Тесты по теме «умозаключение»
УДК 16(075.8)
БКК юЧ я73
Х 172
С.М. Халин. Логика. Сборник тестов (практикум) для студентов направлений 40.03.01 «Юриспруденция», 38.04.03 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения. 3-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016. 81 с.
Практикум включает в себя тесты по основным разделам курса логики: «Предмет логики», «Основные законы логики», «Понятие», «Суждение», «Вопрос», «Умозаключение», «Доказательство и опровержение». Тесты рассчитаны на закрепление теоретических знаний по логике и овладение навыками и умениями применения логического инструментария для анализа любых общественно и индивидуально значимых ситуаций. Режим доступа http://www.umk3plus.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к печати кафедрой философии и Учебно-методической комиссией Института филологии и журналистики. Утверждено Учебно-методической секцией Учёного совета Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.Н. Щербинин, профессор,
д.филос.н.
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Н.И. Губанов, профессор, д.ф.н.
А.И. Павловский, доцент, к.ф.н.
© ФГБОУ ВО Тюменский государственный университет, 2016.
© С.М. Халин, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ
Тесты по теме «Предмет Логики. Логика и язык» (№№ 1 – 2).......... 4
Тест по теме «Основные законы логики» (№ 3).….………………….. 6
Тесты по теме «Понятие» (№№ 4 – 19) ………………………………… 7
Тесты по теме «Суждение» (№№ 20 – 41)...……………………….…. 23
Тесты по теме «Вопрос» (№№ 42 – 43) ….……….……………………. 45
Тесты по теме «Умозаключение» (№№ 44 – 68)...…………...............47
Тесты по теме «Доказательство и опровержение» (№№ 69 – 74).…72
Ключи к тестам ……………………………………………………………….78
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ЛОГИКА И ЯЗЫК»
ТЕСТ № 1. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
|
Понятие
Определение (характеристика)
| Мыш-ление
| Логи-
ческая форма
| Логи-ческий
закон
| Язык
| Знак
| Значе-
ние знака
| Предме-тное зна-чение знака
| Смысло-вое зна-чение знака
|
1. Мысль о предмете, об-раз предмета, с которым связан тот или иной знак.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Система материальных образований (знаков), ос-новной функцией которой является передача све-дений (информации).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Отражение действии-тельности в форме опос-редованных, обобщён-ных, абстрактных, опира-ющихся на язык образов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Предмет, заместителем которого выступает тот или иной знак.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Всякое отношение ме-жду мыслями или частями отдельной мысли.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Представитель, замес-титель других образова-ний, как материальных, так и идеальных.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Материальное или идеальное образование, представителем которого выступает некоторый знак.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Необходимая, устой-чивая, повторяющаяся связь мыслей, или час-тей отдельной мысли.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ № 2. Определите, является ли данное выражение дескриптивным (описательным) или логическим (техническим) термином
| а
| б
| в
| г
| д
| е
|
Тип
Выражение
| Логи-
ческий
| Дескрип-
тивный
| Имя пред-мета
| Имя
свой-ства
| Имя от-
ноше-
ния
| Иное
|
1. "Студент – юрист"
|
|
|
|
|
|
|
2. "Тогда и только тогда, когда"
|
|
|
|
|
|
|
3. "Находится между"
|
|
|
|
|
|
|
4. "Да, но"
|
|
|
|
|
|
|
5. "Глокая куздра"
|
|
|
|
|
|
|
6. "Госдума РФ"
|
|
|
|
|
|
|
7. "Почти каждый"
|
|
|
|
|
|
|
8. "Правоохранительная норма"
|
|
|
|
|
|
|
9. "Законность"
|
|
|
|
|
|
|
10. "Всякий"
|
|
|
|
|
|
|
11. "Бездоказательно"
|
|
|
|
|
|
|
12. "Подсудимый"
|
|
|
|
|
|
|
13. "Неверно, что"
|
|
|
|
|
|
|
14. "Честнее"
|
|
|
|
|
|
|
15. "Сравнимый"
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ»
ТЕСТ № 3. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
|
Понятие
Определение (характеристика)
| Опре-
делён-ность
| После-
дова-
тель-
ность
| Непро-
тиво-
речи-
вость
| Доказа-тель-ность
| За-кон тож-дес-тва
| Закон непро-тиво-речия
| Закон исклю-чённо-го тре-тьего
| Закон доста-точно-
го ос-нования
|
