Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Высказывания (Суждения)

1. Простые суждения: определение их вида через логическую структуру, количественно-качественные характеристики, распределенность терминов.

2. Сложные суждения: символическая запись их логических форм на языке логики высказываний. Определение истинностных значений сложных суждений табличным способом.

3. Отношения между суждениями по их истинностным значениям. Анализ суждений оппонентов в практике рассуждений: для простых суждений – с помощью «логического квадрата»; для сложных суждений – табличным способом.

4. Перевод суждений, выраженных в естественном языке, на язык логики высказываний и предикатов.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная:

1. Галенок, В. А. Логика: учеб. пособие / В. А. Галенок. - 3-е изд. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005. -171 с.

2. Гетманова, А. Д. Логика: учебник / А. Д. Гетманова. — 14-е изд., стерео­тип. -М.: Омега-Л, 2009.-415 с.

3. Малыхина, Г. И. Логика: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Г. И. Малыхина. - 3-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2005. - 239 с.

4. Мареев, С. Н. Логика: учебник / С. Н. Мареев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Экзамен, 2009. - 317 с.

 

Дополнительная:

 

1. Вольфенгаген, В. Э. Логика. Конспект лекции: техника рассуждений / В. Э. Вольфенгаген. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: АО «ЦентрЮрИнфоР», 2004.-229 с.

 

СЕМИНАР №2

 

Тема 2. Силлогические выводы.

1. Определение структуры простого категорического силлогизма. Проверка правильности простых категорических умозаключений по общим правилам и правилам фигур.

 

2. Анализ правильности умозаключений из сложных суждений на основе выявления их правильных форм.

 

3. Проверка правильности рассуждений методом таблично построенной логики высказываний. Исчисление высказываний.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная:

1. Конверский, А. Е. Логика традиционная и современная: учеб. пособие/ А. Е. Конверский.-М.: Идея-Пресс, 2010.-380 с.

2. Курбатов, В. И. Логика. Систематический курс: учебник / В. И. Курбатов.-Ростов н/Д: Феникс,2001.-508, [1] с.

3. Логика и риторика: хрестоматия: учеб. пособие для студентов гуманитар. спец. учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / авт,- сост: В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич. -2-е изд., доп. и перераб. -Минск: ТетраСистемс, 2007. - 735 с.

4. Малыхина, Г. И. Логика: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Г. И. Малыхина. - 3-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2005. - 239 с.

 

Дополнительная:

 

1. Афанасьева, О. В. Логика: учеб. пособие / О. В. Афанасьева. - М.: Проспект: Велби, 2008.-271 с.

2. Белнап, Н. Логика вопросов и ответов / Н. Белнап; пер. с англ. Г. Е. Крейдлина; общ. ред., предисл. и прим. В. А. Смирнова, В. К. Финна. — М.: Прогресс, 1981.-288 с.

3. Берков, В. Ф. Методология науки. Общие вопросы: учеб. пособие / В. Ф. Берков,-Минск: РИВШ, 2009.-396 с.

 

 

СЕМИНАР №3

 

Диалог.

 

1. Логическая структура доказательства. Виды доказательства и опровержения.

 

2. Логические правила доказательства и опровержения.

 

3. Логический анализ рассуждений на доказательную силу. Объяснение ошибок.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная:

1. Войшвилло, Е. К. Логика: учеб. для вузов / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. - М.: Владос-пресс, 2001. - 527 с.

2. Галенок, В. А. Логика: учеб. пособие / В. А. Галенок. - 3-е изд. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005. -171 с.

3. Гетманова, А. Д. Логика: учебник / А. Д. Гетманова. — 14-е изд., стерео­тип. -М.: Омега-Л, 2009.-415 с.

4. Гетманова, А. Д. Логика: словарь и задачник: учеб. пособие для вузов / А. Д. Гетманова. - М.: Гуманитар, изд. центр «Владос», 1998. -334 с.

5. Ивин, А. А. Логика: учеб. для вузов / А. А. Ивин. - М.: Гардарики, 2003.-347 с.

.

 

Дополнительная:

 

1. Горский, Д. П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский. -М.: Просве­щение, 1991.-208 с.

 

2. Грядовой, Д. И. Логика: практический курс основ формальной логики: учеб. пособие в кратком изложении и упражнениях / Д. И. Грядовой. - М.: Щит-М., 2004.-255 с.

 

3. Демидов, И. В. Логика: учебник/И. В. Демидов.-5-е изд., испр.-М.: Дашков и К0,2009. - 345 с.

 

 

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов (СУРС)

 

Целью самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплины в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Самостоятельная работа студентов включает выполнение заданий практического характера и решение логических задач.

 

СУРС 1

1.1. Правильно ли определение понятия «брокер»?

Брокер – посредник в продвижении товаров от производителя к потребителю.

 

1.2. Определите отношение между следующими понятиями по объему:

Рыночная политика. Рынок. Регулируемый рынок. Сельскохозяйственный рынок. Базар.

