Экономическая сущность оборотных средств, их состав и структура.
Тема 3. Оборотные средства автомобильного транспорта.
Экономическая сущность оборотных средств, их состав и структура.
Наряду с основными фондами для работы предприятия имеет огромное значение наличие оптимального количества оборотных средств. Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств. Оборотные производственные фонды - это предметы труда (сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и др.); средства труда со сроком службы не более 1 года или стоимостью не более 50 – кратного установленного минимального размера оплаты труда в месяц (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструменты); незавершенное производство и расходы будущих периодов. Фонды обращения - это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но неоплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах. Оборотные средства обеспечивают непрерывность производства и реализации продукции предприятия. Оборотные производственные фонды вступают в производство в своей натуральной форме и в процессе изготовления продукции целиком потребляются. Они переносят свою стоимость на создаваемый продукт целиком. Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров (или услуг). Они не участвуют в образовании стоимости, а являются ее носителями. После окончания производственного цикла, изготовления готовой продукции и ее реализации стоимость оборотных средств возмещается в составе выручки от реализации продукции (услуг). Это создает возможность систематического возобновления процесса производства, который осуществляется путем непрерывного кругооборота средств предприятия.
В своем движении оборотные средства проходят последовательно 3 стадии: денежную, производительную и товарную. На предприятиях автомобильного транспорта производительная и товарная стадии совпадают, поскольку транспортный процесс является одновременно и процессом производства и процессом реализации транспортных услуг. Денежная стадия кругооборота средств является подготовительной. Она протекает в сфере обращения, где происходит превращение денежных средств в форму производственных запасов. Производительная стадия представляет собой непосредственный процесс производства. На этой стадии продолжает авансироваться стоимость создаваемой продукции, но не полностью, а в размере стоимости использованных производственных запасов, дополнительно авансируются расходы на заработную плату и связанные с ней расходы, а также перенесенная стоимость производственных основных фондов. Производительная стадия кругооборота заканчивается выпуском готовой продукции, после чего наступает стадия ее реализации. На товарной стадии кругооборота продолжает авансироваться продукт труда (готовая продукция) в том же размере, что и на производительной стадии. Лишь после превращения товарной формы стоимости произведенной продукции в денежную, авансированные средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции. Остальная ее сумма составляет денежные накопления, которые используются в соответствии с планом их распределения. Часть накоплений (прибыли), предназначенная на расширение оборотных средств, присоединяется к ним и совершает вместе с ними последующие циклы оборота.
Денежная форма, которою принимают оборотные средства на третьей стадии их кругооборота, одновременно является и начальной стадией оборота средств. Кругооборот денежных средств происходит по схеме: , где Д – денежные средства, авансируемые хозяйствующим субъектом; Т – средства производства; П – производство; Т1 – готовая продукция; Д1 – денежные средства, полученные от продажи продукции и включающие в себя реализованную прибыль. Точки (…) означают, что обращение средств прервано, но процесс их кругооборота продолжается в сфере производства. Применительно к автотранспортной отрасли, как уже указывалось выше, данный процесс кругооборота денежных средств имеет более упрощенный вид, вызванный особенностью транспортной продукции. Иными словами, кругооборот денежных средств на транспорте происходит по следующей схеме: . Здесь отсутствует Т1 постольку поскольку процесс производства транспортной продукции совпадает с процессом ее реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|