Дифференциация объектов судебно-почерковедческой экспертизы
Задача судебно-почерковедческой экспертизы — установление фактов (фактических данных) в соответствии с потребностями следственной и судебной практики (вопросами следователя, суда) экспертом-почерковедом в пределах своей компетенции на основе применения методики судебно-почерковедческой экспертизы. В структуре задачи экспертизы можно выделить два основных элемента: цели и условия. Вопрос и исходные данные, содержащиеся в материалах экспертизы, выступают как отправные цель и условия. К такого рода исходным данным относятся: документ, содержащий исследуемую рукопись, сравнительные материалы-образцы почерка предполагаемых исполнителей, сведения о предполагаемых исполнителях и обстоятельствах выполнения исследуемого документа, имеющие отношение к предмету экспертизы. В начале исследования у эксперта на основе вопроса и исходных данных складывается самое общее представление о задаче, подлежащей решению. В процессе дальнейшего исследования оно уточняется, конкретизируется, благодаря чему эксперт имеет возможность правильно построить исследование и выбрать соответствующие методы и методику решения задачи.
От задачи экспертизы, определяемой ее конечной целью, следует отличать подзадачи или задачи промежуточных этапов исследования. Например, при установлении исполнителя рукописи (задача экспертизы или конечная задача) возникает необходимость выяснить, не выполнена ли эта рукопись в необычных условиях (подзадача экспертизы или промежуточная задача). Систематизация задач экспертизы строится на дифференциации основных ее целей, в зависимости от объекта исследования и обстоятельств его выполнения. Задачи, решаемые судебно-почерковедческой экспертизой образуют следующие три основных класса: 1. Идентификационные, направленные на установление конкретного исполнителя исследуемой рукописи или факта выполнения двух и более рукописей либо разных их фрагментов одним лицом. 2. Диагностические, направленные на установление свойств, качеств, состояний исполнителя рукописи и отнесения его к определенной группе лиц. 3. Ситуационные, направленные на установление условий, обстановки, обстоятельств выполнения исследуемой рукописи. Наиболее распространенными в судебно-почерковедческой экспертизе являются идентификационные задачи, предполагающие установление конкретного исполнителя исследуемой рукописи (текста, подписи). В связи с этим судебное почерковедение складывалось и долгое время развивалось как теория судебно-почерковедческой идентификации. Позднее стали формироваться диагностические и ситуационные направления. В современный период активно развиваются судебно-почерковедческая диагностика и ситуационные исследования, созданы научные основы решения диагностических и ситуационных задач судебно-почерковедческой экспертизы. Однако в качестве самостоятельных они ставятся относительно редко — их решение чаще сопутствует установлению исполнителя рукописного объекта. Тем не менее, с появлением возможностей их решения вопросы об условиях выполнения исследуемой рукописи в практике экспертизы стали занимать все большее место.
5. Основные направления и тенденции развития судебно-почерковедческой экспертизы. 6. Письмо как комплексный объект судебно-почерковедческого исследования. Структура письменного навыка. 7. Понятие почерка. Закономерности формирования и функционирования письменно-двигательного навыка. 8. Основные криминалистические свойства почерка. В качестве объекта криминалистического исследования почерк выступает благодаря следующим основным свойствам (качествам), существенным с точки зрения его криминалистического исследования и решения экспертных задач: индивидуальности, динамической устойчивости, избирательной изменчивости[49].
воздействие на формирующийся зрительно-двигательный образ и двигательный состав начинают оказывать физиологические, биомеханические и анатомические факторы, такие, как: основные свойства нервной системы, пороги чувствительности сенсорных рецепторов, возникающие в процессе движений реактивные силы, размеры костных рычагов, масса мышечных групп двигательного аппарата и др.
