Возрождение. Ознаменовало крупные социально-экономические, социально-политические сдвиги, расцвет светсткой гуманистической мысли, научные и географические открытия.
Реформация – соц-политич движение 16 века, направленное против феодализма и католической церкви. Дата рождения Р. — 1517, когда М. Лютер – лидер Реформации - прибил свои «Тезисы» к дверям дворцовой церкви в Виттенберге. В них осуждалась продажа индульгенций, опровергалась теория сверхдолжных заслуг церкви. Под влиянием чтения Августина Лютер поставил под вопрос средневековую теологию «добрых дел». После ряда религиозных и политических столкновений, включая Крестьянскую войну в Германии, в Священной Римской империи была установлена свобода вероисповедания — по принципу «Чья земля, того и вера». Мы знаем, что в русле Реформации возникает протестантизм - как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви. Черты самой эпохи были следующими: - обращение к художественным идеалам античности, опора на отдельные положения античной эстетики и теории музыки - расцвет любительского музицирования, развитие нотопечатания В музыкальной культуре Возрождения можно выделить несколько определяющих новаторских черт. Во-первых, бурное развитие светского искусства, выразившееся в повсеместном распространении множества светских песенных и танцевальных жанров. Это итальянские фроттолы («народные песняи, от слова frottola – толпа), вилланеллы («деревенские песни»), каччи, канцоны (буквально – песни) и мадригалы, испанские вильянсико (от villa – деревня), французские песни шансон, немецкие Lied, английские баллады и другие. Все эти жанры, воспевающие радость бытия, интересующиеся внутренним миром человека, стремящиеся к жизненной правде, непосредственно отразили чисто ренессансное мироощущение. Для их выразительных средств типично широкое использование интонаций и ритмов народной музыки.
Кульминация светской линии в искусстве Возрождения – мадригал. Название жанра означает «песнь на материнском (то есть итальянском) языке». Оно подчеркивает отличие мадригала от духовной музыки, исполнявшейся на латыни. Развитие жанра шло от незатейливой одноголосной пастушеской песенки к 5-6-голосной вокально-инструментальной пьесе с утонченно-изысканным лирическим текстом. В числе поэтов, обращавшихся к жанру мадригала, – Петрарка, Боккаччо, Тассо. Замечательными мастерами мадригала были композиторы А. Вилларт, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо, Л. Маренцио, К. Джезуальдо – один из виднейших мастеров мадригала – известен своими смелыми экспериментами в области гармонии, К. Монтеверди. Возникнув в Италии, мадригал быстро распространился в других западноевропейских странах. Французская разновидность полифонической песни носит название шансон. От мадригала ее отличает бóльшая близость к реальному, бытовому, то есть жанровость. Среди создателей шансон – Клеман Жаннекен, один из самых знаменитых французских композиторов эпохи Возрождения. Во-вторых, высочайший расцвет хоровой полифонии, которая стала ведущим музыкальным стилем эпохи. Величавая и благозвучная, она как нельзя лучше соответствовала торжественности церковной службы. В то же время полифоническое многоголосие было господствующей формой высказывания не только в духовных жанрах, но и в светских. Развитие хоровой полифонии было связано, прежде всего, с творчеством композиторов нидерландской (франко-фламандской) школы: Гийома Дюфаи, Йоханнеса Окегема, Якоба Обрехта, Жоскена Депре, Орландо Лассо. Орландо Лассо (около 1532-1594) работал во многих европейских странах. Дарование его, поистине феноменальное, покоряло и восхищало всех. В необъятном творчестве Орландо Лассо представлены все музыкальные жанры эпохи Возрождения (с преобладанием светской музыки над духовной). К самым популярным его произведениям относится «Эхо», написанное в жанре итальянской бытовой песни. Сочинение построено на красочном сопоставлении двух хоров, создающем эффект эха. Текст его принадлежит самому композитору.
Наряду с Орландо Лассо крупнейшим представителем Высокого Возрождения в музыке был итальянец Палестрина (полное имя Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, около 1525-1594). Бóльшая часть жизни Палестрины прошла в Риме, где он постоянно был связан с работой в церкви, в частности, возглавлял капеллу собора св. Петра. Основная часть его музыки – это духовные произведения, прежде всего мессы (их более ста, среди которых особенно выделяется знаменитая «Месса папы Марчелло») и мотеты. Однако Палестрина охотно сочинял также и светскую музыку – мадригалы, канцонетты. Сочинения Палестрины для хора а сарреlla стали классическим образцом ренессансной полифонии. Творчество композиторов-полифонистов сыграло ведущую роль в развитии главного жанра музыки эпохи Возрождения – мессы. Возникнув в эпоху Средневековья, жанр мессы в XIV–XVI веках стремительно преобразуется, продвигаясь от образцов, представленных отдельными, разрозненными частями, до сочинений стройной циклической формы. В-третьих, возрастание роли инструментальной музыки (при явном преобладании вокальных жанров). Если европейское Средневековье почти не знало профессионального инструментализма, то в эпоху Возрождения создается множество произведений для лютни (самый распространенный музыкальный инструмент того времени), органа, виолы, виуэлы, верджинала – Доуленд, Берд, продольных флейт. Они еще следуют вокальным образцам, но интерес к инструментальной игре уже определился. В эпоху Возрождения происходило активное формирование национальных музыкальных школ (нидерландской, французской – Клеман Жанекен, итальянской, английских верджиналистов, испанских виуэлистов и других), творчество которых опиралось на фольклор своей страны. Наконец, далеко вперед шагнула теория музыки, выдвинувшая целый ряд замечательных теоретиков. Это француз Филипп де Витри, автор трактата «Ars nova» («Новое искусство», где дано теоретическое обоснование нового полифонического стиля) – о котором уже было упомянуто; итальянец Джозеффо Царлино, один из создателей науки о гармонии; швейцарец Глареан, основоположник учения о мелодии. Можно рассказать про строй.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|