегодня царь, завтра самый жалкий раб — две стороны одной медали, знаете ли...

Цивилизация, цивилизованность, культура, в конце концов — это, прежде всего, разумное и доброе соседство со всеми энергиями планеты и космоса, в том числе и энергиями патогенными. Глупость — противопоставлять свою персону (персоны) остальному миру. Мир все равно сильнее, и последнее слово останется за ним. Это не месть с его стороны (пусть это примитивное понятие целиком остается в сфере человеческих отношений), — это элементарная физика: действие равно противодействию. С какой силой моя глупость вторгается в мир, с такой силой он, мир, даст мне ответ в виде весомой оплеухи по здоровью. Благие намерения, не подкрепленные основательными знаниями о природе вещей, как известно, ведут в известное место.

Скажем, такая банальная гигиеническая процедура как мытье. Добро это или зло?

Против ежедневных купаний в природных водоемах в любое время года либо холодных обливаний под душем возразить нечего. Ежедневный горячий душ, ванна с мочалкой и мылом — уже противоестественны. Причина все та же: горячая вода вкупе с химикатами, содержащимися в куске любого мыла нарушают кислотно-щелочной баланс кожных покровов, а следовательно — и микробный баланс.

Мамы обычно с недоверием воспринимают информацию, что не стоит ежедневно подмывать девочек — два-три раза в неделю, и упаси Бог от соды, мыла или марганцовки! Приходится объяснять, что такое естественная флора, ее значение для здоровья (взрослых это, кстати, тоже касается), как излишнее рвение и постоянное вмешательство в дела организма этому здоровью вредят, и какую бомбу замедленного действия готовит ребенку на будущее такая родительская забота.

Природа уже позаботилась за нас о чистоте самых интимных уголков тела. И хорошо позаботилась. А отличное, как известно, враг хорошего.

Попахивает от ребенка, бели или еще какие мелкие проблемки — это повод задуматься вашему семейному врачу-гомеопату, но никак не повод для ежедневных подмываний насыщенным раствором антимикробных средств.

Неудивительно, когда у таких детей рано формируется восходящий пиелонефрит (тяжелое заболевание почек) или цистит. Банальная ситуация: ребенок попадает в условия, где и день, и два у него нет возможности подмыться — скажем, пошли с классом в поход — и проблема гарантирована: от легкого раздражения, мешающего ребенку ходить, до серьезного воспаления половых и мочевыводящих путей. С такими случаями любой врач сталкивается в своей практике регулярно.

Еще одно распространенное заблуждение, почему-то упорно поддерживаемое гинекологами: бели как следствие инфекции. Мойтесь марганцовкой, вводите свечи с антибиотиками...

Ну что тут возразишь коллегам, если нас так учили? А те, кто учил, истинного положения вещей и сами не знают, поскольку вместо причинно-следственной азбуки мы, знаете ли, физкультуру и историю КПСС изучали (сейчас замененную культурологией, что положения также не спасает: студент к 17-ти годам, ко времени поступления в ВУЗ должен быть культурным человеком либо не станет им уже никогда).

Возвращая порядку вещей нормальную позицию — с головы на ноги -заявляю от лица коллег-гомеопатов: инфекция здесь ни при чем. К любым выделениям, будь то бели, насморк, пот — ИНФЕКЦИЯ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ ВТОРИЧНО. Первичны нарушения обмена, первичен кризис выведения, когда организм уже не в состоянии избавиться от токсинов естественным путем и находит запасные пути выведения.

Не потому у вас насморк, что вы подцепили грипп, а гриппом вы заболели потому, что назрел кризис выведения.

Один из знакомых именно голоданием лечит все острые проблемы со здоровьем: от синдрома похмелья (не рекомендовал бы, кстати, снимать похмельный синдром таким образом) до простуды.

От здорового человека и пахнет приятно. Если рядом с вами кто-то морщит нос, не спешите бежать в душ или хвататься за флакон с дезодорантом — может статься, что как раз не вам, а ему нужен квалифицированный доктор: обостренное либо извращенное обоняние давно уже не редкость в нашем "лучшем" из миров, и это тоже своего рода звоночек о неблагополучии со здоровьем.

