Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты по теме «доказательство и опровержение»

ТЕСТ № 69. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

  а б в г д е ж з
Понятие   Определение (характеристика)   Аргу- мента- ция Знание Убеж- дение Тезис Аргу- менты (дово- ды) Демон- стра- ция Доказа- тель- ство Опро- верже- ние
1. Логическая связь аргументов и тезиса в доказательстве или опро-вержении.                  
  2. Содержание сознания человека, соответствующее действительно-сти.                  
  3. Положение, которое обосновы-вается (как истинное для доказа-тельства, как ложное для опровержения).                  
  4. Логическое обоснование истинности суждения.                  
  5. Операция по обоснованию ложности некоторого положения.                  
  6. Знание, основанное на вере или глубоком понимании вещей, лежа-щее в основе поступков человека.                  
  7. Процесс обоснования суждений, решений, оценок.                  
  8. Суждение, используемое для обоснования другого суждения (тезиса).                

ТЕСТ № 70. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

  а б в г д е ж з
Понятие   Определение (характеристика) Прямое доказа- тель- ство (опро- верже- ние) Косве- нное доказа- тель- ство (опро- верже- ние) Апаго- гичес- кое до- каза- тель- ство Разде- лите-льное доказа- тель- ство Проце- дуры, сход- ные с доказа- тель- ством Проце- дуры, сход- ные с опро- верже- нием Проце- дуры крити- ки Крити- ка до- каза- тель- ства
1. Вид косвенного доказа-тельства, в котором истин-ность тезиса выводится из ложности антитезисов.                
2. Процедуры выявления слабостей имеющегося доказательства.                
3. Приёмы, с помощью которых повышается вероятность истинности тезиса.                
4. Приёмы ослабления тезиса, аргументов или демонстрации.                
5. Доказательство (опро-вержение), при котором истинность тезиса обос-новывается с помощью противоречащего ему суждения (антитезиса).                
6. Доказательство (опро-вержение), в котором истинность тезиса выво-дится из аргументов и их логических следствий, без привлечения антитезисов.                
7. Приёмы, с помощью ко-торых понижается вероят-ность истинности тезиса.                
8. Доказательство, осно-ванное на введении не-совместимых с тезисом положений и доказате-льстве их ложности.                

ТЕСТ № 71. Определите, к чему относятся следующие правила аргументации

 

  а б в
  Правила Правило тезиса Правило аргументации Правило демонстрации
  1. В каждом категорическом силлогизме должно быть только три термина        
  2. Обосновываемое положение должно оставаться неизменным на протяжении всего рассуждения        
  3. Доводов в совокупности должно быть достаточно, чтобы из них вытекал тезис.        
  4. В доказательстве не должно быть "круга".        
  5. Разделительная посылка раздели-тельно-категорического умозаключения должна быть строго дизъюнктивной.        
  6. Нельзя считать доводом ссылку на авторитет или критику личности.        
  7. Основное положение рассуждения не должно быть двусмысленным.        
  8. Их двух отрицательных, как и из двух частных посылок, нельзя получить определённое заключение.        
  9. Доводы должны быть истинными суждениями.      

 

 

ТЕСТ № 72. Укажите, к каким элементам аргументации относятся следующие ошибки

 

  а б в
  Ошибки К тезису К аргументации К демонстрации
  1. Отсутствие необходимой связи между тезисом и аргументами.      
  2. "Круг" в определении      
  3. "Круг" в доказательстве      
  4. Отсутствие строгой дизъюнкции в разделительной посылке разделительно-категорического умозаключения      
  5. Отход от обсуждаемого положения, его "потеря" или подмена      
  6. Использование в рассуждении недоказанного или ложного положения      
  7. Попытка вывода из двух частных или двух отрицательных категорических суждений      
  8. Использование в рассуждении положений, несовместимых друг с другом      
  9. Непоследовательность      
  10. Обращение к авторитету, или, наоборот, критика лиц      
  11. Учетверение терминов      