Для последней нужна стандартность (стереотипность), повторяемость в рукописях одного и того же лица свойственных ему особенностей письменно-двигательного навыка. Известно, что на почерк оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы. Если бы под их воздействием человек терял способность писать или всякий раз писал по-разному, то идентификация была бы невозможна. зависят от вида влиявших на процесс письма причин, степени их воздействия и особенностей ФДК конкретного пишущего. Эта изменчивость, наступающая под влиянием различных групп сбивающих факторов, носит избирательный характер, т.е. изменения (объем, характер, локализация) зависят от воздействующих причин (избирательная изменчивость). Поэтому всякого рода избирательная реактивность, включая характер и пределы вариационное™ и разброса, содержит в себе информацию об условиях, в которых протекала реализация ФДК. 9. Индивидуальность и динамическая устойчивость почерка. Индивидуальность почерка – это его своеобразие, неповторимость у разных людей. Проявление индивидуальности сопутствует формированию почерка. На первых порах обучения письму, когда еще отсутствует автоматизация движений, а ведущий образ полностью соответствует прописям, трудно говорить об индивидуальности почерка, которая обретает отчетливо выраженные черты лишь к 3-4 классам средней школы. Индивидуальность почерка предопределяется своеобразием письменно-двигательного ФДК, которое, в свою очередь, зависит от следующих факторов: а) индивидуальности личности в единстве ее анатомических, физиологических и психологических свойств. В отношении формирующегося ФДК индивидуальность личности выступает как единый «внутренний» (или субъективный) фактор; б) условий формирования ФДК, которые по отношению к формирующемуся навыку образуют «внешний» (или объективный) фактор; в) взаимодействия условий формирования навыков, с одной стороны, и индивидуальных свойств личности, с другой, т.е. системы объективных и субъективных факторов; В начальный период обучения письму, характеризующийся активным участием сознательного компонента, большое влияние на формирование зрительно-двигательного образа выполняемых рукописей оказывают психологические свойства пишущего: стойкость и точность зрительного восприятия, внимание, память, сознательная заинтересованность, целеустремленность, воля и т.п. Однако с автоматизацией письменных движений активно включается непроизвольный компонент. В связи с этим заметное воздействие на формирующийся зрительно-двигательный образ и двигательный состав начинают оказывать физиологические, биомеханические и анатомические факторы, такие, как: основные свойства нервной системы, пороги чувствительности сенсорных рецепторов, возникающие в процессе движений реактивные силы, размеры костных рычагов, масса мышечных групп двигательного аппарата и др. Типологические свойства нервной системы, особенно ее подвижность и уравновешенность, имеют большое значение в процессе формирования навыка письма, предопределяя успешность овладения им, выработку вариационности и появление других особенностей почерка. Анатомические моменты, как правило, непосредственно в почерке не отображаются. Однако они проявляются опосредованно через механизм письма, внося в него индивидуальные черты. Условия, в которых протекает формирование почерка, как элемент «микросреды», обладают разнообразием, многокомпонентностью благодаря пространственной и временной изменчивости. В комплексе они неповторимы для каждого человека. Если такой сильный фактор, как обучение письму оказывается более или менее общим (более для обучающихся в одном классе, у одного учителя и менее – во всех других случаях), то за пределами школьного обучения при выполнении домашних заданий и практике письма, в дальнейшей учебе и работе индивид сталкивается с комплексом своеобразных условий, сопутствующих формированию и реализации его ФДК. Например, поспешность при выполнении домашних заданий (допустим, связанная с ситуацией в семье), необходимость быстро записывать лекции в процессе дальнейшей учебы, неудобная обстановка оформления рабочих документов (накладных, расходных ордеров) и т.п. накладывают свой отпечаток на формирующийся навык. В результате взаимодействия внутреннего, субъективного и внешнего, объективного факторов формируется неповторимый, индивидуальный почерк. Индивидуальность почерка как его существенное, фундаментальное свойство (качество) обусловливает возможность криминалистического исследования последнего с целью решения идентификационных задач, связанных с установлением исполнителя Наиболее полное отображение упомянутая система свойств получает в больших по объему (во всяком случае, содержащих все буквы алфавита) документах. Вместе с тем, чем меньше объем исследуемой рукописи, тем в меньшей мере проявляется в ней индивидуальная система почерковых свойств. Особым почерковым объектом является подпись, как вид рукописи, для выполнения которой в большинстве случаев вырабатывается специфический ФДК и подписной почерк. Подписной почерк формируется, как правило, на базе уже освоенного письменно-двигательного навыка. В процессе выработки подписного ФДК у лица нет эталона. Поэтому сначала роль ведущего образа выполняет обозначение фамилии данного лица в изображении, освоенном в процессе формирования навыка письма. Далее в этот образ расписывающийся сознательно вносит изменения с целью: с одной стороны – индивидуализации, учитывая, что подпись – его личный удостоверительный знак: она может снабжаться монограммой, в буквы вносятся дополнительные украшающие штрихи и т.п., с другой – приспособления ее к очень быстрому, непрерывному выполнению, так как подпись – удостоверительный знак, рассчитанный на легкую реализацию. Отсюда обычно в средней ее части имеет место отказ от букв и переход на безбуквенные элементы (циклические штрихи, завершенные росчерком). Несмотря на то, что подпись является краткой почерковой реализацией, и трудно говорить об избыточности заключенной в ней индивидуальной информации, современный уровень судебно-почерковедческой экспертизы позволяет успешно решать идентификационные и диагностические задачи в отношении этого объекта. Динамическая устойчивость включает в себя следующее: а) устойчивость особенностей письменно-двигательного навыка, воспроизводящихся как в пределах одной рукописи, так и в рукописях, выполненных неодновременно, т.