Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическая карта учебной дисциплины

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

__________________ С.Н. Князев

__________________2015 г.

 

Регистрационный № УД-_______/уч.

ЛОГИКА

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности:

 

1-24 01 01 Международное право

 

 

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Логика» для учреждений высшего образования, утвержденной 14.09.2010 г., регистрационный номер: ТД – СГ.016/тип.

Составитель:

А.В. Свиридов, старший преподаватель кафедры профсоюзной работы,

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой профсоюзной работы (протокол № 4 от 16.06.2015 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» (протокол № __ от __.__.2015 г.).

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи дисциплины

Главная цель изучения логики – овладение формами, законами и методами правильного мышления, гарантирующего получение истинных знаний при истинных предпосылках. Достижение этой цели открывает перед студентом возможность вооружиться средствами рефлексии над мыслительной деятельностью человека, вырабатывает у студента критическое отношение как к своим собственным, так и чужим мыслям и рассуждениям, позволяет сознательно контролировать и корректировать их.

В процессе изучения дисциплины должны быть решены следующие задачи:

· освоить основные теоретические положения данной дисциплины, содержание и объем ее основных понятий;

· изучить формы, законы и методы правильного рассуждения;

· освоить аргументационные процедуры (доказательство, опровержение, подтверждение и пр.) с позиций их правильности и убедительности;

· научиться постановке вопросов, оценке ответов, проверке гипотез и другого с позиций их соответствия требованиям логики;

· научиться анализировать логическую структуру учебных, научных, деловых и прочих текстов в целях их глубокого понимания, усвоения и корректировки;

· сформировать умения и навыки работы с научной терминологией;

· приобрести навыки корректного участия в различных формах диалога, выявления и устранения в них недозволенных приемов, умышленных и непроизвольных погрешностей, логических противоречий и пр.;

· познать способы применения логических знаний в профессиональной, учебной, социальной и личностных сферах деятельности человека.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

· сущность логических основ мышления человека, языковые способы их выражения;

· основные теоретические положения и понятия логики;

· логические процедуры получения и использования новых знаний;

· логические основы структурирования учебных, научных, деловых текстов;

уметь:

· правильно аргументировать свои высказывания;

· анализировать смыслы языковых выражений;

· выявлять логические ошибки в рассуждениях;

· корректно вести дискуссии и споры.

Содержание учебной дисциплины включает шесть тем, представляющих собой относительно самостоятельные и взаимосвязанные дидактические единицы. Изучение дисциплины рассчитано на 88 учебных часа, из них 32 – аудиторных, из которых 12 часов отводится на лекционные, 10 – на практические занятия, 10 – на самостоятельную управляемую работу студентов.

Организационные формы и методы обучения

Обучение дисциплине «Логика» предусматривает следующие организационные формы обучения: лекции (традиционная форма, лекция-беседа), семинарские занятия (групповые дискуссии, круглые столы, работа в малых группах), самостоятельная управляемая работа студентов по выполнению различных видов заданий (составления глоссария, конспектирование научных публикаций, реферирование, решение логических задач).

Дисциплина связана с другими учебными дисциплинами, прежде всего, философией, риторикой, правовыми дисциплинами. При этом особенностью изучения «Логики», является развитие творческого потенциала личности, вооружение студентов определёнными знаниями и обучает тому, как можно и нужно учиться.

Виды, формы контроля

Промежуточный контроль знаний осуществляется посредством выполнения студентами работ в форме письменного опроса или тестовых заданий по содержанию изученных тем.

Итоговый контроль знаний студентов по курсу «Логика» - зачет.

 

 

Семестр Всего часов Ауд. часов Лекции Семин. занятия СУРС Экзамен Зачет
Очная форма обучения
              Зачет
Заочная / заочная сокращенная форма обучения
- - - - - - - -

 

I. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная (дневная) форма обучения

Наименование темы Всего часов
Лекции Семинары Самостоятельная управляемая работа Всего
           
  Введение. Предмет, цель и задачи логики   - -  
  Понятия (Имена)        
  Высказывания (Суждения)        
  Силлогические выводы          
  Недедуктивные выводы   -    
  Диалог. Заключение          
  ИТОГО:        

 

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Введение. Предмет, цель и задачи логики

 

Общая характеристика курса. Цели и задачи курса. Требования к приобретенным в результате изучения курса компетенциям. Фор­мы и методы изучения курса. Способы и методы контроля и оценки знаний.

Мышление и язык. Логический анализ языка. Естественный и искусственный языки. Научный язык. Формализованный язык. Семиотический подход к анализу языка. Синтактика, семантика, праг­матика. Язык и метаязык. Понятие логической категории. Именные и пропозициональные функторы.Логика как наука о схемах рассуждений. Понятие логической схемы (формы). Виды логических схем и виды рассуждений. Поня­тие логического закона. Содержательные и формальные ошибки в мышлении. Паралогизмы и софизмы.

Классическая и неклассические логика. Общие представления о современных системах логики.

Понятия логической культуры. Применение логики в профессиональной и общественной деятельности специалиста.

 

Тема 2. Высказывания

 

Понятие высказывания. Высказывания простые и сложные. Ло­гические союзы: конъюнкция, дизъюнкция слабая, дизъюнкция силь­ная, эквиваленция, импликация, отрицание. Словесный и табличный способ определения логических союзов.

Понятие закона логики высказываний. Элементарные законы ло­гики высказываний: тождества, противоречия, исключенного тре­тьего, двойного отрицания. Сложные законы логики высказываний: modus ponens, modus tollens, контрапозиции, условного силлогизма и др. Проблема разрешимости и способы ее решения (табличный и сокращенный).

