· Дефицит жидкости в организме вследствие рвоты, жидкого стула
Грубые черты лица, широкое переносье, большой язык, полуоткрытый рот, на лбу - стойкие складки, слизистый отек, припухлости кистей («рукавички») и стоп («сапожки»)
· Изменение внешнего вида вследствие гормональной дисфункции
Снижение эластичности кожи, тургора, подкожно-жирового слоя
· Изменение внешнего вида вследствие гипотрофии
Поддержание нормальной t тела
Гипотермия (t 35 и ниже)
· Нарушение терморегуляции вследствие гормональной дисфункции
· менее выражено
· устранено
Поддержание безопасности окружающей среды
Присоединение сопутствующих заболеваний
Потенциальные
· Риск не реализован, состояние пациента не ухудшилось
· Высокий риск присоединения сопутствующих заболеваний (из-за снижения иммунитета)
Отсутствие отделения мекония, синдром мальабсорбции, жидкий стул
Нарушение двигательной активности
Судороги
Дефицит жидкости в организме
Жажда, сухость, кожи, слизистых
Изменение внешнего вида
Грубые черты лица, широкое переносье, большой язык, полуоткрытый рот, на лбу - стойкие складки, слизистый отек, припухлости кистей («рукавички») и стоп («сапожки»)
менее выражены (выражен)
устранены (устранен)
Возможные проблемы родителей:
· Стресс, психологический дискомфорт;
· Дефицит знаний о заболевании;
· Трудности в организации ухода, вскармливания, воспитания и обучения ребенка;
· Ситуационный кризис в семье (материальные трудности, потеря работы, необходимость постоянного ухода за проблемным ребенком);
· Поиски специалистов, владеющих современными методиками лечения и реабилитации таких детей.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ (IIIэтап СП) и РЕАЛИЗАЦИИ СВ (IVэтап СП) по имеющимся проблемам при НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ:
ПЛАН СВ
ОБОСНОВАНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА СВ
Информировать родителей о заболевании
· Обеспечивается право на информацию
· Родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода.
· Рассказать о причинах, клинике, возможном прогнозе данного заболевания
· Обеспечить ребенку доступ свежего воздуха:
- проводить проветривание комнаты 3-4 раза в день, влажную уборку 2 раза в день
- по возможности организовать сон на свежем воздухе
- организовать оксигенотерапию по назначению врача
· Уменьшается приток крови к легким, опускается диафрагма, облегчается дыхание
· Придать ребенку возвышенное положение в постели (под матрац положить подушку в области головной части)
· Обеспечить мероприятия направленные на разжижение и отхождение мокроты:
- организовать введение муколитиков (трипсин, химотрипсин, 2% раствор гидрокарбоната натрия, 3% раствор хлорида натрия, раствор йодида калия, мукалтин)
- проводить постуральный дренаж, перкуторный массаж)
Нормализовать t ребенка
· Для повышения t при гипотермии
· Провести горячую ванну с t воды 38-39 градусов,
продолжительностью 5-7 минут
· После ванны тщательно обсушить ребенка теплой пеленкой и запеленать в подогретое белье
· Уложить в кроватку и обложить с 3-х сторон грелками
· Поддерживать температурный режим в помещении в пределах 25-26 градусов
· Каждые 2 часа проводить термометрию
Организовать питание с учетом заболевания
· В связи с плохой переносимостью пищи
При всех наследственных заболеваниях:
· Кормить часто малыми порциями
· Постепенно расширять объем пищи
· Предупреждается развитие эксикоза
· Обеспечить ребенка дополнительным введением жидкости (допаивать теплой кипяченой водой)
· Для исключения доступа фенилаланина с пищей
При фенилкетонурии:
· новорожденным дают заменители молока (ФКУ-1, Фенилфери, Лофеналак),
· затем на протяжении 8-ми лет исключают все животные и частично растительные белки: мясо, рыбу, яйца, сыры, молоко, изделия из пшеничной и ржаной муки, шоколад, бобовые. Разрешается сахар, овощные пюре, фруктовые соки, мед, растительное масло, искусственное саго. Затем постепенно под контролем анализа крови вводят другие продукты.