Если от вас воротит нос целый коллектив — да, теперь повод задуматься о здоровье вам. Подчеркиваю: задуматься и для начала подкорректировать питание, посоветоваться с гомеопатом, а не бежать в парфюмерную лавку.

Почему с гомеопатом? Потому что гомеопат — единственный специалист, умеющий корректировать нарушения обмена веществ. Впрочем, об этом мы говорили в первой книге, не станем повторяться.

Поскольку речь зашла о выделениях тела, давайте раскроем тему. Подавление естественных выделений есть не что иное, как блокирование аварийного клапана. Представьте себе, что ваше тело — подводная лодка, плавучесть которой (и живучесть) зависит от грамотного пользования системой многочисленных клапанов для перекачки воды и воздуха. Заблокируйте один из клапанов — и авария неизбежна.

Пример, может быть, не совсем удачный, здесь я пошел неверным путем Декарта, утверждавшего, что организм — это машина.

Человек — не машина. О том, что такое человек, не знает, подозреваю, сам Господь, его создавший. Но определенные закономерности в системе "человек-внешний мир" давно отслежены и известны. Одна из таких закономерностей четко заявляет о себе при реакциях подавления: неважно, подавили вы анальгином головную боль или нафтизином выделения из носа — патологическая реакция, симптомы проявят себя все равно, возможно в ином месте, в иное время, в иной форме, с иной силой, но проявят.

Гомеопаты, имеющие дело не с абстрактными нозологическими формулировками, а с живым человеком со всем комплексом его проблем разом, с такого рода трансформациями патологического процесса сталкиваются ежедневно: подавили насморк — вылезла мигрень, подавили квасцами избыточную потливость стоп — спровоцировали эпилепсию. Подавление белей — а это все тот же аварийный клапан — обязательно найдет себе место в половой сфере женщины, поскольку именно эта сфера у женщины наиболее уязвима. Сценарии трансформации будут у всех разными, по принципу: где тонко — там и рвется. Но однозначно вместо беды меньшей мы творим большую. Все тот же принцип шарика: вместо того, чтобы скинуть избыточное давление (читай — патогенную энергию) в системе, мы занимаемся, простите, ловлей блох, гоняем "грыжу" с места на место, а пациента от специалиста к специалисту, пока последнее направление ему не выпишет кладбищенский служащий.

Перечень подобных примеров можно продолжить до бесконечности. И какими глазами, позвольте спросить, смотрит врач, знакомый с таким порядком вещей, рекламу о новом дезодоранте, на целые сутки обеспечивающим сухие подмышки, и что думает о тех, кто такую рекламу запускает? Надеюсь, понятно выразил свою мысль?

Пристально всматриваясь в феномен человека, мы, медики, перестали как-то замечать, что острота зрения уже не та, что по периферии маячат контуры не менее интересные, что человек — это не только 75 килограммов белков, жиров, углеводов и воды; не только машина, состоящая из сердца, легких, кишечника и его содержимого... Человек — это нечто еще.

И вот это нечто постоянно остается у нас за кадром, выпадает из поля зрения современного врача.

Ничего в организме не происходит просто так. Всякое явление, всякий симптом в теле имеет глубочайшую подоплеку, непознанную нами закономерность.

Отвлечемся чуть в сторону от темы на подоплеки и закономерности гуманоидного порядка.

Все та же пациентка из пролога заболела желчнокаменнной болезнью не в одночасье и не вдруг. Этой финальной части ее состояния наверняка предшествовали симптомы холецистита, дискенезии желчевыводящих путей, наверняка и не раз ее беспокоила печень после обильных застолий, и наверняка после этого бывали у нее моменты, когда одна мысль о еде вызывала отвращение…

Звоночки. Весь вопрос в том, что мы не умеем или не желаем их слушать. Есть накатанная колея привитого с детства образа жизни, мир своих уютных привычек и представлений о том, что такое хорошо, что такое плохо — и так не хочется с этой колеи съезжать! Только звоночки звенят все громче…

Изначально человеку присущ инстинкт любознательности. Мы появляемся в этот мир из ниоткуда и, появившись, первым делом испытываем страх, боль и удивление. Кто мы? Зачем в этом мире? Где лево, а где право? Какую позицию занять?

Потом, по мере осознания себя и своего места в мире, задача усложняется: как бы кого не задеть локтем, как бы кого не обидеть? Как найти адекватный стиль поведения в общении с себе подобными?