е. их стереотипность; б) устойчивость указанных особенностей при письме в различных, в том числе необычных условиях, т.е. их сохраняемость; Это – две различные, хотя и очень близкие стороны устойчивости почерка, имеющие большое значение для идентификации. Действительно, если бы особенности навыка пишущего постоянно менялись, письмо было бы не только нечетким, трудно читаемым, но и идентификация пишущего по почерку была бы невозможной. Для последней нужна стандартность (стереотипность), повторяемость в рукописях одного и того же лица свойственных ему особенностей письменно-двигательного навыка. Известно, что на почерк оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы. Если бы под их воздействием человек терял способность писать или всякий раз писал по-разному, то идентификация была бы невозможна. Динамическая устойчивость почерка появляется с формированием письменно-двигательного ФДК. В начале обучения изображения букв в рукописи в целом неустойчивы, они постоянно корректируются и совершенствуются. Постепенно период их относительной стабильности возрастает. Обычно почерк человека, сформировавшийся к 25 годам, в дальнейшем не подвергается существенным изменениям до наступления пожилого (60 лет) и старческого (74 года) возраста, когда в силу старения организма человека возникают явления деградации ФДК. Динамически устойчивый характер почерка проявляется и в том, что его существенные свойства сохраняются при влиянии на процесс письма сбивающих факторов. Функциональная система в случаях возмущающих воздействий стремится возвратить рабочий орган на запрограммированную траекторию, причем для этого могут быть мобилизованы различные компоненты двигательного состава. Двигательный аппарат человека располагает большими компенсаторными возможностями, поэтому пороги сбиваемости сформировавшегося почерка высоки, и он оказывается довольно стабильным относительно различного рода внешних и внутренних воздействий. Устойчивость почерка динамична, что исключает абсолютную стереотипность его свойств. Формами проявления динамического характера устойчивости почерка являются вариационность и разброс в пределах вариантов. Под вариационностью почерка понимают устойчивое видоизменение почерка одного и того же лица, отображенное в его рукописях, являющееся средством приспособления к различным условиям их выполнения, под вариационностью признака – наличие в рукописях (почерковых реализациях) одного и того же лица разных проявлений признака, отражающего одну и ту же характеристику почерка, как основание систематизации признаков. В судебном почерковедении выделяют два вида вариационности: программную и коррекционную. В процессе формирования навыка письма пишущий приобретает способность таким образом корректировать свои движения, что, несмотря на обилие влияющих на процесс письма факторов, обеспечивается примерно одинаковый результат. Это достигается за счет незначительных перестроек механизма письма. Однако влияние этих факторов может оказаться настолько значительным, что небольшие перестройки не достигают цели. В этом случае осуществление движений идет по новому пути, более соответствующему изменившимся условиям. Так возникает программная вариационность. Ее происхождение носит сознательный характер и связано с установкой пишущего. Программная вариационность может затрагивать как общие характеристики почерка, так и локальные. Например, у пишущего вырабатываются такие варианты строения почерка: простой и упрощенный, усложненный и простой (либо упрощенный). В итоге выработки варианта почерка его реализация становится автоматизированной, хотя выбор остается всегда сознательным. Появление программной вариационности почерка в целом бывает тесно связано с профессиональными особенностями пишущего, с частой потребностью писать в различном темпе. Коррекционная вариационность присуща любому выработанному почерку. Толчком к появлению коррекционной вариационности в процессе формирования письменно-двигательного ФДК является быстрое и связное письмо, сопровождающееся автоматизацией движений пишущего. Однако коррекционная вариационность отличается от программной тем, что она обусловливает видоизменения движений в пределах определенных программных схем буквенных и иных изображений. В зависимости от того, где находится выполняемая буква, в какой части строки или слова и в каком контексте, пишущий при сохранении ее общей схемы изыскивает наиболее подходящие к данному случаю направление, ориентацию, форму, протяженность движения. Вариационность – свойство почерка, существенное с точки зрения проявления его индивидуальности, устойчивости и потому имеет большое значение в плане решения идентификационных задач. Вместе с тем вариационность и разброс очень важны для разработки научных основ и методов решения диагностических задач. В этом случае вариационность и разброс сочетаются со следующим существенным свойством почерка – его избирательной изменчивостью. 10. Вариационность и разброс почерка
11. Типологическое своеобразие, избирательная и временная изменчивость почерка. Перестройка письменно-двигательного ФДК под влиянием сбивающих факторов осуществляется в пределах вариативных изменений и разброса, если влияние необычных условий не столь значительно. В случае сильного их воздействия наступает нарушение нормальной деятельности функциональной системы, что получает свое отображение в почерке. Очень сильное или комплексное воздействие различных сбивающих факторов может привести к разрушению ФДК и полной неспособности писать (как, например, это имеет место при тяжелой степени алкогольного опьянения и ряде заболеваний). В иных случаях в почерке наблюдаются частичные изменения, объем и характер которых Так, например, специфичны наступающие изменения признаков, проявляющиеся при письме непривычной левой рукой, информативен комплекс признаков, проявляющийся в рукописях, выполненных с намеренным изменением почерка, характерны изменения в почерке, наступающие при письме в затемненном помещении, и т.п.
