Зеленый куб, над кубом желтая призма.
Строит фигуру без инструкции. Рисует, форму соблюдает правильно. Инструкция: нарисуй такую фигуру. Рисует синим цветом. Данный анализ показал, что у ребенка на фоне выраженного пирамидного правостороннего синдрома отмечаются нарушения как в артикуляционной, так и в общей моторике. Со стороны речи — малая речевая активность, медленное обогащение речевого словаря, трудно корригируемые аграмматизмы. Основным является повышенная тормозимость, затруднения переключений с одного движения на другое. При исследовании высшей нервной деятельности, при помощи комплексных раздражителей также выявляется повышенная тормозимость и инертность корковых процессов, проявляющаяся в затруднении переключений и невелировании более слабого раздражителя—цвет фигуры, более сильного—форма фигуры. Приведенные данные дали основание поставить диагноз — моторная алалия 1. Суммируя результаты исследования детей этой группы, следует указать, что характерным для них является позднее развитие речи, малая речевая активность, медленное накопление словаря, нарушение структуры слова, выраженный, трудно поддающийся коррекции аграмматизм. В неврологическом статусе ведущим является неловкость артикуляции, затруднение последовательных движений, нарушение дифференцированной моторики в правых конечностях. Эти динамические, или денерваторные, расстройства, связанные с повышенной тормозимостью и инертностью корковых процессов, надо полагать, лежат в основе данной формы моторной алалии. Вторую группу также составили 10 детей в возрасте 5—7 лет. Из анамнестических сведений известно, что беременность у матерей проходила с токсикозом, роды в срок, преимущественно быстрые. У всех детей наблюдалась асфиксия. Этапы физического развития соответствовали возрасту. На первом году жизни часть детей перенесла пневмонию, часть—диспепсию. Развитие речи запаздывало. Лепет появился к году, речь — к 3—4 годам. К моменту поступления в стационар четверо детей пользовались лепетными словами, остальные—фразовой речью с выраженным косноязычием.
В стационаре дети быстро освоились, выполняли все режимные моменты, принимали участие в жизни отделения. Физическое развитие соответствовало возрасту. В неврологическом статусе намечался правосторонний пирамидный синдром, сглаженность правой носогубной складки, девиация кончика языка вправо. Дифференцированные движения охотнее выполняли левой рукой, лучше прыгали на левой ноге. Общая моторика не представляла отклонений. Тонус и трофика не нарушены. Сухожильные рефлексы повышены, кожные— понижены справа, непостоянный симптом Бабинского справа. Психический статус. Дети охотно приходили на обследование. Были неусидчивы, двигательно беспокойны. Внимание неустойчивое, несколько эйфоричны, легко вступали в контакт. Запас общих сведений несколько ограничен. Дети знали диких и домашних животных, фрукты, овощи, мебель, посуду, но часто путали их принадлежность к определенной обобщающей категории. Производили предметную классификацию, выделяли неподходящую картинку, но легко отвлекались и сбивались при выполнении задания. Не всегда знали основные цвета, времена года. Складывали серию сюжетных картинок. Счетные операции в пределах 5—10. Состояние речи. У детей отмечался различный уровень развития речи—от лепетных слов до фразовой речи. Характерным для них было быстрое накопление речевого словаря как в домашних, так и в стационарных условиях. Они не затруднялись в подборе слов, построении фразы, хотя структура слова и фразы нередко была нарушена. В словах имели место перестановки, парафазии, нестойкие замены звуков, поиски нужной артикуляции, различные варианты одного и того же слова (парта— «тарта, тапа, пат, патра»; шапка— «тяпка, сапка» и т. д.).
