Вопрос 17. Борьба за землю в к. II-I вв. до н.э. Линии борьбы.
Нобили сосредотачивали в своих руках огромное количество земель: так как классическое рабство становится неотъемлемой частью римской экономики, земли скупались ими для развития производства. В это время мелкие землевладельцы, в виду участившихся войн и усложнившейся экономической обстановки, теряли свои участки и разорялись. Поскольку армия имела имущественный ценз, то разорившиеся римские граждане не могли служить -> ослабление могущества Рима. Необходима была земельная реформа. Против реформы: Крупные (иногда средние) рабо- и землевладельцы, сосредотачивавшие в своих руках большую часть земель. Они наследственно арендовали большие участки общественных земель и боялись потерять их при проведении реформы. Всадники (торгово-ростовщическая знать). По предложенному проекту реформы, участок закреплялся за владельцем навечно. Это бы затруднило все экономические действия, касающиеся земли. За реформу: Мелкие землевладельцы и обедневшие крестьяне. Проект реформы был предложен Тиберием Гракхом (принадлежал знатному нобелевскому роду, заботился о благе Рима, видел главную проблему ослабления Рима в невозможности бедных крестьян служить в армии). Проект реформ Тиберия Гракха: · Один гражданин имел право на аренду только 500 югеров земли (1 юг = 0.3 Га), если у землевладельца было два взрослых сына, то каждый из них имел право получить по 250 югеров каждый. · Ни одна семья не имела права владеть площадью выше 1000 югеров (если были излишки, то их забирало государство). · Земельные излишки государство делило на участки по 30 югеров и раздавало безземельным и малоземельным крестьянам. · За полученные земельные участки бедные крестьяне платили небольшой налог.
· Эти земельные участки запрещалось дарить или продавать. Крестьяне становились наследственными владельцами, но не полными собственниками (это было направленно на то, чтобы избежать повторного разорения крестьян). · Для проведения реформы создавался особая комиссия. Проект вызвал ожесточенные споры. В Рим нахлынули крестьяне со всей Италии, чтобы поддержать проект Гракха. Октавий (народный трибун, крупный землевладелец, друг Тиберия) наложил свое вето на реформу. Тогда Гракх поставил перед народным собранием вопрос: может ли быть трибуном человек, выступающий против народа? Октавия отстранили от должности, что было нарушением закона о неприкосновенности народного трибуна. После провели голосование и утвердили проект. Руководителями комиссии стали Тиберий Гракх, его брат Гай Гракх и тесть Тиберия. После смерти пергамского царя Аталла III, Тиберий предложил всю его завещанную казну передать аграрной комиссии, которая перераспределила бы деньги между нуждавшимися крестьянами. Из-за этого противники Гракха пустили слух, что он стремится к царской власти. Ближе к лету, когда крестьяне выехали из Рима, а крупные землевладельцы озлобились из-за судов аграрной комиссии относительно излишков, обстановка в народном собрании изменилась не в пользу Тиберия. Чтобы продолжать свою реформу, Гракху нужно было избираться повторно на пост народного трибуна, что было незаконно. Сторонники Тиберия решили оказать давление на ход голосования, но конфликт перерос в резню, в которой Тиберий погиб (133 до н.э.). Не смотря на смерть Тиберия, закон о реформе не отменили, более того, даже некоторые противники земельного передела постепенно приводили идеи Гракха в жизнь. Для того, чтобы замедлить деятельность аграрной комиссии, крупные землевладельцы смогли лишить комиссию судебных функций.
Результат работы аграрной комиссии к 125 году до н.э.: прирост цензовых граждан, способных носить оружие (служить в армии), на несколько десятков тысяч. Но поскольку фонды общественных италийских полей постепенно сокращались, необходимы были новые реформы, для обеспечения стабильности и укрепления римского общества и государства. Дальнейшее развитие реформам дал Гай Кракх (брат Тиберия). Когда он пришел к власти, опираясь на городское население, сельское население и всадничество, он восстановил судебные права комиссии, стал инициатором основания нескольких новых колоний (колонии - новые поселения, где бедные крестьяне могли себя реализовать и получить землю) и продолжил наделение землей крестьян. Помимо аграрной реформы, Гай проводил военную и судебную реформы. Он ограничил сроки службы солдат и ввел возрастной ценз, что было очень важно для крестьян, также он активно защищал интересы крестьян в судах и вновь утвердил права римского гражданина (раньше часто нарушались). У Гая был проект о наделении италийских союзников правами римского гражданина, чтобы укрепить единство Рима и всей Италии, но он до последнего его откладывал, понимая, что это вызовет протест у римских граждан. Когда проект был предложен, популярность Гая резко упала, и во время его отлучки сенаторы-консерваторы выдвигают своего ставленника Ливия Друза, который предлагает новый проект реформ. Р еформы Ливия Друза: 1. Основывается 12 колоний, вместо предложенных Гаем двух. 2. Предлагается упразднить аграрную комиссию, чтобы "ускорить" процесс наделения крестьян землей (тогда передача земель стала бы практически неосуществимой). 3. Земельные участки переходят в полную собственность крестьян (налоги за них платить не надо, можно было продавать и дарить -> условия существования экономических сделок с землей). В будущее никто не смотрел, и крестьянам данный проект показался лучше. Они перестали поддерживать Гракха. После того, как Гай снял с себя полномочия народного трибуна, он больше не переизбирался на этот пост. Тут же последовали нападки на законы Гая, некоторые из них консерваторы смогли отменить. При попытке отстоять существующие законы, Гай Гракх был убит во время вооруженных столкновений.
