Развитие методологии стратегического менеджмента
ТЕМА 1.Общая концепция стратегического управления СМ. лекцию 1 по курсу «Стратегический менеджмент». Предпосылки к развитию принципов стратегического менеджмента 1. Ускорение темпов изменений Ускорение изменения радикально меняет равновесие между новыми и знакомыми ситуациями. Возрастающие темпы перемен вынуждают не просто справляться с более быстрым потоком, но со все большим числом ситуаций, к которым предыдущий личный опыт не подходит. 2. Глобализация 2.1. Маленькая причина может привести к огромным последствиям. 2.2.Событие, затронувшее лишь горстку людей во время своего свершения в прошлом, может иметь широкомасштабные последствия сегодня. 3. Ситуационный подход Ускорение перемен - это также и психологический фактор. Внешнее ускорение превращается в ускорение внутреннее. Особенности ситуаций: 1 - границы между ситуациями бывают нечеткими, но каждая ситуация имеет определенную "целостность". 2 - ситуация имеет идентификационные компоненты: -"вещи" - физическое окружение естественных или созданных человеком предметов. -"место" - действие происходит на определенном месте или арене. (Не случайно латинский корень "situ" означает место.) - набор персонажей - людей. Ситуации также включают расположение в организационной сети общества и контекст идей или информации. Кроме того, ситуация характеризуется длительностью. 4. Инновации и их внедрение 4.1.Недолговечность и одноразовость Экономика постоянства неизбежно уступает место экономике недолговечности. 1 - развивающаяся технология скорее движется в направлении снижения издержек производства, чем стоимости ремонтных работ.
2 - развивающаяся технология с течением времени делает возможным усовершенствовать изделие. 3- в то время как темп перемен ускоряется и они доходят до самых отдаленных уголков общества, возрастает неуверенность в будущих потребностях. Увеличивается потребление товаров одноразового использования 4.2.Функциональность Помимо одноразового использования, существуют и другие явления, оказывающие тот же психологический эффект. Например, в настоящее время мы наблюдаем массовое производство предметов, призванных служить нескольким краткосрочным целям вместо одной-единственной. Они уж никак не одноразовые. Обычно они слишком крупные и дорогостоящие, чтобы просто выбросить. Но они сконструированы таким образом, что при необходимости могут быть демонтированы, а для очередного использования собраны вновь. 4.3.Смена товаров . Боязнь того, что их продукция устареет, вынуждает бизнесменов внедрять новшества, а наряду с тем предоставлять потребителю возможность брать вещь напрокат, приобретать одноразовые изделия или изделия, рассчитанные на короткий срок пользования. Нет сомнений, что некоторые производители сговариваются укорачивать полезную жизнь своих изделий, чтобы поддерживать сбыт. Несомненен и тот факт, что многие из ежегодно меняющихся моделей, предлагаемых потребителям, не содержат явных технических новшеств. Устаревание происходит при трех условиях. -когда изделие портится до того состояния, когда уже не может далее выполнять свои функции. Это есть устаревание, вызванное невозможностью функционировать дальше. -когда на рынке появляется новое изделие, выполняющее те же функции более эффективно, чем прежняя вещь. -когда меняются потребности потребителя, меняются сами функции, отводимые изделию. Эти потребности не так просто описать.
Традиционное представление, что предмет может иметь только одно легко поддающееся определению назначение, сталкивается с тем, что мы теперь знаем о психологии человека, о роли ценностных критериев в принятии решений и просто о здравом смысле. Все изделия многофункциональны. Когда в обществе дефицит, потребности соответственно универсальны и неизменны, поскольку они полностью соотносятся с "пищеварительными" функциями. С появлением изобилия человеческие потребности перестают быть непосредственно связанными с биологическим выживанием и все более индивидуализируются. Кроме того, в обществе, переживающем сложные, быстрые перемены, потребности человека, возникающие от его взаимодействия с окружающей средой, также преобразуются относительно быстро. Чем скорее в обществе осуществляются перемены, тем более временными становятся потребности. 4.4. Производство модных продуктов "Товары, которые выпускались для продажи на двадцатипятилетний срок, - пишет экономист Роберт Теобальд, - теперь часто рассчитаны не более чем на пять лет. В изменчивой фармацевтической и электронной областях этот период еще короче - шесть месяцев". Поскольку темпы перемен все ускоряются, производители могут создавать новые изделия, отлично зная, что они продержатся на рынке всего лишь несколько недель. Тот факт, что модные причуды внедряются на рынок искусственно и повсеместно, лишь подчеркивает их значение. Граница между "модной причудой" и обычным изделием постепенно стирается. Мы быстро вступаем в эру временной продукции, изготовляемой временными методами и призванной удовлетворять временные потребности.
