Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зеленый куб, над кубом желтая призма.

Строит фигуру без инструкции. Рисует, форму соблюдает правильно.

Инструкция: нарисуй такую

фигуру. Рисует синим цветом.

Данный анализ показал, что у ребенка на фоне выра­женного пирамидного правостороннего синдрома отме­чаются нарушения как в артикуляционной, так и в об­щей моторике. Со стороны речи — малая речевая актив­ность, медленное обогащение речевого словаря, трудно корригируемые аграмматизмы. Основным является повышенная тормозимость, затруднения переключений с одного движения на другое. При исследовании высшей нервной деятельности, при помощи комплексных раздра­жителей также выявляется повышенная тормозимость и инертность корковых процессов, проявляющаяся в за­труднении переключений и невелировании более слабого раздражителя—цвет фигуры, более сильного—форма фигуры. Приведенные данные дали основание поставить диагноз — моторная алалия 1.

Суммируя результаты исследования детей этой груп­пы, следует указать, что характерным для них является позднее развитие речи, малая речевая активность, медленное накопление словаря, нарушение структуры слова, выраженный, трудно поддающийся коррекции аграмматизм. В неврологическом статусе ведущим является неловкость артикуляции, затруднение последовательных движений, нарушение дифференцированной моторики в правых конечностях. Эти динамические, или денерваторные, расстройства, связанные с повышенной тормозимостью и инертностью корковых процессов, надо полагать, лежат в основе данной формы моторной алалии.

Вторую группу также составили 10 детей в воз­расте 5—7 лет. Из анамнестических сведений известно, что беременность у матерей проходила с токсикозом, роды в срок, преимущественно быстрые. У всех детей наблюдалась асфиксия. Этапы физического развития соответствовали возрасту. На первом году жизни часть детей перенесла пневмонию, часть—диспепсию. Развитие речи запаздывало. Лепет появился к году, речь — к 3—4 годам. К моменту поступления в стационар четверо детей пользовались лепетными словами, остальные—фразовой речью с выраженным косноязычием.

В стационаре дети быстро освоились, выполняли все режимные моменты, принимали участие в жизни отде­ления.

Физическое развитие соответствовало воз­расту.

В неврологическом статусе намечался пра­восторонний пирамидный синдром, сглаженность правой носогубной складки, девиация кончика языка вправо. Дифференцированные движения охотнее выполняли ле­вой рукой, лучше прыгали на левой ноге. Общая моторика не представляла отклонений. Тонус и трофика не нарушены. Сухожильные рефлексы повышены, кожные— понижены справа, непостоянный симптом Бабинского справа.

Психический статус. Дети охотно приходили на обследование. Были неусидчивы, двигательно беспокой­ны. Внимание неустойчивое, несколько эйфоричны, легко вступали в контакт. Запас общих сведений несколько ограничен. Дети знали диких и домашних животных, фрукты, овощи, мебель, посуду, но часто путали их при­надлежность к определенной обобщающей категории. Производили предметную классификацию, выделяли не­подходящую картинку, но легко отвлекались и сбивались при выполнении задания. Не всегда знали основные цве­та, времена года. Складывали серию сюжетных карти­нок. Счетные операции в пределах 5—10.

Состояние речи. У детей отмечался различный уровень развития речи—от лепетных слов до фразовой речи. Характерным для них было быстрое накопление речевого словаря как в домашних, так и в стационарных условиях. Они не затруднялись в подборе слов, построе­нии фразы, хотя структура слова и фразы нередко была нарушена. В словах имели место перестановки, парафа­зии, нестойкие замены звуков, поиски нужной артикуля­ции, различные варианты одного и того же слова (пар­та— «тарта, тапа, пат, патра»; шапка— «тяпка, сап­ка» и т. д.).

В процессе логопедических занятий наблюдались зна­чительные затруднения в коррекционной работе, так как в течение длительного времени не удавалось выработать соответствующую артикуляцию.

Под влиянием комплексных мероприятий (логопеди­ческие занятия, медикаментозная терапия — галантамин, витамин Big, прозерин, лечебная физкультура) постепен­но улучшалась речь, стали более стойкими определенные изолированные артикуляции, но автоматизировать их не удавалось даже к концу четырехмесячного пребыва­ния в стационаре. Аграмматизм постепенно сглажи­вался.