Если правила арифметики мы с грехом пополам еще усваиваем, то алгебра дается далеко не всем. И тогда человек, Гомо сапиенс, становится патогенным, разрушительным фактором для таких же, как он: кого-то обидел, кому-то нахамил, кого-то ударил… — сам становится толчковым, пусковым моментом чьему-то страданию, чьей-то болезни и смерти.

Человек — существо в высшей степени ранимое и уязвимое; оголенный нерв — и только. Отыскать свою позицию в мире можно, гораздо сложнее найти эту позицию в человеческом сообществе. Что и говорить, многим ли из нас удается пройти жизненный путь, никого не задев?

Автор этой книги — все то же непонятное самому себе существо, влекомое по жизни неведомыми силами, терзаемое сомнениями, мыслями, воспоминаниями и чужой болью, вольным или невольным виновником которой он был.

Остается только просить прощения у всех, кого так или иначе обидел в жизни. А попутно — у читателя и коллег, кого заденет эта книга, ее тон и мысли. Менее всего мне хотелось бы кого-то задеть, и более всего — видеть любимую мною медицину великой и дееспособной наукой.

Но! Просить прощения — значит однозначно определиться с собственной позицией относительно обиженного и определить его позицию…. А всякая позиция в мире вечного движения есть ложь. И не разумнее ли будет научиться не обижаться? Сложно, но вполне доступно. Не обижаемся же мы на дым за то, что он ест глаза, — про сто меняем свою позицию у костра…

Еще один миф, вплотную соприкасающийся с темой микробов — вакцинация. Оговорюсь сразу, что однозначного решения проблема вакцинации на сегодняшний день не имеет. Успехи медицины в некоем будущем, возможно, и расставят в ней точки над i, автор берет на себя смелость лишь поправить акценты.

Итак, факт первый: достаточно серьезная статистическая выборка историй болезни людей, умерших в зрелом возрасте от онкологических заболеваний в США, дала неожиданные результаты: подавляющее большинство этих людей не болели детскими инфекциями.

Факт второй: после не менее серьезных исследований, проводившихся в частности в Индии, доказана полная неэффективность вакцины БЦЖ. В странах Европы, насколько мне известно, эта прививка несколько лет уже как не является обязательной.

Факт третий: неоднократно наблюдал, как полностью привитые дети болеют и корью, и коклюшем, и паротитом.

Однозначно перегибом можно назвать введение в повседневную практику все новых и новых видов вакцин: против гепатита, против краснухи... На все случаи жизни не застрахуешься и соломки не напасешься.

За двадцать с лишним лет активной практики я не видел ни одного случая столбняка, дважды — клещевой энцефалит, всего несколько случаев кори и краснухи и раз пять, не соврать бы, инфекционный гепатит. Зато с последствиями массовой вакцинации населения, как эта кампания обозначена казенным языком, сталкиваюсь ежедневно: от кретинизма у ребенка до непреходящих простуд, что свидетельствует о серьезной поломке иммунитета.

Уверен, что доскональное и многоаспектное исследование этой темы обнаружит шокирующие вещи: рост агрессии в обществе и ощутимая девальвация общечеловеческих ценностей увязываются с ней напрямую (по мнению автора).

С оспой мы уже начудили. Отцы науки обходят как-то стыдливым молчанием этот факт, но элементарное сопоставление событий говорит само за себя: к 80-му году прошлого столетия оспа как вид была ликвидирована на Земле. В это же примерно время невесть откуда появляется на планете десяток новых вирусных заболеваний: лихорадка Эбола, лихорадка Цуцу-Гамуши, лихорадка легионеров, СПИД...

Можно сколь угодно отрицать связи такого порядка, тем более что в истории цивилизации катастрофы такого рода, как истребление микровида, еще не было, но факты — вещь упрямая. Свято место пусто не бывает. Микромир по своему гармоничен и беспардонности не терпит: освободилось место — будьте готовы увидеть новых "постояльцев".

Оспа была тяжелой болезнью, из ряда особо опасных, и горя людям она принесла немало, но эту заразу мы вполне могли держать под контролем. Чего не скажешь о новоявленных инфекциях.