· В связи с непереносимостью лактозы
При галактоземии:
· замена грудного и коровьего молока смесями с соевым или миндальным молоком, безлактозными молочными смесями.
· В связи с поражение поджелудочной железы
При муковисцедозе:
· новорожденным грудное вскармливание, при искусственном - молочные смеси «Роболакт», «Гумана-О», «Деталакт-ММ»;
· детям с синдромом мальабсорбции обогащение диеты белком и углеводами, ограничивают животные жиры, рекомендуют растительные.
Организовать охранительный режим ребенку
· В связи с повышенной возбудимостью, провоцированием повторных приступов судорог
· Уменьшить световые, звуковые раздражители
· Все манипуляции проводить осторожно, бережно
Обеспечить ребенку дви-гательный режим
· Не развиваются застойные явления в легких
· Чаще брать ребенка на руки
· Переворачивать в кроватке на бок, на живот
Организовать и обучить родственников проведению массажа, гимнастики
· Проводить комплекс массажа и гимнастики рекомендованный врачом, показать родителям методику проведения, убедиться, что они её освоили
Организовать гигиенические мероприятия с учетом заболевания
· Обеспечивается дыхательная ф-я кожи, укрепление организма, повышение иммунитета.
· Проводить ежедневные гигиенические ванны, показать родителям методику проведения, убедиться, что они её освоили
· В связи со склонностью к раздражению инфицированию кожи
· Применять гигроскопичное, натуральное белье, следить за его чистотой
· Обеспечивается комфортное состояние ребенка при расстройстве стула
· Подмывать после каждого акта дефекации, смазывать область ануса смягчающими, противовоспалительными мазями
Провести мероприятия по
профилактике присоединения сопутствующих заболеваний
· Вследствие снижения иммунитета
· Проводить регулярные проветривания помеще- ния, прогулки на свежем воздухе
· Создать оптимальный температурный режим(24-22 градусов) и следить чтобы не было сквозняков
· Ограничить контакты ребенка с больными детьми и взрослыми
Способствовать адаптации семьи к заболеванию ребенка
· Для решения возможных проблем родителей детей с наследственными заболеваниями
· Научить родителей удовлетворять физические, эмоциональные, психологические и социальные потребности ребенка. Помочь им правильно оценивать способности и возможности ребенка, научить контролировать уровень интеллектуального развития ребенка. Поощрять активную игровую деятельность ребенка. Посоветовать проводить занятия со специалистами (логопедом, психологом и др.).
· Проинформировать их об имеющихся льготах для детей-инвалидов детства.
· Помочь семьям, имеющим таких детей, объединится в группу родительской поддержки для решения вопросов их воспитания и социальной адаптации.
Особенности ухода за детьми с ограниченными возможностями.
Специфическим фактором, влияющим на социально-экономическую адаптацию семей, является потребность значительной части детей-инвалидов в постоянном уходе и дополнительной помощи при обучении.
Можно выделить две основные проблемы, объясняющие сложности домашнего ухода за детьми-инвалидами.
Первая из них заключается в том, что не все дети-инвалиды посещают воспитательные и образовательные учреждения, им требуется забота, внимание и помощь в получении образования. В Москве, в 2000-2001 годах, более половины дошкольников не посещают воспитательные учреждения, а более половины детей школьного возраста требуют повышенного внимания и участия: 13 % из них не учатся совсем, 18 % детей обучаются на дому, еще 1/3 детей часто пропускают школу по болезни.
Вторая проблема заключается в том, что детям-инвалидам необходим постоянный уход по медицинским показаниям.
Учреждения социальной сферы - дошкольные и образовательные воспитательные учреждения - не могут предоставить свои услуги по оказанию постоянного ухода всем нуждающимся детям-инвалидам, и основная нагрузка по уходу за детьми-инвалидами ложится на плечи родителей.
