Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: эмоционально- волевая сфера личности (2 часа).




Кафедра психологии

 

Утверждаю___________________

Декан факультета_____________

 

Федулова Е.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ

“Общая психология”

 

Тема: «Эмоционально-волевая сфера личности»

для студентов очно-заочной формы обучения

специальностей технических направлений.

 

 

Тула - 2010

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данные методические указания к изучению курса «Общая психология» тема: «Эмоционально-волевая сфера личности» предназначены для студентов вечернего отделения и преследует цель – оказать помощь студентам в организации самостоятельной работы, подготовке и написании контрольно-курсовой работы по данной теме.

Для более успешного усвоения курса «Общая психология» необходима самостоятельная работа с психологическими литературными источниками.

В методических рекомендациях подробно раскрывается тема лекции «Эмоционально-волевая сфера личности», даны образцы вопросов и заданий по данной теме для семинарских занятий, а также приводиться список рекомендуемой литературы.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

 

В системном виде изложить современные представления об эмоционально-волевой сфере личности. Познакомить с основными понятиями по данной теме.

Раскрыть роль чувств в познавательной и практической деятельности человека, показать социальную обусловленность человеческих чувств. Раскрыть физиологические механизмы чувств, роль коры и подкорки в их регуляции. Показать выразительность чувств, формы их протекания.

Дать понятие «воля», «волевые действия человека», раскрыть физиологические механизмы волевого действия. Показать психологическую структуру волевого акта. Дать представления о волевых качествах личности.

Тема «Эмоционально-волевая сфера личности» по курсу «Основы психологии» предназначена для студентов I-III курсов непсихологических специальностей. В процессе изучения данной темы предполагается ознакомить студентов с основными понятиями темы, дать им представление о функциях и видах эмоций у человека, познакомить с разными психологическими теориями эмоций. Дать понятие о волевой регуляции поведения и волевых качествах личности.

Изучение данной темы предусматривает лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студентов с методической и учебной литературой.

Общие требования к освоению материала темы "Эмоционально-волевая сфера личности" следующие: студент должен иметь представления об основных понятиях; владеть терминологией, заданной темой; знать функции и виды эмоций, а также уметь раскрыть основное содержание различных психологических теорий эмоций; знать структуру волевого акта; уметь назвать волевые свойства личности.

 

 

ТЕМА: ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ (2 часа).

 

 

1.Понятие о чувствах. Чувства и потребности личности. Роль чувств в

познавательной и практической деятельности человека. Социальная

обусловленность человеческих чувств.

2.Физиологические механизмы чувств. Роль коры и подкорки в их регуляции.

3. Выразительность чувств. Формы их протекания. Виды эмоциональных

переживаний.

4. Понятие о воле, физиологические механизмы волевого действия человека.

Психологическая структура волевого акта.

5. Волевые качества личности.

Познавая действительность, чело­век так или иначе относится к пред­метам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления дей­ствительности радуют его, другие печа­лят, одни вызывают восхищение, дру­гие возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев и др. — все это различные виды субъективно­го отношения человека к действитель­ности, переживания им того, что на него воздействует. Чувства — это свое­образно выраженное и переживаемое человеком отношение к действитель­ности, к окружающему миру.

Чувства человека носят социаль­ный характер. В их основе лежат по­требности, возникающие в процессе общественного развития. Круг потреб­ностей человека широк и разнообра­зен. А это, в свою очередь, вызывает многообразие его чувств.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

моральные (переживания челове­ком его отношения к другим людям, к обществу);

интеллектуальные (чувства, свя­занные с познавательной деятельнос­тью);

эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общест­венной жизни);

праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

  Классификация эмоций и чувств по сложности  
           
Простые (элементарные)     Сложные (высшие)
* жажда * голод * испуг     моральные
* тревога           интеллектуальные
            эстетические
               

При удовлетворении сложных со­циальных потребностей, возникающих в процессе формирования личности, возникают высшие чувства; при удовлетворении органических потребнос­тей возникают низшие чувства (эмо­ции)

 

Говоря о переживании человека, употребляют два термина — «чувства» и «эмоции». В широком смысле сло­ва — это синонимы. В узком — под эмоциями понимают переживания от­ношений, возникшие в данный мо­мент. Эмоции обычно носят ситуатив­ный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потреб­ностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разно­образных эмоциональных состояниях.

Эмоциональные состояния, возник­шие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедея­тельность человека. Первые называ­ются стеническими, вторые — астеническими.

