Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скульптура и изобразительное искусство.




Господствующей идеей, которая пронизывала римскую скульптуру I-II вв., была идея величия Рима, мощи императорской власти. Наиболее выдающимся памятником этого официального рельефа стал фриз колонны Траяна и колонны Марка Аврелия. 200 метровый рельефный фриз винтообразно обвивает 4—метровую колонну Траяна. На фризе скульпторы запечатлели 2,5 тысячи самых различных фигур: солдат, командиров, полководцев, варваров – в бою, на отдыхе, на постройке. Воспроизводятся батальные, мирные, реальные, мифологические сцены, пейзажи.

В круглой скульптуре формируется официальное направление – портреты царствующего императора, членов его семьи, его предков, приближенных, богов и героев. Большая часть выполнена в стиле, по которому принято идеализировать правителя, но не все! Обычно черты подлинного реализма показывали на скульптурах обыкновенных людей.

Сравнивая со скульптурой, римской живописи найдено относительно немного. Образцами её являются сохранившиеся до нашего времени великолепные композиции на стенах дома Ливии на Палатине. Стены четырех комнат дома, столовая-триклиний покрыты изысканной росписью, изображающее сложное архитектурное построение на городском фоне + пейзажи + миф «Ио и Аргус». Но не только богачи любили искусство, поэтому в городе Помпеии, в домах среднего достатка были открыты хорошие образцы античного живописного искусства. Большое кол-во образцов в Помпеях, Геркалануме, Стабиях помогло выделить несколько стилей помпейской живописи: I помпейский стиль II в. до н. э. – 80-е г. до н. э.; II стиль 80 – 15 гг. до н. э.; III стиль 15 г. до н. э. – 50 г. н. э.; IV стиль 50 - 79 гг. В доме Веттиев обнаружена галлерея различных художественных образов греческой мифологии – «Убийство Пенфея», «Казнь Дирки», «Вакх и Ариадна», «Амуры в кузнечной мастерской» и др.

Великолепные образцы провинциального живописного искусства, знаменитые фаюмские портреты, найденные в конце прошлого века в фаюмском оазисе, а затем и во многих других местах в Египте, являются счастливым исключением. Фаюмские портреты – это единственные сохранившиеся в столь большом числе произведения станковой живописи, представляют собой реалистическое, несколько идеализированное представление конкретного человека. Оно наносилось красками на деревянную доску при жизни заказчика и украшало его дом, а после смерти заворачивалось в пелены мумии.

Наука.

Если говорить об общих особенностях римской науки I-II вв., то можно отметить отметить её большую направленность на достижение практических результатов, применение ученных знаний для решения хозяйственных, социальных и политических задач.

Первая античная энциклопедия – «Естественная история» Плиния Старшего. Этот грандиозный труд в 37 книгах не содержит связных философских рассуждений, это сухой и однообразный перечь интересных фактов по географии, анатомии и физиологии человека, о видах и строении растений и животных, о различных лекарствах, металлах и камнях. Автор использовал около 2 тыс. произведений свыше 400 авторов.

Из конкретных научных дисциплин, в наибольшей степени восходящих к римско-италийским историкам и получивших особое значение, отметим агрономию и юриспруденцию. Вершиной римской и всей античной агрономии стал труд уроженца Испании, но жившего в Италии Луция Колумеллы в 12 книгах – подлинная с/х энциклопедия своего времени, изданная в 60-х годах I века. Изложение всех вопросов (уход за полем, выращивание скота, устройство хоз-ва и тд) ведется Колумеллой на научной основе, которая включает в себя проработка солидной научной литературы, собственные эксперименты в имении и заимствование чужого опыта.

Высокго уровня достигла римская медицинская наука, которая пользовалась поддержкой как центральных, так и муниципальных властей. В ряде культурных центров – Александрии, Пергаме, Антиохии и прежде всего в Риме существовали школы выдающихся медиков своего времени: Корнелья Цельза, Сорана, Галена, в трудах которых отражен высокий уровень античной медицины. Особенно велик вклад в медицину Галена в последние годы его жизни, придворного врача императоров Марка Аврелия и Коммода. До нашего времени дошли многочисленные произведения Галена, написанные по самым различным проблемам врачебной медицины. Так же Гален синтезировал свой опыт с опытом предшественников, особенно Гиппократа.

Клавдий Птолемей – старший современник Галена, деятельность которого стала обобщающим итогом главных достижений античной астрономии, математики, географии и астрологии. Самые известные его сочинения: «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах,более известное под искаженным названием «Альгамест»(дал обоснование геоцентрической системы мироздания), «Тетрабиблос», или «Четверокнижие»(попытка изучения всех научных оснований астрологии), «Руководство по географии в 8 книгах».