 


 

ТЕСТ № 73. Определите вид аргументации (доказательства или опровержения)

 

 

а б в г д е ж
Доказа- тельство Опровер- жение Прямое Косвен- ное от против- ного   Косвен- ное по случаям Процеду-ра обос-нования Процеду-ра крити-ки
             

 

 

Рассуждение:

 

"Если бы Успенский Ю.Л. действительно замыслил убийство, да

ещё так хитро и долго подготавливаемое, чтобы можно было поверить, что Галина Муранова покончила собой, то позвольте просить вас подумать, стал бы он накануне убийства давать в руки того, кто жаждет отмщения за дочь, столь грозное оружие против себя, стал бы он, повторяю, накануне смерти жены писать письмо её матери, предваряя, что он замыслил убийство её дочери?"

 

 

(Ораторские речи в суде. – ЛГУ, 1985. – С. 134)


 

ТЕСТ № 74. Определите вид аргументации (доказательства или опровержения), подчеркните тезис

 

а б в г д е ж
Доказа- тельство Опровер- жение Прямое Косвен- ное от против- ного   Косвен- ное по случаям Процеду-ра обос-нования Процеду-ра крити-ки
             

 

Рассуждение:

 

"…В первой фигуре (силлогизма – С.Х.) средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место предиката – в меньшей посылке. Докажем…, что меньшая посылка должна быть непременно утвердительной… Допустим, что меньшая посылка отрицательная. Тогда… и заключение должно быть отрицательным. Но в отрицательных суждениях предикат всегда распределён… Термин же распределенный в заключении, не может быть не распределён в большей посылке, где он является предикатом. А это значит, что большая посылка должна быть непременно отрицательной, так как предикаты распределены только в отрицательных суждениях. Итак, предположив, что меньшая посылка является отрицательной, мы с необходимостью приходим к заключению, что большая посылка является отрицательной. А известно, что из двух отрицательных посылок нельзя сделать заключение. Это значит, что наше предположение неверно: меньшая посылка не может быть отрицательной".

 

(Горский Д.П. Логика. – М., - 1963)


 

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ

 

Тест № 1: 1—з; 2—г; 3—а; 4—ж; 5—б; 6—д; 7—е; 8—в.

Тест № 2: 1—б, в; 2—а; 3—б, д; 4—а; 5—е; 6—б, в; 7—а; 8—б, в; 9—б, в; 10—а; 11—б, д; 12—б, в; 13—а; 14—б, д; 15—б, д.

Тест № 3: 1—г; 2—е; 3—д; 4—а; 5—в; 6—ж; 7—б; 8—з.

Тест № 4: 1—з; 2—д; 3—а; 4—е; 5—ж; 6—в; 7—б; 8—г.

Тест № 5: 1—е; 2—в; 3—д; 4—а; 5—г; 6—ж; 7—з; 8—б.

Тест № 6: 1—г; 2—б; 3—ж; 4—е; 5—а; 6—в; 7—з; 8—д.

Тест № 7: 1—а; 2—б; 3—а; 4—б; 5—а; 6—а; 7—б; 8—а; 9—а; 10—б; 11—а; 12—а; 13—б.

Тест № 8: понятие 1 — б, д, ж, и, м, о; понятие 2 — в, е, ж, и, л, о.

Тест № 9: 1—б; 2 — ни то, ни другое; 3—б; 4—б; 5—б; 6—а; 7—б; 8—а; 9—б; 10—а; 11—а; 12—а; 13—б; 14 — ни то, ни другое; 15—а.

Тест № 10: 1—в; 2—д; 3—б; 4—з; 5—е; 6—а; 7—ж; 8—г.

Тест № 11: понятие 1 — а, в, и; понятие 2 — а, в, и.

