Учебно-методическая карта учебной дисциплины
УТВЕРЖДАЮ Ректор учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» __________________ С.Н. Князев __________________2015 г.
Регистрационный № УД-_______/уч. ЛОГИКА Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности:
1-24 01 01 Международное право
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по дисциплине «Логика» для учреждений высшего образования, утвержденной 14.09.2010 г., регистрационный номер: ТД – СГ.016/тип. Составитель: А.В. Свиридов, старший преподаватель кафедры профсоюзной работы,
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой профсоюзной работы (протокол № 4 от 16.06.2015 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» (протокол № __ от __.__.2015 г.).
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи дисциплины Главная цель изучения логики – овладение формами, законами и методами правильного мышления, гарантирующего получение истинных знаний при истинных предпосылках. Достижение этой цели открывает перед студентом возможность вооружиться средствами рефлексии над мыслительной деятельностью человека, вырабатывает у студента критическое отношение как к своим собственным, так и чужим мыслям и рассуждениям, позволяет сознательно контролировать и корректировать их. В процессе изучения дисциплины должны быть решены следующие задачи: · освоить основные теоретические положения данной дисциплины, содержание и объем ее основных понятий; · изучить формы, законы и методы правильного рассуждения; · освоить аргументационные процедуры (доказательство, опровержение, подтверждение и пр.) с позиций их правильности и убедительности;
· научиться постановке вопросов, оценке ответов, проверке гипотез и другого с позиций их соответствия требованиям логики; · научиться анализировать логическую структуру учебных, научных, деловых и прочих текстов в целях их глубокого понимания, усвоения и корректировки; · сформировать умения и навыки работы с научной терминологией; · приобрести навыки корректного участия в различных формах диалога, выявления и устранения в них недозволенных приемов, умышленных и непроизвольных погрешностей, логических противоречий и пр.; · познать способы применения логических знаний в профессиональной, учебной, социальной и личностных сферах деятельности человека. В результате изучения дисциплины студенты должны: знать: · сущность логических основ мышления человека, языковые способы их выражения; · основные теоретические положения и понятия логики; · логические процедуры получения и использования новых знаний; · логические основы структурирования учебных, научных, деловых текстов; уметь: · правильно аргументировать свои высказывания; · анализировать смыслы языковых выражений; · выявлять логические ошибки в рассуждениях; · корректно вести дискуссии и споры. Содержание учебной дисциплины включает шесть тем, представляющих собой относительно самостоятельные и взаимосвязанные дидактические единицы. Изучение дисциплины рассчитано на 88 учебных часа, из них 32 – аудиторных, из которых 12 часов отводится на лекционные, 10 – на практические занятия, 10 – на самостоятельную управляемую работу студентов. Организационные формы и методы обучения Обучение дисциплине «Логика» предусматривает следующие организационные формы обучения: лекции (традиционная форма, лекция-беседа), семинарские занятия (групповые дискуссии, круглые столы, работа в малых группах), самостоятельная управляемая работа студентов по выполнению различных видов заданий (составления глоссария, конспектирование научных публикаций, реферирование, решение логических задач).
Дисциплина связана с другими учебными дисциплинами, прежде всего, философией, риторикой, правовыми дисциплинами. При этом особенностью изучения «Логики», является развитие творческого потенциала личности, вооружение студентов определёнными знаниями и обучает тому, как можно и нужно учиться. Виды, формы контроля Промежуточный контроль знаний осуществляется посредством выполнения студентами работ в форме письменного опроса или тестовых заданий по содержанию изученных тем. Итоговый контроль знаний студентов по курсу «Логика» - зачет.
I. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Очная (дневная) форма обучения
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Введение. Предмет, цель и задачи логики
Общая характеристика курса. Цели и задачи курса. Требования к приобретенным в результате изучения курса компетенциям. Формы и методы изучения курса. Способы и методы контроля и оценки знаний. Мышление и язык. Логический анализ языка. Естественный и искусственный языки. Научный язык. Формализованный язык. Семиотический подход к анализу языка. Синтактика, семантика, прагматика. Язык и метаязык. Понятие логической категории. Именные и пропозициональные функторы.Логика как наука о схемах рассуждений. Понятие логической схемы (формы). Виды логических схем и виды рассуждений. Понятие логического закона. Содержательные и формальные ошибки в мышлении. Паралогизмы и софизмы.
Классическая и неклассические логика. Общие представления о современных системах логики. Понятия логической культуры. Применение логики в профессиональной и общественной деятельности специалиста.
Тема 2. Высказывания
Понятие высказывания. Высказывания простые и сложные. Логические союзы: конъюнкция, дизъюнкция слабая, дизъюнкция сильная, эквиваленция, импликация, отрицание. Словесный и табличный способ определения логических союзов. Понятие закона логики высказываний. Элементарные законы логики высказываний: тождества, противоречия, исключенного третьего, двойного отрицания. Сложные законы логики высказываний: modus ponens, modus tollens, контрапозиции, условного силлогизма и др. Проблема разрешимости и способы ее решения (табличный и сокращенный). Логические отношения между схемами высказываний: совместимость (следование, полная совместимость, частичная совместимость), несовместимость (противоречие, противность). Выводные процедуры в логике высказываний. Основные и производные правила выводов. Введение импликации и сведение к абсурду. Принцип достаточного основания. Достаточные и необходимые условия. Речевые средства выражения логических союзов, законов, отношений и выводов. Ценность и ограниченность логики высказываний.
Тема 3. Имена
Понятие имени. Объем и содержание имени. Виды имен по объему: имена единичные, общие, пустые. Понятие универсума рассуждения. Признак как определяющий элемент содержания имени. Виды признаков: признаки родовые, видовые, индивидуализирующие; существенные и несущественные; основные и производные. Виды имен по содержанию: имена собирательные и несобирательные, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, четкие и нечеткие. Имя и понятие. Функции имени. Отношения между сравнимыми именами: совместимость (равнозначность, пересечение, подчинение), несовместимость (противоречие, внеположенность, противоположность). Круги Эйлера как способ представления отношений между сравнимыми именами.
Логические операции с именами: булевы операции, ограничение, обобщение, определение, деление (классификация). Правила логических операций с именами. Ошибки при нарушении этих правил.
Тема 4. Силлогистические выводы
Атрибутивные высказывания как основа силлогистических выводов. Понятия субъекта и предиката. Деление атрибутивных высказываний по качеству и по количеству. Распределенность терминов в атрибутивном высказывании. Отношения между схемами атрибутивных высказываний с одними и теми же терминами: противоречие, противность, подчинение, под противность. «Логический квадрат» как схема представления отношений между атрибутивными высказываниями. Непосредственные силлогистические выводы: по «логическому квадрату», обверсия, конверсия, контрапозиция. Понятие опосредованного силлогистического вывода. Простой категорический силлогизм. Состав простого категорического силлогизма: три термина (меньший, больший, средний), посылки (меньшая, большая), заключение. Круговые схемы Эйлера как способ определения правильности простого категорического силлогизма. Основные правила простого категорического силлогизма и ошибки при нарушении этих правил. Фигуры простого категорического силлогизма и их роль в обнаружении формальных ошибок. Понятие полисиллогизма. Прогрессивный и регрессивный полисиллогизм. Речевое выражение силлогизмов. Энтимема. Методика восстановления энтимемы до полного силлогизма и обнаружение содержательных и формальных ошибок. Эпихейрема.
Тема 5. Недедуктивные (правдоподобные) выводы
Аналогия, ее структура и виды. Сравнение и метафора. Понятия модели и прототипа (оригинала). Редуктивные выводы: абдукция, индукция, их разновидности. Условия правомерности правдоподобных выводов. Ошибки в правдоподобных выводах. Эвристическая функция недедуктивных (правдоподобных) выводов.
Тема 6. Диалог. Заключение
Определение и логическая структура диалога. Вопросно-ответный комплекс как основа структуры диалога. Социокультурные предпосылки ведения диалога. Вопрос, его структура и виды. Ответ, его связь с вопросом. Виды ответов. Аргументация, ее структура. Логический и коммуникативный аспекты аргументации. Деление аргументации по логическим основаниям: доказательство, опровержение, подтверждение, объяснение, интерпретация, оправдание. Элементы коммуникативной структуры аргументации: распознавание, понимание, убеждение.
Правила ведения диалога (по отношению к вопросу, по отношению к ответу, по отношению к составу аргументации - ее тезису, аргументам, демонстрации). Ошибки и эвристические приемы в аргументационных процедурах. Значение аргументации в процессах управления, в идеологической работе, при формировании убеждений. Подведение итогов курса. Анализ полученных студентами знаний, умений и навыков. Определение способов их внедрения на практике. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (очная форма получения обучения)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|