Вакцинация — введение в организм чужеродного белка — является сама по себе мощным стрессогенным фактором. После каждой прививки организм неделями и месяцами восстанавливает гомеостаз. Мы с этим не считаемся. Есть схема вакцинации. БЦЖ в первую неделю жизни, в 3 месяца начинается прививка вакциной АКДС и полиомиелита и проводится на первом году жизни с интервалом в 1,5 месяца трижды. Корь, паротит, ревакцинации. В школьные годы добавляются прививки от клещевого энцефалита, сейчас еще — и от гепатита, краснухи…

Только перечисление всех необходимых прививок способно спровоцировать головокружение. А что за хаос царит в организме ребенка от такой "заботы" взрослых?

Меня всегда "умиляли" инструкции Минздрава, где четко, по-военному были расписаны сроки и интервалы вакцинации. Попробуй не уложись — начальство так по твоей головушке пройдется, не рад будешь! За каждый медотвод от прививки изволь отчитаться.

Ну а если у ребенка последствие родовой травмы? Если даже невропатолог, не решаясь другой раз выставить конкретный диагноз, вписывает в карточку медотвод? А если после первой же прививки АКДС ребенок элементарно заболевает? А если у матери пропадает молоко и совпадают по времени моменты очередной прививки и перевода ребенка на искусственное вскармливание? Ответов на эти вопросы в инструкциях нет.

Любая вакцинация должна рассматриваться как серьезное оперативное вмешательство во внутренние дела организма, и, на мой взгляд, решать такие вопросы должен в каждом конкретном случае один-единственный специалист с квалификацией отнюдь не уровня санэпидстанции или фельдшерско-акушерского пункта — специалист, непосредственно занимающийся ребенком и несущий ВСЮ ПОЛНОТУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за его здоровье.

Рискуя спровоцировать у читателя зубную боль бесконечным повторением старых истин, заявляю еще раз: в этом мире все глубочайшим образом взаимосвязано, и нет места случайностям. Микроб, вирус, циркулируя в биосфере, выступает как инструмент — элементарно ищет "место для посадки", все ту же экологическую нишу, и никогда не атакует объекты, где ему этого места не уготовано.

Даже сапрофиты могут вести себя недружелюбно по отношению к хозяину. Сапрофиты — это свора собак: пока кормишь, верно служат, не покормил — разорвут.

"Посадочные площадки" готовим себе мы сами, здесь опять-таки винить некого: образ жизни, питания, строй мыслей (все болезни начинаются в голове!)… — более чем достаточно моментов, определяющих уязвимость или неуязвимость наших с вами систем. Угодно вам ненавидеть, злиться, топтаться по головам, заполошенно метаться по жизни со своей драгоценной персоной как курица с яйцом — будьте готовы получить от жизни адекватный ответ. Не в карах господних дело, уточним еще раз — в элементарных законах физики. Добро и зло, категории, казалось бы, исключительно нравственного и интеллектуального порядка, — это все те же извечные энергии-антиподы, структурированные, векторизованные и целенаправленные энергии, порожденные уже самим человеком. Если хотите, — все те же ИНЬ и ЯН, хотя с моей стороны это грубое упрощение. Параллели здесь принципиально непроводимы, потому что несовместимы плоскости понятий. Не аналоги, не синонимы, с некоторого угла зрения отслеживается лишь первоначальный иньско-янский принцип в раскладе векторов — принцип полярности. В знаковой системе наших понятий идентичность такого рода неправомочна и определению не подлежит. И все же — энергии! И — все те же извечные законы!

Здесь мы уже коснемся большой темы страхов как этиотропного, причинного фактора болезни.

Только коснемся. Завершать эту тему будем в других главах. И не обвиняйте автора в непоследовательности и эклектичности. Эклектична, прежде всего, сама жизнь, не знающая тем и глав, и только как следствие — эклектично авторское мышление.

Известен исторический факт, что Наполеон посещал чумные бараки и не заразился. В чем здесь дело: заговорен он был или боги действительно ему покровительствовали?

На мой взгляд, весь гений Наполеона (не только в этом эпизоде) сводим к отсутствию у него чувства страха, умению владеть глубинными эмоциями.

Этот вывод можно оспаривать, что-де страха не знают только идиоты. Не только. Страха не знают еще святые (таких не встречал, грешен), последователи восточных философий, фа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...