Тест № 12: 1—1.2, 2.5; 2—1.6, 2.2; 3—1.3, 2.4; 4—1.3, 2.4; 5—1.5, 2.6; 6—1.1, 2.1.

Тест № 13: 1—б; 2—е; 3—д; 4—в; 5—з; 6—г; 7—ж; 8—а.

Тест № 14: 1—а; 2—а; 3—б; 4—а; 5—б; 6—а, либо б; 7—б; 8—а; 9—а; 10—б;

11—б.

Тест № 15: 1—а; 2—б; 3—б; 4—а; 5—а; 6—а; 7—б; 8—б.

Тест № 16: пример 1 — б, г, е; пример 2 — а; пример 3 — б, в, е, ж, з.

Тест № 17: 1—д; 2—ж; 3—а; 4—з; 5—б; 6—г; 7—е; 8—в.

Тест № 18: определение 1 — б, в, е; определение 2 — а, г, з.

Тест № 19: определение 1 — б, д; определение 2 — б, д.

Тест № 20: 1—з; 2—б; 3—д; 4—ж; 5—в; 6—г; 7—а; 8—е.

Тест № 21: 1—д; 2—а; 3—в; 4—ж; 5—е; 6—з; 7—б; 8—г.

Тест № 22: 1—а; 2—а; 3—б; 4—а; 5—а; 6—а; 7—б; 8—а; 9—а; 10—б (возможно а); 11—б.

Тест № 23: 1—в; 2—б; 3—в; 4—б; 5—в; 6—б; 7—а; 8—б; 9—б.

Тест № 24: 1—5; 2—6; 3—5; 4—5 (или 1); 5—2; 6—1; 7—1.

Тест № 25: 1—2, Ав; 2—5, О; 3—1, А; 4—6, Iв; 5—3, I; 6—4, Е.

Тест № 26: 1—б, 3; 2—г, 1; 3—а, 2; 4—в, 5; 5—а, 6; 6—б, 3.

Тест № 27: 1—е; 2—в; 3—д; 4—з; 5—а; 6—г; 7—ж; 8—б.

Тест № 28: 1—в, б; 2—а, а; 3—б, в; 4—д, д; 5—б, а.

Тест № 29: 1—8; 2—6; 3—1; 4—11 (А^В^С); 5—10; 6—2; 7—11 (А→В).

Тест № 30: 1—а; 2—б; 3—в; 4—а (возможно б); 5—б; 6—а; 7—б; 8—б

(возможно а); 9—б.

Тест № 31: 1—3; 2—5; 3—4.

Тест № 32: 1—а; 2—г; 3—ж; 4—б; 5—е; 6—д; 7—в.

Тест № 33: 1 — а-5, б-нет, в-3, г-8; 2 — а-6, б-4, в-нет, г-7; 3 — а-8, б-нет, в-1, г-5; 4 — а-7, б-2, в-нет, г-6; 5 — а-1, б-8, в-нет, г-3; 6 — а-2, б-нет, в-7, г-4; 7 — а-4, б-нет, в-6, г-2; 8 — а-3, б-5, в-нет, г-1.

Тест № 34: 1—б; 2—б; 3—а; 4—а; 5—а.

Тест № 35: 1—б; 2—б; 3—а; 4—б; 5—б; 6—б.

Тест № 36: 1—б; 2—а; 3—а; 4—б; 5—б; 6—а (возможно б); 7—б; 8—а; 9—б.

Тест № 37: 1—б, г; 2—а, б; 3—а, д; 4—б, а; 5—а, в.

Тест № 38: 1—г; 2—з; 3—б; 4—в; 5—е; 6—ж; 7—а; 8—д.

Тест № 39: 1—а; 2—б; 3—б; 4—а; 5—а; 6—а; 7—а.

Тест № 40: 1—в; 2—а; 3—а; 4—б; 5—а; 6—а; 7—в; 8—а.