1. Логическая обоснован-ность рассуждений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Закон, по которому не могут быть одновременно истинными несовместимые, исключающие друг друга мысли (суждения).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Закон, согласно которому всякая мысль в рассуждении должна быть равной самой себе, неизменной по своему содержанию, сколько бы раз она не воспроизводилась.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Точность, строгость, од-нозначность, отсутствие двусмысленностей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Отсутствие взаимоисклю-чающих мыслей, как одина-ково приемлемых в том или ином отношении.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Закон, согласно которому из двух формально противо-речащих друг другу сужде-ний одно обязательно истин-но, а второе ложно.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Полнота, непрерывность, отсутствие скачков в рассуж-дениях.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Закон, по которому мысль признается истинной или ло-жной, если для этого имеет-ся строгое логическое дока-зательство или опроверже-ние.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ»
ТЕСТ № 4. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
|
Понятие
Определение (характеристика)
| Поня-
тие
| Тер-мин (имя)
| Ана-
лиз
| Син-
тез
| Сра-вне-ние
| Абст-
раги-
рова-
ние
| Содер-
жание
поня-
тия
| Объём
поня-
тия
|
1. Предмет или совокупность предметов, мыслимых в понятии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Прием сопоставления различ-ных предметов, различных видов предметного содержания, в ре-зультате которого формируется новое знание о сходных и разли-чных признаках сопоставляемых предметов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Форма мышления, отражающая существенные признаки предме-тов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Прием отвлечения от одних сторон предмета, предметного содержания и выделения других сторон.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Отражённые в понятии призна-ки предметов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Приём непосредственного или мысленного расчленения, разло-жения предмета, предметного содержания на части; исследова-ние особенностей выделенных частей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Слово или словосочетание, обозначающее понятие, стоящее на месте субъекта или предиката категорического суждения, любое определенное понятие.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Приём непосредственного или мысленного объединения, соеди-нения каких-либо образований, в том числе частей, выделенных и исследованных в ходе предшест-вующего анализа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ № 5. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
|
Понятие
Определение (характеристика)
| Приз-
нак
пред-
мета
| Суще-
ствен-
ный
приз-
нак
| Несуще-ствен-
ный при-знак
| Приз
нак–
свой-
ство
| Приз-
нак–
отно-
шение
| Поло-
жите-
льный
приз-
нак
| Отри-
цате-
льный
приз-
нак
| Отли-
чите-
льный
приз-нак
|
1. Признак, представ-ляющий собой нечто присущее вещи.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. То в вещах, что не выражает их основного содержания, качества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Характеристика вещи связанная с другими вещами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Всё то, в чём предме-ты сходны или отли-чаются друг от друга.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. То в вещах, что при-суще им самим, не зависимо от других вещей; атрибут.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Признак, указываю-щий на отсутствие чего-либо у данных вещей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Признак, указываю-щий на несходство вещей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Признак, выражаю-щий ту или иную сторо-ну основного содержа-ния предмета.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ № 6. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
|
Понятие
Определение (характеристика)
| Логи-ческий класс
| Логи-ческий под-класс
| Эле-мент клас-са
| Закон обрат-ного отно-шения меж-ду объёмом и содержа-нием поня-тия
| Об-щее по-ня-тие
| Соби-рате-льное поня-тие
| Понятие с нуле-вым объ-ёмом («пус-тое»)
| Реги-стри-рую-щее поня-тие
|
1. Чем больше содер-жание понятия, тем меньше его объём, и наоборот.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Часть предметов, мыслимых в некотором понятии.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Понятие, в объёме которого не мыслится ни один из реально существующих природных объектов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Понятие, в котором группа однородных предметов мыслится как единое целое.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Совокупность мыс-лимых в понятии предметов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Индивидуальный предмет, входящий в совокупность мысли-мых в понятии вещей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Понятие, отобража-ющее признаки конеч-ного, поддающегося подсчёту множества предметов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Понятие о совокуп-ности, классе (множе-стве) предметов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ № 7. Укажите, какие понятия являются общими, а какие единичными
