Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. « Ворона и Лисица», «Волк иЯгненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне » - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна ». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

« Кубок ». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне » - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

« У лукоморья дуб зеленый …». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях » - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps ». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

« Бородино » - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. « Что ты спишь, мужичок ?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место » - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге ». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

« Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

« Муму » - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение « Весенний дождь » - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник ». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. « Хирургия » - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

 

 

Содержание тем курса Кол-во часов
1. Введение  
2. Устное народное творчество  
3. Древнерусская литература  
4. Русская литература 18 века  
5. Русская литература 19 века  
6. Русская литература 20 века  
7. Зарубежная литература  
8. Итоговые уроки  

 

Уроки развития речи-12

Контрольные работы, тесты – 3

Уроки внеклассного чтения – 11

Общее количество часов – 102

 

 

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоиндетефикации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

Личностные результаты освоения программы:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

 

Метапредметные результаты освоения программы:

1) умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

3) умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 

В 5 классе идёт формирование представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, чьи интересы в основном сосредоточены на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

 

В результате изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе обучающийся должен:

знатьпонимать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); литературная сказка; стихотворения и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; («бродячие сюжеты») сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиаграфичность литературного произведения (начальные представления).

 

уметь:

- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

- выявлять основную нравственную проблематику произведения;

- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

- аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить авторские оценки;

- видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;

- создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

 

 


