Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция по музыкальной литературе. 14.09.17

Античность. В отличие от других видов искусства музыка античного мира не оставила в истории сколько-нибудь равноценного им творческого наследия. Если памятники изобразительного искусства (особенно скульптуры и архитектуры) с огромной полнотой и совершенством представляют лучшие достижения античности, а гомеровский эпос, древнегреческая трагедия и создания крупнейших греческих и римских поэтов тоже являются в своем роде классическими образцами античной культуры, то памятники музыкального искусства поистине бессильны перед ними.

Музыка занимала очень большое место в жизни древних греков: воспринималась как важное средство воспитания гармоничного человека, музыка как точная наука.

 

Важнейшим свойством культуры Древней Греции - существование музыки в синкретическом (от греч – соединение) единении с другими искусствами. Музыка в неразрывной связи с поэзией (отсюда - лирика), музыка как непременная участница трагедии, музыка и танец - таковы характерные явления древнегреческой художественной жизни. Платон, например, весьма критически отзывался об инструментальной музыке, независимой от пляски и пения, утверждая, что она пригодна лишь для скорой, без запинки ходьбы и для изображения звериного крика.

! На территории Древней Греции существовала достаточно развитая музыкальная культура в крито-микенский период. 2-3 тыс. до н.э.

Важные сведения о ранней музыкальной культуре в Греции дает нам гомеровский эпос, сам по себе связанный с музыкальным исполнением (напевный сказ). Так, в «Илиаде» говорится еще лишь о бытовых песнях (рабочих, свадебных, похоронных), а герои этой поэмы сами поют, пляшут и играют на форминксе (щипковый инструмент типа лиры). Одиссея же повествует о певцах-сказителях, аэдах, выделившихся из среды народных музыкантов. Такие певцы - слагатели эпоса - пользовались, как гласит поэма, большим почетом в обществе.

 

Сразу остановимся на дифференциации музыкантов в Древней Греции:

- аэды – певцы, импровизировавшие эпические песни под аккомпанемент струнных инструментов (форминга/форминкс, лира, кифара), выступавшие на пирах, празднествах

- рапсоды – странствующие музыканты-профессионалы, декламировавшие собственные или созданные другими поэтами эпические сказания, главным образом, Гомера

- кифареды – музыканты, которые играли на кифаре и одновременно с игрой или попеременно с ней пели (инструменталисты, игравшие только на кифаре = кифаристы)

 

Наряду с пением и танцами под форминкс в «Илиаде» упоминается и авлос (духовой инструмент типа гобоя), ставший вместе с лирой излюбленным в Древней Греции. Еще духовые – сиринга, гидравлос.

Более точные, исторические данные о поэтах-певцах, об определенных поэтико-музыкальных направлениях в Древней Греции относятся к VII-VI векам. Самая ранняя из известных нам творческих школ связана с островом Лесбосом: из нее вышел поэт и певец Терпандр (конец VII века), прославившийся своей победой на поэтических состязаниях в Спарте. От него легенда ведет происхождение так называемой кифародии, то есть пения под кифару (струнный инструмент типа лиры). В отличие от более древнего эпического искусства аэдов кифареды, по-видимому, исполняли свои произведения несколько иначе: сказ-речитация перешел у них в мелодическое изложение, появились инструментальные вступления, вообще возросла роль музыкального начала.

Наряду с сольным исполнением эпических произведений в VII-VI веках известны также и особые хоровые жанры. Так, хоровые песни на острове Крите соединялись с пластическими движениями, с пляской (гипорхема); некоторым из них, например, пеану (целительная песня-танец), придавалось магическое значение.

Театр. Кульминация Классическим веком трагедии стал V век до н. э.: творчество величайших трагиков Эсхила (ок. 525-456), Софокла (ок. 496- 406) и Еврипида (ок. 480-406) приходится главным образом на две последние трети его. Это было бремя высшего расцвета греческой художественной культуры, таких памятников классической архитектуры, как Парфенон в Афинах, быть может, лучший век в искусстве всего Древнего мира. В 472 году был торжественно открыт огромный театр Диониса в Афинах, в котором и происходили представления трагедий.

Трагедия выросла и развилась из дифирамба в честь Диониса, сопровождавшейся музыкой

Исполнители этих песен рядились в козлоногих сатиров, составлявших свиту Диониса. Они намазывали себе лица винной гущей, отсюда пошли маски позднейшей трагедии. Жрец, изображавший Диониса, увитый плющом, сидел на ладье, поставленной на колеса.

