Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан




Два основных направления, по которым гарантии проявляются в процессе государственно-управленческой дея­тельности.

1. Административно-правовые гарантии реализации прав и свобод граждан. В данном случае подразумеваются юридические обязанности исполнительных органов (должностных лиц) как по обеспечению реализации, так и по созданию условий реализации прав граждан.

Одним из принципов гос. службы является прио­ритет прав и свобод гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их. Тем самым права и свободы граждан определяют деятельность ис­полнительной власти (ст. 18 Конституции РФ).

Важное значение имеют специальные административно-про­цессуальные гарантии прав граждан, устанавливаемые законодательством о производстве по делам об админ. правона­рушениях, по заявлениям и жалобам граждан и т.п. (закрепление обстоятельств, смягчающих АО, ограничения при применении наиболее строгих админ. наказаний, предоставление гражданам, привлекаемым к админ. ответственности, широкого комплекса прав процессуального характера, устанавли­ваемых КоАП, и др).

Кроме того, предусмотрены административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан. Так, по­добные процедуры действуют при приеме граждан на работу, при рассмотрении их заявлений и жалоб, при осуществлении лицензи­рования различного рода деятельности, осуществляемой ими, и т.п.

С учетом особенностей административно-правовых отношений механизм рассматриваемых административно-правовых гаран­тий есть совокупность следующих юридически значимых дейст­вий:

· обращение гражданина к исполнительному органу (должно­стному лицу) по поводу реализации закрепленных за ним прав;

· рассмотрение компетентным органом (должностным лицом) обращения гражданина на предмет установления его правомерности и обоснованности;

· вынесение им решения по предмету обращения;

· исполнение принятого решения.

Главное при этом заключ-ся в том, что исполнит. ор­ган (должностное лицо) юридически обязан принять обращение гражданина и вынести по нему властное одностороннее решение, а также провести его в жизнь. Эту обяз-ть орган выполняет в силу требований закона либо подзаконного правового акта. С дру­гой стороны, он обязан не только перед законом, но и перед граж­данином как сторона возникшего админ.-правового от­ношения. Это и есть проявление юр-х гарантий прав граждан.

2. Административно-правовые гарантии охраны прав и сво­бод граждан. Это осуществление исполнит. органами (должностны­ми лицами) действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите, наконец, по примене­нию административно-правовых санкций в случае их нарушения.

Наблюдательная функция исполнительных органов (должно­стных лиц) находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, пред­приятиях и учреждениях, государственными служащими. Другой вариант такого рода функций выражается в осуществлении ими на основе спец. полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном слу­чае имеются в виду полномочия надзорного характера.

Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствую­щем объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенции. Действуют также спе­циальные надзорные органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных и т.п.

Непосредственная защита прав граждан исполнительными органами (должностными лицами) предполагает практическое ис­пользование ими достаточно широкого арсенала юридически властных средств:

· приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент РФ может приостанавливать действие правовых актов органов исполнит. власти субъектов Федерации; Правительство РФ полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств рес­публик, входящих в состав РФ;

· приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (на­пример, органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, государственного надзора в области охраны труда и т.п.);

· отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство РФ вправе отменять такого рода акты фед. органов исполнит. власти, а Президент РФ — акты самого Правительства и т.п.

В этих полномочиях, в частности, отчетливо проявляется сле­дующая конституционная позиция: любые нормативные право­вые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их официального опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не мо­гут применяться, если ими нарушаются права, свободы и закон­ные интересы граждан.

В осуществлении защиты прав граждан существенна роль не только чисто административно-правовых средств, но и полномочий, которыми наделены органы судебной власти и прокуратуры. В частности, правом отмены актов управления наделены суды об­щей юрисдикции, а также арбитражные суды. Конст.суд РФ может признать такие акты неконституционными, что вле­чет за собой утрату ими юридической силы. Органы прокуратуры опротестовывают правовые акты управ­ления в случае нарушения ими прав граждан.

Наконец, нельзя не отметить и то, что самим гражданам предо­ставляется юр-кая возможность своими средствами защи­щать свои права в сфере гос.-управленческой деят-ти. Конечно, гражданин не обладает полномочиями по отмене или приостановлению правовых актов, ущемляющих его права и закон. интересы. Но путем обжалования такого рода актов он приводит в движение гос. механизм защиты его прав.

Применение административно-правовых санкций как средст­ва защиты их прав и законных интересов находит свое выражение в том, что она является следствием использования исполнитель­ными органами, равно как и другими полномочными гос. органами, их наблюдательных и защитительных гаран­тий. Конечно, ответственность в буквальном смысле не ограждает то или иное субъективное право личности. Тем не менее, ее юриди­ческая значимость несомненна, ибо сама возможность ответствен­ности за свои действия, нарушающие субъективные права граж­дан, имеет большое превентивное (предупредительное) значение. Сам факт ее наступления есть результат неправомерных действий. При этом, естественно, подразумевается юридическая ответствен­ность прежде всего должностных лиц государственно-управленче­ского аппарата.

Предусмотрены в основном два вида такой ответственности на­званных лиц: дисциплинарная и административная. Конечно, за преступные деяния должностные лица несут и уголовную ответст­венность.

Дисциплинарная ответ-ть наступает при нарушении гос. служащим возложенных на него служебных обязанностей, в числе к-х значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет за собой нало­жение на него органом или руководителем, имеющим право назна­чать служащего на должность, дисциплинарных взысканий.

Административная ответственность наступает для долж­ностных лиц за совершение ими административных правонаруше­ний, связанных с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и т.п. Должностные лица отвечают за нарушение таких общеобязат-х правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Их административная ответственность наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП преду­сматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица. Например, ст. 5.27 «Нарушение законо­дательства о труде и об охране труда»; ст. 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединени­ях» и т.д. Админ. ответ-ть должностные лица несут перед органами, наделенными полномочиями по осуществ­лению админ.надзора. Постановление о возбужде­нии админ. производства вправе выносить прокурор.

Названные виды юридической ответственности носят персо­нальный характер (отвечает конкретное должностное лицо). От­ветственность исполнительных органов не предусматривается.

Гражданин имеет право на возмещение гос-вом ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительных органов (должностных лиц). Такое возмещение осущ-ся в граж­данско-процессуальном порядке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...