Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к изучению типов психологических защит в психологии




Особенности психологических защит у лиц мужского пола, осужденных за насильственные преступления (на примере колонии строгого режима)

 


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы

1.1 Основные подходы к изучению типов психологических защит в психологии

Социально-психологическая характеристика лиц мужского пола, осужденных за насильственные преступления

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психологических защит у осужденных мужского пола

Организация и методы исследования

Результаты исследования и их интерпретация

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Поведение человека в повседневной жизни регулируется с помощью механизмов психологических защит, особенно ярко это проявляется в местах лишения свободы. Это связано с тем, что, совершив преступление и находясь в условиях изоляции от общества, у человека могут проявиться психические травмы, стресс, агрессивность. В этом случае, психологические защиты направлены на сохранение стабильности самооценки осужденных, его образа «Я», на «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний, и в целом картины мира.

Изучению психологических защит посвящен ряд исследований как зарубежных, так и отечественных психологов. В рамках психоанализа психологические защиты были исследованы З. Фрейдом, А Фрейд. В отечественной психологии проблемами изучения психологических защит занимаются Ф. В. Бассин, Б. Д. Карвасарский, Р. М. Грановская и другие.

Большинство работ посвящено также изучению индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей лиц мужского пола, осужденных за насильственные преступления. Данная проблема нашла отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых: С. В. Познышева, Ю. М. Антоняна, В. Ф. Пирожкова, А. И. Ушатикова, В. Г. Деева, В. М. Позднякова и других авторов.

Комплексных же исследований, посвященных изучению психологических защит у лиц мужского пола, осужденных за насильственные преступления, не проводилось. В связи с этим, данная тема является актуальной, так как можно проследить динамику типов эго - защит у лиц мужского пола, осужденных за насильственные преступления, а так же выявить доминирующие типы эго - защит.

Все вышеизложенное обусловило выбор цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования.

Целью данного исследования является изучение механизмов психологической защиты у лиц мужского пола, осужденных за насильственные преступления.

Объектом исследования являются лица мужского пола, осужденные за насильственные преступления.

Предмет исследования: механизмы психологической защиты лиц мужского пола, осужденных за насильственные преступления.

Гипотеза исследования: можно предположить, что у лиц мужского пола, осужденных за насильственные преступления, доминирующими будут следующие психологические защиты: «отрицание» и «компенсация».

Для реализации цели исследования необходимо решение ряда задач:

.   проанализировать литературу по проблеме исследования;

.   провести процедуру отбора испытуемых в экспериментальную и контрольную группы;

.   определить доминирующие типы психологической защиты у лиц мужского пола, осужденных за насильственные преступления;

.   сравнить доминирующие типы психологических защит у лиц мужского пола, осужденных за насильственные преступления, и у лиц мужского пола, осужденных за корыстные преступления.

В нашей работе мы использовали следующие методы: анализ научной литературы, метод стандартизированного самоотчета (методика типологий психологической защиты Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой) и методы математической обработки (угловое преобразование Фишера).

 


Глава 1. Теоретический анализ проблемы

Основные подходы к изучению типов психологических защит в психологии

Термин «психологическая защита», «защитные механизмы» были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом в 1894 году, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизованы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений экзистенциальной психологии, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других.

Возникновение Фрейдовской концепции психики, в отличие от взглядов его современников, было обусловлено выходом на понятия защиты на первый план в истории, а затем и в других видах психоневроза. Всю сложность отношений между защитой и осуществляющим ее «Я», Фрейд рассматривал следующим образом: во - первых, «Я» - это личное «пространство», которое должно быть защищено от любого вторжения, например от конфликтов между противонаправленными желаниями, во - вторых, это «группа представлений», противоречащих какому - то «несовместимому с ними представлению», о чем свидетельствует чувство неудовольствия, и в третьих, «Я» - это инстанция защиты [10].

Согласно представлениям психоаналитической школы, «психологическую защиту» составляет ряд специфических приемов переработки представлений, нейтрализующих патогенное воздействие, которое эти представления могут оказать на сознание [10]. Это прежде всего феномен «вытеснения», «замещения», «проекции», «рационализации», «сублимации» и некоторых других.