В процессе логопедических занятий наблюдались значительные затруднения в коррекционной работе, так как в течение длительного времени не удавалось выработать соответствующую артикуляцию. Под влиянием комплексных мероприятий (логопедические занятия, медикаментозная терапия — галантамин, витамин Big, прозерин, лечебная физкультура) постепенно улучшалась речь, стали более стойкими определенные изолированные артикуляции, но автоматизировать их не удавалось даже к концу четырехмесячного пребывания в стационаре. Аграмматизм постепенно сглаживался. Таким образом, для патологии речи детей второй группы характерными являются нечеткие артикуляции звуков, нестойкие звуковые замены, аграмматизм. Саша И., 1958 г. рождения. Мальчик от первой беременности, протекавшей нормально. Роды в срок, длительные — трое суток. Накладывали щипцы. Родился в асфиксии. К груди приложили на пятые, сутки. Этапы физического развития. Голову стал держать в 3 месяца, сидеть в 7 месяцев, ходить в 1 г. 3 м. Развитие речи. Первые слова — мама, папа — стал произносить после года. Обогащение словаря началось с 4 л. 2 м., фразовая— с 4 л. 6 м. 'При обследовании. Физическое развитие соответствовало возрасту. В неврологическом статусе. Сглажена правая носогубная складка, кончик языка при высовывании уклонялся вправо. Некоторое ограничение движений и снижение силы в правых конечностях, тонус мышц справа слегка понижен. Сухожильные рефлексы выше справа, брюшные понижены. Верхний симптом Барре справа, на этой же стороне симптом Бабинского. Отмечались элементы апраксии: самостоятельно нужную артикуляцию произвести затруднялся, лучше выполнял ее по подражанию. Психический статус. В отделении выполнял все режимные моменты. Ласковый, общительный с детьми и персоналом. На занятиях неусидчив, легко отвлекается, быстро устает. Внимание неустойчивое. Запас общих понятий несколько ограниченный. Логическое мышление не нарушено.
Состояние речи. В беседе пользуется фразовой речью, фраза короткая. Структура слова нарушена: отмечены нестойкие звуковые замены, как ц. ш, щ — с: ж — з; с — ч; л, р опускает. Заменяет мало знакомые слова более часто употребляемыми в быту. Словарный запас ограничен. Не умеет составить рассказ по картинке, определяет ситуацию одним словом: Например, на картинке нарисовано: чайник стоит на столе; ребенок говорит: «чайник» или «стол». «Где стоит чайник?» — «На столе». Только в третьем варианте составил полную фразу, которая тут же легко распалась. Следовательно, мальчик мог при построении фразы употреблять предлоги и дополнения, но самостоятельно такими структурами не пользовался. Анализ данного случая показал, что у ребенка имеется правосторонний пирамидный синдром и задержка развития речи. Своеобразие заключается в том, что с четырехлетнего возраста наступила значительная активизация звукопроизносительной речи. При этом обнаружилось нарушение звукопроизношения и аграмматизм. В стационаре работа велась над постановкой звуков и грамматическим строем речи. В процессе логопедических занятий особенно трудной оказалась постановка звуков и их автоматизация, т. е. закрепление выработанных артикуляционных навыков. За четыре месяца пребывания в стационаре сгладился аграмматизм, были поставлены звуки, но добиться их автоматизации не удалось. Физиологическое исследование показало, что в коре головного мозга преобладают тормозные процессы. Приведенный случай является типичным для данной группы. Суммируя результаты, полученные при исследовании детей второй группы, следует отметить, что характерным для нее является наличие пирамидного синдрома, позднее развитие речи, более быстрое обогащение речевого словаря, нарушение структуры слова, аграмматизмы, однако ведущим симптомом являются трудно поддающиеся коррекции нарушения произношения. Во время логопедических занятий затруднения по закреплению вырабатываемых артикуляционных кинестезии. Нарушение кинестетической основы речевых движений, по-видимому, является причиной данной формы моторной алалии.
Сравнивая результаты, полученные при исследовании детей обеих групп, следует отметить, что общим для них является перенесенная асфиксия, позднее развитие экспрессивной речи, бедность речевого словаря, аграмматизм, правосторонний пирамидный синдром. Наряду с этим каждая из приведенных групп имеет свои особенности. У детей первой группы преобладали изменения денерваторного характера, т. е. нарушение плавности переключения последовательных артикуляций. У детей второй группы патология заключалась в нарушении кинестетической основы речевых движений. Представляет интерес тот факт, что патофизиологические механизмы, лежащие в основе представленных нами двух групп моторной алалии, имеют сходство с двумя формами моторной афазии, описанными А. Р. Лурия,— эфферентной и афферентной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|