Классификация средств комплексной механизации
Министерство образования и науки России Филиал «СЕВМАШВТУЗ» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный морской Технический университет» в г. Северодвинске
А.И. Бабкин А.В. Руденко КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРТС РАБОТ
Учебное пособие Часть I
Северодвинск 2011 УДК 621.81
Бабкин А.И., Руденко А.В. Комплексная механизация и автоматизация ПРТС работ. Учебное пособие. Часть I. – Северодвинск, РИО Севмашвтуза, 2011. – 105 с.
Ответственный редактор: к.т.н., доцент, зав. кафедрой Проектирования подъемно-транспортного и технологического оборудования А.В. Руденко
Рецензенты: к.т.н., доцент кафедры Проектирования подъемно-транспортного и технологического оборудования Д.В. Кузьмин; Генеральный директор ЗАО НТЦ «Базис» В.А. Базанов.
Учебное пособие предназначено для студентов очной формы обучения специальности 190205 (170900) «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», изучающих учебную дисциплину «Комплексная механизация и автоматизация ПРТС работ».
Печатается по решению редакционно-издательского совета Севмашвтуза Ó Севмашвтуз, 2011 Оглавление
Введение...................................................................................................... 3 1. ПРТС работы в современном производстве.......................................... 4 2. Крановые установки............................................................................... 16 3. Конвейерные установки.......................................................................... 26 4. Установки пневматического транспорта и гидравлические установки 35
5. Машины безрельсового транспорта...................................................... 43 6. Вагоноопрокидыватели.......................................................................... 57 7. Саморазгружающийся транспорт.......................................................... 60 8. Промышленные роботы и манипуляторы............................................. 67 9. Грузозахватные устройства для штучных грузов................................ 72 10. Грузозахватные устройства для навалочных грузов.......................... 84 11. Вспомогательные устройства для ПРТС работ................................... 88 12. Тара....................................................................................................... 91 Список литературы..................................................................................... 105 Введение Учебное пособие «Комплексная механизация и автоматизация ПРТС работ» разработано для студентов очной формы обучения специальности 190205 (170900) «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», изучающих учебную дисциплину «Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских (ПРТС) работ» (X семестр). Настоящее пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов 2000 года по квалификации инженер-механик. Курс «Комплексная механизация и автоматизация ПРТС работ» является завершающим в цикле дисциплин специализации. Цель курса: Формирование знаний в области проектирования систем комплексной механизации и автоматизации ПРТС работ на промышленных предприятиях, в частности – в судостроении. Задачи курса: 1. Изучение технологии обработки и складирования грузов; 2. Изучение основ выбора средств механизации и автоматизации ПРТС работ для отдельных технологических операций с учетом конкретных условий их использования; 3. Изучение основ выбора вариантов технологических схем выполнения ПРТС работ; 4. Изучение основ технико-экономической оценки этих средств и схем, оценки рациональности вариантов механизации и автоматизации ПРТС работ.
Для успешного освоения дисциплины необходимы знания и навыки по дисциплинам: «Грузоподъемные машины», «Машины непрерывного транспорта», «Лифты и подъемники», «Строительные и дорожные машины». Издание конспекта лекций вызвано необходимостью систематизации теоретического и практического материала, а также отсутствием учебных пособий по данной дисциплине. ПРТС работы в современном производстве Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские (ПРТС) работы – работы по погрузке и выгрузке на транспорте, а также перегрузке при обработке грузов на складах, в цехах, строительных и монтажных площадках и т.д. Затраты на транспортирование и перемещение материалов, заготовок, деталей, изделий составляет 20-35% в себестоимости продукции, а в сельскохозяйственном производстве и пищевой промышленности еще выше (до 80%). На ПРТС работах занято 25% рабочих. Высокие затраты на ПРТС работы объясняются недостаточной степенью механизации работ, вследствие чего большая часть этих работ выполняется либо несовершенными средствами, либо вручную. Основное внимание в промышленности уделяется совершенствованию основных технологических процессов. Вспомогательным же процессам уделяется гораздо меньше внимания. Основная задача специалиста по ПРТС работам – сведение их к минимуму. «Самое лучшее достижение в организации ПРТС работ – их отсутствие» (Теодор Аллегри, США). Механизация и автоматизация ПРТС работ является одним из путей повышения рентабельности предприятия, причем требующие сравнительно небольших вложений.
