Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ финансовых результатов на примере ОАО «Моготекс» за 2003-2004г.г.




Экономическая характеристика ОАО «Моготекс»

 

ОАО “Моготекс” – текстильная компания, ведущая свою историю с 1973 года. В его состав входят ткацкая, отделочная, швейная фабрики, трикотажное производство и участок для производства нетканых материалов. Современное оборудование, установленное на предприятии, позволяет выпускать разнообразный ассортимент продукции широко известной как в Беларуси, так и за пределами республики. ОАО "Моготекс" внедрило и применяет систему качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9001 в областях: проектирование, разработка и производство тканей, трикотажных полотен и швейных изделий. Имеется также сертификат TUV CERT (Германия). За 30 лет работы предприятие приобрело широкую известность на рынке текстильных товаров ближнего и дальнего зарубежья благодаря широкому ассортименту и высокому качеству продукции. Предприятие ведёт активную выставочную деятельность, награждено многочисленными дипломами за лучший отечественный товар, за наивысшие достижения в области промышленности, за производство высококачественных тканей многофункционального назначения, за творческие идеи и высокий уровень мастерства исполнения коллекции, за лучшее оформление стенда и по др. номинациям. В рамках 6-го Международного форума средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех" ткань плащевая "Грета" арт. 4С5-КВ завоевала Золотую медаль "Гарантия качества и безопасности". Продукция предприятия стала лауреатами конкурса "Лучшие товары Республики Беларусь". Предприятие награждено дипломом Гильдии предприятий профессиональной одежды, спецодежды, спецобуви и средств защиты "За участие в выставке "Телогрейка-2003”.

Общая площадь, занимаемая предприятием, составляет 49,7 тысяч квадратных метров, производственные мощности позволяют выпускать 86 млн. квадратных метров готовых тканей в год и 825 тонн основовязальных трикотажных полотен. В состав ОАО “Моготекс” входят три фабрики - ткацкая, отделочная и швейная.

В настоящее время, работая с численностью 3900 человек, предприятие обеспечивает выпуск тканей в объеме 57,1 млн. квадратных метров на сумму 72 млн. долл. США, занимая первое место по объему выпуска как среди предприятий Республики Беларусь, так и среди российских производителей. Широкий спектр выпускаемой продукции и высокое качество – одно из основных конкурентных преимуществ предприятия – позволившее из года в год обеспечить наращивание экспортного потенциала (59% от общего объема поставок). 94,5% составляют поставки на рынки стран СНГ, 5,5% - дальнее зарубежье. Из 15 стран дальнего зарубежья, являющихся потребителями продукции ОАО “Моготекс”, 13% приходится на долю Польши, 29% - США, 18% - Литвы, 6% - Чехия, 27% - Италия, 7% - Югославия. Ведущим торговым партнером среди стран СНГ продолжает оставаться Российская Федерация. Продажа продукции ОАО “Моготекс” осуществляется в 55 регионах Российской Федерации из 89 имеющихся.

Сегодня ОАО «Моготекс» производит:

- ткани для производственной и форменной одежды с различными видами отделок (водоотталкивающая, масловодоотталкивающая, нефтемасловодоотталкивающая, грязеотталкивающая, кровеотталкивающая, ветрозащитная, огнезащитная, кислотозащитная, антистатическая);

- ткани плащевые с различными видами отделок (водоотталкивающая, антистатическая);

- ткани подкладочные с различными видами отделок (антистатическая, малоусадочная, износоустойчивая, ветрозащитная);

- ткани для специального снаряжения;

- ткани декоративные жаккардовые, гладкокрашеные и оформленные печатью; трикоткани декоративные гладкокрашеные и набивные;

- ткани мебельные жаккардовые в набивном виде;

- ламели для жалюзи;

- ткани технические; · ткани для кожгалантерейной промышленности и специального снаряжения;

- полотна трикотажные подкладочные, декоративные и для спортивной одежды;

- гардинные полотна в гладкокрашеном и набивном виде;

- нетканое полотно; · производственная и форменная одежда;

- домашний текстиль.

   Основными потребителями  продукции являются такие крупнейшие ведомства и компании как: МО, МВД и МЧС России и Беларуси;- предприятия топливно-энергетического комплекса такие как ОАО “Газпром”, ОАО “Лукойл”, ОАО “Юкос”, “Белтрансгаз”.;- промышленные предприятия;- строительные организации;- медицинские учреждения и др.

Таблица 1: Финансовое состояние предприятия ОАО «Моготекс» за 2003г. 2004г.

 

Наименование показателей

Г.

Г.

