Дифференциальная диагностика моторной алалии
Среди разнообразных проявлений речевой патологии в детском возрасте особый интерес для диагностики и коррекции представляет моторная алалия. Изучение моторной алалии имеет не только практическое значение в связи с открывающимися специальными дошкольными и школьными логопедическими учреждениями, но и теоретическое, так как способствует выявлению кортикальных механизмов, лежащих в основе данной речевой патологии. Термином «моторная алалия» определяется отсутствие или ограничение речи, обусловленное поражением определенных кортикальных отделов головного мозга, обеспечивающих речевую функцию при достаточном для развития речи слухе и интеллекте. В отличие от афазии поражение центральной нервной системы при алалии происходит в доречевом. периоде'. (' Подробнее см. работу Н. Н. Трауготт «К вопросу об организации работы с моторными алаликами». «Труды Ленинградского научно-практического института слуха и речи РСФСР». Т. 4. Л., 1940, стр. 70.) Отдельные симптомы, которые вошли в клинику моторной алалии, впервые описали Коен (Соеп, 1888) и Гутцман (Gutzmann, 1924). Они отметили отсутствие гуления, бедность лепета и позднее развитие речи. А. Либманн (Liebmann, 1909) наблюдал аграмматизм у детей, страдающих косноязычием. Н. Н. Трауготт (1940) систематизировала симптоматику моторной алалии, для которой характерно позднее развитие звукопроизносительной речи, ограничение словаря, выраженные и трудно корригируемые аграмматизмы. Так, например, у одних детей речь состояла из небольшого количества лепетных слов, у других запас слов был значительно большим. Имело место также неправильное произношение звуков, плохо поддающееся коррекции.
Для моторной алалии типично медленное овладение грамматическим строев речи, следы которого можно выявить на всем этапе восстановительного периода. Необходимость длительных логопедических занятий с алаликами отмечают Н. Н. Трауготт (1940) и Р. Е. Левина (1951). И. К. Самойлова (1952) изучала патофизиологические механизмы, лежащие в основе моторной алалии. Ею было установлено, что при моторной алалии страдают двигательный и речедвигательный анализаторы; при этом указывается на широкую иррадиацию возбудительного и тормозного процессов, их инертность, повышенную истощаемость клеток коры. Эти данные освещают основные клинические симптомы моторной алалии и механизм ее возникновения. Однако клиника продолжает накапливать новые факты, которые требуют дальнейшего изучения вопроса В логопедическом отделении детской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзержинского проводилось изучение детей, страдающих моторной алалией, с целью выявления особенности клиники речевого дефекта. В логопедический стационар поступали дети в возрасте 5—7 лет с различным уровнем речевого развития. Одни пользовались лепетными словами, другие — фразовой речью с выраженными аграмматизмами. Всех их объединяло позднее появление звукопроизносительной речи, но динамика ее становления была различной. Клиническое обследование и специальное, а также тщательное и длительное наблюдение позволили выявить некоторые отличия в клинических проявлениях и выделить две группы. Первую группу составило 10 детей в возрасте 5—7 лет. Жалобы родителей при поступлении — на позднее речевое развитие ребенка. Изучение анамнестических сведений показало, что родители обследуемых были здоровы, психопатологическая отягощенность отрицается. Беременность протекала удовлетворительно, роды наступали в срок, преимущественно быстрые. У детей наблюдались явления кратковременной асфиксии. Этапы физического развития были своевременны или с небольшим запаздыванием. На первом году у некоторых детей отмечались диспепсия, катар верхних дыхательных путей и другие заболевания, протекавшие в легкой степени. Травм и судорог не наблюдалось. У детей был хорошо развит слух, они понимали речь окружающих, выполняли поручения, хорошо ориентировались в окружающей обстановке. Развитие речи запаздывало: лепет отсутствовал, первые слова появились после 3—4 лет. Словарный запас обогащался медленно, длительное время сочетались лепетные слова, звукоподражания и жестикуляция, фразовая речь начинала формироваться к 4-»6 годам. Дети тяжело переживали свой недостаток, так как речевой контакт с окружающими был ограничен.