| а
| б
|
Понятие
| Общее
| Единичное
|
1. Преступное деяние
|
|
|
2. Тюменская область
|
|
|
3. Национальная организация
|
|
|
4. Организация Объединённых Наций
|
|
|
5. Правовая норма
|
|
|
6. Декабрист
|
|
|
Укажите, какие понятия являются собирательными, а какие несобирательными
| а
| б
|
Понятие
| Собирательное
| Несобирательное
|
7. Крупный учёный
|
|
|
8. Законодательство
|
|
|
9. Учебное заведение
|
|
|
10. Судья
|
|
|
11. Суд присяжных
|
|
|
12. Европейский союз
|
|
|
13. Европейская страна
|
|
|
ТЕСТ № 8. Дайте полную логическую характеристику понятия по всем видам
Понятие 1: «УЧИТЕЛЬ»
а) Единичное
|
| б) Общее
|
|
в) Универсальное
|
| г) "Пустое"
|
|
д) Положительное
|
| е) Отрицательное
|
|
ж) Относительное
|
| з) Безотносительное
|
|
и) Соотносительное
|
| к) Несоотносительное
|
|
л) Собирательное
|
| м) Несобирательное
|
|
н) Конкретное
|
| о) Абстрактное
|
|
Понятие 2: «СЛУЧАЙНОСТЬ»
а) Единичное
|
| б) Общее
|
|
в) Универсальное
|
| г) "Пустое"
|
|
д) Положительное
|
| е) Отрицательное
|
|
ж) Относительное
|
| з) Безотносительное
|
|
и) Соотносительное
|
| к) Несоотносительное
|
|
л) Собирательное
|
| м) Несобирательное
|
|
н) Конкретное
|
| о) Абстрактное
|
|
ТЕСТ № 9. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида,
а какие — части и целого
| а
| б
|
Понятия
| Род и вид
| Часть и целое
|
1. Государственная власть – Парламент
|
|
|
2. Лицемерие – Двуличие
|
|
|
3. Мечеть – Минарет
|
|
|
4. Галактика – Созвездие
|
|
|
5. Военно-морской флот – Эскадра
|
|
|
6. Элементарная частица – Протон
|
|
|
7. Система права – Гражданское право
|
|
|
8. Преступление – Умышленное преступление
|
|
|
9. Политическая структура – Партия
|
|
|
10. Образное выражение – Поговорка
|
|
|
11. Учебное заведение – Университет
|
|
|
12. Живопись – Натюрморт
|
|
|
13. Университет – Факультет университета
|
|
|
14. Фрукты – Овощи
|
|
|
15. Транспорт – Гужевой транспорт
|
|
|
ТЕСТ № 10. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует отношению между понятиями
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
|
Понятие
Определение (характеристика)
| Совме-сти-мость
| Несо-вме-сти-мость
| Тож-дест-во
| Пере-сече-ние
| Под-чине-ние
| Со-под-чине-ние
| Про-тиво-полож-ность
| Про-тиво-речие
|
1. Полное совпадение объёмов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Объем одного полно-стью входит в объём другого как его часть.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Отсутствие общих элементов в объёмах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Понятия, отрицаю-щие друг друга, одно из которых обязательно применимо к любому объекту, а другое нет.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Объёмы составляют непересекающиеся части некоторого третьего понятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Наличие некоторых общих элементов в объёмах.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Несовместимые по-нятия, которые могут оба быть неприменимы-ми к общему предмету.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Наличие элементов, составляющих часть каждого из понятий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ № 11. Определите отношения между понятия
Понятия 1: ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ – УНИВЕРСИТЕТ
а) Сравнимость
|
|
б) Несравнимость
|
|
в) Совместимость
|
|
г) Несовместимость
|
|
д) Равнозначность
|
|
е) Контрадикторность
|
|
ж) Пересечение
|
|
з) Контрарность
|
|
и) Подчинение
|
|
к) Соподчинение
|
|
Понятия 2: ЮРИСТ – СЛЕДОВАТЕЛЬ
а) Сравнимость
|
|
б) Несравнимость
|
|
в) Совместимость
|
|
г) Несовместимость
|
|
д) Равнозначность
|
|
е) Контрадикторность
|
|
ж) Пересечение
|
|
з) Контрарность
|
|
и) Подчинение
|
|
к) Соподчинение
|
|
ТЕСТ № 12.. Определите вид отношений между понятиями и укажите схемы,
соответствующие этим отношениям
Схемы:
Названия отношений:
2.1 Равнозначность
2.3 Соподчинение
2.5 Пересечение
| 2.2 Противоречие
2.4. Подчинение
2.6 Противоположность
|
Понятия
| Схема отношения №
| Название отношения №
|
1. Юрист – Депутат парламента
|
|
|
2. Прямая линия – Кривая линия
|
|
|
3. Военный корабль – Эсминец
|
|
|
4. Мать – Дочь
|
|
|
5. Сильный – Слабый
|
|
|
6. Рука – Верхняя конечность тела
|
|
|
ТЕСТ № 13. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
|
Понятие
Определение (характеристика)
| Обоб-
ще-ние
| Огра-ниче-ние
| Деле-ние
| Чле-ны деле-ния
| Осно-вание деле-ния
| Дихо-томи-ческое деле-ние
| Деление
по видо-измене-нию приз-нака
| Клас-сифи-кация
|