Позже в трагедиях принимает участие хор (обыкновенно в костюмах, но без масок), хором руководил корифей, который обращался к хору с запевом, а иногда его песнь содержала рассказ. Однако позднее корифей был заменен актером (греч. гипокрит – отвечающий). При Эсхиле был введен второй актер, а во времена Софокла число актеров было доведено до трех. Часто, особенно в первое время, сами авторы были актерами. Название трагедии произошло от греческих слов tragos – козел и odē – песнь, т. е. козлиная песнь, так как спутниками Диониса были козлоногие сатиры. Актерами в Древней Греции были мужчины, они исполняли и женские роли. Изображая богов и героев, они должны были показать их во всем величии, поэтому одеты они были в длинные мантии. Для того чтобы быть хорошо видимыми издалека, актеры надевали обувь на толстой подошве – котурнах.

Так как актеры находились на значительном расстоянии от зрителей, то маскам придавали преувеличенную выразительность. Для каждой роли имелись особые маски, которые

заменялись по ходу действия.

Древний греческий театр был под открытым небом (зрители располагались на склонах холма) и состоял из трех основных частей: орхестры, скены и те́атрона (театра).. Орхестра – круглая площадка, на которой выступали танцоры, актеры, хор, в центре орхестры находился алтарь Диониса. Скена – палатка, расположенная за орхестрой на противоположной к зрителям стороне, место для переодевания актеров и хранения реквизита.

С течением времени в устройстве театров происходят изменения. Например, Софоклу приписывают введение декораций. Передняя стена скены, обращенная к зрителям, стала использоваться как фон для драматического действия: на ней изображался или храм, или дворец, или лес. Перед самой скеной устанавливаются подмостки – проскений – место между орхестрой и скеной, где выступали актеры, хор же по-прежнему помещался на орхестре.

Представления трагедий на празднествах великих дионисий в Афинах происходили в V веке как большие состязания трагиков. Драматург был и поэтом и музыкантом; он все осуществлял сам. Эсхил, например, сам участвовал в исполнении своих пьес. Софокл не играл на сцене. Позднее функции поэта, музыканта, актера и режиссера все чаще разделялись. Актеры были также певцами; пение хора соединялось с пластическими движениями. Авлос и кифара как любимые инструменты греков сопровождали пение. Однако не весь спектакль был в равной мере музыкальным: диалоги переходили в напевную речитацию - в мелодраму - в пение (как сольное, так и хоровое). Большие музыкально-пластические стасимы хора завершали каждый эпизод драмы. Жалобы, «плачи» героев обычно превращались в так называемый коммос, то есть совместное пение актера с хором. Постепенно греки выработали даже особые музыкальные приемы, уместные в различных ситуациях: выбор ладов и ритмов зависел от сценического положения. Весьма показательна для греческой трагедии не только роль хора на сцене, но и сама общественная организация его. Выражавший народную мораль, всеобщее порицание или мудрый совет герою, хор собирался из любителей, а содержание и обучение его было почетной обязанностью известных афинских граждан. Сначала хор состоял из двенадцати, затем - из пятнадцати человек.

  • Какие важные факты из истории античной культуры продолжают играть роль в развитии муз. Искусства?

Широкое распространение музыки в греческом быту вызвало к жизни необходимость обобщения её практики - создание теории музыки. Попытки осмысления таинственных сил, заложенных в музыке, присутствуют в мифах об Oрфее, Aполлоне, Лине, Aмфионе и Aрионе. Mногие крупнейшие античные мыслители занимались вопросами теории музыки и музыкальной эстетики. Гераклит (ок. 530-470 до н.э.) указал на диалектическую природу музыки.

- Пифагор (ок. 580-500 до н.э.) и представители его школы открыли ряд акустических законов музыки. Последователи Пифагора (каноники) исходили из математических пропорций, главным критерием гармонии являлось число. На основе математических расчетов осуществлялись различные теоретические наблюдения: например, создание чистого строя Пифагором.

 

- Иx противники - так наз. гармоники - являлись сторонниками Aристоксена (4 в. до н.э.), выдвинувшего положение o том, что критерием музыкального произведения является слух, живое восприятие музыки человеком. Т.е. главным критерием гармонии – музыкальный слух.

 

Этико-теоретическое учение o музыке разрабатывали многие античные учёные, в т.ч. Платон (427-347 до н.э.) – последователь и его ученики, a также Aристотель (384-322 до н.э.).

Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально — только

 

нисходящие). В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их наклонения, или рода (génē): диатоническое, хроматическое и энгармоническое:



Диатонических тетрахордов насчитывалось 3 вида, различавшихся расположением малой секунды:



Объединения тетрахордов образовывали октавные лады (так называемые роды октав, или harmoníai). Основные лады — дорийский, фригийский и лидийский — строились как объединение двух тетрахордов одного вида; тетрахорды приставлялись друг к другу т. о., что между нижним звуком верхнего и верхним звуком нижнего образовывался целый тон. Побочные, гиполады, строились из основных при помощи перестановки тетрахордов и добавления снизу целого тона, дополняющего звукоряд до октавы:



Полный вид древнегреческой ладовой системы обобщённо представляет «совершенная (т. е. полная) система».



Ладам и наклонениям приписывался определённый характер (учение об «этосе» ладов, ритмов). Различие между «этосом» Древнегреческие лады напоминает различие в характере наших ладов — мажора и минора. Так, дорийский лад (доряне — одно из коренных греческих племён) считался строгим, мужественным, наиболее этически ценным; фригийский (Фригия — одна из областей Малой Азии) — восторженным и экстатическим, дионисийским.

Названия Древнегреческие лады перешли к средневековым ладам (или натуральным ладам), имеющим иную структуру.

 

О развитии музыкального искусства в Древнем Риме судить еще труднее, чем о характере музыки в Древней Греции. С одной стороны, сохранились сведения об удивительно интенсивной н даже пышной музыкальной жизни Рима эпохи расцвета. С другой же - отсутствуют какие-либо памятники, позволяющие ощутить направление творческого процесса.

 

Важно отметить, что со II века н. э., а особенно в III и IV веках, как бы в противовес господствующей художественной культуре Рима поднимается совсем иное идейное течение, представленное ранним христианством - сначала как религией обездоленных и угнетенных масс, а затем как государственной религией. Упадок античной культуры в эпоху разложения рабовладельческого строя как раз способствует успешному развитию христианского искусства, во многом противостоящего эстетике и музыкальной практике Рима предшествующих столетий.

 

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Особенно в тяжелом положении оказалась Западная Римская империя. Ее сотрясали восстания, вторжения варварских племен. Стало ясно, что недалеко время гибели империи. В 455 г., Рим пережил еще один страшный погром — вандальский. В 476 г. варвар Одоакр, командующий императорской гвардией, низложил последнего западноримского императора Ромула. Так завершилась история древнего мира и началась история средних веков.

 

Восточная Римская империя просуществовала ещё 10 веков до 1453 года, когда империя подверглась нападению турок-османов и распалась.

 

Средневековье. Материальную основу Средневековья составили феодальные отношения. Средневековая культура формируется в условиях сельского поместья. В дальнейшем социальной основой культуры становится городская среда – бюргерство. С образованием государств формируются основные сословия: духовенство, дворянство, народ.

Искусство Средневековья теснейшим образом связано с церковью. Христианское вероучение – основа философии, этики, эстетики, всей духовной жизни этого времени. Наполненное религиозной символикой, искусство устремлено от земного, преходящего - к духовному, вечному.

Наряду с официальной церковной культурой (высокой) существовала светская культура (низовая) – фольклорная (низших общественных слоёв) и рыцарская (куртуазная).

Основные очаги профессиональной музыки раннего Средневековья – соборы, певческие школы при них, монастыри – единственные центры образования того времени. В них изучали греческий язык и латынь, арифметику и музыку.

Главным центром церковной музыки в Западной Европе в эпоху Средневековья был Рим. В конце VI – начале VII в. формируется основная разновидность западноевропейской церковной музыки – григорианский хорал, названный так по имени папы Григория I, осуществившего реформу церковного пения, собрав воедино и упорядочив различные церковные песнопения. Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви.

Основные черты:

- источник текстов – Библия

- латинский текст

- монодический склад – способствовавший лучшему восприятию текста и символизировал полное единение верующих.

- исполнялся мужским хором

- плавность мелодии, преобладание поступенного движения – движение голоса вверх уравновешивается последующим движением вниз

- ровность ритма, подчинение ритма произнесению текста

- диатоника. Ладоинтонационная основа хорала – 8 модальных ладов

- запись хоралов невмами, позже – квадратной нотацией

Приемы исполнения григорианских хоралов: антифон (чередование двух групп) и респонсорий (чередование пения солиста с пением ансамбля или хора).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...