Первое время пребывания в стационаре дети были молчаливы, играли в игрушки или предпочитали подвижные игры, где не требовалось речевого контакта. Выполняли все режимные моменты, поведение было правильным. При обследовании выявлено. Физическое развитие детей соответствует возрасту. В неврологическом статусе отмечается более или менее выраженный правосторонний пирамидный синдром: сглаженность носогубной складки и девиация кончика языка вправо. Изолированные движения артикуляционной мускулатуры неловкие, произвести одно движение за другим (вытянуть губы вперед и оскалить зубы или перевести язык из одного угла рта в другой) вызывают значительные затруднения. В быстром темпе указанные артикуляции вообще не выполнялись. В правых конечностях определялось некоторое ограничение движений, снижение мышечной силы, повышение сухожильных, снижение кожных рефлексов. Верхний симптом Барре, симптом Бабинского и адиодохокинез справа. Все движения, особенно дифференцированные, дети охотнее выполняли левой рукой, лучше прыгали на левой ноге. Затруднялись выполнить одновременно два задания (прыгнуть в круг и вытянуть руки вперед) и выполняли какое-либо одно. С трудом выполняли ритмичные движения. Психический статус. Дети охотно приходили на обследование, выполняли все задания, вначале очень робко, неуверенно, в связи с чем уровень интеллектуального развития при первичном обследовании казался более низким. В процессе последующих занятий выяснялось, что дети имеют представление о диких и домашних животных, фруктах и овощах, посуде, мебели, временах года; могут производить элементарную предметную классификацию, выделять неподходящую картинку, составлять в определенном порядке серию картинок, показывать основные цвета, имеют представление о количестве; правильно соотносят предметы по форме и по цвету. Значительно осложнялось выполнение задания, когда нужно было дать словесный отчет: назвать предметы, обобщающие слова, рассказать по картинке, назвать цвета, форму предмета и т. д. Зная название и назначение предмета, дети затруднялись правильно произнести данное слово.
Состояние речи. Словарный запас ограничен, дети пользуются отдельными словами или короткой аграмматичной фразой из 1—2 слов, жестом, мимикой. Изолированное звукопроизношение не нарушено. Затруднения встречались при произнесении слова или фразы. Структура слова нарушена (произносят первый или ударный слог). Переключение к следующему слогу представляло для них затруднение, отмечались литеральные парафазии, перестановки слогов, редуцирование окончаний. Подобные трудности возникали при произнесении фразы. Структура фразы нарушена: существительные стоят в именительном падеже, глаголы—в неопределенной форме, предлоги и дополнения отсутствуют. Отмечается малая речевая активность. Произнеся одно слово, дети умолкали. Возникал большой интервал между словами. Перед началом каждой фразы приходилось неоднократно помогать ребенку, задавать дополнительные вопросы или подсказывать нужные слова. Эти трудности особенно заметны при составлении самостоятельного рассказа по картинке или пересказу прочитанного. .Наблюдения в процессе логопедических занятий показали, что дети не могли выделить первый звук в слове, произнести оппозиционные звуки са-ша, ба-па и повторяли их как са-са, га-га или да-да и т. д. Не умели выделить и посчитать количество слогов в слове, не улавливали ритм слогов, ритмичные постукивания с определенным интервалом. Обогащение речевого словаря шло медленно, так как структура слова, приобретенного во время занятий, легко распадалась. В первую очередь накапливались существительные, активизировался пассивный словарь. К концу второго месяца занятий намечалась активизация самостоятельной речи. Однако заученные на занятиях слова и фразы произносились неправильно, глаголы стояли в конце предложения, структура слова нарушена: «Коза травку ку (кушает)», «Таня суп е (ест)». При переходе к обучению грамоте у детей возникали новые трудности: слияние звуков в слоги, слоги в слова и т. д. Однако к концу пребывания в стационаре (после четырех месяцев занятий) накопился речевой словарь, появились в предложениях предлоги в и на, но окончания слов не всегда соответствовали этим предлогам. Структура фразы, заученная на занятиях, сохранялась, в незаученных словах она легко распадалась, отмечались перестановки—парафазии.