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил, напряжением, называются стрессовы­ми.

Эмоции существенно влияют на ход деятельности человека. Как фор­ма проявления личности, они высту­пают в качестве внутренних побуж­дений к деятельности и обуславлива­ют ее динамику.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на оп­ределенный объект. Чувства влияют в свою очередь на эмоции.

Чувства и эмоции играют чрез­вычайно важную роль в деятельности и во всем поведении человека.

Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной рабо­той коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль при­надлежит коре, однако велика и роль подкорки, так как в подкорке находят­ся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие ра­боту внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов ды­хания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности вырази­тельными движениями всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика), а также с изменениями в деятель­ности желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции. По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный момент. Например, в мимике сме­ха участвуют: скуловая мышца, круговая мышца глаза, круговая мышцы рта, подкожная мышца шеи. В мимике улыбки участвуют те же мышечные группы, что и в мимике смеха. Однако степень сокращения их иная, а поэтому менее сближены веки и менее сужена глазная щель, рот лишь слегка приоткрыт или сомкнут, мышцы шеи не напряжены.

В мимике доброжелательного сострадания дополнительно к перечисленным мышцам сильно сокращена мышца, сморщивающая брови, та ее часть, которая приподнимает головку брови, а также лобная мышца. В мимике неискренней, вынужден­ной улыбки происходит сокращение главным образом скуловой и круго­вой мышцы рта.

Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или раз­рушения сложившихся в нервной си­стеме динамических стереотипов. Осо­бенно острые переживания испытываются при ломке временных нервных связей. Благоприятные, привычные внешние условия облегчают образова­ние временных связей и переживают­ся как положительные состояния.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возник­нуть не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благо­даря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становят­ся осознанными, приобретают обще­ственный характер. Лишь при дея­тельности второй сигнальной систе­мы возможно формирование таких сложных чувств человека, как мо­ральные, интеллектуальные, эстетичес­кие.

Электрофизиологические исследо­вания установили огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоци­ональный «настрой» личности в зна­чительной мере определяется функци­ями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Специальные экспе­рименты обнаружили там существо­вание центров положительных и отри­цательных эмоций, получивших назва­ние центров «наслаждения» и «стра­дания». Подтверждена громадная роль эмоций в жизни высших животных и человека.

В психологии XVII—XIX вв. выя­вилось две точки зрения на проблему эмоций. Согласно первой из них, эмоции — вторичные состояния, зависящие от познавательной деятель­ности (Гербарт и др.). Согласно вто­рой — эмоции носят первичный, са­мостоятельный характер и тесно свя­заны с биологическими функциями организма.

Первый, кто пытался раскрыть биологическую природу чувств, был Ч.Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхож­дение и что по мере развития психи­ки эмоции будут исчезать.

Близка к теории Ч. Дарвина тео­рия эмоций, предложенная американс­ким философом и психологом Джем­сом и датским врачом Ланге. Соглас­но их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигатель­ной сфере. Тот факт, что эмоции ха­рактеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутрен­них органов, побудило их выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений, вы­зываемых этими изменениями. Джемс трактовал эти изменения как причи­ну эмоций. Плач, дрожь, смех, соглас­но этой точке зрения,— это источни­ки, причина эмоций. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. В итоге эмоции отрывались от сознания и рассматривались изолированно от всей психики.

Своеобразная теория эмоций была разработана немецким психологом Вундтом. Согласно этой теории, вы­разительные движения — это внеш­ний коррелят или спутник пережи­вания. Вундт при этом исходит из того, что «с каждым изменением психичес­ких состояний одновременно связаны изменения им соответствующих (кор­релятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Все выразительные движения рассматриваются как результат внутриорганических изменений и организме.

Биологическая теория эмоций П.К. Анохина построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, какими являются эмоциональные реакции.

Согласно биологической теории эмоций, положительные эмоции воз­никают в том случае, если обратая информация совпадает или превышает ожидаемую, и, наоборот, недостаток обратной информации порождает отрицательные эмоции.

Исследования психофизиологии эмоций (П.В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изме­няют эмоциональный настрой и поведение личности. Это подтверждает высказывание И.П. Павлова о том, что человеческие чувства находятся под «сурдинкой» коры.

Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, возникли на основе совместной трудовой деятельности, выполняют важ­нейшие сигнальную и регулирующую функции.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с проис­ходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды.