Большое внимание проблеме изучения психологических защит также уделяла А. Фрейд. По ее мнению, психологическую защиту надо рассматривать как механизм, используемый только в эксквизитивных случаях, - как единственное отстающее средство предотвращения клинических последствий конфликта «Я» с противостоящим ему - «бессознательным» [25]. Человек использует защитные механизмы в тех случаях, когда у него возникают инстинктивные влечения, выражение которых находится под социальным запретом. Перенесенные внутрь человека запреты, существующие в культуре, обычно относятся к тому, что называется «суперэго». Сильное «суперэго» может наполнить человека чувством тревоги и страха, когда он начинает думать о запрещенных действиях и пытается их совершить. Защитные механизмы, из-за которых человек не осознает запрещенные влечения, предотвращают атаку со стороны «суперэго». Также «защита» может направляться не только против влечения, но и против всего того, что вызывает тревогу. Первоначально психоаналитики выделяли следующие защитные механизмы: вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена некогда бывшего, проекция, интроекция, обращение на себя, обращение в свою противоположность. [4]. Существуют и другие приемы защиты. В этой связи А. Фрейд называла также отрицание посредством фантазирования, идеализацию, идентификацию с агрессором. М. Кляйн описывала в качестве простейших видов защиты расщепление объекта, проективное самоотождествление, отказ от психической реальности, претензию на всевластие над объектами и другие.

В отечественной психологической концепции защитные механизмы также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам представлен Ф. В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму.

Другой подход содержится в работах Б. Д. Карвасарского - система адаптивных реакций личности, направленных на защитное изменение значимости дезадаптивных отношений, с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я - концепцию.

Р. М. Грановская рассматривала механизмы защиты с точки зрения системы стабилизации личности, которая проявляется в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги, возникших при критическом рассогласовании картины мира с новой информацией.

Таким образом «психологическая защита» - психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся «Я - образ».

В настоящее время нет общепринятой классификации психологических защит. Но к наиболее изученным формам психологических защит, мы можем отнести отрицание, вытеснение, регрессию, компенсацию, проекцию, замещение, интеллектуализацию и реактивное образование.

С точки зрения З. Фрейда, вытеснение - это механизм защиты посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными [19]. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов. Вытесненные импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Например, типичная ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого - либо неблаговидного поступка, но интропсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне не мотивированная тревога. Поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах.

Следующим механизмом психологической защиты является отрицание, - по средствам которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-нибудь внутренний импульс или сторона отрицает самого себя. Действия этого механизма проявляются в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые для окружающих не принимаются, не признаются самой личностью. Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Отрицание как механизм психологической защиты, в основном реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

В классических представлениях психоаналитической теории, регрессия рассматривается как механизм, с помощью которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. [3]. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на более простые и доступные в сложившихся ситуациях.

В психоанализе выделяется еще один механизм - компенсация. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качествам, например, с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. Также компенсацию можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности.

В основе проекции же лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам, приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить.

Распространенной формой психологической защиты, является замещение. Действие этого механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций, которая направляются на объекты, представляющие меньшую опасность. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели.

Интеллектуализация является также одним из видов психологической защиты, часто этот механизм обозначают понятием «рационализация». Авторы методики «диагностика типологий психологической защиты» Р. Плутчик, А. Вассерман, О. Ерышева и другие, объединяли эти два понятия. По их мнению, действие интеллектуализации проявляется в основном на фактах примерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний [18]. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению В.Е. Василюка, состоит в том, что она представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций» [10].

В психоанализе выделяют еще один вид психологической защиты - реактивные образования. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.

Таким образом, психологическая защита - психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся «Я - образ». В настоящее время нет общепринятой классификации психологических защит, отсутствует единая оценка их позитивного, практического применения. Но к наиболее изученным формам психологических защит, мы можем отнести: отрицание, вытеснение, регрессию, компенсацию, проекцию, замещение, интеллектуализацию и реактивные образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...