Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание: перепишите текст, употребив слова, данные в скобках, в нужной форме; цифры напишите прописью.




В 1921 (год) библиотека Новосибирского государственного университета располагала 40 000 (книга). Книжный фонд библиотеки в 1943 (год) составлял около 3486 (том), к 1959 (год) он вырос до 514 591 (том), а в 1969 исчислялся 920 000 (том). Ежегодно библиотека пополняется примерно 1000 (том).

 

РАЗДЕЛ III

 

Синтаксис простого предложения

Текст для анализа

Зима 1919 – 1920 годов. Очень холодная, очень голодная, очень черная зима.

Я каждый день возвращаюсь поздно вечером из института живого слова одна. По совершенно безлюдным, темным – хоть глаз выколи – страшным улицам. Грабежи стали бытовым явлением.С наступлением сумерек грабили всюду. В полной тишине, в полной темноте иногда доносились шаги шедшего впереди. Я старалась приблизиться к ним. Мне и в голову не приходило, что сейчас может вспыхнуть свет электрического фонарика и раздастся грозное: « Скидывай шубу !», мою котиковую шубку с горностаевым воротничком. Я ее очень любила. Не как вещь, а как живое существо, и называла ее Мурзик.

Мурзик нравился и Гумилеву. Иногда утром, зайдя неожиданно ко мне, Гумилев предлагал:

- А не прогулять ли нам Мурзика по снегу?Ему ведь скучно на вешалке висеть.

Я всегда радостно соглашалась.

Проходя мимо церкви, Гумилев всегда останавливался, снимал свою оленью ушастую шапку и истово осенял себя широким крестным знамением. Именно «осенял себя крестным знамением», а не просто крестился.

Прохожие смотрели на него с удивлением. Кое-кто шарахался в сторону. Кое-кто смеялся. Зрелище действительно было удивительное. Гумилев, длинный, узкоплечий, в широкой дохе с белым рисунком по подолу, развевающемуся, как юбка, вокруг его тонких ног, без шапки на морозе, перед церковью, мог казаться не только странным, но и смешным.

Но чтобы в те дни решиться так резко подчеркивать свою приверженность к гонимому «культ у», надо было обладать гражданским мужеством.

Гражданского мужества у Гумилева было больше, чем требуется. Не меньше, чем легкомыслия.

Однажды на вечере поэзии у балтфлотцев, читая свои африканские стихи, он особенно громко проскандировал:

Я бельгийский ему подарил пистолет

И портрет моего государя.

По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Гумилев продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущенных слушателей.

Кончив стихотворение, он скрестил руки на груди и спокойно обвел зал своими косыми глазами, ожидая аплодисментов.

Гумилев ждал и смотрел на матросов, матросы смотрели на него.

И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали.

Всем стало ясно: Гумилев победил. Так ему здесь еще никогда не аплодировали.

- А была минута, мне даже страшно стало, - рассказывал он, возвращаясь со мной с вечера. - Ведь мог же какой-нибудь товарищ-матрос, «краса и гордость красного флота», вынуть свой небельгийский пистолет и пальнуть в меня, как палил в «портрет моего государя». И, заметьте, без всяких для себя неприятных последствий. В революционном порыве, так сказать. … Только болван не видит опасности и не боится ее. Храбрость и бесстрашие не синонимы.Нельзя не бояться того, что страшно. Но необходимо уметь преодолеть страх, а главное, не показывать вида, что боишься. Этим я сегодня и подчинил их себе. И до чего приятно. Будто я в Африке на львов поохотился.

Да, Гумилев был доволен. Но по городу пополз, как дым, прибитый ветром, «слух» о «контрреволюционном выступлении Гумилева». Встречаясь на улице, два гражданина из «недорезанных», пугливо оглядываясь:

- Слыхали? Гумилев-то! Такое заявление сделал матросне с эстрады: «Я монархист, верен своему государю и ношу на сердце его портрет». Какой молодец, хоть и поэт.

Слух этот, возможно, дошел и до ушей, совсем не предназначавшихся для них. Вывод: Гумилев монархист и активный контрреволюционер, - был, возможно, сделан задолго до ареста Гумилева.

И. Одоевцева. На берегах Невы

Задания к тексту:

1. Подчеркнутые простые предложения (в том числе в составе сложных) проанализируйте по схеме:

А. Укажите, сколько позиций главных членов предложения (Выделите ГРАФИЧЕСКИ). Сделайте вывод об односоставности или двусоставности его.

Б. У двусоставных предложений: 1) укажите наличие или отсутствие пустых позиций членов предложения и сделайте вывод о его структурной полноте или неполноте; 2) укажите средства выражения главных членов предложения; 3) укажите структурный тип сказуемого (если простое глагольное, определите, согласованное или несогласованное; если составное, то глагольное или именное); 4) укажите случаи осложнения структуры простого предложения (однородные и обособленные члены предложения, вводные конструкции или конструкции, тождественные нечленимому предложению).

В. У односоставных предложений: 1) установите грамматическую природу главного члена и тип односоставного предложения; 2) установите наличие или отсутствие пустой позиции членов предложения и сделайте вывод о его структурной полноте или неполноте; 3) укажите случаи осложнения структуры простого предложения (однородные и обособленные члены предложения, вводные конструкции или конструкции, тождественные нечленимому предложению).

 

РАЗДЕЛ IV

Задание: перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Орфографию и пунктуацию объясните, пользуясь методическими указаниями по орфографии и пунктуации. Цифры напишите прописью.

Эпизодик с этой капельной ц..фрой случился со мною в то время когда я только что пр..дался изучению статистики был так сказать в самой первой поре увл..чения и (по)этому я надеюсь читатель изв..нит мне если доводы (в)следстви.. которых во мне р..дилось побуждение (во)что(бы)то(н..)стало вид..ть своими глазами упомянутую микроскопическую ц..фру покажут..ся ему лиш..(н,нн)ыми точных научных оснований и почти (не)логическими. (Не)вольные ошибки начинающего должны быть изв..няемы и в надежде на это я ра(с,сс)к..жу проце(с,сс) моего мышления в данном деле без всякой утайки: дело в том что нач..тавшись мес..ных данных я без перерыва пр..нялся за материалы собра(н,нн)ые столичными статистиками и (з,с)десь в отделе браков рождаемости и смертности населения я натолкнулся на ц..фру которая мне (по неопытности)пок..залась совершенно (не)об..яснимой оказывает..ся что в П..тербурге ежемесячно нарождается до 700 детей у которых нет н.. отцов н.. матерей. В графе «отцы» стоит 0 в графе «матери» то(же) 0 а в итоге написа(н,нн)о (и)того 700 штук человек.

По Г.И. Успенскому

 

Составители: Т.А. Кутенева, Е.Г. Соболева

Утверждено на заседании кафедры языков массовых коммуникаций

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...