Рассмотрение проблемы эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции (по мере развития) закреплялись как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма.

В животном мире возникновение эмоций также связано с удовлетво­рением или неудовлетворением по­требностей, но вследствие ограничен­ности потребностей животных, обус­ловленных узким кругом инстинктов (самосохранения, продолжения рода, пищевого и ориентировочного), их эмо­ции соответственно ограниченны и бедны.

Выразительные движения живот­ных, как показал Ч.Дарвин, носят при­способительный характер. Оскал зу­бов, например, или раздувание ноздрей, сжатие пальцев во время сильного гнева в свое время были, по его мнению, необходимы, так как содействовали непосредственной борьбе животных друг с другом.

На основе дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающей среде.

Эмоции человека и выразительные движения, которыми они сопровождаются, согласно теории Дарвина, являются рудиментами прежде целесообразных инстинктивных движений животных.

Из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений следует, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни явиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они были вредны либо бесполезны для жизненно важных функций животного.

У человека имеется огромное количество чувств, которых не существует и не может существовать у живо­тных. Вместе с тем даже эмоции, общие для людей и животных (гнев, страх, любопытство, радость, уныние и др.), имеют качественные отличия друг от друга.

Выражение чувств, проявляющих­ся в той или иной форме, называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде все­го — это слово. Причем важно не только значение слова, но и то, как оно сказано: интонация, тембр голоса и т. д.

У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят опре­деленные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз (мимика), появляются определен­ного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях (голосовая мимика).

Выразительные движения и пере­живания взаимопроникают друг в дру­га, образуя подлинное единство. Вы­разительное движение, в котором внутреннее содержание раскрывается вовне,— это не внешний лишь спут­ник или сопровождение, а компонент эмоций, неотъемлемый от них самих.

Поэтому выразительные движения и выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии. Выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии Познание человеком окружающей действительности будет неполным, если оно ограничено только рассудочным, рациональным знанием, оно немыслимо без так называемой эмпатии.), т. е. способности сочувствовать,

сопереживать, разделять радость и огорчения других.

В жизни наблюдается самое раз­нообразное проявление эмоциональ­ных переживаний. Среди них выде­ляются такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность человека. Это настроения, аф­фекты, страсти, стрессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  Классификация по силе
  протекания и длительности
       
  Настроение  
   
Аффект  
   
Стресс  
   
Страсти  
   

 

 

Настроение — устойчивое эмо­циональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении. В радо­стном настроении человек склонен все воспринимать в положительном све­те. Вещи, обычно безразличные, могут вызвать в этих случаях радостные переживания. В тревожном настрое­нии человек отовсюду ожидает опас­ности, неприятного и т. п.

Настроение вызывается как раз­личными событиями, имеющими оп­ределенное значение для человека, так и физическим самочувствием.

Аффект — эмоциональное прояв­ление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующе­еся изменением сознания, нарушени­ем волевого контроля.

Страсти — эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающего под влиянием различных причин. Степень выраженности чувств у разных людей различна. Иногда это обусловлено профессиональной деятельностью, что наиболее ярко проявляется в работе актера, имеют место возрастные, половые и индивидуальные различия.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля как характеристика созна­ния и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности.

Воля является важным компонен­том психики человека, неразрывно связанной с мотивами, познаватель­ными и эмоциональными процессами.

Волевые действий по своей природе причинно обусловлены, возникают в процессе активного взаимодействия со средой — природной и социальной.

Волевые свойства (качества) лич­ности представляют собой устойчивые психические образования.

Волевая активность имеет слож­ную психологическую структуру и включает отношение к внешним воз­действиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

В волевой активности мотивы вы­полняют двоякую функцию — на­правляющую и побудительную.

Самостимуляция как одна из сто­рон воли может проявляться в раз­ных формах (по А.И. Высоцкому), как прямо (в виде фраз, слов), так и кос­венно (в виде образов, представлений).

Волевое действие может быть реа­лизовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию перехо­дит в самодействие почти автомати­чески. Для сложного волевого акта существенно то, что действию пред­шествует учет его последствий, осоз­нание мотивов, принятие решения, воз­никновение намерения его осущест­вить, составление плана для его осу­ществления.

Нервные центры управления про­извольными движениями сосредото­чены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной из­вилины головного мозга. В сложном волевом действии можно выделить несколько основных стадий или этапов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...