Тест № 41: 1—в (возможно а); 2—а (возможно в); 3—б, а; 4—б; 5—в; 6—б; 7—б; 8—в; 9—б.

Тест № 42: 1—е; 2—б; 3—з; 4—г; 5—а; 6—ж; 7—в; 8—д.

Тест № 43: 1—е, в, а (возможно б); 2—д, г, а; 3—д, г, б; 4—д, в, а; 5—е, в, а; 6—е, в, а; 7—д, в, а; 8—е, г, в, а.

Тест № 44: 1—г; 2—е; 3—з; 4—а; 5—в; 6—ж; 7—д; 8—б.

Тест № 45: 1—д; 2—в; 3—ж; 4—а; 5—з; 6—б; 7—е; 8—г.

Тест № 46: 1—б; 2—а; 3—б; 4—а; 5—б; 6—а; 7—б.

Тест № 47: 1—б; 2—а (возможно б); 3—б; 4—б; 5—б; 6—а.

Тест № 48: 1—б; 2—а; 3—б; 4—а; 5—а; 6—б.

Тест № 49: 1—в; 2—б; 3—г; 4—б.

Тест № 50: 1—б; 2—в; 3—а; 4—б; 5—в; 6—б.

Тест № 51: 1—г; 2—з; 3—б; 4—е; 5—; 6—а; 7—в; 8—д.

Тест № 52: 1—д; 2—ж; 3—е; 4—б; 5—в; 6—г; 7—з; 8—а.

Тест № 53: 1—б, 3-я; 2—а, 1-я; 3—б, 2-я; 4—б, 1-я; 5—а, 2-я.

Тест № 54: 1—в; 2—а; 3—а; 4—а; 5—б; 6—в; 7—б.

Тест № 55: 1—2; 2—6; 3—2.

Тест № 56: 1—а; 2—а; 3—б; 4—а; 5—б.

Тест № 57: 1—г; 2—з; 3—б; 4—ж; 5—в; 6—е; 7—а; 8—д.

Тест № 48: 1—3; 2—3; 3—4.

Тест № 59: 1—б, в-5; 2—а, в-1; 3—а, в-4.

Тест № 60: 1—а, в-4; 2—б, в-2; 3—а, в-4.

Тест № 61: 1—б; 2—б; 3—в.

Тест № 62: 1—в; 2—д; 3—з; 4—а; 5—е; 6—ж; 7—б; 8—г.

Тест № 63: 1—б; 2—д; 3—з; 4—ж; 5—а; 6—в; 7—г; 8—е.

Тест № 64: 1—б; 2—в; 3—а.

Тест № 65: 1—д; 2—б; 3—а; 4—г; 5—в.

Тест № 66: 1—2 (с элементами 4); 2—3; 3—5.

Тест № 67: 1—б; 2—г; 3—е; 4—з; 5—ж; 6—д; 7—в; 8—а.

Тест № 68: 1—б; 2—а; 3—б (с элементами в–индукции); 4—б; 5—в

Тест № 69: 1—е; 2—б; 3—г; 4—ж; 5—з; 6—в; 7—а; 8—д.

Тест № 70: 1—г; 2—; 3—д; 4—ж; 5—в; 6—а; 7—е; 8—б.

Тест № 71: 1—в; 2—а; 3—б; 4—б; 5—в; 6—б; 7—а; 8—в; 9—б.

Тест № 72: 1—в; 2—б; 3—б; 4—в; 5—а; 6—б; 7—в; 8—б; 9—в; 10—б; 11—в.

Тест № 73: б, г.

Тест № 74: а, г.

 


 

 

Сергей Михайлович Халин

 

ЛОГИКА.

Сборник тестов (практикум) для студентов направлений 40.03.01 «Юриспруденция», 38.04.03 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения.

 

 

Подписано в печать 06.07.2016. Тираж 200 экз.

Объём 5.0 усл. печ. л. Формат 60х84/16. Заказ № 601.

Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...