Отклонение

Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)

124104

154196

+30092

Себестоимость

119308

143863

+25086

Прибыль (убыток) от реализации

3393

8773

+5380

Прибыль (убыток) отчётного периода

2320

3525

+1205

Налоги на прибыль и иные обязательные платежи

1377

3371

+1994

Нераспределённая прибыль

8

154

146

 

 

 

 

 

 

Анализ финансовых результатов на примере ОАО «Моготекс» за 2003-2004г.г.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризу­ются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эф­фективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансо­вое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рента­бельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводит­ся экономическому анализу.

Основные его задачи:

1) систематический контроль за формированием финансовых ре­зультатов;

2) определение влияния как объективных, так и субъективных фак­торов на финансовые результаты;

3) выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рента­бельности и прогнозирование их величины;

4) оценка работы предприятия по использованию возможностей уве­личения прибыли и рентабельности;

5) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

1) маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямы­ми производственными затратами по реализованной продукции);

2) прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами от­четного периода);

3) общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) (финансовые результаты от реализации продук­ции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвести­ционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные до­ходы и расходы);

4) чистая прибыль - это та ее часть, которая остается в распоряже­нии предприятия после уплаты процентов, налогов, экономичес­ких санкций и прочих обязательных отчислений;

5) капитализированная (нераспределеннная) прибыль - это часть чис­той прибыли, которая направляется на финансирование прирос­та активов;

 

6) потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на вы­плату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Основные источники информации: данные аналитического бухгал­терского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответ­ствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (Таблица 2).

Таблица 2 Анализ динамики и состава прибыли ОАО «Моготекс»

 

Показатель

2003г.

2004г.

Изменения

Сумма, млн. руб Доля,% Сумма, млн. руб Доля,%

1

2

3

4

5

6

7

1

Прибыль (убыток) от реализации

3394

100

8242

100

7908

2

 ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

2.1

Доходы от операций с имуществом

4302

 

3187

 

-1115

2.2

Расходы от операций с имуществом

4116

 

3149

 

-967

2.3

Доходы от финансовых операций

18858

 

7799

 

-11059

2.4

Расходы от финансовых операций

18899

 

7929

 

-10970

2.5

Прочие операционные доходы

31553

 

51242

 

+19689

2.6

Прочие операционные расходы

31822

 

52951

 

+21129

3

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (2.1-2.2+2.3-2.4+2.5-2.6)

-124

3,6

-1801

20,3

-1677

4

 ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

4.1

Внереализационные доходы

977

 

934

 

-43

4.2

Внереализационные расходы

1924

 

4381

 

 

5

прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов(4.1-4.2)

-947

27,9

-3447

39,2

-2500

6

ИТОГО ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД(1+3+4)

2323

68,3

3525

39,2

+1202

 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

7

Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли

2315

 

3371

 

+1056

8

НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ (6-7)

8

0,2

154

1,3

+146

 

Как показывают данные таблицы 1, прибыль от реализации в 2004 году увеличилась на 7908 млн.руб. относительно 2003 года. Возросли убытки от операционных расходов на 1677 млн. руб., от внереализационных расходов на 2500 млн. руб. следовательно итоговая прибыль в 2004 году составила 3525 млн.руб. что на 1202 млн. руб. больше предыдущего года. Нераспределённая прибыль в анализируемом периоде, после произведённых выплат налогов и сборов, составила 154 млн.руб. 

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукции и определяются фак­торы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

 

                              П=∑[VРПобщУдiii)].                                            (1)

 

 

Объемреализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема про­даж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реали­зации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличит­ся доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реа­лизации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту сум­мы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорциональ­но прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 3.

Таблица 3 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Моготекс», млн. руб.

Показатель Базовый период 2003г. Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период 2004г.
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг(В) ∑ (VPПi0i0) = 2097,5•58,5= =122701 ∑ (VPПi1i0) = 2500•58,5 =146250 ∑ (VPПi1i1) = 2500•61,05 =152636
Полная себестоимость реализованной продукции(3) ∑ (VPПi0i0) = 2097,5•56,5= =119307 ∑ (VPПi1i0) = 2500•57,55=143875 ∑ (VPПi1i1) = 2500•57,55=143863
Прибыль (П) 3394 2375 8773

 

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления факти­ческого объема реализации с базовым в натуральном (если продук­ция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном пред­приятии его величина составляет:

 

                               Iрп = VРП1 / VРП0                                                                        (2)

 

                                    Iрп =   2500  / 2097,5 = 1,2

 

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма при­были должна была бы увеличиться на 20% и составить 4072,8 млн. руб. (3394•1,2).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объе­ме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне се­бестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:

                            ∑ (VPПi1i0) - ∑ (VPПi1i0) =                                 (3)

 

                           = 146250 -143875 = 2375 млн.руб.