Уход за детьми-инвалидами занимает продолжительное время (для некоторых детей он необходим постоянно) и, кроме того, включает более широкий перечень действий кроме непосредственного ухода. Например, частая госпитализация детей доставляет родителям массу хлопот и отнимает много времени, хотя в этот период их далеко не всегда допускают к уходу. Сюда же можно включить время, затрачиваемое на поиск и приобретение лекарств, вспомогательных средств (протезов, очков, ортопедической обуви), на запись в медицинские кабинеты, включая очереди на поездки с детьми к врачам, на лечение и многое другое.
При уходе за детьми, нуждающимися в ежедневных лечебных и медицинских процедурах, зачастую родители непосредственно осуществляют эти мероприятия. Фрагмент интервью с матерью девочки, не способной ходить, самостоятельно держать ложку, обслуживать себя, содержит пример такой ежедневной деятельности: «Весь период дня я дома. Я с ней гимнастику сделала, укладки, таблетки дала, сделала уколы, покормила, позанималась с ней как логопед, позанималась с ней как массажист, как специалист по ЛФК. Этому учишься, смотришь, как делают врачи, читаешь литературу. Было бы желание — все остальное достижимо. Работаем с ребенком постоянно. Постепенно период острый уходит, возвращаются некоторые функции. Научились писать, читать, рисовать, лепить, клеить, резать, мозаики всякие собирать и конструкторы. Все, чему можно научить ребенка в жизни, чем можно его приспособить, развить, занять» (Лена К., 45 лет).
Причем уход за ребенком-инвалидом требует от родителей терпимости к многочисленным негативным проявлениям в поведении, в частности, связанным с болью, нежеланием принимать лекарства, неконтролируемым поведением, неспособностью самостоятельно передвигаться, видеть, слышать, понимать требования родителей.
Семьи с детьми-инвалидами могут пользоваться услугами всех учреждений социального обслуживания семьи и детей, включая реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, непосредственно специализирующиеся на оказании помощи этой категории граждан. В Российской Федерации существует более десятка видов различных учреждений, в том числе центры социальной помощи семье и детям, социального обслуживания населения, психолого-педагогической помощи населению, экстренной психологической помощи по телефону, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков.
Таблица 1. Нормативно-регулируемые факторы, определяющие законодательные основы и механизмы, обеспечивающие работу служб социального обслуживания
Законодательные акты
Основные положения
Результаты
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 2 августа 1995 года
Включает перечень социальных услуг для инвалидов (уход, организацию питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, организацию досуга и др.), которые предоставляются на дому или в учреждениях социального обслуживания
На основе этого перечня устанавливается территориальный перечень, утверждаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с учетом потребностей населения, проживающего на территории Российской Федерации
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 года
Предусматривается оказание всех видов социального обслуживания для инвалидов
Дает трактовку «жизненной ситуации» для инвалида, которую он не может преодолеть самостоятельно
Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 года №739
Разработка «Положения о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых инвалидам на дому...»
Вводится положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых инвалидам на дому
«Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» на основе постановления Правительства РФ от 24 июня 1996 года №739
Бесплатные услуги предоставляются детям-инвалидам из бедных семей, имеющим среднедушевой доход ниже ПМЖ, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход
Практика оказания социально-бытовых услуг не имеет широкого распространения
Хочется подчеркнуть, что хотя сегодня уже создана в России (и в столице, в частности) социальная инфраструктура по обслуживанию семей с детьми-инвалидами, отдача от нее пока не достаточна. Матери детей-инвалидов затрачивают непропорционально большее время на уход за детьми, и многие из них вынуждены прерывать свою занятость на оплачиваемой работе. В связи с этим необходимо: 1) развитие в социальном обслуживании социально-бытовых услуг, предоставляемых семьям с детьми-инвалидами; 2) введение в стандарты социального обслуживания норм, обеспечивающих замещение обслуживающего труда по уходу за детьми-инвалидами; 3) разработка тарифов платного социального обслуживания семей; 6) обеспечение доступности информации по социальным вопросам.