Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления комплексного развития транспортной системы России




Единая транспортная система города/региона

 

В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны. Произошедшая за последние 20 лет переориентация значительной части товарных потоков на экспорт, расширение внутренней и международной торговли и стоящая на повестке дня интеграция России в глобальный мировой рынок формируют мощный макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры, как важнейшего базового фактора устойчивого и динамичного роста российской экономики, усиления ее позиций на внутренней и международной арене.

Основополагающим программным документом, определяющим базовые приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу является «Транспортная стратегия России», одобренная Государственным Советом и Правительством Российской Федерации.

Стратегией определены проекты общегосударственного значения в области транспортной инфраструктуры, которые должны быть реализованы в период до 2020 года. Объективной особенностью объектов подобного типа является их исключительно высокая фондоемкость, длительные сроки реализации и окупаемости этих проектов.

Анализ ресурсного обеспечения мероприятий Стратегии показал, что текущий уровень финансирования транспорта, составляющий около 2,4% от Валового внутреннего продукта, явно недостаточен. Задача удвоения ВВП требует опережающего развития экономической инфраструктуры, в частности - в области транспорта. Расчеты свидетельствуют о необходимости доведения ежегодного финансирования транспортного комплекса до уровня порядка 4% ВВП.

Только на развитие автомобильной сети дорог общего пользования надо ежегодно направлять не менее 450 млрд. рублей. А ведь помимо дорожной отрасли, такие же потребности в увеличении финансирования испытывает гражданская авиация, железные дороги, внутренний водный, морской, городской пассажирский транспорт.

Опыт развитых стран доказывает, что инвестиции в транспортную инфраструктуру являются одним из наиболее эффективных инструментов ускорения экономического роста, развития новых рынков, формирования новых возможностей для повышения инвестиционной, деловой и социальной активности в обществе. Приоритетность инфраструктурной составляющей в обеспечении высоких темпов роста и проведении качественных структурных преобразований в экономике страны была особо отмечена в последнем Послании Президента к Федеральному собранию Российской Федерации.

Обеспечение опережающих темпов развития транспортной инфраструктуры во многом зависит от возможностей широкого привлечения внебюджетных инвестиций, доведения их доли в структуре финансирования транспортной отрасли с нынешних 40% до 60%. Реализация данной стратегической цели необходимым образом предполагает создание адекватной институционально-правовой базы, а также выработку эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса при реализации крупных инфраструктурных проектов.

Все это требует совершенствования существующей законодательной базы. В частности, решению рассматриваемой задачи должно способствовать принятие федеральных законов "О концессиях", "О государственной собственности", "О морских портах", "О платных автомобильных дорогах", "О резервировании земель", а также внесение необходимых поправок в другие законодательные акты.

Железнодорожный транспорт

По-прежнему, ведущим видом транспорта в России являются железные дороги. На их долю приходится свыше 80% грузооборота и около 40% пассажирооборота страны. Эксплуатационная длина российских железных дорог на сегодня составляет 85,5 тысяч километров, из них почти половина электрифицированы. По протяженности железных дорог Россия сегодня занимает второе место в мире после США (230 тыс. км). На сегодняшний день железнодорожный транспорт не имеет разумной альтернативы при перевозках массовых грузов на дальние и средние расстояния.

Важнейшей приоритетной задачей развития железнодорожного комплекса является завершение структурного реформирования отрасли.

В области развития инфраструктуры приоритетными направлениями развития железнодорожного транспорта являются:

Развитие железнодорожной инфраструктуры на припортовых и пограничных станциях с целью увеличения экспортного потенциала страны.

Развитие опорной транспортной сети в регионах и местах перспективного освоения новых месторождений.

Морской транспорт

Важнейшую роль в обеспечении внешнеторговых связей играют морские порты России.

Строительство, реконструкция и модернизация портов осуществляется на средства морских администраций портов, операторов морских портов, привлекаемых средств инвесторов и за счет средств федерального бюджета. Средства федерального бюджета используются исключительно для строительства объектов государственной собственности, которые не могут быть профинансированы частными инвесторами, например, подходных каналов и акваторий, объектов паромных сообщений, объектов безопасности мореплавания и т.д.

Еще одна острая структурная проблема состоит в том, что сегодня основная часть объектов морской инфраструктуры сконцентрирована в Западно-Европейской части России - прежде всего, на Черном и Балтийском море. Однако именно эти направления - из-за проблем с Босфором и Датскими проливами - становятся наиболее проблемными для дальнейшего наращивания внешнего экспорта. В силу этого, одной из важнейших геостратегических задач России на среднесрочную и долгосрочную перспективу является диверсификация внешней торговли, предполагающая наращивание транспортного потенциала на северном, дальневосточном и каспийском направлении.

Внутренний водный транспорт

Общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет более 100 тысяч километров. На них расположено около 700 судоходных гидротехнических сооружений, эксплуатируется около 2000 судов технического флота.

Приоритетными направлениями развития внутренних водных путей являются:

развитие и увеличение пропускной способности опорной сети внутренних водных путей;

подготовка внутренних водных путей на участках транспортного коридора "Север-Юг" для интеграции их в систему международных транспортных сообщений;

обеспечение стабильных условий для завоза грузов на Крайний Север и освоение новых грузопотоков по малым рекам;

достижение проектных эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений и водных путей;

внедрение современных информационных систем для обеспечения безопасности судоходства;

Воздушный транспорт

Инфраструктура гражданской авиации в настоящее время включает в себя 259 аэродромов и вертодромов, из них - 91 аэропорта федерального значения, входящих в опорную транспортную сеть Российской Федерации.

Общее количество воздушных судов России составляет 6,6 тыс.

Стратегическая цель - это обеспечение устойчивого, надежного и доступного для населения сообщения с труднодоступными территориями Российской Федерации, не имеющими в настоящее время доступа к системе наземных транспортных коммуникаций. В первую очередь, речь идет о системе мер по поддержке малой авиации и региональных авиапредприятий в районах Сибири и Дальнего Востока.

Автомобильный транспорт

Приоритетным направлением деятельности и объектом особо пристального внимания со стороны Министерства на ближайшую перспективу должна стать дорожная отрасль.

Основными проблемами автомобильных дорог остаются:

высокая степень износа и неудовлетворительное техническое состояние большого количества российских автодорог. Только на федеральной сети в серьезной реконструкции и модернизации нуждается не менее трети существующих дорог и не менее 15% эксплуатируемых мостов и путепроводов. В 2003 году около 58% протяженности федеральных автомобильных дорог не соответствовали современным нормативным требованиям по транспортно - эксплуатационным показателям;

низкая пропускная способность;

низкая плотность и неоптимальная конфигурация дорожной сети, которая приводит к значительному перепробегу автотранспортных средств. В результате - себестоимость автомобильных перевозок сегодня в России в 1,5 раза выше, чем в развитых зарубежных странах;

большой процент аварийности и смертности на дорогах.;

отсутствие подъездов с твердым покрытием к значительному количеству населенных пунктов. Сегодня около 50 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием.

Предмет особой тревоги представляет отставание по темпам ремонта автомобильных дорог и мостовых сооружений. Следует осознавать, что в будущем ремонт и восстановление этих дорог обойдутся в 2,5-3 раза дороже, чем при своевременном их проведении.

По оценкам специалистов и с учетом опыта развитых стран использование частных инвестиций может обеспечить дополнительно до 15 - 20% к сегодняшним финансовым возможностям дорожного хозяйства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...