Проведенные физиологические исследования детей при помощи предметных раздражителей (плоских и объемных геометрических фигур) показали повышенную тормозимость и инертность корковых процессов, распространяющиеся на двигательный и речедвигательный анализатор. Наряду с логопедическими занятиями в стационаре применялась лечебная физкультура и медикаментозное лечение, учитывая, что дети перенесли органическое заболевание центральной нервной системы. Для иллюстрации приводим историю болезни Гены А., 7 лет, находившегося в стационаре в 1962 г. Родители ребенка здоровы. Гена A. oт первой беременности, проходившей удовлетворительно. Роды в срок, быстрые. Была кратковременная асфиксия. Грудным был беспокоен, кричал по ночам. Голову начал держать с четырех месяцев, сидеть с семи, ходить с 1 г. 3 м. В 1 год перенес пневмонию средней тяжести. Развитие речи. Первые лепетные слова появились после четырех лет (медленное обогащение речевого словаря); к шести годам наметилась фразовая речь, состоящая из лепета, коротких слов и жеста. Посещал детский сад, с логопедом до стационара не занимался. При обследовании физическое развитие мальчика соответствовало возрасту. В неврологическом статусе. Окружность головы 52 см. Сглажена правая носогубная складка, девиация кончика языка вправо, неловкость движений языка при переключениях, особенно в быстром темпе. В общей моторике отмечается неловкость движений в правой руке, верхний симптом Барре справа. Движения правой рукой неловки, некоординированны. Пишет и рисует левой рукой. Дифференцированные движения (расстегнуть, завязать, держать ложку, карандаш и др.) старается выполнять левой рукой. На правой ноге прыгать не умеет. Тонус мышц на правых конечностях слегка повышен, сухожильные рефлексы выше справа, симптом Бабинского справа.
Мальчик спокойный, организованный, режимные моменты выполняет. С окружающими речевой контакт не налаживался в течение 1,5 месяца, в присутствии посторонних речью не пользовался, объяснялся жестами. Но хорошо организовывал игры и принимал в них участие, предпочитал подвижные игры. Во время игр проскальзывали отдельные слова и короткие фразы: «Эх, вот», «Да, вот», «Я не-не», «Не такая». Запас общих понятий достаточен, знает времена года, их отличительные свойства, диких и домашних животных, мебель, посуду, одежду. Счетные операции в пределе 10. Производит классификацию предметных картинок, осмысляет серию сюжетных картинок. Понимание речи достаточное. Самостоятельная речь состоит из отдельные слов и коротких фраз. Расхождение между пассивным и активным словарем. Структура слова нарушена: отмечаются литеральные парафазии, пропуски слогов, перестановки (очки — «качки», помидор — «томитом», на огороде — «на одоре», корова — «колола», желуди— «жодули»). В процессе логопедических занятий и медикаментозного лечения у мальчика увеличился запас слов, появилась фразовая речь. Рассказ по картинке: «Баба... дом... и тут дом...» — «Что ты видишь еще на картинке?» — «Лес... санки...» — «Еще?» — «Палки... лед».— «Какое время года?» — «Зима».— «Что дети делают?» — «Дети пошли школу (фраза была заучена к другой картинке)... дети пошли лед (на картинке — дети катаются на коньках)... мама, папа, Лена... пошли лед».—«Что они делают?»—«Кататься... Петя катать Олю». К концу пребывания в стационаре мальчик пользовался фразовой речью с аграмматизмами. Заученные слова, отраженная речь были значительно лучше самостоятельной, в которой по-прежнему отмечались нарушения структуры слова, отсутствие предлогов, несогласованность частей речи: «Да; Валя, нога тины» (Да, у Вали много картинок). Самостоятельно употребляет очень ограниченное количество глаголов. Таким образом, несмотря на то что у мальчика значительно увеличился словарь, самостоятельная.речь оставалась искаженной, непонятной. Приводим протокол физиологического обследования. Предъявляются плоские геометрические фигуры Красный треугольник. Инструкция: найди такую фигуру. Находит фигуру правильно. Инструкция: нарисуй такую фигуру. Рисует синий треугольник. Зеленый квадрат. Инструкция: найди такую фигуру. Находит фигуру правильно. Инструкция: нарисуй такую фигуру. Рисует синий квадрат. Желтый круг. Без инструкции находит правильную фигуру. Инструкция: нарисуй такую фигуру. Рисует синий круг Голубой четырехугольник. Без инструкции находит правильную фигуру Инструкция: нарисуй такую фигуру. Рисует синий четырехугольник
Предъявляются объемные геометрические фигуры. Красная призма. Инструкция: найди такую фигуру. Находит правильно. Инструкция: нарисуй такую фигуру. Тщательно рисует синий треугольник. Желтый цилиндр. Без инструкции находит правильную фигуру. Инструкция: нарисуй такую фигуру. Рисует синий прямоугольник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|