Основные понятия и определения Груз – любые материалы, изделия, подвергающиеся погрузке, выгрузке, транспортировке или складированию: сырье, топливо, вспомогательные материалы, полуфабрикаты, детали, узлы, комплектующее оборудование, готовая продукция, тара, отходы производства и пр. Грузовая единица – некоторое количество груза, которое обрабатывается как единое целое или как единая масса (например, поддон кирпичей, контейнер и т.д.). Операция перемещения груза – действие, связанное с изменением положения груза в пространстве, не вызывающее при этом изменений физических свойств и качеств груза.
Работы по перемещению груза делятся на 3 операции: 1. Погрузка; 2. Транспортирование; 3. Разгрузка. Под операцией перемещения следует понимать комплекс работ, выполняемых с грузом от момента захвата (приема) его рабочим органом (или руками человека) до момента освобождения (оставления) груза. Операция может быть простой и сложной. Простая операция: перегрузка контейнера. Сложная операция: доставка металла в цех. Современные средства механизации позволяют одним агрегатом (например, погрузчиками) выполнять несколько сложных операций одновременно. В современном производстве имеет место совмещение операций перемещения с технологическими, контрольными и учетными операциями. Например, с помощью крановых весов можно взвешивать груз во время транспортировки, на конвейерных линиях с помощью приборов учета можно вести контроль грузов. Операции перемещения груза условно подразделяются на: 1. Перемещения внешним транспортом; 2. Внутризаводские перемещения, которые можно разделить на общезаводские (межцеховые) и внутрицеховые перемещения.
ГрузопотокQ – количество перемещаемого груза (т, м3, шт.) на единицу времени (час, смену, сутки, месяц, год). Грузопоток различается по виду груза, траектории (тракту) и направлению перемещения, мощности (интенсивности). Грузопоток – основной показатель, характеризующий процесс перемещения грузов. Понятия «грузопереработка» и «грузооборот» имеют те же единицы измерения, что и «грузопоток», но несколько отличаются по смыслу. ГрузопереработкаQ 0 отличается технологической сущностью и включает суммарное количество переработанного груза на каждой операции. Грузопереработка характеризуется коэффициентом кратности грузопереработки K 0 = Q 0 / Q, т.е. количеством операций по обработке для каждой единицы груза. На некоторых производствах этот коэффициент может быть весьма большим, например, в литейных цехах он доходит до 150-200. Грузооборот является одним из основных показателей, характеризующих промышленный объект или транспортный узел. Грузооборот представляет собой общий вес (объем) отправляемых, прибывающих и проходящих транзитом грузов. Термин «грузооборот» широко распространен на транспорте, где служит основным показателем общего объема перевозок, представляя совокупность выполняемых транспортом грузовых перевозок.
Виды ПРТС работ: · Ручные – вручную или с помощью ручных механизмов (блоков, талей, лебедок); · Механизированные – средствами механизации. Вручную выполняется управление машинами и вспомогательные операции: открывание, закрывание люков, строповка грузов, очистка от остатков груза и т.п.; · Комплексно-механизированные – механизация основных и вспомогательных работ и увязка с механизацией смежных участков; · Автоматизированные (человек осуществляет только наладку и контроль); · Комплексно-автоматизированные (человек осуществляет только наблюдение). Классификация грузов Характеристики грузов представляют собой совокупность физико-механических и физико-химических свойств, объемно-массовых характеристик, параметров тары и упаковки, характеристик опасности, специфических свойств груза, которые определяют режим перевозки, способы выполнения перегрузочных работ и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Данные характеристики используются при решении задач, связанных с проектированием систем комплексной механизации ПРТС работ: · при подборе транспортных средств; · при выборе погрузочно-разгрузочных средств и грузозахватных устройств; · при выборе складского оборудования; · при выборе средств пакетирования и упаковки; · при разработке рациональных способов и схем погрузки-разгрузки и перевозки и т.д.
1. Штучные грузы – исчисляемые штуками: крупные заготовки и детали, готовые изделия. Разновидностью штучных грузов являются грузы тарные – любые грузы, имеющие упаковку, имеют свои особенности транспортировки, перегрузки и хранения. Штучные грузы характеризуются: · Весом: тяжеловесные – более 250 кг (катные – свыше 500 кг); · Габаритными размерами: длинномерные и громоздкие – более 3 м; · Формой; · Родом тары: жесткая (ящики, бочки), полужесткая (коробки, корзины), мягкая (мешки, кули, кипы); · Опорной поверхностью; · Физическими свойствами. Эти характеристики обуславливают выбор оборудования для переработки грузов и способ складирования.
2. Массово-штучные грузы: металлы в слитках, листах, кирпич, лес в пакетах. Они имеют свои особенности транспортировки, перегрузки и хранения, требуют специального оборудования.
