Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
О.Д.Картавцева МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Учебно-методический комплект Ростов-на-Дону ББК 85.103(2) К 27
К 27 Картавцева О.Д. Методика преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе: Учебно-методический комплект. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005. – 28 с.
Данный учебно-методический комплект предназначен для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (специальность 030800 - «Изобразительное искусство» по дисциплине Ф 04 «Теория и методика обучения изобразительному искусству»). В учебно-методический комплект входят программа по методике преподавания изобразительного искусства (лекционные и семинарские занятия), темы курсовых работ, тест по данной дисциплине и список рекомендуемой литературы.
ББК 85.103(2)
Рецензент – Ушакова Л.Г., канд. пед. наук, доц. Научный редактор – Зинченко В.П., д-р пед. наук, проф.
ã Картавцева О.Д., 2005. Пояснительная записка * Курс «Методика преподавания изобразительного искусства» предусматривает подготовку студентов к профессиональной деятельности, направленной на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сферами деятельности учителя изобразительного искусства являются: преподавательская, научно-методическая, культурно-просветительская. Студенты получают подготовку в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, в художественных объединениях для взрослых.
Подготовка высококвалифицированного учителя изобразительного искусства основывается на знаниях, умениях и навыках специальной подготовки, приобретенных на занятиях рисунком, живописью, композицией, декоративным искусством, историей искусства в сочетании со знаниями, полученными при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла, прежде всего педагогики и психологии. ПРОГРАММА Лекции Лекционный курс начинается с определения целей и задач курса методики преподавания. Особый акцент в лекционном курсе должен быть сделан на научно-теоретических положениях методики преподавания. Необходимо полнее раскрывать содержание процесса обучения рисованию, объяснять, на основе каких принципов и с соблюдением каких условий и правил рациональнее строить обучение. Указывая на современные приемы, методы и организационные формы учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в школе, следует особое внимание уделять возрастным особенностям учащихся и специфике работы учителя в каждом классе. Особое место на лекциях и практических занятиях необходимо отводить методике преподавания в начальных классах, учитывая новейшие исследования, посвященные изобразительной деятельности младших школьников. При изложении содержания занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе следует полнее раскрывать принципы реалистического искусства. Лектору необходимо обратить внимание на обучающие моменты каждого вида учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству. При разборе такого вида учебных занятий, как рисование с натуры, следует подчеркнуть на лекциях значение натурных постановок. Будущий учитель должен умело выбрать объекты изображения, располагать их таким образом, чтобы они помогали учащимся видеть и понимать закономерности строения формы и усваивать основные правила построения изображения на плоскости. Учебно-образовательный аспект имеет огромное значение в развитии у детей художественного вкуса. Для этого учителю необходимо шире привлекать лучшие образцы изобразительного искусства, знакомить с основными принципами художественной эстетики.
Раскрывая учебно-воспитательные задачи тематического рисования, лектору необходимо обратить внимание на единство содержания и формы композиции, идейный замысел, воспитание у детей патриотизма. В методике проведения бесед об изобразительном искусстве большое значение имеет анализ произведений. Учитель должен научить детей понимать идейное содержание, художественные достоинства инациональные особенности шедевров мирового искусства. В процессе чтения лекционного курса необходимо шире использовать наглядность: видеофильмы, компьютерные технологии и др. Необходимо сообщить краткую характеристику проводимых экспериментов по определению содержания и методов преподавания ИЗО в школе. Серьезное внимание должно быть уделено системе дополнительного образования. Этот вид внеклассных занятий по художественно-графическим дисциплинам должен занять свое место как в школе, так и во внешкольных учреждениях. Лекционный курс и практические занятия предусматривают изучение закономерностей изобразительной деятельности детей, а также основ научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей. Вопросы, связанные с методикой преподавания изобразительного искусства в школе, следует излагать на примерах опыта передовых учителей, используя статьи, брошюры и пособия. При изложении частных и методических вопросов преподавания изобразительного искусства в школе лектору следует самому продемонстрировать ход, принципы ведения уроков или их отдельные фрагменты.
Практические занятия Практические занятия по методике преподавания изобразительного искусства направлены на выработку у студентов педагогических качеств и навыков. Особое внимание уделяется основным принципам построения реалистического изображения объектов. Студенты должны приобрести достаточный опыт в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Необходимо уделить серьезное внимание работе студентов на белой доске графическими материалами (углем, соусом), на белой бумаге гуашью, чтобы выработать навыки работы на вертикальной плоскости над изображениями больших размеров (педагогическое рисование), а также выполнению стилизованных рисунков и методической последовательности изображения различных предметов.
На практических занятиях необходимо научить студентов самостоятельному изготовлению наглядных пособий: плакатов, таблиц и т.д. Следует обратить особое внимание студентов на составление календарно-иллюстрированных планов уроков и конспектов к урокам изобразительного искусства. Следует также научить студентов проводить анализ детских рисунков с использованием критериев оценки работ учеников в соответствии с их психолого-возрастными возможностями. Необходимо также научить студентов методическому оснащению и оформлению кабинета изобразительного искусства. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
Курс 1. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства Общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи изобразительного искусства, как учебного предмета. Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами и развитие творческих способностей у учащихся. 2. Содержание занятий по изобразительному искусству Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, утвержденные и рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации («Изобразительное искусство 1-9 кл.» под рук. В.С. Кузина, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству. Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства). Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей). Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|