Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание: определите характер ошибок, допущенных на морфологическом уровне. Исправьте предложения.




Кафедра языков массовых коммуникаций

Контрольная работа

По русскому языку и культуре речи

МОРФОЛОГИЯ. СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

для студентов-заочников

2016/2017 уч. год

Сдать до 20.04.2017

РАЗДЕЛ I

В Киеве

Было это в Киеве в дни моей юности. Был я тогда худ и светловолос необыкновенно. Прямо был до жалости блондин. А виски зачёсывал не как все, а «из протеста» – наружу, к носу.

Знавал я в те годы одного симпатичного парня. Фамилия его была, кажется, Ковальчук. Писал он ладные вывески, малярил, но в душе считал себя художником и не понятым слепой и завистливой толпой талантом. Был Ковальчук громадного роста и такой же силы, а жену имел маленькую, щупленькую, но ядовитую, как стрихнин. Самоеудивительное, что эта маленькая, худенькая женщина била гладиатора Ковальчука без всякой пощады, а он кротко подчинялся выходкам фурии. Иногда только, когда вконец исчерпывалась его воловья кротость, Ковальчук переходил в наступление. Тогда он усаживал свою крохотную жену на верхушку высокого шкафа и держал её там до тех пор, пока она не просила прощения.

Случилось как- то, что я долго, несколько месяцев, не встречал Ковальчука. И вот однажды в нежный весенний день бреду я по Крещатику и слышу, что меня окликают. Поворачиваю голову и вижу перед собой здоровенногопарнюгу с узелком в руке. Из узелка заманчиво выглядывают горлышки двух бутылок.

- Ковальчук! Какими судьбами?

- Саня! – говорит он упавшим голосом. – Саня, друг, пойдём.

- Куда пойдём?

- К ней… – взор Ковальчука заволакивается слезой, рот кривится в горькую гримасу. – К ней… К Дунечке моей… Помянуть её…

- Как помянуть?.. Да ты что? С утра, что ли, еле можахом?

Краткий разговор выясняет, однако, что Дунечка действительно уже три месяца как умерла. Заболела, слегла и умерла. Бог дал, Бог и взял.

- Жалко, – говорю я. – Очень жалко. А что это у тебя в узелке?

- Водка… И закуска… Сегодня ведь поминальный день. Пойдём помянем.

Дело было молодое, времени свободного у менябылобольше всего, и мы пошли. Пришли на кладбище, пришли к указанной Ковальчуком могилке, сели. Развязали узелок, вынули две бутылки водки. Вся закуска оказалась всего-навсего из двух кусков сахару. Стали выпивать. Опрокинем стаканчик, куснём или лизнём сахару и – опять.

- Дунечка… – стонет Ковальчук, – Дуняша, цветик мой… Кохана моя… Саня, Саня, ты помнишь, как я любив, как я обожав?

- Угу… – неопределённо отвечаю я, вспоминая сцены со шкафом. – А ты что ж, сам, что ли, памятник-то поставил?

- Сам, – всхлипывает Ковальчук. – Сам… Всё своими вот этими руками. Выпьем, Саня…

Тем временем первая бутылка подходит к концу и открывается вторая.

- Я тебя прошу… – надрывно стонет Ковальчук. – Я тебя прошу, Санька, копни ты дырочку в могиле… Копни пальцем, я тебя прошу… Уважь!

- Да зачем?

- А мы ей водочки нальём… Ей… Дуняше … Коханочке… Пусть и она выпьет … Пусть…

Я выкапываю ямку, Ковальчук наливает водку. Сухая земля быстро впитывает влагу.

- Ишь ты! – вдруг восхищённо восклицает приятель. – Как выпила, а? Всегда горилку, стерва, любила…

Но ничто не вечно под луной, и вторая бутылка подходит к концу. Скепсис, сомнение закрадывались в мою душу.

- Не может быть… – замечаю я. – Неужели ты всё сам сделал – и памятник, и оградку?

- Всё! Всё! – кричит Ковальчук со страшным рыданием в голосе. – Усё сам зробыв! И могилку, и оградку. И здесь усё моё творчество! И дощечку сам своими руками напысав. Читай! Смотри!..

Я поднимаюсь, приближаю глаза к дощечке и читаю:

Здесь покоится прах

действительного статского советника

Никифора Серапионови…

- Ковальчук?.. В чём же дело?!

Мой приятель выдерживает длинную мастерскую паузу, которой бы позавидовали даже в Московском Художественном театре. Потом чешет в затылке. Поводит мутным взглядом. И говорит:

- Господа-а!.. Так это ж нэ та могыла…

Картина.

Александр Вертинский.

ЗАДАНИЕ:

1.Сформулируйте главную мысль текста.

2. Опишите организацию времен в тексте. Для этого: а) определите, сколько моментов речи; б) для каждого момента речи приведите примеры (2 – 3) прямого и переносного употребления форм времени; в) сделайте выводы.

3.Подчеркнутые слова охарактеризуйте по следующим схемам:

Существительное: начальная форма; нарицательное или собственное; ЛГ разряд по природе понятия (одушевленное или неодушевленное; конкретное, абстрактное, вещественное, собирательное); род; число, значение числа; падеж, значение падежа; тип склонения.

Прилагательное: начальная форма; качественное, относительное, притяжательное или порядковое; у качественных прилагательных: полная или краткая форма, степень сравнения; род, число, падеж.

Числительное: начальная форма; разряд по значению; количественное, дробное, собирательное; у количественных: простое, сложное или составное; падеж (для всех), род, число (для обладающих этими категориями).

Местоимение: начальная форма; разряд по значению; разряд по грамматическим признакам; падеж (для всех), значение падежа для местоименных существительных; род, число, лицо (для обладающих этими категориями);.

Глагол: Спрягаемые формы: вид; начальная форма; переходность-непереходность; залог; наклонение, значение наклонения, аффикс, образующий форму наклонения; время, значение времени, аффикс, образующий форму времени; лицо, значение лица по степени обобщённости субъекта; у определённо-личного – прямое или переносное (укажите, какое именно переносное значение), аффикс, образующий форму лица; спряжение.

Инфинитив: вид, переходность-непереходность, залог, спряжение, формообразующий суффикс.

Причастие: инфинитив, вид, переходность-непереходность, залог, время, спряжение, формообразующий суффикс.

Деепричастие: инфинитив, вид, переходность-непереходность, залог, спряжение, формообразующий суффикс.

Наречие: разряд по значению, способ словообразования.

Слово категории состояния: разряд по значению.

Частица: функция (формообразующая, словообразующая, синтаксическая), значение.

Союз: функция (сочинительный, подчинительный), значение.

Предлог: значение.

РАЗДЕЛ II

Задание: определите характер ошибок, допущенных на морфологическом уровне. Исправьте предложения.

А) Сегодня наша команда показала более лучшую игру. Б) Крыша сарая была покрыта толью. В) Мальчик остался круглой сиротой. Г) Вот они, кусты, на которых незаметно растут плоды, порадующие нас в августе. Д) Он сумел победить самого сильнейшего противника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...