1. Операция образования нового понятия с меньшим объёмом: переход от рода к виду.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Деление на две части, в одну из которых входят предметы, обладающие признаком, в другую – не обладающие признаком, взятым в качестве основа-ния.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Признак, взятый в каче-стве критерия выделения частей делимого понятия, разбиения его на виды.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Операция, с помощью которой устанавливается объём понятия путём пе-речисления его частей (подклассов).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Распределение предме-тов некоторого рода на непересекающиеся класс-сы, где каждый класс полу-чает определённое место.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Части объёма, выделен-ные в ходе деления поня-тия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Деление, как правило, более чем на две части, каждой из которых присущ признак, взятый за основание, но в особом его проявлении.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Переход к более широ-кому по объёму понятию: от вида к роду.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ № 14. Определите, являются ли данные примеры обобщения (ограничения) правильными или неправильными
| а
| б
|
Понятия
| Правильное
обобщение
| Неправильное
обобщение
|
1. Преступление – Правонарушение
|
|
|
2. Калий – Металл
|
|
|
3. Товарное производство – Капитализм
|
|
|
4. Халатность – Должностное преступление
|
|
|
5. Месяц – Год
|
|
|
6. Москва – Столица России
|
|
|
| а
| б
|
Понятия
| Правильное
ограничение
| Неправильное ограничение
|
7. Циферблат – Цифра
|
|
|
8. Религия – Буддизм
|
|
|
9. Офицер – Майор
|
|
|
10. Живая клетка – Организм
|
|
|
11. Форма Государственного устройства – Республика
|
|
|
ТЕСТ № 15. Укажите, произведено ли деление понятия или расчленение
предмета на части.
| а
| б
|
Примеры
| Деление понятия
| Расчленение на части
|
1. Изобразительное искусство делится на живопись, скульптуру и графику.
|
|
|
2. Право собственности вкключает в себя владение, пользование и распоряжение вещью.
|
|
|
3. Палеозойская эра в истории Земли делится на кембрий, силур и девон.
|
|
|
4. К основным элементам музыки относятся ритм, лад, темп и тембр.
|
|
|
5. Самолёты делятся на монопланы и бипланы.
|
|
|
6. Сделки совершаются устно или в письменной форме.
|
|
|
7. Правоохранительные нормы делятся на диспозицию и санкцию.
|
|
|
8. Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.
|
|
|
ТЕСТ № 16. Установите правильность деления. Если деление неправильно, то укажите, какое правило нарушено
Пример 1: К ценным бумагам относятся акции и чеки.
а) Правильное
| б) Неправильное. Нарушено правило:
|
| в) Единственности основания
|
|
г) Соразмерности:
|
|
д) - слишком широкое деление
|
|
е) - слишком узкое деление
|
|
ж) Взаимоисключения членов
|
|
з) Непрерывности
|
|
Пример 2: Языки делятся на естественные и искусственные.
а) Правильное
| б) Неправильное. Нарушено правило:
|
| в) Единственности основания
|
|
г) Соразмерности:
|
|
д) - слишком широкое деление
|
|
е) - слишком узкое деление
|
|
ж) Взаимоисключения членов
|
|
з) Непрерывности
|
|
Пример 3: Республики подразделяются на парламентские, президентские и унитарные.
а) Правильное
| б) Неправильное. Нарушено правило:
|
| в) Единственности основания
|
|
г) Соразмерности:
|
|
д) - слишком широкое деление
|
|
е) - слишком узкое деление
|
|
ж) Взаимоисключения членов
|
|
з) Непрерывности
|
|
ТЕСТ № 17. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
|
Понятие
Определение (характеристика)
| Опреде-ление
| Опреде-ляемое (дефи-ниен-дум)
| Ореде-ляющее (дефи-ниенс)
| Номи-нальное опреде-ление
| Реаль-ное оп-реде-ление
| Явное опре-деле-ние
| Неяв-ное опре-деле-ние
| Опреде-ление че-рез бли-жайший род и ви-довое от-личие
|
1. Определение, указы-вающее признаки самих определяемых предметов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Определение, основан-ное на произвольных при-знаках, существенность которых не установлена.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Операция, раскрываю-щая содержание понятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Определение через ука-зание ближайшего более общего понятия, а затем о признака, выделяющего определяемые предметы в рамках этого общего понятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. То, что определяется.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Разъяснение слова, термина, введение нового выражения через указание на его значение.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Определение, в кото-ром используются сущес-твенные признаки опре-деляемых предметов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. То, посредством чего что-либо определяется.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ № 18. Укажите вид определения
Определение 1: Концерн – форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.