 

1.3. Правильно ли осуществлено ограничение понятий?

Цена – деньги – выражение стоимости товара – скользящая цена – изменяющаяся цена.

 

2.1. Подберите понятия соподчиненное понятию «права».

2.2. Определите отношение между следующими понятиями по объему:

Закон. Свод законов. Уголовный кодекс. Конституция Республики Беларусь. Правонарушение. Преступность. Кража. Хищение имущества государства.

 

 

СУРС 2.

 

1.1. Могут ли быть два человека оба не правы, если один из них высказывает

суждение (а), а другой – суждение (б):

(а) Неверно, что весь совокупный объѐм сбережений дойдѐт до инвестиций.

(б) Некоторая часть совокупного объѐма сбережений дойдѐт до инвестиций.

1.2. Дайте эквивалентную и подчиненную форму мысли:

Демонополизация рынка в обозримом будущем не ожидается.

1.3. Решите задачу табличным способом:

Три цеха договорились о порядке утверждения проектов следующим образом:

если цех В не участвует в проекте, то в нем не участвует и цех А;

если цех В участвует в проекте, то в нем участвуют цеха А и С.

Обязан ли при этих условиях цех С участвовать в проекте, когда в нем участвует цех А?

 

2.1. Равнозначны ли мысли, выраженные суждениями:

не все преступления раскрываются по «горячим следам»;

некоторые преступления не раскрываются по «горячим следам».

2.2. Признав истинной мысль: «Разбой является оконченным преступлением в момент нападения», что Вы можете сказать об истинности (ложности) мысли: «Разбой не является оконченным преступлением в момент нападения».

 

2.3. Могут быть правы и обвинитель, и защитник, сказав на судебном заседании:

Подсудимый виновен, и у него был сообщник.

Неверно, что если подсудимый виновен, то у него не было сообщника.

 

СУРС 3.

 

1.1. Определите фигуру и правильность следующего категорического силлогизма:

Каждый участник долевой собственности имеет право на отчуждение своей

доли собственности другому лицу. Иванов не является участником долевой собственности, так как не имеет права отчуждения своей доли собственности.

 

1.2. Выполнены ли правила терминов в простом категорическом силлогизме:

В настоящее время правительство реализует антиинфляционную политику,

поэтому оно не должно выходить за пределы установленного денежного лимита при увеличении количества денег для снижения процентных ставок как важнейшего условия антиинфляционной политики.

 

1.3. Проверьте правильность рассуждения табличным способом:

Если цены возрастут, то политическая ситуация обострится, а если не возрастут, то увеличится дефицит. Допустить обострение политической ситуации нельзя. Значит, увеличится дефицит.

 

2.1. В ходе расследования различных преступлений имели место различные выводы. Правильны ли они?

· Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин Н не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.

· Доверенность, в которой не указана дата еѐ совершения, недействительна. В данной доверенности указана дата еѐ совершения. Следовательно, данная доверенность действительна.

 

2.2. По виду логической формы проверьте правильность умозаключения:

Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских

показаний вызывает сомнения. Но объективность свидетельских показаний не вызывает сомнения, значит приговор должен быть оставлен в силе.

 

2.3. Проверьте правильность рассуждения табличным способом.

· Если разбивается витрина, то включается звуковая сигнализация и поступает сигнал в милицию.

· Если сигнал в милицию не поступает, то не включается и звуковая сигнализация. Значит, звуковая сигнализация включается только вместе с поступлением сигнала в милицию.


 

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие логической формы мышления и логического закона.

2. Истинность и правильность мышления.

3. Язык и мышление, мысль и слово.

4. Основные законы логики.

5. Понятие и его структура. Объем и содержание понятия.

6. Закон обратной зависимости объема и содержания.

7. Отношения между понятиями.

8. Логические операции с понятиями.

9. Суждение. Основная логическая характеристика суждения.

10. Виды простых суждений.

11. Виды простых категорических суждений. Распределенность терминов суждений.

12. Сложные суждения и их виды.

13. Определение истинности сложных суждений. Таблица истинностных значений.

14. Отношения между суждениями.

15. Алгоритм «логический квадрат».

16. Умозаключение. Дедуктивные и недедуктивные умозаключения.

17. Дедуктивное умозаключение, его структура. Основная логическая характеристика дедуктивного умозаключения.

18. Непосредственные умозаключения.

19. Простой категорический силлогизм. Структура и основные фигуры.

20. Правила терминов и правила посылок в простом категорическом силлогизме.

21. Понятие энтимемы.

22. Чисто условное умозаключение.

23. Условно-категорическое умозаключение.

24. Разделительно-категорическое умозаключение.

25. Условно-разделительное умозаключение.

26. Индукция, ее виды.

27. Умозаключение по аналогии.

28. Аргументация и ее основные приемы.

29. Доказательство и опровержение.

30. Правила аргументации по отношению к тезису.

31. Правила аргументации по отношению к аргументам.

32. Опровержение демонстрации.

33. Основные ошибки и уловки в аргументации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...