Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе




РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

О.Д.Картавцева

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учебно-методический комплект

Ростов-на-Дону

ББК 85.103(2)

К 27

 

К 27 Картавцева О.Д. Методика преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе: Учебно-мето­ди­ческий комплект. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005. – 28 с.

 

Данный учебно-методический комплект предназначен для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (специальность 030800 - «Изобразительное искусство» по дисциплине Ф 04 «Теория и методика обучения изобразительному искусству»).

В учебно-методический комплект входят программа по методике преподавания изобразительного искусства (лекцион­ные и семинарские занятия), темы курсовых работ, тест по данной дисциплине и список рекомендуемой литературы.

 

ББК 85.103(2)

 

Рецензент – Ушакова Л.Г., канд. пед. наук, доц.

Научный редактор – Зинченко В.П., д-р пед. наук, проф.

 

ã Картавцева О.Д., 2005.

Пояснительная записка *

Курс «Методика преподавания изобразительного искусства» предусматривает подготовку студентов к профессиональной деятельности, направленной на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами изобразительного и декоративно-приклад­ного искусства. Сферами деятельности учителя изобразительного искусства являются: преподавательская, научно-методичес­кая, куль­турно-просветительская.

Студенты получают подготовку в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, в художественных объединениях для взрослых.

Подготовка высококвалифицированного учителя изобразительного искусства основывается на знаниях, умениях и навыках специальной подготовки, приобретенных на занятиях рисунком, живописью, композицией, декоративным искусством, историей искусства в сочетании со знаниями, полученными при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла, прежде всего педагогики и психологии.

ПРОГРАММА

Лекции

Лекционный курс начинается с определения целей и задач курса методики преподавания. Особый акцент в лекционном курсе должен быть сделан на научно-теоретических положениях методики преподавания. Необходимо полнее раскрывать содержание процесса обучения рисованию, объяснять, на основе каких принципов и с соблюдением каких условий и правил рациональнее строить обучение.

Указывая на современные приемы, методы и организационные формы учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в школе, следует особое внимание уделять возрастным особенностям учащихся и специфике работы учителя в каждом классе.

Особое место на лекциях и практических занятиях необходимо отводить методике преподавания в начальных классах, учитывая новейшие исследования, посвященные изобразительной деятельности младших школьников. При изложении содержания занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе следует полнее раскрывать принципы реалистического искусства. Лектору необходимо обратить внимание на обучающие моменты каждого вида учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству. При разборе такого вида учебных занятий, как рисование с натуры, следует подчеркнуть на лекциях значение натурных постановок. Будущий учитель должен умело выбрать объекты изображения, располагать их таким образом, чтобы они помогали учащимся видеть и понимать закономерности строения формы и усваивать основные правила построения изображения на плоскости. Учебно-образо­вательный аспект имеет огромное значение в развитии у детей художественного вкуса. Для этого учителю необходимо шире привлекать лучшие образцы изобразительного искусства, знакомить с основными принципами художественной эстетики.

Раскрывая учебно-воспитательные задачи тематического рисования, лектору необходимо обратить внимание на единство содержания и формы композиции, идейный замысел, воспитание у детей патриотизма. В методике проведения бесед об изобразительном искусстве большое значение имеет анализ произведений. Учитель должен научить детей понимать идейное содержание, художественные достоинства инациональные особенности шедевров мирового искусства.

В процессе чтения лекционного курса необходимо шире использовать наглядность: видеофильмы, компьютерные технологии и др.

Необходимо сообщить краткую характеристику проводимых экспериментов по определению содержания и методов преподавания ИЗО в школе. Серьезное внимание должно быть уделено системе дополнительного образования. Этот вид внеклас­сных занятий по художественно-графическим дисциплинам должен занять свое место как в школе, так и во внешкольных учреждениях.