Логические отношения между схемами высказываний: совмес­тимость (следование, полная совместимость, частичная совмести­мость), несовместимость (противоречие, противность).

Выводные процедуры в логике высказываний. Основные и производные правила выводов. Введение импликации и сведение к аб­сурду.

Принцип достаточного основания. Достаточные и необходимые условия.

Речевые средства выражения логических союзов, законов, отно­шений и выводов.

Ценность и ограниченность логики высказываний.

 

Тема 3. Имена

 

Понятие имени. Объем и содержание имени. Виды имен по объе­му: имена единичные, общие, пустые. Понятие универсума рассуж­дения.

Признак как определяющий элемент содержания имени. Виды признаков: признаки родовые, видовые, индивидуализирующие; существенные и несущественные; основные и производные. Виды имен по содержанию: имена собирательные и несобирательные, кон­кретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относи­тельные и безотносительные, четкие и нечеткие. Имя и понятие. Функции имени.

Отношения между сравнимыми именами: совместимость (равнозначность, пересечение, подчинение), несовместимость (противо­речие, внеположенность, противоположность). Круги Эйлера как способ представления отношений между сравнимыми именами.

Логические операции с именами: булевы операции, ограничение, обобщение, определение, деление (классификация). Правила логи­ческих операций с именами. Ошибки при нарушении этих правил.

 

Тема 4. Силлогистические выводы

 

Атрибутивные высказывания как основа силлогистических вы­водов. Понятия субъекта и предиката. Деление атрибутивных вы­сказываний по качеству и по количеству. Распределенность терми­нов в атрибутивном высказывании.

Отношения между схемами атрибутивных высказываний с одни­ми и теми же терминами: противоречие, противность, подчинение, под противность. «Логический квадрат» как схема представления отношений между атрибутивными высказываниями.

Непосредственные силлогистические выводы: по «логическому квадрату», обверсия, конверсия, контрапозиция.

Понятие опосредованного силлогистического вывода. Простой категорический силлогизм. Состав простого категорического сил­логизма: три термина (меньший, больший, средний), посылки (мень­шая, большая), заключение. Круговые схемы Эйлера как способ определения правильности простого категорического силлогизма. Основные правила простого категорического силлогизма и ошибки при нарушении этих правил. Фигуры простого категорического сил­логизма и их роль в обнаружении формальных ошибок.

Понятие полисиллогизма. Прогрессивный и регрессивный поли­силлогизм.

Речевое выражение силлогизмов. Энтимема. Методика восста­новления энтимемы до полного силлогизма и обнаружение содержа­тельных и формальных ошибок. Эпихейрема.

 

 

Тема 5. Недедуктивные (правдоподобные) выводы

 

Аналогия, ее структура и виды. Сравнение и метафора. Понятия модели и прототипа (оригинала). Редуктивные выводы: абдукция, индукция, их разновидности. Условия правомерности правдоподоб­ных выводов. Ошибки в правдоподобных выводах. Эвристическая функция недедуктивных (правдоподобных) выводов.

 

Тема 6. Диалог. Заключение

 

Определение и логическая структура диалога. Вопросно-ответ­ный комплекс как основа структуры диалога. Социокультурные предпосылки ведения диалога. Вопрос, его структура и виды. От­вет, его связь с вопросом. Виды ответов.

Аргументация, ее структура. Логический и коммуникативный аспекты аргументации. Деление аргументации по логическим осно­ваниям: доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, оправдание. Элементы коммуникативной структуры аргументации: распознавание, понимание, убеждение.

Правила ведения диалога (по отношению к вопросу, по отноше­нию к ответу, по отношению к составу аргументации - ее тезису, аргументам, демонстрации). Ошибки и эвристические приемы в аргументационных процедурах. Значение аргументации в процессах управления, в идеологической работе, при формировании убеждений.

Подведение итогов курса. Анализ полученных студентами знаний, умений и навыков. Определение способов их внедрения на практике.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(очная форма получения обучения)

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела, темы занятия, перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Иное Количество часов УСР Форма контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Практические занятия Лабораторные занятия
                 
1. Введение. Предмет, цель и задачи логики. 1. Логика как наука о схемах рассуждений. 2. Мышление и язык. 3. Классическая и неклассическая логика.              
2. Понятия (Имена). 1. Понятие имени. 2. Признак как определяющий элемент содержания имени. 3. Отношения между сравнимыми именами. 4. Логические операции с именами.             Реферат
3. Высказывания (Суждения). 1. Понятия высказывания. 2. Законы логики высказываний. 3. Логические отношения между схемами высказываний. 4. Речевые средства выражения логических союзов.             Реферат
4. Силлогические выводы. 1. Атрибутивные высказывания как основа силлогистических выводов. 2. Непосредственные силлогистические выводы. 3. Простой категорический силлогизм. 4. Понятие полисиллогизма. Прогрессивный и регрессивный полисиллогизм.              
  Недедуктивные выводы. 1. Аналогия, ее структура и виды. 2. Редуктивные выводы: абдукция, индукция, их разновидности. 3. Эвристическая функция недедуктивных (правдоподобных) выводов.             Выступление на тему
6. Диалог. Заключение. 1. Определение и логическая структура диалога. 2. Аргументация, ее структура. 3. Ошибки и эвристические приемы в аргументационных процедурах.              
  Всего:             зачет
                         

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...