3. Навалочные (массовые) грузы: исчисляемые мерами веса или объема. По роду груза навалочные грузы делятся на насыпные (сыпучие) и волокнистые (торф, асбест, стружка). Насыпные грузы классифицируются крупностью частиц (кусковатостью), характеризующиеся наибольшими линейными размерами частиц в заданном объеме: · Пылевидные – до 0,05 мм; · Порошкообразные – 0,05-0,5 мм; · Мелкозернистые – 0,5-2 мм; · Крупнозернистые – 2-10 мм; · Мелкокусковые – 10-60 мм; · Среднекусковые – 60-160 мм; · Крупнокусковые – 160-320 мм; · Особо крупнокусковые – свыше 320 мм. По однородности грузы делятся на: · Рядовые – частицы разного размера; · Сортированные (сортовые) – частицы одного размера. Критерий однородности – коэффициент однородности , где и – соответственно наибольший и наименьший размеры частиц в пробе. При груз считается сортированным, при – рядовым. Навалочные грузы характеризуются: · Объемной массой (насыпная плотность) , т/м3, кг/дм3 (не путать с плотностью материала). По объемной массе можно определить количество груза при известном объеме (на складе или в грузозахватном органе машины). Этот параметр необходим при расчетах производительности машин. По объемной массе разделяют на: легкие (кокс, торф) – до 0,6 т/м3; средние (зерно, уголь, шлак) – 0,6-1,1 т/м3; тяжелые (песок, гравий, порода) – 1,1-2,0 т/м3; весьма тяжелые (руда, камень) – свыше 2,0 т/м3. · Коэффициентом уплотнения: у большинства грузов k упл = 1,05-1,52. Его необходимо учитывать при выборе оборудования для работы с данным грузом; · Углом естественного откоса, который необходим для выявления условий образования штабелей груза на складах, для определения углов наклона самотечных устройств и при расчете машин непрерывного транспорта; Кроме этих характеристик для выбора машин для работы с навалочными грузами необходимы такие показатели как абразивность, влажность, липкость, слеживаемость, смерзаемость, самовозгораемость, взрывоопасность, ядовитость, корродирующие свойства. Абразивность – способность материала истирать поверхность рабочего органа. По степени абразивности грузы делятся на 4 группы: · А – неабразивные (мел, опилки древесные, торф); · B – малоабразивные (уголь, известняк, гравий); · C – средней абразивности (цемент, песок, земля); · D – высокой абразивности (щебень, руда, зола). Степень абразивности зависит от твердости, формы и размеров частиц груза и учитывается при выборе способа транспортирования и конструкции несущего органа.
4. Наливные (жидкие) грузы – перевозятся в специальных емкостях. Это фляги, канистры, бочки, цистерны, танк-контейнеры, флекси-танки (мягкие емкости). Грузы в бутылках, банках и ампулах к наливным грузам не относят, так как их помещают в другую тару: коробки, ящики, контейнеры, поэтому их обычно рассматривают как штучные (или тарно-штучные) грузы.
Наливные грузы характеризуются удельным весом, вязкостью, зависимостью вязкости от температуры, химической активностью, опасностью. Обычно их подразделяют на химические (в том числе и нефтехимические) и пищевые.
Классификация средств комплексной механизации Классификация средств комплексной механизации: По характеру выполнения рабочих движений: · Периодического (циклового) действия; · Непрерывного действия; · Комбинированные установки.
По направлению перемещения: · В горизонтальном (конвейеры, авто- и электротележки); · В вертикальном (элеваторы, подъемники); · В вертикальном и горизонтальном (краны, пневмоустановки).
По роду перемещаемого груза: · Специализированные для штучных грузов; · Специализированные для навалочных грузов; · Универсальные (с заменой грузозахватных приспособлений).
По выполняемой операции: · Машины для разгрузки того или иного подвижного состава (ж/д, автомобильного или водного); · Машины для погрузки на подвижной состав; · Машины для внутрискладских операций (штабелирование, укладка в стеллажи, формирование и расформирование пакетов и т.п.); · Машины для подачи грузов на производство (установки топливоподачи, завалочные машины, манипуляторы, установки для подачи и уборки объектов обработки у станков и т.п.). Тенденция – к комбинированию функций.
При выборе типов средств механизации необходимо учитывать: комплексность механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций на всех этапах производственного процесса, условия сохранности перемещаемого груза; соответствие производительностей транспортных и технологических машин, включенных в один поток, при дальнейшем росте производительности технологических машин без существенной переделки транспортных машин; создание благоприятных условий труда для обслуживающего персонала и другие факторы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|