Лекционный курс и практические занятия предусматривают изучение закономерностей изобразительной деятельности детей, а также основ научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

Вопросы, связанные с методикой преподавания изобразительного искусства в школе, следует излагать на примерах опыта передовых учителей, используя статьи, брошюры и пособия. При изложении частных и методических вопросов преподавания изобразительного искусства в школе лектору следует самому продемонстрировать ход, принципы ведения уроков или их отдельные фрагменты.

 

Практические занятия

Практические занятия по методике преподавания изобразительного искусства направлены на выработку у студентов педагогических качеств и навыков. Особое внимание уделяется основным принципам построения реалистического изображения объектов. Студенты должны приобрести достаточный опыт в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Необходимо уделить серьезное внимание работе студентов на белой доске графическими материалами (углем, соусом), на белой бумаге гуашью, чтобы выработать навыки работы на вертикальной плоскости над изображениями больших размеров (педагогическое рисование), а также выполнению стилизованных рисунков и методической последовательности изображения различных предметов.

На практических занятиях необходимо научить студентов самостоятельному изготовлению наглядных пособий: плакатов, таблиц и т.д.

Следует обратить особое внимание студентов на составление календарно-иллюстрированных планов уроков и конспектов к урокам изобразительного искусства. Следует также научить студентов проводить анализ детских рисунков с использованием критериев оценки работ учеников в соответствии с их психолого-возраст­ными возможностями.

Необходимо также научить студентов методическому оснащению и оформлению кабинета изобразительного искусства.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

  Тема занятий Всего Лекции Семинар-ские (практи-ческие) Самостоя-тельная работа студентов
           
1. Цели и задачи преподавания изобразите­льного искусства в средней общеобразовательной школе        
2. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе        
3. Основные дидакти­ческие принципы методики обучения изобразительному искусству в школе        
4. Закономерности проявления творческих способностей школьников        
5. Методика проведения занятий по изобразительному искусству в школе        
6. Наглядность как средство активизации изобразитель­ной деятельности школьников        
           
7. Сравнительный анализ современных концепций ме­тодики преподавания изобразительного искусства        
8. Основы научно-ис­сле­довательской работы в области изобразительной деятельности детей        
9. Учебно-воспита­те­ль­­­ные и развиваю­щие задачи уро­ка        
10. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству        
11. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, обеспечение материально-учебной базы        
12. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством        
13. Педагогическое рисование как средство активизации учеб­но­го процесса по ИЗО        
           
14. Методика проведения занятий по изобразительному искусству в начальных классах          
15. Межпредметные связи на уроках изобразительного искусства        
16. Теоретические основы изобразите­льной грамоты на уроках изобразительного искусства в средней школе        
17. Структура способ­ностей к изобразительному ис­кусст­ву у учащихся        
18. Методическое оснащение урока изо­бразительного искусства        
19. Традиции русской художественно- педагогической школы в методике обучения изобразительному искусству        
           
20. Основные методические положения обучения школьников изобразительному искусству в работах Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, А.Н. Терентьева        
21. Технологии развития личности учащегося на занятиях изобразительным искусством        
22. Педагогические технологии в области изобразите­льного искусства        
23. Технологии развития творческой уст­ремленности уча­щихся на занятиях изобразительным искусством          
24. Духовное развитие личности средствами изобразительного искусства        
           
25. Обучение изобразительному искусству с позиции личностно-ориен­ти­рованного образования        
26. Система художественного образования на современном этапе        
  ИТОГО:        

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Курс

1. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства
в средней общеобразовательной школе

Общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи изобразительного искусства, как учебного предмета. Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами и развитие творческих способностей у учащихся.

2. Содержание занятий по изобразительному искусству
в школе

Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, утвержденные и рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации («Изобразительное искусство 1-9 кл.» под рук. В.С. Кузина, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-
9 кл.» под рук. Б.М. Неменского). Принципы построения программ, их отличительные стороны. Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность.

Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе

Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.

Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).

Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).

Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.

Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...