Анализ финансовых результатов на примере ОАО «Моготекс» за 2003-2004г.г.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Экономическая характеристика ОАО «Моготекс»
ОАО “Моготекс” – текстильная компания, ведущая свою историю с 1973 года. В его состав входят ткацкая, отделочная, швейная фабрики, трикотажное производство и участок для производства нетканых материалов. Современное оборудование, установленное на предприятии, позволяет выпускать разнообразный ассортимент продукции широко известной как в Беларуси, так и за пределами республики. ОАО "Моготекс" внедрило и применяет систему качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9001 в областях: проектирование, разработка и производство тканей, трикотажных полотен и швейных изделий. Имеется также сертификат TUV CERT (Германия). За 30 лет работы предприятие приобрело широкую известность на рынке текстильных товаров ближнего и дальнего зарубежья благодаря широкому ассортименту и высокому качеству продукции. Предприятие ведёт активную выставочную деятельность, награждено многочисленными дипломами за лучший отечественный товар, за наивысшие достижения в области промышленности, за производство высококачественных тканей многофункционального назначения, за творческие идеи и высокий уровень мастерства исполнения коллекции, за лучшее оформление стенда и по др. номинациям. В рамках 6-го Международного форума средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех" ткань плащевая "Грета" арт. 4С5-КВ завоевала Золотую медаль "Гарантия качества и безопасности". Продукция предприятия стала лауреатами конкурса "Лучшие товары Республики Беларусь". Предприятие награждено дипломом Гильдии предприятий профессиональной одежды, спецодежды, спецобуви и средств защиты "За участие в выставке "Телогрейка-2003”.
Общая площадь, занимаемая предприятием, составляет 49,7 тысяч квадратных метров, производственные мощности позволяют выпускать 86 млн. квадратных метров готовых тканей в год и 825 тонн основовязальных трикотажных полотен. В состав ОАО “Моготекс” входят три фабрики - ткацкая, отделочная и швейная. В настоящее время, работая с численностью 3900 человек, предприятие обеспечивает выпуск тканей в объеме 57,1 млн. квадратных метров на сумму 72 млн. долл. США, занимая первое место по объему выпуска как среди предприятий Республики Беларусь, так и среди российских производителей. Широкий спектр выпускаемой продукции и высокое качество – одно из основных конкурентных преимуществ предприятия – позволившее из года в год обеспечить наращивание экспортного потенциала (59% от общего объема поставок). 94,5% составляют поставки на рынки стран СНГ, 5,5% - дальнее зарубежье. Из 15 стран дальнего зарубежья, являющихся потребителями продукции ОАО “Моготекс”, 13% приходится на долю Польши, 29% - США, 18% - Литвы, 6% - Чехия, 27% - Италия, 7% - Югославия. Ведущим торговым партнером среди стран СНГ продолжает оставаться Российская Федерация. Продажа продукции ОАО “Моготекс” осуществляется в 55 регионах Российской Федерации из 89 имеющихся. Сегодня ОАО «Моготекс» производит: - ткани для производственной и форменной одежды с различными видами отделок (водоотталкивающая, масловодоотталкивающая, нефтемасловодоотталкивающая, грязеотталкивающая, кровеотталкивающая, ветрозащитная, огнезащитная, кислотозащитная, антистатическая); - ткани плащевые с различными видами отделок (водоотталкивающая, антистатическая); - ткани подкладочные с различными видами отделок (антистатическая, малоусадочная, износоустойчивая, ветрозащитная); - ткани для специального снаряжения; - ткани декоративные жаккардовые, гладкокрашеные и оформленные печатью; трикоткани декоративные гладкокрашеные и набивные;
- ткани мебельные жаккардовые в набивном виде; - ламели для жалюзи; - ткани технические; · ткани для кожгалантерейной промышленности и специального снаряжения; - полотна трикотажные подкладочные, декоративные и для спортивной одежды; - гардинные полотна в гладкокрашеном и набивном виде; - нетканое полотно; · производственная и форменная одежда; - домашний текстиль. Основными потребителями продукции являются такие крупнейшие ведомства и компании как: МО, МВД и МЧС России и Беларуси;- предприятия топливно-энергетического комплекса такие как ОАО “Газпром”, ОАО “Лукойл”, ОАО “Юкос”, “Белтрансгаз”.;- промышленные предприятия;- строительные организации;- медицинские учреждения и др. Таблица 1: Финансовое состояние предприятия ОАО «Моготекс» за 2003г. 2004г.
Г. |
Г. |
Отклонение | ||||||||||
Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) | 124104 | 154196 | +30092 | |||||||||
Себестоимость | 119308 | 143863 | +25086 | |||||||||
Прибыль (убыток) от реализации | 3393 | 8773 | +5380 | |||||||||
Прибыль (убыток) отчётного периода | 2320 | 3525 | +1205 | |||||||||
Налоги на прибыль и иные обязательные платежи | 1377 | 3371 | +1994 | |||||||||
Нераспределённая прибыль | 8 | 154 | 146 | |||||||||
|
|
|
Анализ финансовых результатов на примере ОАО «Моготекс» за 2003-2004г.г.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
Основные его задачи:
1) систематический контроль за формированием финансовых результатов;
2) определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
3) выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
|
|
4) оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
5) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
1) маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции);
2) прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);
3) общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) (финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы);
4) чистая прибыль - это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
5) капитализированная (нераспределеннная) прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;
6) потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (Таблица 2).