Календарно-тематическое планирование

№ урока пп Дата проведения Раздел, тема урока   Кол-во часов Тип урока Основные виды учебной деятельности Универсальные учебные дейстаия Примечания
План Факт
  02.09.15 – 05.09.15   ВВЕДЕНИЕ 1 ч.   Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.   Ввод-ный урок Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника. Познавательные: могут находить и извлекать нужную информацию в материалах учебника (предисловие, послесловие, оглавление, сноски), рабочих тетрадях. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.  
2-3 07.09.15 – 12.09.15   УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 10 ч. Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.   Комби-ниро-ванный урок Чтение статьи учебника; «Литератур-ное лото» - ответы на вопросы репродуктив-ного характера; создание собственного высказывания с использова-нием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситу-ацию, используя как своеобраз-ный вывод пословицу или поговорку. Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. Познавательные: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строят монологические высказывания и диалог (в том числе с адекватным использованием малых фольклорных форм).  
  07.09.15 -12.09.15   Сказка как особый жанр фольклора. Русские народные сказки. Жанры народных сказок.   Урок изуче-ния нового матери-ала Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературо-ведческих терминов; сопоставле-ние текстов с иллюстраци-ями. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную задачу и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и свою позицию.  
  14.09.15 – 19.09.15   «Царевна – лягушка».   Образ Василисы Премудрой.   Урок-беседа Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставле-ние иллюстраций художников с текстом сказки. Составление плана «Особеннос-ти волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя». Познавательные: умеют строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: умеют проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.  
  14.09.15 – 19.09.15   «Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича.   Комби-ниро-ванный урок Выразитель-ное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В. Васнецова «Пир». Пересказ сказки «Царевна- лягушка». Самостоя-тельная работа. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев.  
  14.09.15 – 19.09.15   "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания.   Обуче-ние чтению. Беседа Выразитель-ное чтение. Пересказ. Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 (с. 37) Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения и эффективно сотрудничают.  
  21.09.15 – 26.09.15   "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо". Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.   Нравственное превосходство главного героя.   Комби-ниро-ванный урок Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование. Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: умеют анализировать прозаический текст и соотносить прочитанное с произведением живописи. Коммуникативные: умеют пересказывать текст.  
  21.09.15 – 26.09.15   Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка "Солдатская шинель".   Обуче-ние чтению. Беседа Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопостав -ление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках». Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.  
  21.09.15 – 26.09.15   Р/р Составление волшебной сказки   Урок разви-тия речи Создать волшебную сказку, учитывая особенности жанра (развитие сюжета, конфликт, зачин и концовка, действия героев, повтор эпизодов, употребление речевых оборотов и средств художествен-ной выразитель-ности). Написание чернового варианта сказки. Познавательные: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют новую цель. Коммуникативные: умеют сочинять новый текст, используя особенности жанра.  
  28.09.15 – 02.09.15   Мои любимые сказки. В.Ч.   Внеклас-сное чтение Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстраций к сказкам. Подготовить свой собственный сборник сказок, дать ему название, включить в него сказки разных видов, оформить обложку, вставить лучшие иллюстрации. Познавательные: владеют элементами анализа произведения. Регулятивные: соотносят иллюстрацию с текстом художественного произведения, отбирают материал для устного рассказа. Коммуникативные: доказывать, используя сказочные формулы, принадлежность сказки к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию.  
12- 28.09.15 – 02.09.15   ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 ч.   «Повесть временных лет» как литературный памятник.   «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».   Русские летописи. ПРОЕКТЭлектронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей».   Комби-нирован-ный урок Чтение статьи учебника, чтение художествен-ного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. Словарная работа Составление цитатного плана; сопоставле-ние текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51)   Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: планируют алгоритм ответа, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения.  
  05.10.15 – 10.10.15   ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 2 ч.   М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...»   Урок изуче-ния нового матери-ала Чтение статьи о Ломоносове, художествен-ного текста, ответы на вопросы; выразитель-ное чтение стихотворе-ния. Ответ -рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдо учениям, размышлени-ям и сомнениям Ломоносов противопос-тавил житейский, практический опыт простого человека? Познавательные: умеют извлекать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: умеют выразительно читать вслух и понимать прочитанное.  
  05.10.15 – 10.10.15   Роды и жанры литературы.   Урок изуче-ния нового матери-ала Чтение статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы. Познавательные: трансформируют информацию, представленную в разных формах (таблица, схема). Регулятивные: самостоятельно составляют план решения учебной проблемы. Коммуникативные: умеют оперировать литературоведческими понятиями в речи. .
  05.10.15 – 10.10.15   ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 38ч. И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий     Комби-ниро-ванный урок Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сума-рокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки. Познавательные: узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формируют операциональный опыт. Коммуникативные: умеют выразительно и эмоционально читать вслух и понимать прочитанное.  
  12.10.15 – 17.10.15   Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях   Комби-ниро-ванный урок Чтение басен; устное словесное рисование, инсцениро-вание; комментиро-ванное чтение, сопоставле-ние с иллюстраци-ей; анализ текста, сопоставле-ние с басней Эзопа «Ворона и Лисица». Познавательные: умеют узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (умение работать по алгоритмам). Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формирование навыков выразительного чтения, коллективного взаимодействия.  
  12.10.15 – 17.10.15   Р/р Жанр басни. Повествование и мораль в басне   Урок разви-тия речи Обучение написанию сочинения. 3 темы на выбор: - Какая басня И.А. Крылова твоя любимая и почему? - Как ты считаешь, устарели ли сегодня басни И.А. Крылова? - Что ты узнал о басне и какие строки остались в памяти? Написание черновика сочинения. Сочинение басни на основе мораль ной сентенции одной из понрави-вшихся басен. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия;осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения. Регулятивные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.  
  12.10.15 – 17.10.15   ВЧ Басенный мир Ивана Андреевича Крылова     ПРОЕКТЭлектронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях»   Урок вне-клас-сного чтения Выразитель-ное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирова-ние басен, презентация иллюстраций; сопоставле-ние басен. Познавательные: сознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.  
20-21 19.10.15 – 24.10.15   В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»   Урок изуче-ния нового матери-ала   Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художествен-ного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциатив-ных связей с произве- дениями живописи. Беседа по прочитанно-му, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка. Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литератур-ной». Познавательные: конструируют осознанное и произвольное сообщение в устной форме. Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения учебных действий. Коммуникативные: умеют читать вслух, понимают прочитанное.  
  19.10.15 – 24.10.15   Баллада В.А. Жуковского «Кубок»   Урок изуче-ния нового матери-ала Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. Характерис-тика героев, вопросы 1-3, 7 (с. 87), составление плана баллады. Познавательные: разделяют виды текстовой информации: фактуальные и подтекстовые. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные: умеют пересказывать художественный текст в соответствии с сюжетным планом произведения.  
  26.10.15 – 31.10.15   А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила».   Урок изуче-ния нового матери-ала Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование.   Познавательные: объясняют особенности стихотворной речи, слышат ритм стихотворного текста. Регулятивные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Коммуникативные: создают устные иллюстрации.  
24-25 26.10.15 – 31.10.15   А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил   Основные образы сказки   Комби-нирован-ный урок Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, вы-разительное чтение; установле- ние ассоциатив-ных связей с произведениями живописи. Сопоставле-ние сравнитель-ной характерис-тики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям, срав-ни тельная характерис-тика героев. Познавательные: находят общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках. Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения учебных действий. Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.  
  09.11.15 – 14.10.15   Р/р Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина   Урок разви-тия речи Выразитель-ное чтение, чтение по ролям, художест- венное рассказыва-ние эпизода, устное словесное рисование, сравнитель-ная характерис-тика героев. Познавательные: сопоставляют литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним. Регулятивные: анализируют текст. Коммуникативные: аргументированно и последовательно доказывают свою точку зрения при сравнении произведений и обсуждении их исполнения.  
  09.11.15 – 14.10.15   Р/р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.   Урок разви-тия речи Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразитель-ное чтение Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме). Конспект статьи учебника «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 114 - 116). Познавательные: понимают информацию, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану. Коммуникативные: создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме).  
28-29 09.11.15 – 14.11.15   16.11.15 – 21.11.15   Русская литературная сказка.   Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.   Мир детства в изображении писателя.   Урок изуче-ния нового матери-ала, урок-беседа Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментиро-ванное чтение.   Ответы на вопросы.   Краткий пересказ. Познавательные: объясняют особенности литературной сказки начала 19 в. Регулятивные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Коммуникативные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.  
  16.11.15 – 21.11.15   ВЧ. Писатели-сказочники и их герои.   В.М. Гарш
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...