Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Институт педагогики и психологии
Кафедра социальной педагогики и социологии
МАТЮШКИНА ИННА СЕРГЕЕВНА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (магистерская диссертация)
Квалификация – магистр Направление подготовки – 44.04.02 Психолого-педагогическое образование Направленность (профиль) – Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учреждений социальной сферы Форма обучения – заочная
Оренбург, 2016 Оглавление
Введение
Забота общества о профессиональном самоопределении обучающихся и выборе оптимального вида занятости с учетом их потребностей и возможностей, инновационной ситуации на рынке труда, является важнейшей составляющей образовательного общеобразовательных учреждений. В современных условиях вопрос о профессиональном самоопределении школьников является важным, а, следовательно, актуальным не только для самого обучающегося, но и для социума в целом. Так как правильный выбор будущей профессии, сделанный с учетом интересов и способностей будет способствовать подготовке конкурентоспособных кадров на рынке труда; позволит каждому члену общества удовлетворить наивысшую потребность человека – в самореализации. В мире существует огромное количество профессий и специальностей. Справочник профессий насчитывает более шести тысячи названий профессий. Однако, специальные исследования показали, что обучающиеся, как правило, знают только от двадцати до сорока профессий. Источниками же знаниями о профессии является чаще всего личные наблюдения в быту, рассказу родителей, телевидение и радио. Сориентироваться в мире профессий школьнику очень трудно. Поэтому профессиональное самоопределение носит стихийный характер. Выбирая будущую профессию, старшеклассник делает упор на свои интересы, не учитывая при этом собственной адекватности требований, которые предлагает сфера той или иной профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.
Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, старшеклассникам страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – они просто не знают, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало их интересам и целям. Вышеизложенное актуализирует необходимость внедрения в образовательный процесс школ сопровождения профессионального самоопределения, организации профессиональных проб, использования разнообразных форм и методов формирования профессионального самоопределения школьников. Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у старшеклассника внутренней готовности к самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Профессиональное и личностное самоопределение подростков стало предметом исследования многих ученых: А.Я. Журкиной, Е.А. Климова, Н.С. И.С. Кон, В.А. Поляковым, Н.С. Пряжника, С.В. Сальцевой, С.Н. Чистяковой. Вышеизложенное обусловило проблему исследования: каковы основные направления организации деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения? Проблема исследования определила выбор темы исследования: «Социально-педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении». Цель исследования: выявить организационные условия социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в общеобразовательном учреждении. Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Гипотеза исследования: социально-педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении будет успешна если: - осуществляется систематическое выявление обучающихся, склонных к определенной профессиональной деятельности, позволяющее сосредоточиться на позитивных сторонах и интересах обучающегося, минимизировать ошибки и неправильных профессиональных выборов; - используются профориентационные занятия, которые обеспечивают накопление знаний о мире профессионального труда, определяющие готовность свободного выбора будущей профессии. Задачи исследования: 1. Определить сущность и содержание профессионального самоопределения старшеклассников. 2. Выявить психолого-педагогические особенности старшеклассников. 3. Апробировать программу по профессиональному самоопределению старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Методологическую основу исследования составили: - теория социализации личности и основные положения социально-педагогического подхода в образовании (В.Г.Бочарова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Л.Г.Пак, С.В.Сальцева); - гносеологические основы логики и методологии научного исследования (В.И. Загвязинский, Н.М.Борытко, В.В. Краевский); – совокупность идей о педагогическом обеспечении деятельности учащихся в учреждениях образования (В.Г. Рындак, Г.А.Сикорская, В.А. Сластенин); - научные положения об освоении учащимися образовательной среды учреждения (Н.М. Борытко, Ю.С. Мануйлов, И.Г. Шендрик, В.А. Ясвин); - идеи гендерной дифференциации в образовании (В.Д. Еремеева, С.Н. Жданова, Т.П. Хризман); -теория и методика социального партнерства субъектов образовательного процесса (А.Я. Журкина, Н.Б.Крылова, A.M. Осипов, И.М. Реморенко).
Методы исследования: анализ теоретических источников, обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование. База исследования: государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи имени В.П. Поляничко». Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - теоретически углублен…; - выявлены психолого-педагогические характеристики…; - расширены научные представления о проблеме…. Практическая значимость исследования заключается в следующем: - разработана программа …, обеспечивающая развитие….; - основные выводы исследования могут быть внедрены в практику деятельности…. Положения, выносимые на защиту: 1. 2. 3. Структура работы: магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Объем магистерской диссертации-60-80стр
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|