Устное народное творчество.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Г. Иркутска средняя общеобразовательная школа С углубленным изучением отдельных предметов № 14
Рабочая учебная программа
по литературе
Основное общее образование, 5 и, л классы (базовый уровень)
Учитель русского языка и литературы: Девятых Елена Валерьевна
Иркутск 2015/2016 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 5 классаосновной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс, - М.: «Просвещение», 2012); с авторской программой по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школ. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5 классе. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы под редакцией В.Я. Коровиной. Планирование рассчитано на 34 рабочие недели, что соответствует базисному плану, на изучение литературы в 5 классе отводится 68 часов, то есть 2 часа в неделю. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе..
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса. В результате изучения литературы учащиеся должны знать: § содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; § наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
§ основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; § основные теоретико-литературные понятия; § уметь: § работать с книгой § определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; § выявлять авторскую позицию; § выражать свое отношение к прочитанному; § выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; § владеть различными видами пересказа; § строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; § участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. § В результате изучения литературы учащиеся должны уметь: § Воспроизводить сюжет изученного произведения; § Отличать стихотворения от прозы, используя сведения о стихосложении § Выявлять основную нравственную проблематику произведения § Определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно – следственные связи между ними § Выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения Воспроизводить многозначность слов в произведении, определять их роль в тексте, определять изобразительно выразительные средства языка, выявлять авторское отношение к изображаемому. Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Содержание тем курса литературы в 5 классе Введение. Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|