Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые инструменты улучшения




 

Рассмотрим некоторые инструменты, используемые при улучшении процессов. Рассматриваемые методы могут ис­пользоваться отдельно или в комбинации друг с другом.

Мозговой штурм. Один из наиболее широко используемых методов. Мозговой штурм - это фактически форма упорядо­ченного творчества. Идея мозгового штурма состоит в том, что­бы, развивая идею, связанную с решением конкретной проблемы, стимулировать участников к генерации потока идей в направлении решения рассматриваемой проблемы. Мозго­вой штурм проводится в группе численностью 7 (иногда до 15) человек, причем участники не критикуют и не обсуждают вы­сказанные идеи, а только лишь развивают их. Мозговой штурм координируется руководителем, который должен пробудить ас­социации, эмоции, интуицию участников и при этом удержать направление обсуждения в течение отведенного времени, а также обеспечить фиксацию всех высказанных предложений. Каждый член группы высказывает идею, связанную с текущей проблемой. Руководитель передает по кругу право голоса, пока все идеи не будут истощены. За стадией генерации идет стадия экспертизы. Эксперты анализируют сгенерированные идеи и преобразуют их в технические, организационные и др. решения.

Групповая работа. Групповая работа - структурированная деятельность группы, которая используется для выработки со­гласованного решения поставленной задачи. Часто эта работа проводится после мозгового штурма для принятия решения. Ру­ководитель ставит задачу, которая должна быть решена. На пер­вом этапе генерируют идеи, используя метод мозгового штурма. Также могут быть использованы идеи, полученные ранее при проведении мозгового штурма. Далее группа обсуждает идеи на бумаге, доске или на экране. Идеи характеризуются группой с положительных и отрицательных сторон, уточняются. Группа объединяет, классифицирует и группирует их. Каждый член груп­пы выбирает от пяти до восьми идей или действий из списка всех идей или действий, которые отвечают его предпочтениям. Потом отобранные идеи или действия оцениваются численно от одного до пяти (или восьми). Идеи, получившие наибольшее количество голосов, представляются на окончательное обсуждение группе. Группа должна прийти к единому мнению в отношении результа­та своей работы и высказать согласованное решение. Только после этого групповую работу можно считать законченной. При этом все члены группы имеют равные голоса в обсуждении и от­боре идеи или действия (принятии решения).

Диаграмма Приближения. Диаграмма Приближения (также известна как KJ-метод, по имени создателя Kawakita Jiro) позво­ляет обрабатывать большой массив данных, полученных в ре­зультате мозгового штурма. При реализации метода массив данных группируется, и выбор предпочтительного решения осуществляется между полученными группами. Внутри выбранной группы данные также объединяются в подгруппы и после этого выбираетсяпредпочтительнаяподгруппа.Такпроисходитдотех пор, пока рабочая группа не придет к конкретному (конечному) решению.

Бенчмаркинг. Бенчмаркинг (стратегическое ранжирование) - непрерывный, систематический и аналитический процесс для оцен­ки деятельности организаций, которые признаны как лучшие, с це­лью установления собственных приоритетов, целей и задач. Команды по бенчмаркингу обычно обследуют от пяти до двенадца­ти предприятий, сравнивают их характеристики с характеристика­ми своей собственной организации. Команда исследует:

• изготавливаемую продукцию;

• особенности предоставления услуг;

• процессы производства продукции или услуги;

• процессы административного управления;

• управление персоналом;

• финансовые процессы;

• процессы управления качеством;

• стоимость, продолжительность производственного цикла;

• стратегию, планы, цели и задачи.

Развертывание Функции Качества. Развертывание Функ­ции Качества (QFD) - систематический подход к определению и пониманию требований и ожиданий клиента, с последующим переводом этих требований и ожиданий в технические харак­теристики разрабатываемой продукции. Эта технология раз­рабатывалась в Японии начиная с конца 60-х годов и сейчас все шире используется в разных странах мира. QFD - экспертный метод, использующий табличный метод представления данных, причем со специфической формой таблиц, которые получили название «домиков качества». От одной до 44 таблиц («домиков качества») разрабатываются в зависимости от того, насколько сложна и детализирована поставленная цель.

SWOT-анализ. Систематический подход к пониманию конку­рентных преимуществ и недостатков организации, ее продукции, процессов во взаимосвязи с ее окружением. SWOT-анализ обыч­но проводится как часть стратегического процесса планирова­ния, хотя он может эффективно использоваться и для того, чтобы стимулировать генерацию идей и развитие творчества. Обычно SWОТ-анализ проводится рабочей группой. Команда пытается разработать список всех сильных и слабых сторон организации, связанных с темой обсуждения, используя технологию бенчмар­кинга. Затем группа формулирует все источники риска для дости­жения успеха организацией, ее продукцией, процессом. Нако­нец, группа пытается раскрыть все возможности для достижения успеха организацией, ее продукцией, процессом, максимизируя преимущества и минимизируя недостатки.

FMEA. Failure Моде and Effects Analysis - технология анали­за возможности возникновения и влияния дефектов на потреби­теля; FMEA проводится для разрабатываемых продуктов и про­цессов с целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов.