Итоги деятельности: · На протяжении своей деятельности Гракхи создали тысячи хозяйств по 30 югеров, которые помогали крестьянам восстановить свое экономическое положение. · Столбики и межевые линии, сохранившиеся еще на 200 лет после начала реформ говорят об устойчивости хозяйств. · Создание колоний за пределами Италии дало толчок к развитию экономики, социально и культурной составляющей Римского государства. · Из-за того, что реформа не была доведена до конца, участились рабские восстания, появилась угроза гражданской войны. После Гракхов началась борьба за осуществление программ между популярами (реформаторами) и оптиматами (консерваторами), которая во многом определило историю Рима вплоть до падения республики.
ТЕМА 14. РИМ И ПРОВИНЦИИ. НАПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ III-I вв. до н.э. Вопрос 13. Провинциальная система в эпоху Республики.
Хронология. 227 – Сицилия, Корсика и Сардиния стали провинциями (первые) 197 – Испания Ближняя (т.е. ближе к Риму) и Испания Дальняя (Ю-В часть полуострова) на захваченных иберийских территориях. 107 – Дакия (последняя)
Суть провинциальной системы. После окончания Пунических войн в распоряжении Рима оказалось много новых территорий за пределами Апеннинского полуострова: Сицилия, Сардиния и Корсика,карфагенские владения Иберии (переименована римлянами в Испанию), Северная Испания, то есть владения Рима охватывали все Западное Средиземноморье.--> вопрос организации управления, борьба двух групп: 1 – во главе с Сципионом предлагала образовать зависимые государства с местными властителями, 2 – во главе с Фабием Максимом, а затем с Марком Порцием Катоном (с начала 2 в до.н.э.) настаивала на организации провинциального управления. (Провинции – «поместья римского народа). Тут впервые появляется представление о завоеванной территории как о praedia populi Romani. Это уже не союзник (т.е. не равный), а завоеванная => подчиненная область, платит день (civitates stipendiariae). Народы провинции признаются бесправными данниками (либо десятая часть доходов, как в Сицилии, либо постоянная денежная сумма, как в Испании) и подчиняются римскому наместнику – претору. Значительная часть земель отнята у жителей и перешла в собственность римского государства. Итак, все внеиталийские владения Рима – провинции.
Управление провинциями. Первоначально стройной системы не было. Затем – централизация: назначение пропреторов из Рима. При них – легаты и квесторы. Все они обычно бывшие магистраты или сенаторы. Они набирали себе отряды воинов и имели высшую власть (impenum), имели право вести войну, заключать мир, выносить смертные приговоры жителям своих провинций. Часто встречается откупная система. Очень сильны поборы (в провинцию едут, чтобы разбогатеть): ростовщичество и т.д. Провинциалы не имеют право жаловаться на наместника, пока он у руля. А потом – поздно à149 – закон Кальпурния, по которому можно призвать к ответу наместника за злоупотребление власти. Статус городов в составе провинции. Разный. Большинство – зависимые. Есть некоторая часть самоуправляющихся с разными степенями свободы. Некоторые – на положении союзников. Римляне руководствовались принципом «разделяй и влавствуй»: часть городов свободны от налогов и имеют статус свободных, часть лишены этих преимуществ и нещадно эксплуатируемы. àвосстания при первой возможности Обязанности провинций. Зависят от статуса. В самом плохом случае (Карфаген) территория провинции просто превращается в ager publicus и сдается в аренду. Чаще всего провинция обязана содержать пропретора, его двор, обеспечивать постой римских легионов, обеспечивать себя + платить Риму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|