Таким образом, для патологии речи детей второй группы характерными являются нечеткие артикуляции звуков, нестойкие звуковые замены, аграмматизм.

Саша И., 1958 г. рождения. Мальчик от первой беременности, протекавшей нормально. Роды в срок, длительные — трое суток. На­кладывали щипцы. Родился в асфиксии. К груди приложили на пятые, сутки.

Этапы физического развития. Голову стал держать в 3 месяца, сидеть в 7 месяцев, ходить в 1 г. 3 м.

Развитие речи. Первые слова — мама, папа — стал произ­носить после года. Обогащение словаря началось с 4 л. 2 м., фра­зовая— с 4 л. 6 м.

'При обследовании. Физическое развитие соответствовало возрасту.

В неврологическом статусе. Сглажена правая носогубная складка, кончик языка при высовывании уклонялся вправо. Некоторое ограничение движений и снижение силы в правых конечностях, тонус мышц справа слегка понижен. Сухожильные рефлексы выше справа, брюшные понижены. Верхний симптом Барре справа, на этой же стороне симптом Бабинского. Отмечались элементы апраксии: самостоятельно нужную артикуляцию произвести затруд­нялся, лучше выполнял ее по подражанию.

Психический статус. В отделении выполнял все режим­ные моменты. Ласковый, общительный с детьми и персоналом. На занятиях неусидчив, легко отвлекается, быстро устает. Внимание неустойчивое. Запас общих понятий несколько ограниченный. Логическое мышление не нарушено.

Состояние речи. В беседе пользуется фразовой речью, фраза короткая. Структура слова нарушена: отмечены нестойкие звуковые замены, как ц. ш, щ — с: ж — з; с — ч; л, р опускает. За­меняет мало знакомые слова более часто употребляемыми в быту. Словарный запас ограничен. Не умеет составить рассказ по картин­ке, определяет ситуацию одним словом: Например, на картинке нари­совано: чайник стоит на столе; ребенок говорит: «чайник» или «стол». «Где стоит чайник?» — «На столе». Только в третьем варианте составил полную фразу, которая тут же легко распалась. Следова­тельно, мальчик мог при построении фразы употреблять предлоги и дополнения, но самостоятельно такими структурами не пользо­вался.

Анализ данного случая показал, что у ребенка имеет­ся правосторонний пирамидный синдром и задержка развития речи. Своеобразие заключается в том, что с четырехлетнего возраста наступила значительная акти­визация звукопроизносительной речи. При этом обнару­жилось нарушение звукопроизношения и аграмматизм.

В стационаре работа велась над постановкой звуков и грамматическим строем речи. В процессе логопедиче­ских занятий особенно трудной оказалась постановка звуков и их автоматизация, т. е. закрепление выработан­ных артикуляционных навыков. За четыре месяца пре­бывания в стационаре сгладился аграмматизм, были поставлены звуки, но добиться их автоматизации не уда­лось.

Физиологическое исследование показало, что в коре головного мозга преобладают тормозные процессы.

Приведенный случай является типичным для данной группы.

Суммируя результаты, полученные при исследовании детей второй группы, следует отметить, что характерным для нее является наличие пирамидного синдрома, позд­нее развитие речи, более быстрое обогащение речевого словаря, нарушение структуры слова, аграмматизмы, однако ведущим симптомом являются трудно поддающиеся коррекции нарушения произношения. Во время логопедических занятий затруднения по закреплению вырабатываемых артикуляционных кинестезии. Наруше­ние кинестетической основы речевых движений, по-види­мому, является причиной данной формы моторной алалии.

Сравнивая результаты, полученные при исследовании детей обеих групп, следует отметить, что общим для них является перенесенная асфиксия, позднее развитие экспрессивной речи, бедность речевого словаря, аграмматизм, правосторонний пирамидный синдром.

Наряду с этим каждая из приведенных групп имеет свои особенности. У детей первой группы преобладали изменения денерваторного характера, т. е. нарушение плавности переключения последовательных артикуляций.

У детей второй группы патология заключалась в на­рушении кинестетической основы речевых движений.

Представляет интерес тот факт, что патофизиологические механизмы, лежащие в основе представленных нами двух групп моторной алалии, имеют сходство с двумя формами моторной афазии, описанными А. Р. Лурия,— эфферентной и афферентной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...