 

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из факти­ческой суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

 

                         ∑ (VPПi1i1) - ∑ (VPПi1i0) =                                     (4)

 

                       = 152636 – 143875 = 8761 млн.руб.

 

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 4.

Таблица 4 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

 

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчета Прибыль, тыс. руб.
    Объем продаж Структура продаж Цены Себесто­имость        
По to to to to Во — З0 3394
Пусл1 t1 to to to По • Iрп 4072,8
Пусл2 t1 t1 to to Вусл - Зусл 2375
Пусл3 t1 t1 t1 to В1 - Зусл 8761
П1 t1 t1 t1 t1 В1 – З1 8773

 

По данным таблицы 4 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции

 

                          ∆ПVрп = Пусл1 - По                                                              (5)

 

                         ∆ПVрп  = 4072,8 – 3394 = +678,8 млн. руб.;

 

структуры товарной продукции

                        ∆Пстр = Пусл2- Пусл1                                                                (6)

 

                        ∆Пстр = 2375- 4072,8 = -1697,8 млн. руб.;

 

отпускных цен

Итого +5379 млн. руб.

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Снижение суммы при­были на 1697,8 млн. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации уменьшился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с по­вышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 млн. руб.

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характери­зуют эффективность работы предприятия в целом, доходность раз­личных направлений деятельности (производственной, коммерчес­кой, инвестиционной.и т.д.). Они более полно, чем прибыль, харак­теризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреб­ленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятель­ности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

 

                           ∆ПЦ = Пусл3 - Пусл2                                                                 (7)

 

                        ∆ПЦ = 8761- 2375 = +6386 млн. руб.;

 

себестоимости реализованной продукции

 

                        ∆ПС  = П1 - Пусл3.                                                               (8)

 

                        ∆ПС = 8773- 8761= +12 млн. руб.

 

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производ­ства и инвестиционных проектов;

2)   показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

 Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до вы­платы процентов и налогов к сумме затрат по реализованной про­дукции (Зрп):

 

                                     R = Прп  /  Зрп                                                                                          (9)

 

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого руб­ля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по пред­приятию. При определении его уровня в целом по предприятию це­лесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализа­ционные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех ос­новных факторов первого порядка: изменения структуры реализован­ной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

 

           Rз = f (VPПобщ, Удi, Цi, Сi) / f (VPПобщ, Удi, Сi)                         (10)

 

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабель­ности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 3 и 4:    

 

          R0 = П0 (VPПобщ0, Уд0, Ц0, С0) / З0 (VPПобщ0, Уд0, С0)                (11)

 

          R0 =  3394 / 119307 • 100 =  2,8%;

 

          Rусл1= Пусл1(VPПобщ1,Уд0,Ц0,С0)/Зусл1(VPПобщ1,Уд0,С0)                (12) 

 

         Rусл1 = (3394•1,2  / 143875•1,2) • 100 = 2,4%

 

         Rусл2= Пусл2(VPПобщ1,Уд1,Ц0,С0)/Зусл2(VPПобщ1,Уд1,С0)                  (13)

 

         Rусл2=2375 / 143875 • 100 = 1,7%

         Rусл3= Пусл3(VPПобщ1,Уд1,Ц1,С0)/Зусл2(VPПобщ1,Уд1,С0)                   (14)

 

         Rусл3 = 8761/ 143875• 100 = 6,1%

 

         R1= П1(VPПобщ1,Уд1,Ц1,С1)/З1(VPПобщ1,Уд1,С1)                               (15)

 

         R1= 8773 / 143863• 100 = 6,1%

 

         ∆Rобщ = R1 – R2 = 6.1 – 2,8 = +3,3%                                                  (16)

 

         ∆Rvрп = Rусл1 – R0 = 2,4– 2,8 = -0,4%                                                  (17)

 

         ∆Rуд = Rусл2 – Rусл1= 1,7 –  2,4 = -0,7%                                             (18)

 

         ∆Rц = Rусл3 – Rусл2= 6,1 –1,7 = +4,4 %                                   (19)

 

        ∆Rс = R1 – Rусл3 = 6.1 – 6,1=0

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рен­табельности повысился в связи с увеличением уровня цен и удельно­го веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж. Снижение себестоимости реализованной продукции на 12млн. руб. к изменению рентабельности не привёл.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...