Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрождение. Ознаменовало крупные социально-экономические, социально-политические сдвиги, расцвет светсткой гуманистической мысли, научные и географические открытия.

Реформация – соц-политич движение 16 века, направленное против феодализма и католической церкви. Дата рождения Р. — 1517, когда М. Лютер – лидер Реформации - прибил свои «Тезисы» к дверям дворцовой церкви в Виттенберге. В них осуждалась продажа индульгенций, опровергалась теория сверхдолжных заслуг церкви. Под влиянием чтения Августина Лютер поставил под вопрос средневековую теологию «добрых дел». После ряда религиозных и политических столкновений, включая Крестьянскую войну в Германии, в Священной Римской империи была установлена свобода вероисповедания — по принципу «Чья земля, того и вера». Мы знаем, что в русле Реформации возникает протестантизм - как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви.

Черты самой эпохи были следующими:

- обращение к художественным идеалам античности, опора на отдельные положения античной эстетики и теории музыки

- расцвет любительского музицирования, развитие нотопечатания

В музыкальной культуре Возрождения можно выделить несколько определяющих новаторских черт.

Во-первых, бурное развитие светского искусства, выразившееся в повсеместном распространении множества светских песенных и танцевальных жанров. Это итальянские фроттолы («народные песняи, от слова frottola – толпа), вилланеллы («деревенские песни»), каччи, канцоны (буквально – песни) и мадригалы, испанские вильянсико (от villa – деревня), французские песни шансон, немецкие Lied, английские баллады и другие. Все эти жанры, воспевающие радость бытия, интересующиеся внутренним миром человека, стремящиеся к жизненной правде, непосредственно отразили чисто ренессансное мироощущение. Для их выразительных средств типично широкое использование интонаций и ритмов народной музыки.

Кульминация светской линии в искусстве Возрождения – мадригал. Название жанра означает «песнь на материнском (то есть итальян­ском) языке». Оно подчеркивает отличие мадригала от духовной музыки, исполнявшейся на латыни. Развитие жанра шло от незатейливой одноголосной пастушеской песенки к 5-6-голосной вокально-инструментальной пьесе с утонченно-изысканным лирическим текстом. В числе поэтов, об­ращавшихся к жанру мадригала, – Петрарка, Боккаччо, Тассо. Замеча­тельными мастерами мадригала были композиторы А. Вилларт, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо, Л. Маренцио, К. Джезуальдо – один из виднейших мастеров мадригала – известен своими смелыми экспериментами в области гармонии, К. Монтеверди. Возникнув в Италии, мадригал быстро распространился в других западноевропейских странах.

Французская разновидность полифонической песни носит название шансон. От мадригала ее отличает бóльшая близость к реальному, быто­вому, то есть жанровость. Среди создателей шансон – Клеман Жаннекен, один из самых знаменитых французских композиторов эпохи Возрождения.

Во-вторых, высочайший расцвет хоровой полифонии, которая стала ведущим музыкальным стилем эпохи. Величавая и благо­звучная, она как нельзя лучше соответствовала торжественности церков­ной службы. В то же время полифоническое многоголосие было господст­вующей формой высказывания не только в духовных жанрах, но и в светских.

Развитие хоровой полифонии было связано, прежде всего, с творчест­вом композиторов нидерландской (франко-фламандской) школы: Гийома Дюфаи, Йоханнеса Окегема, Якоба Обрехта, Жоскена Депре, Орландо Лассо.

Орландо Лассо (около 1532-1594) работал во многих европейских странах. Дарование его, поистине феноменальное, покоряло и восхищало всех. В необъятном творчестве Орландо Лассо представлены все музыкальные жанры эпохи Возрождения (с пре­обладанием светской музыки над духовной). К самым популярным его произведениям относится «Эхо», написанное в жанре итальянской быто­вой песни. Сочинение построено на красочном сопоставлении двух хоров, создающем эффект эха. Текст его принадлежит самому композитору.

Наряду с Орландо Лассо крупнейшим представителем Высокого Возрождения в музыке был итальянец Палестрина (полное имя Джованни Пьерлуи­джи да Палестрина, около 1525-1594). Бóльшая часть жизни Палестрины прошла в Риме, где он постоянно был связан с работой в церкви, в частности, возглавлял капеллу собора св. Петра. Основная часть его музыки – это духовные произведения, прежде всего мессы (их более ста, среди которых особенно выделяется знаменитая «Месса папы Марчелло») и мотеты. Однако Палестрина охотно сочинял также и светскую музыку – мадригалы, канцонетты. Сочинения Палестрины для хора а сарреlla стали классическим образцом ренессансной полифонии.

Творчество композиторов-полифонистов сыграло ведущую роль в развитии главного жанра музыки эпохи Возрождения – мессы. Возникнув в эпоху Средневековья, жанр мессы в XIV–XVI веках стремительно преобразуется, продвигаясь от образцов, представленных отдельными, разрозненными частями, до сочинений стройной циклической формы.

В-третьих, возрастание роли инструментальной музыки (при явном преобладании вокальных жанров). Если европейское Средневековье почти не знало профессионального инструментализма, то в эпоху Возрождения создается множество произведений для лютни (са­мый распространенный музыкальный инструмент того времени), органа, виолы, виуэлы, верджинала – Доуленд, Берд, продольных флейт. Они еще следуют вокаль­ным образцам, но интерес к инструментальной игре уже определился.

В эпоху Возрождения происходило активное формирова­ние национальных музыкальных школ (нидерландской, французской – Клеман Жанекен, итальянской, английских верджиналистов, испанских виуэлистов и других), творчество которых опиралось на фольклор своей страны.

Наконец, далеко вперед шагнула теория музыки, выдви­нувшая целый ряд замечательных теоретиков. Это француз Филипп де Витри, автор трактата «Ars nova» («Новое искусство», где дано теоре­тическое обоснование нового полифонического стиля) – о котором уже было упомянуто; итальянец Джозеффо Царлино, один из создателей науки о гармонии; швейцарец Глареан, основоположник учения о мелодии.

Можно рассказать про строй.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...