12. Понятие и система признаков письменной речи. Письмо – одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи. Письмо – средство общения, в котором посредством графических знаков и правил их сочетания запечатлены мысли человека. В письме выделяются две стороны: смысловая (содержание, стиль, манера изложения, лексика и т. д.) и графическая (подчерк). В формирования письма лежит обучение и практическая деятельность человека. В общественной, научной и другой деятельности письменная речь располагает различной информацией. Посредством нее фиксируются и передаются сообщения о фактах, явлениях, идеях и т. д. В задачу криминалистического исследования письменной речи входит определение особенностей письменно-речевых навыков. Письменная речь – это содержание документа(понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается. Выделяют следующие признаки письменной речи: 1) лексические, характеризующие общий словарный запас и особенности его лексики. К особенностям лексики относятся: а) неологизмы – новые, не вошедшие в словарный фонд слова; б) вульгаризмы – грубые, нелитературные выражения и слова; в) архаизмы – старые, вышедшие из употребления выражения; г) диалектизмы – слова из местного наречия; д) профессиональныетермины и выражения; е) жаргонные слова; 2) грамматические, в которых отражается владение исполнителем грамматическими правилами письма. Наличие повторяющихся орфографических, синтаксических, морфологических ошибок являются идентификационным признаком. В зависимости от частоты и характера встречающихся ошибок уровень грамотности подразделяется на: а) низкий; б средний; в)высокий; 3) стилистические, характеризующие манеру изложения мыслей, способность автора пользоваться многообразием средств письменной речи (официально-деловой, производственно-технический, разговорно-бытовой), а также композиционное построение рукописи. В текстах, встречающихся в следственной практике, о стиле изложения удается судить по составу слов и построению предложений; 4) топографические: а) особенности размещения текста на бумаге; б) конфигурация строк; положение линии письма относительно линии бумаги; направление строк; в) способ переноса слов, расположение знаков переноса относительно линии строки; г) особенности размещения подписи и даты; д) особенности размещения текста адреса на конверте; е) способ подчеркивания некоторых частей втексте; ж) способ написания даты; з) особенности внесения исправлений и дописки букв, слов, предложений в строку. Привычки письма так же, как и мелкие признаки почерка, постоянны. На указанных признаках письменной речи основана автороведческая экспертиза, предметом которой являются фактические данные о самом авторе и условиях составления этого документа. Иногда автор и исполнитель являются одним лицом, тогда здесь можно решить задачи диагностического и идентификационного характера. На автороведческую экспертизу отправляют: 1 документы; 2 научные разработки; 3 статьи; 4 методические пособия; 5) рукописные и машинописные, полиграфические тексты. 13. Общие признаки письменной речи. Свои письменно-двигательные навыки человека формирует в течение длительного промежутка времени, как и умение грамматически правильно, логически и содержательно излагать свои мысли. Общие признаки характеризуют письменную речь в целом и позволяют дифференцировать авторов рукописей по степени владения ею. Авторство по общим признакам можно установить только в предположительной форме. · Уровень владения письменной речью · Степень развития грамматических навыков в письменной речи · Степень развития лексических навыков в письменной речи · Степень развития стилистических навыков в письменной речи 14. Уровень владения письменной речью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|