В юриспруденции римляне стали основателями настоящей правовой науки. Римское право было очень глубоко разработанной научной дисциплиной. В I-II вв. появляется множество различных трактатов, юридических руководств, отдельных исследований, из которых в IV веке было составлено капитальное собрание юридических норм в 50-ти книгах, получивших название Дигест или Пандект. В период правления Августа в Риме в юридических школах сформировалось 2 направления, которые назывались по именам их основателей, юристов Прокула и Сабина – прокулеанцы и сабинианцы. Во II в. юрист Гай написал фундаментальное руководство по изучению римского права, так называемые «Институции». Большим авторитетом пользовались сочинения современника Августа юриста Лабеона. При императоре Адриане большим знатоком в области римского права был Сальвий Юлиан, которому принадлежала заключительная редакции кодекса важнейших законов Империи о судопроизводстве, получившая название «Вечного эдикта».

 

 


 

Вопрос 40. Римская литература I- II вв.

 

С начальных периодов своего существования римская литература находилась под сильным влиянием других литератур, особенно классической греческой и эллинистической. Процесс взаимодействия литератур происходил и в ранний период империи, что придало римской литературе средиземноморский характер.

Процесс литературного творчества выделяет 3 этапа:

- золотой век (время Августа, 44 г. до н. э. – 14 г. н. э.)

- серебряный век (правление династии Юлиев – Клавдиев и Флавиев, I в. н. э.)

- бронзовый век (II век)

ЗОЛОТОЙ ВЕК

Правление Августа было временем формирования новых политических и общественно-экономических структур, рождающегося имперского общества, мировоззренческих систем, новой имперской морали. Август понимал роль римской литературы в становлении имперского режима, разработки и утверждения нового имперского мышления, поэтому проводил целенаправленную политику в области литературы. Он преследовал цель создания официальной, т.е. выражающей интересы существующего режима, а не общества, литературы. Так как в правление Августа интересы широких слоев общества и политики совпадали, создавалась благоприятная атмосфера для творчества. В правление Августа римская литература достигла своего наивысшего расцвета: были созданы шедевры всемирной литературы. Высший расцвет связан с творчеством трех гигантов римской поэзии – Вергилия, Горация, Овидия, а так же автора грандиозного исторического труда Тита Ливия.

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.), сын мелкого землевладельца, был замечен одним из приближенных Августа, получил от него в подарок приличное поместье и стал официальным поэтом, рождающегося принципата.

- «Буколики» (42-39 гг. до н. э.) – 9 небольших стихотворений (эклоги), в которых Вергилий в период ожесточения Гражданской войны сумел показать ценности мирной жизни, близкой природе, простых радостей дружбы и любви, скромных потребностей.

- «Георгики» (37-30 гг. до н. э.) – обильно рассеяны чисто технические советы, как вскапывать огород, удобрять землю, ухаживать за волами. Тут Вергилию удалось показать красоту земледельческого труда, животворное единение человека и природы так, чточисто агрономический рифмованный трактат превратился в прекрасную поэму, наполненную высокой поэзией и глубоким философским смыслом.

- «Энеида» (29-19 гг. до н. э.) – историко-мифологическая поэма, которая стала вершиной творчества Вергилия. Там рассказывается о далекой римской древности. После гибели Трои Эней бежит из Трои и ищет пристанища в Средиземноморье, испытывая множество приключений во время своих скитаний. Боги приводят Энея в Лаций, где он соверщает множество подвигов, завоевывает уважение у италийских и латинских племен. Царь местного племени Латин выдает замуж за Энея свою дочь Лавинию. Эней основывает город Альбу-Лонгу как столицу нового царства. У него рождается сын Асканий (Юл), потомки которого стали Ромул и Рем, а затем и род Юлиев. Идея произведения: Эней новый герой, выполняющий свято свои обязанности в эпоху кровопролитных войн и общего упадка нравов – всё это близко идеям культурной политики Августа.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.), сын вольноотпущенника, Гораций стал одним из самых известных певцоввремен Августа и больше, чем кто-либо другой, способствовал формированию имперской этики. Гораций – один из любимых поэтов Августа. В стихах Горация в высокохудожественной форме развенчана старая система нравов и провозглашена новая система моральных ценностей. Эта система предполагала частную жизнь человека с его маленькими радостями, отказ от политической активности, обращение внимание н на внешние блага, а на внутренний мир человека. Именно Грацию принадлежит поэтический манифест – знаменитый «Памятник» (Воздвиг я памятник вечнее меди прочной….), по этому мотиву впоследствии в русской поэзии создали аналогичные памятники Державин и Пушкин.

- небольшой сборник стихотворений сатирического характера, эподов и сатир

- четыре книги «Од» или «Песен» лирического характера, в которых автор выражает свое отношение к разным сторонам жизни и поведения человека

- две книги «Посланий» или «Писем», более глубокого содержания, где затрагиваются вопросы этики, проблемы эстетики, литературного творчества

- «Песнь столетия», написанная по заказу самого Августа, величественный гимн римскому господству и римскому образу жизни, который был исполнен во время празднования «Столетних игр» в Риме в 17 г. до н. э.

Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. – 18 г. н. э.), принадлежал к высокому всадническому сословию и вращался в высших кругах римского общества. Овидий отражал в своем творчестве настроения высшей знати, но его идеи были несовместимы с направлениями внутренней политики Августа и он был сослан в городок Томы и последние 9 лет прожил в ссылке. Основная тема – любовь, как важнейшее проявление человеческих взаимоотношений.

- «Эллегии» или «Песни любви» - описание вольных нравов высшего римского общества, предполагающих свободную любовь

- «Героиды», письма известных из мифологии богинь своим возлюбленным, так же наполненные описаниями вольных нравов

- «Искусство любви» - руководство, как добиться взаимности от предмета своей страсти. Именно этот трактат вызвал особый гнев Августа, проводившего политику укрепления семейных устоев, и послужил основной причиной ссылки поэта

- «Метаморфозы» - историко-мифологическая поэма, поэтическое изложение основ греко-римской мифологии

- «Фасты» историко-мифологическая поэма, описание всех римских мифологических празднеств в порядке римского календаря. Эти две поэмы («Фасты» + «Метаморфозы») потребовали большой научной работы по изучению материала о греко-римской мифологии. Здесь переосмысляется великое понятие любви (не плотское наслаждение, а животворящая, объединяющая сила).

- «Письма с Понта», «Тристии», «Скорбные эллегии» - произведения из ссылки, наполненные глубокими лиричными переживаниями опального и тоскующего по родине поэта.

Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) написал грандиозный исторический труд «От основания Рима» в 142 книгах. Дал наиболее полное и систематическое изложение римской истории, начиная с легендарного Энея, и заканчивая событиями конца I века до н. э. Труд Ливия наполнен высокохудожественными рассказами и описаниями героических действий своих предков. Написан блестящим литературным языком, проникнут идеями патриотизма.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК.

В связи с повсеместным распространением грамотности роль литературы в общественной и культурной жизни возрастает, создается большое количество различных произведений разных жанров, становится модным пробовать свои силы в литературе. Однако рост количества вызывает падение качества. Господствующие позиции занимает официальная литература (прославление существующего режима и правящего императора). Для придворной поэзии характерен вычурный стиль, наличие литературных штампов, подражание Вергилию, искусственный пафос. В кругах литературной оппозиции появились талантливые произведения. Особое значение в литературной жизни империи приобрело творчество поэтов Марциала и Ювенала.

Марк Валерий Марциал (42-104 гг.), родился в Испании, но жил в основном в Риме. Славу ему принесли 12 книг «Эпиграмм». Каждая эпиграмма представляет собой маленькое, в несколько строк стихотворение, посвященное мимолетному явлению жизни. Ему не свойственно резкое бичевание пороков, а только остроумная незлая насмешка по поводу подмеченной жизненной ситуации. В этих 1200 небольших стихотворениях Марциал дал довольно точную картину нравов, быта и римской жизни.

Децим Юний Ювенал (середина I века – около 127 г.), друг Марциала. Ювеналу принадлежит 5 книг «Сатир», состоящих из 16 резко обличительных стихотворений, в которых целенаправленно и жестко бичуются пороки того времени. В качестве «мишени» были избраны либо умершие, либо из низших сословий люди. Это позволяло развертывать картины обличительных нравов на конкретных лицах без каких либо ограничений.

В романах Петрония «Сатирикон» (время Нерона) и Апулея «Метаморфозы» развернута картина нравов различных слоев римского общества.

Римскую средиземноморскую литературу невозможно представить без Плутарха. Ему принадлежит 227 произведений, из которых сохранилось свыше 150. Литературное наследие Плутарха можно разделить на две категории: трактаты на моральные темы и его биографии, или «Параллельные жизнеописания». Они содержат 46 биографий, выдающихся деятелей греческой и римской истории и объединены в пары (А. Македонский и Юлий Цезарь, Тезей и Ромул и т. д.). У Плутарха – морально-художественный подход к характеристике героев (нет битв, политических акции, а больше характер, личность, внутренний мир).

Лукиан (120-180 гг.) – блестящий представитель римской средиземноморской культуры. У него была скитальческая жизнь, поэтому его творчество как бы впитало в себя самые различные литературные, философские и религиозные традиции огромной Империи. Не отдавал предпочтение какой-то определенной религиозной системе, философской школе, являясь принципиальным скептиком. Абсолютный скептицизм Лукиана отражал нарастание кризисных явлений среди римского общества.

К выдающимся явлениям римской литературы относятся исторические труды Корнелия Тацита («Диалог об ораторах», «История» в 4-х книгах, «Анналы» в 16 книгах), в которых высокий профессионализм историка-исследователя сочетается с высокими образцами литературного стиля, изящности языка, драматургического построения сюжета. Тациту принадлежит самый древний в мировой литературе трактат «Германия», где подробно описан образ жизни, обычаи и социальные отношения древнейших германских племен.

 


 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...