Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

39.Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?




39. Почему русский бунт в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?

В романе, основу сюжета которого составляют события крестьян­ской войны под предводительством Пугачева в 1773-1774 гг., дейст­вительно показаны сцены крайней жестокости бунтовщиков во время взятия Белогорской крепости. Но для понимания авторской позиции очень важно учесть особый композиционный ход, который использу­ет Пушкин. Перед главой VII «Приступ», где изображается казнь за­щитников крепости и гибель Василисы Егоровны, помещена глава VI «Пуга­чевщина», где дается сцена допроса пленного башкирца. Он был страшно изувечен, что является красноречивым свидетельством жес­токих карательных мер правительства по отношению к участникам незадолго до того прошедшего восстания в Башкирии.

Пугачев также представлен в романе неоднозначно. Он нарисован не только как «изверг и злодей», каким его признавали дворяне, но и как защитник слабых и обездоленных, каким его видел простой народ. «Беспощадность» и «бессмыслен­ность» бунта состоит в том, что он заслоняет от его участников главное — способ­ность сочувствовать другому, понимать его, видеть в нем не только «врага», но и просто человека, с его достоинствами и недостатками. _____________________________________________________________

40. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?

Александру Сергеевичу Пугачев интересен  как исторический де­ятель. И это он показывает не только в романе, но и в своем труде «История Пугачева», где автор в первую очередь интересуется исто­рией бунта, хочет донести до нас правду, истинную причину и итоги восстания. Пугачев интересен автору романа как сильная историче­ская фигура, как лидер, жестокий и смелый, но не лишенный казачь­ей лихости и молодецкого задора. Образ Пугачева показан Пушкиным не таким жестоким и бес­сердечным, каким самозванец был в истории. Автор провел большую работу с архивными бумагами, выяснил для себя личность «народ­ного царя» и внес его в роман уже со своими преобразованиями, на­делил его особенными чертами, о которых история умалчивает. Мне кажется, что Пушкину и главному герою романа, что собст­венно, равноценно, этот преобразованный Пугачев и интересен. ________________________________________

 

42. На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Одним из важнейших законов фамусовского общества является чинопочитание. Примером для подражания здесь является Максим Петрович. Его карьера этого человека? Только на чинопочитании. Неважно, плох человек или хорош. Если он выше тебя рангом, то его нужно уважать, почтительно ему улыбаться, «сгибаться вперегиб». В фамусовском обществе царит власть авторитетов и общественного мнения. Именно оно является главной судьей, главным наказанием и поощрением. Из порока чинопочитания вытекает другой «грех» фамусовского общества – циничный карьеризм. Это особо заметно в образе Молчалина, а также полковника Скалозуба. Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном продвижении по службе, неважно, каким путем.

В своей комедии Грибоедов детально «разобрал» фамусовское общество, обнажив все его пороки. «Горе от ума» стало основой, толчком для последующих писателей. ______________________________

43. Какой смысл вкладывает А. С. Пушкин в понятие «свобода»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема «вольности святой» занимает центральное место, ибо для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной «точкой отсчета»: началом нового этапа осмысления мира. В первых двух строфах «Вольности» звучит отказ от «изнеженной лиры» и единственной целью поэзии объявляется стремление

... воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

В 1818 году написано еще одно стихотворение, которое необходимо рассматривать в рамках данной темы: послание «К Чаадаеву». Жанр послания — один из ведущих жанров романтической лирики, и стихотворение " К Чаадаеву« продолжает »романтическое направление" темы свободы в творчестве Пушкина. Первые строки послания написаны в традиционно романтическом ключе: разочарованный жизнью юноша обращается к другу — также изверившемуся. Поэт обращается к другу-философу. Их объединяет главное:

... в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье. ________________________

 

44. Тема любви в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».

Поэма " Цыганы" входит в " Южные поэмы" - цикл романтических произведений А. С. Пушкина. Отличительная черта героя романтического произведения: внутренняя свобода, независимость от чужих мнений, способность выражать свое несогласие со скучной и однообразной жизнью. Практически все герои поэмы " Цыгане" испытывают или испытали любовь.

 Абсолютная свобода в любовных отношениях, не создающих никаких взаимных обязательств, никакой духовной связи между любящими, показана Пушкиным в поведении Земфиры и ее матери Мариулы. Земфире «скучно, сердце воли просит», и она легко изменяет горячо любящему ее Алеко. К тому же полная свобода в поступках вовсе не дает «вольным» цыганам счастья. Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется со своим несчастьем, считая, что это - нормальный порядок, что «чредою всем дается радость, что было, то не будет вновь».

Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826 году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение... Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадежно:

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет. ___________________________________________

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...