Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Анализ финансовых результатов на примере ОАО «Моготекс» за 2003-2004г.г.





Экономическая характеристика ОАО «Моготекс»

 

ОАО “Моготекс” – текстильная компания, ведущая свою историю с 1973 года. В его состав входят ткацкая, отделочная, швейная фабрики, трикотажное производство и участок для производства нетканых материалов. Современное оборудование, установленное на предприятии, позволяет выпускать разнообразный ассортимент продукции широко известной как в Беларуси, так и за пределами республики. ОАО "Моготекс" внедрило и применяет систему качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9001 в областях: проектирование, разработка и производство тканей, трикотажных полотен и швейных изделий. Имеется также сертификат TUV CERT (Германия). За 30 лет работы предприятие приобрело широкую известность на рынке текстильных товаров ближнего и дальнего зарубежья благодаря широкому ассортименту и высокому качеству продукции. Предприятие ведёт активную выставочную деятельность, награждено многочисленными дипломами за лучший отечественный товар, за наивысшие достижения в области промышленности, за производство высококачественных тканей многофункционального назначения, за творческие идеи и высокий уровень мастерства исполнения коллекции, за лучшее оформление стенда и по др. номинациям. В рамках 6-го Международного форума средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех" ткань плащевая "Грета" арт. 4С5-КВ завоевала Золотую медаль "Гарантия качества и безопасности". Продукция предприятия стала лауреатами конкурса "Лучшие товары Республики Беларусь". Предприятие награждено дипломом Гильдии предприятий профессиональной одежды, спецодежды, спецобуви и средств защиты "За участие в выставке "Телогрейка-2003”.

Общая площадь, занимаемая предприятием, составляет 49,7 тысяч квадратных метров, производственные мощности позволяют выпускать 86 млн. квадратных метров готовых тканей в год и 825 тонн основовязальных трикотажных полотен. В состав ОАО “Моготекс” входят три фабрики - ткацкая, отделочная и швейная.



В настоящее время, работая с численностью 3900 человек, предприятие обеспечивает выпуск тканей в объеме 57,1 млн. квадратных метров на сумму 72 млн. долл. США, занимая первое место по объему выпуска как среди предприятий Республики Беларусь, так и среди российских производителей. Широкий спектр выпускаемой продукции и высокое качество – одно из основных конкурентных преимуществ предприятия – позволившее из года в год обеспечить наращивание экспортного потенциала (59% от общего объема поставок). 94,5% составляют поставки на рынки стран СНГ, 5,5% - дальнее зарубежье. Из 15 стран дальнего зарубежья, являющихся потребителями продукции ОАО “Моготекс”, 13% приходится на долю Польши, 29% - США, 18% - Литвы, 6% - Чехия, 27% - Италия, 7% - Югославия. Ведущим торговым партнером среди стран СНГ продолжает оставаться Российская Федерация. Продажа продукции ОАО “Моготекс” осуществляется в 55 регионах Российской Федерации из 89 имеющихся.

Сегодня ОАО «Моготекс» производит:

- ткани для производственной и форменной одежды с различными видами отделок (водоотталкивающая, масловодоотталкивающая, нефтемасловодоотталкивающая, грязеотталкивающая, кровеотталкивающая, ветрозащитная, огнезащитная, кислотозащитная, антистатическая);

- ткани плащевые с различными видами отделок (водоотталкивающая, антистатическая);

- ткани подкладочные с различными видами отделок (антистатическая, малоусадочная, износоустойчивая, ветрозащитная);

- ткани для специального снаряжения;

- ткани декоративные жаккардовые, гладкокрашеные и оформленные печатью; трикоткани декоративные гладкокрашеные и набивные;

- ткани мебельные жаккардовые в набивном виде;

- ламели для жалюзи;

- ткани технические; · ткани для кожгалантерейной промышленности и специального снаряжения;

- полотна трикотажные подкладочные, декоративные и для спортивной одежды;

- гардинные полотна в гладкокрашеном и набивном виде;

- нетканое полотно; · производственная и форменная одежда;

- домашний текстиль.

   Основными потребителями  продукции являются такие крупнейшие ведомства и компании как: МО, МВД и МЧС России и Беларуси;- предприятия топливно-энергетического комплекса такие как ОАО “Газпром”, ОАО “Лукойл”, ОАО “Юкос”, “Белтрансгаз”.;- промышленные предприятия;- строительные организации;- медицинские учреждения и др.

Таблица 1: Финансовое состояние предприятия ОАО «Моготекс» за 2003г. 2004г.

 

Наименование показателей

Г.

Г.