Таблица 2 Анализ динамики и состава прибыли ОАО «Моготекс»
№ | Показатель | 2003г. | 2004г. | Изменения | |||
Сумма, млн. руб | Доля,% | Сумма, млн. руб | Доля,% | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Прибыль (убыток) от реализации |
3394
100
8242
100
2
2.1
4302
3187
-1115
2.2
Расходы от операций с имуществом
|
|
4116
3149
-967
2.3
18858
7799
-11059
2.4
18899
7929
-10970
2.5
31553
51242
+19689
2.6
31822
52951
+21129
3
-124
3,6
-1801
20,3
-1677
4
4.1
977
934
-43
4.2
1924
4381
5
-947
27,9
-3447
39,2
-2500
6
2323
68,3
3525
39,2
+1202
Продолжение таблицы 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли | 2315 |
| 3371 |
| +1056 |
8 | НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ (6-7) | 8 |
0,2 |
154 |
1,3 | +146 |
Как показывают данные таблицы 1, прибыль от реализации в 2004 году увеличилась на 7908 млн.руб. относительно 2003 года. Возросли убытки от операционных расходов на 1677 млн. руб., от внереализационных расходов на 2500 млн. руб. следовательно итоговая прибыль в 2004 году составила 3525 млн.руб. что на 1202 млн. руб. больше предыдущего года. Нераспределённая прибыль в анализируемом периоде, после произведённых выплат налогов и сборов, составила 154 млн.руб.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
П=∑[VРПобщУдi(Цi-Сi)]. (1)
Объемреализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
|
|
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 3.
Таблица 3 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Моготекс», млн. руб.
Показатель | Базовый период 2003г. | Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода | Отчетный период 2004г. |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг(В) | ∑ (VPПi0-Цi0) = 2097,5•58,5= =122701 | ∑ (VPПi1-Цi0) = 2500•58,5 =146250 | ∑ (VPПi1-Цi1) = 2500•61,05 =152636 |
Полная себестоимость реализованной продукции(3) | ∑ (VPПi0-Сi0) = 2097,5•56,5= =119307 | ∑ (VPПi1-Сi0) = 2500•57,55=143875 | ∑ (VPПi1-Сi1) = 2500•57,55=143863 |
Прибыль (П) | 3394 | 2375 | 8773 |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величина составляет:
Iрп = VРП1 / VРП0 (2)
Iрп = 2500 / 2097,5 = 1,2
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличиться на 20% и составить 4072,8 млн. руб. (3394•1,2).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
∑ (VPПi1-Цi0) - ∑ (VPПi1-Сi0) = (3)
= 146250 -143875 = 2375 млн.руб.
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑ (VPПi1-Цi1) - ∑ (VPПi1-Сi0) = (4)
= 152636 – 143875 = 8761 млн.руб.
Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 4.
Таблица 4 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли | Факторы | Порядок расчета | Прибыль, тыс. руб. | |||
Объем продаж | Структура продаж | Цены | Себестоимость | |||
По | to | to | to | to | Во — З0 | 3394 |
Пусл1 | t1 | to | to | to | По • Iрп | 4072,8 |
Пусл2 | t1 | t1 | to | to | Вусл - Зусл | 2375 |
Пусл3 | t1 | t1 | t1 | to | В1 - Зусл | 8761 |
П1 | t1 | t1 | t1 | t1 | В1 – З1 | 8773 |
По данным таблицы 4 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции
∆ПVрп = Пусл1 - По (5)
∆ПVрп = 4072,8 – 3394 = +678,8 млн. руб.;
структуры товарной продукции
∆Пстр = Пусл2- Пусл1 (6)
∆Пстр = 2375- 4072,8 = -1697,8 млн. руб.;
отпускных цен
Итого +5379 млн. руб.
Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Снижение суммы прибыли на 1697,8 млн. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации уменьшился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 млн. руб.
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной.и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
∆ПЦ = Пусл3 - Пусл2 (7)
∆ПЦ = 8761- 2375 = +6386 млн. руб.;
себестоимости реализованной продукции
∆ПС = П1 - Пусл3. (8)
∆ПС = 8773- 8761= +12 млн. руб.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
R = Прп / Зрп (9)
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
Rз = f (VPПобщ, Удi, Цi, Сi) / f (VPПобщ, Удi, Сi) (10)
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 3 и 4:
R0 = П0 (VPПобщ0, Уд0, Ц0, С0) / З0 (VPПобщ0, Уд0, С0) (11)
R0 = 3394 / 119307 • 100 = 2,8%;
Rусл1= Пусл1(VPПобщ1,Уд0,Ц0,С0)/Зусл1(VPПобщ1,Уд0,С0) (12)
Rусл1 = (3394•1,2 / 143875•1,2) • 100 = 2,4%
Rусл2= Пусл2(VPПобщ1,Уд1,Ц0,С0)/Зусл2(VPПобщ1,Уд1,С0) (13)
Rусл2=2375 / 143875 • 100 = 1,7%
Rусл3= Пусл3(VPПобщ1,Уд1,Ц1,С0)/Зусл2(VPПобщ1,Уд1,С0) (14)
Rусл3 = 8761/ 143875• 100 = 6,1%
R1= П1(VPПобщ1,Уд1,Ц1,С1)/З1(VPПобщ1,Уд1,С1) (15)
R1= 8773 / 143863• 100 = 6,1%
∆Rобщ = R1 – R2 = 6.1 – 2,8 = +3,3% (16)
∆Rvрп = Rусл1 – R0 = 2,4– 2,8 = -0,4% (17)
∆Rуд = Rусл2 – Rусл1= 1,7 – 2,4 = -0,7% (18)
∆Rц = Rусл3 – Rусл2= 6,1 –1,7 = +4,4 % (19)
∆Rс = R1 – Rусл3 = 6.1 – 6,1=0
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением уровня цен и удельного веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж. Снижение себестоимости реализованной продукции на 12млн. руб. к изменению рентабельности не привёл.
|
|