Функционально-физический анализ (ФФА). Технология анализа качества предлагаемых проектировщиком технических решений, принципов действия изделия и его элементов; ФФА проводится для разрабатываемых продуктов ипроцессов.

Целевое планирование (Hoshin планирование). Этот метод разработан в Японии в 1960-х. Hoshin Kanri (контроль устрем­лений) - более эффективная форма управления целями (МВО) и фактически основан на методах планирования боевых дейст­вий. Nichijo Kanri (ежедневное управление) - форма управле­ния критическим фактором успеха или ключевым индикатором. Согласно Hoshin планированию устанавливается ряд связанных задач, которые напрямую вытекают из стратегических целей и сопровождаются планами действий. Планирование строится следующим образом: когда минимальные задачи выполнены, более высокий уровень задач устанавливается автоматически, и так далее вверх по цепочке целей. Диаграмма погока процесса (flowchart). Диаграмма потока процесса (алгоритм процесса) - представление на высоком уровне основной последовательности действий, входов-выхо­дов и точек принятия решений в процессе. Процесс моделирует­ся на бумаге или с помощью программных продуктов. Ценность полученного алгоритма процесса в том, что он показывает боль­шую информацию о процессе, быстро воспроизводимую, хоро­шо понимаемую (в отличие от более строгих методов, напри­мер, 1DEF). Крайне полезно привлекать к анализу алгоритмов внешних участников, особенно клиентов.

Диаграмма отношений. Строится на доске, бумаге или с по­мощью простых программных средств. Сначала изображают все элементы процесса (или другие рассматриваемые катего­рии). Затем все элементы попарно сравнивают между собой, оп­ределяя элементы-причины и элементы-следствия. Элемент-при­чина - инициатор проблемы или просто предшествует другому элементу. Элемент-следствие - его проблемы определены дру­гим элементом или он просто последующий элемент. От элемен­та-причины рисуют стрелку к элементу-следствию. Чем больше стрелок отходит от элемента, тем большие усилия по улучшению должны быть направлены на этот элемент.

Моделирование деятельности. Модель разрабатывается для понимания, анализа, улучшения, кардинального изменения сис­темы или процесса. Модель описывает порядок и последова­тельность действий, механизм контроля и управления, парамет­ры входа и выхода, ресурсы.

Моделирование используется для:

• проектирования процесса на всех уровнях;

• выполнения анализа процесса;

• создания документации по процессу;

• согласования позиций аналитиков, проектировщиков, пользователей и менеджеров;

• достижения согласованности среди функциональных команд;

• управления большими и сложными проектами;

• анализа предприятия;

• управления информацией и ресурсами.

 

Моделирование данных. Используется для того, чтобы постро­ить графическую информационную модель, которая представляет структуру и семантику информации в пределах окружающей сре­ды, системы или процесса. Основная цель: поддержание управле­ния данными как ресурсом, интеграция информационных систем, создание баз данных. Моделирование данных осуществляют не­сколько функциональных групп. Первая группа, отвечающая за улучшение процесса, обычно ограничивается идентификацией объектов, первичных ключей, главных признаков и правил, свя­занных с процессом. Далее информация nередается для админи­стрирования данных и технической поддержки, для разработкибазы данных и поддержки интегрированной информационнойсистемой. Таким образом, моделирование данных обеспечива­ет общую связь между функциональными и техническими эле­ментами.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА). Инструмент для определения стоимостных элементов производства продук­ции или услуги. В процессе ФСА анализируют элементы процес­сов и деятельности с точки зрения того, насколько они добавля­ют ценность (или не добавляют) к продукции или услуге. Если эту информацию удалось получить, направления улучшения про­цесса могут быть сведены к уменьшению или устранению не до­бавляющих ценности элементов процесса.

Анализ начинается с создания модели процесса, которую полностью декомпозируют. С полностью декомпозированноймоделью деятельности становится относительно легко исследовать финансовые данные, выявлять затраты, находить не добав­ляющие ценность действия и идентифицировать инициаторов за­трат. ФСА наиболее эффективен в производственных процес­сах, но может быть полезным и в процессах оказания услуг.

Индекс удовлетворенности потребителей. В промышленно развитых странах используются типовые методики определения индекса удовлетворенности потребителя (ACSI(эйсиэсай) - американский индекс удовлетворенности потребителя"'эмерикэнкастомасэтисфэкшн индекс" или ECSI (исиэсай) - европейский индекс удовлетворенности потребителя "юрипиэнсэтисфэкшн индекс" кастома).

Эти индексы измеряются и для отдельных предприятий, и по отраслям, для регионов и стран.

«Семь инструментов» управления качеством. Один из базо­вых принципов управления качеством состоит в принятии реше­ний на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов (как производственных, так и управ­ленческих) инструментами математической статистики. Однако современные статистические методы довольно сложны для вос­приятия и широкого практического использования без углуб­ленной математической подготовки всех участников процесса. К 1979 г. Японский союз ученых и инженеров (JUSE) собрал во­едино семь достаточно простых в использовании наглядных ме­тодов анализа процессов. При всей своей простоте они сохра­няют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости - совер­шенствовать их. «Семь инструментов» включают следующие методы:

· контрольные листки;

· гистограммы;

· диаграммы разброса;

· стратификация;

· причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы);

· анализ Парето;

· контрольные карты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...