Отклонение

Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)

124104

154196

+30092

Себестоимость

119308

143863

+25086

Прибыль (убыток) от реализации

3393

8773

+5380

Прибыль (убыток) отчётного периода

2320

3525

+1205

Налоги на прибыль и иные обязательные платежи

1377

3371

+1994

Нераспределённая прибыль

8

154

146

 

 

 

 

 

 

Анализ финансовых результатов на примере ОАО «Моготекс» за 2003-2004г.г.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризу­ются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эф­фективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансо­вое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рента­бельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводит­ся экономическому анализу.

Основные его задачи:

1) систематический контроль за формированием финансовых ре­зультатов;

2) определение влияния как объективных, так и субъективных фак­торов на финансовые результаты;

3) выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рента­бельности и прогнозирование их величины;

4) оценка работы предприятия по использованию возможностей уве­личения прибыли и рентабельности;

5) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

1) маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямы­ми производственными затратами по реализованной продукции);

2) прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами от­четного периода);

3) общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) (финансовые результаты от реализации продук­ции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвести­ционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные до­ходы и расходы);

4) чистая прибыль - это та ее часть, которая остается в распоряже­нии предприятия после уплаты процентов, налогов, экономичес­ких санкций и прочих обязательных отчислений;

5) капитализированная (нераспределеннная) прибыль - это часть чис­той прибыли, которая направляется на финансирование прирос­та активов;

 

6) потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на вы­плату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Основные источники информации: данные аналитического бухгал­терского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответ­ствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (Таблица 2).

Таблица 2 Анализ динамики и состава прибыли ОАО «Моготекс»

 

Показатель

2003г.

2004г.

Изменения

Сумма, млн. руб Доля,% Сумма, млн. руб Доля,%

1

2

3

4

5

6

7

1

Прибыль (убыток) от реализации

3394

100

8242

100

7908

2

 ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

2.1

Доходы от операций с имуществом

4302

 

3187

 

-1115

2.2

Расходы от операций с имуществом

4116

 

3149

 

-967

2.3

Доходы от финансовых операций

18858

 

7799

 

-11059

2.4

Расходы от финансовых операций

18899

 

7929

 

-10970

2.5

Прочие операционные доходы

31553

 

51242

 

+19689

2.6

Прочие операционные расходы

31822

 

52951

 

+21129

3

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (2.1-2.2+2.3-2.4+2.5-2.6)

-124

3,6

-1801

20,3

-1677

4

 ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

4.1

Внереализационные доходы

977

 

934

 

-43

4.2

Внереализационные расходы

1924

 

4381

 

 

5

прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов(4.1-4.2)

-947

27,9

-3447

39,2

-2500

6

ИТОГО ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД(1+3+4)

2323

68,3

3525

39,2

+1202

 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

7

Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли

2315

 

3371

 

+1056

8

НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ (6-7)

8

0,2

154

1,3

+146

 

Как показывают данные таблицы 1, прибыль от реализации в 2004 году увеличилась на 7908 млн.руб. относительно 2003 года. Возросли убытки от операционных расходов на 1677 млн. руб., от внереализационных расходов на 2500 млн. руб. следовательно итоговая прибыль в 2004 году составила 3525 млн.руб. что на 1202 млн. руб. больше предыдущего года. Нераспределённая прибыль в анализируемом периоде, после произведённых выплат налогов и сборов, составила 154 млн.руб. 

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукции и определяются фак­торы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

 

                              П=∑[VРПобщУдiii)].                                            (1)

 

 

Объемреализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема про­даж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реали­зации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличит­ся доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реа­лизации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту сум­мы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорциональ­но прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 3.

Таблица 3 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Моготекс» , млн. руб.

Показатель Базовый период 2003г. Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период 2004г.
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг(В) ∑ (VPПi0i0) = 2097,5•58,5= =122701 ∑ (VPПi1i0) = 2500•58,5 =146250 ∑ (VPПi1i1) = 2500•61,05 =152636
Полная себестоимость реализованной продукции(3) ∑ (VPПi0i0) = 2097,5•56,5= =119307 ∑ (VPПi1i0) = 2500•57,55=143875 ∑ (VPПi1i1) = 2500•57,55=143863
Прибыль (П) 3394 2375 8773

 

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления факти­ческого объема реализации с базовым в натуральном (если продук­ция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном пред­приятии его величина составляет:

 

                               Iрп = VРП1 / VРП0                                                                        (2)

 

                                    Iрп =   2500  / 2097,5 = 1,2

 

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма при­были должна была бы увеличиться на 20% и составить 4072,8 млн. руб. (3394•1,2).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объе­ме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне се­бестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:

                            ∑ (VPПi1i0) - ∑ (VPПi1i0) =                                 (3)

 

                           = 146250 -143875 = 2375 млн.руб.

 

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из факти­ческой суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

 

                         ∑ (VPПi1i1) - ∑ (VPПi1i0) =                                     (4)

 

                       = 152636 – 143875 = 8761 млн.руб.

 

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 4.

Таблица 4 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

 

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчета Прибыль, тыс. руб.
    Объем продаж Структура продаж Цены Себесто­имость        
По to to to to Во — З0 3394
Пусл1 t1 to to to По • Iрп 4072,8
Пусл2 t1 t1 to to Вусл - Зусл 2375
Пусл3 t1 t1 t1 to В1 - Зусл 8761
П1 t1 t1 t1 t1 В1 – З1 8773

 

По данным таблицы 4 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции

 

                          ∆ПVрп = Пусл1 - По                                                              (5)

 

                         ∆ПVрп  = 4072,8 – 3394 = +678,8 млн. руб.;

 

структуры товарной продукции

                        ∆Пстр = Пусл2- Пусл1                                                                (6)

 

                        ∆Пстр = 2375- 4072,8 = -1697,8 млн. руб.;

 

отпускных цен

Итого +5379 млн. руб.

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Снижение суммы при­были на 1697,8 млн. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации уменьшился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с по­вышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 млн. руб.

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характери­зуют эффективность работы предприятия в целом, доходность раз­личных направлений деятельности (производственной, коммерчес­кой, инвестиционной.и т.д.). Они более полно, чем прибыль, харак­теризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреб­ленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятель­ности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

 

                           ∆ПЦ = Пусл3 - Пусл2                                                                 (7)

 

                        ∆ПЦ = 8761- 2375 = +6386 млн. руб.;

 

себестоимости реализованной продукции

 

                        ∆ПС  = П1 - Пусл3.                                                               (8)

 

                        ∆ПС = 8773- 8761= +12 млн. руб.

 

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производ­ства и инвестиционных проектов;

2)   показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

 Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до вы­платы процентов и налогов к сумме затрат по реализованной про­дукции (Зрп):

 

                                     R = Прп  /  Зрп                                                                                          (9)

 

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого руб­ля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по пред­приятию. При определении его уровня в целом по предприятию це­лесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализа­ционные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех ос­новных факторов первого порядка: изменения структуры реализован­ной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

 

           Rз = f (VPПобщ, Удi, Цi, Сi) / f (VPПобщ, Удi, Сi)                         (10)

 

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабель­ности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 3 и 4:    

 

          R0 = П0 (VPПобщ0, Уд0, Ц0, С0) / З0 (VPПобщ0, Уд0, С0)                (11)

 

          R0 =  3394 / 119307 • 100 =  2,8%;

 

          Rусл1= Пусл1(VPПобщ1,Уд0,Ц0,С0)/Зусл1(VPПобщ1,Уд0,С0)                (12) 

 

         Rусл1 = (3394•1,2  / 143875•1,2) • 100 = 2,4%

 

         Rусл2= Пусл2(VPПобщ1,Уд1,Ц0,С0)/Зусл2(VPПобщ1,Уд1,С0)                  (13)

 

         Rусл2=2375 / 143875 • 100 = 1,7%

         Rусл3= Пусл3(VPПобщ1,Уд1,Ц1,С0)/Зусл2(VPПобщ1,Уд1,С0)                   (14)

 

         Rусл3 = 8761/ 143875• 100 = 6,1%

 

         R1= П1(VPПобщ1,Уд1,Ц1,С1)/З1(VPПобщ1,Уд1,С1)                               (15)

 

         R1= 8773 / 143863• 100 = 6,1%

 

         ∆Rобщ = R1 – R2 = 6.1 – 2,8 = +3,3%                                                  (16)

 

         ∆Rvрп = Rусл1 – R0 = 2,4– 2,8 = -0,4%                                                  (17)

 

         ∆Rуд = Rусл2 – Rусл1= 1,7 –  2,4 = -0,7%                                             (18)

 

         ∆Rц = Rусл3 – Rусл2= 6,1 –1,7 = +4,4 %                                   (19)

 

        ∆Rс = R1 – Rусл3 = 6.1 – 6,1=0

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рен­табельности повысился в связи с увеличением уровня цен и удельно­го веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж. Снижение себестоимости реализованной продукции на 12млн. руб. к изменению рентабельности не привёл.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.