Развитие методологии стратегического менеджмента
Первые наработки и постановка вопросов стратегического управления были посвящены деловой политике и общему управлению. Уже в начале 20 века руководители компаний-лидеров проявлял интерес к проблематике стратегий, а в ведущих школах бизнеса уже с 1910 г. появился соответствующий учебный курс «Политика бизнеса». Основной акцент делался на изучение единичных примеров (фирма и отрасль). Как правило, круг экспертов работающих с данной тематикой, формировали специалисты, ранее занимавшиеся другими дисциплинами в сфере экономики и бизнеса, а также бывшие руководители компаний государственного и частного секторов экономики.
Знаменательной вехой в эволюции исследований данной области стал выход в свет серии диссертаций Гарвардской Школы Экономики, сосредоточивших свое внимание на корпоративной стратегии и устойчивой, успешной работе компаний. Общепринято датировать начало научных исследований стратегий фирм 1960 гг., когда увидели свет три книги основоположников этого раздела теории менеджмента: трактат А.Чандлера «Стратегия и структура» (1962 г.), коллективный учебник Гарвардской школы бизнеса «Политика бизнеса» (1965 г.) и фундаментальный труд И.Ансоффа «Корпоративная стратегия» (1965 г.). В них был предложен ряд ставших классическими определений и концепций. Первоначальный этап становления Стратегического менеджмента обладал следующей особенностью: концептуальная неоднородность. В первую очередь играло роль происхождение авторов. Например, Чандлер и Эндрюс были ведущими профессорами Гарвардской Школы Бизнеса с ее традицией концептуальных обобщений. Ансофф имел опыт работы на посту вице-прездента корпорации Lockheed и исповедовал более рационалистическое видение проблем. Очередной этап становления стратегического менеджмента приходится на выход в свет в 1979 году культовой книги Дэна Шендэля и Чака Хофера, после которой произошла окончательная смена термина «деловая политика» на «стратегическое управление». И наконец, в 1980 году, теперь уже ставшая классической книга Майкла Портера «Competitive Strategy», завершила начальные преобразования в области стратегического менеджмента. Основополагающие стратегии, изложенные в данной работе, сохранили свою актуальность по сей день.
Прочие работы, занимавшие промежуточные ниши исследований в области стратегического менеджмента, в основном касались трех тем:
(1) влияние внешней среды на стратегию компании, (2) важность соответствия между стратегией компании и внешней средой (3) влияние стратегии компании на эффективность, результаты ее работы. По мере накопления теоретических и практических наработок, исследования в области стратегического менеджмента начали приобретать ярко выраженную специализацию, концентрируясь среди прочих на таких темах, как стратегическое лидерство, динамика конкуренции, и реструктуризация. Однако, наиболее перспективным направлением стал ресурсно- ориентированный подход, базирующийся на том, что с точки зрения ресурсов компания может достичь конкурентного преимущества посредствам роста, расширения, развития и использования отличительных (присущих только ей) ресурсов, которые обладают высокой ценностью, малораспространены, дорогостоящи с точки зрения имитации (подделки или копирования) и не замещаемы (Barney, 1991). В качестве нематериальных ресурсов выступали такие показатели, как интенсивность научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, рекламная активность, человеческий капитал, и инвестиционная деятельность. В то же время, проверка данной теории на практике выявляет дополнительные сложности, связанные с измерением потенциальных возможностей уникальных ресурсов компании. Все чаще в исследовании стратегического менеджмента используются такие аналитические инструменты как событийный анализ, историческое моделирование, логистическая регрессия, анализ систем уравнений и многомерное шкалирование, а также такие численные подходы как репертуарные решетки, когнитивные карты. Исследования в области стратегического менеджмента совершенствуются, как в теоретическом, так и в практическом планах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|