а) Номинальное
|
|
б) Реальное
|
|
в) Явное
|
|
г) Неявное
|
|
д) Генетическое
|
|
е) Через ближайший род и видовое отличие
|
|
ж) Контекстуальное
|
|
з) Индуктивное
|
|
и) Аксиоматическое
|
|
к) Приём, заменяющий определение
|
|
Определение 2: Этот знак «» – есть квантор существования. Он символизирует выражения: "некоторые", "часть", "иногда", "доля", " не все" и т.п.
а) Номинальное
|
| б) Реальное
|
|
в) Явное
|
|
г) Неявное
|
|
д) Генетическое
|
|
е) Через ближайший род и видовое отличие
|
|
ж) Контекстуальное
|
|
з) Индуктивное
|
|
ТЕСТ № 19. Укажите, правильное ли определение. Если неправильное, то установите, какое правило нарушено
Определение 1: Нация – устойчивая историческая общность людей.
а) Правильное
| б) Неправильное. Нарушено правило:
|
|
в) Точности (однозначности)
|
|
г) Непротиворечивости
|
|
д) Соразмерности
|
|
е) Правило "круга"
|
|
ж) Отрицательности
|
|
з) Переносный смысл
|
|
Определение 2: Оговор – показания свидетеля, ложно обличающие другое лицо в совершении преступления.
а) Правильное
| б) Неправильное. Нарушено правило:
|
|
в) Точности (однозначности)
|
|
г) Непротиворечивости
|
|
д) Соразмерности
|
|
е) Правило "круга"
|
|
ж) Отрицательности
|
|
з) Переносный смысл
|
|
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «СУЖДЕНИЕ».
ТЕСТ № 20. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
|
Понятие
Определение (характеристика)
| Субъ-ект суж-дения
| Преди-кат суж-дения
| Связ-ка
| Кван-тор
| Кван-тор общ-ности
| Кван-тор суще-ство-вания
| Атрибути-вное суж-дение
| Экзис-тенци-альное сужде-ние
|
1. Суждение, в котором говорится о существова-нии чего-либо.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Часть суждения, указы-вающая на признак, утвер-ждаемый или отрицаемый относительно субъекта суждения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Квантор, указывающий на то, что субъект катего-рического суждения берёт-ся в полном объеме («Все», «Ни один»…).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Суждение о свойствах предметов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Элемент простого суж-дения, соединяющий су-бъект и предикат утверди-тельным или отрицатель-ным образом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Логический оператор, указывающий на количес-твенную характеристику субъекта категорического суждения по отношению к предикату.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Понятие, обозначающее предмет, о котором нечто утверждается или отрица-ется в простом категории-ческом суждении.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Квантор, указывающий на то, что субъект катего-рического суждения берёт-ся частично («Некоторые», «Существует»…).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ № 21. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
|
Понятие
Определение (характеристика)
| Экзи-стен-циа-льное суж-дение
| Прос-тое ка-тего-ричес-кое су-ждение
| Обще-утвер-дите-льное сужде-дение
| Обще-отри-цате-льное сужде-ние
| Частно-утвер-дитель-ное су-ждение
| Частно-отрица-тельное сужде-ние
| Рас-пре-делён-ный термин
| Нерас-преде-лённый термин
|
1. Суждение, в котором нечто утверждается о части, подмножестве некоторого класса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Суждение, в котором утверждается или отри-цается существование чего-либо.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Суждение, в котором утверждается наличие признака у каждого эле-мента некоторого класса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Субъект или предикат, взятый по отношению к другому термину в полном объёме.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Суждение, в котором что-либо отрицается о части, подмножестве некоторого класса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Субъект или предикат простого категорического суждения, если он высту-пает не в полном объёме.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Суждение, представля-ющее собой одно утверж-дение или отрицание; со-стоит из одного субъекта и одного предиката.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Суждение, в котором отрицается наличие при-знака у всех элементов некоторого класса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ № 22. Определите, выражают ли предложения сужден
Воспользуйтесь поиском по сайту: