Тема: эмоционально- волевая сфера личности (2 часа).
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Кафедра психологии
Утверждаю___________________ Декан факультета_____________
Федулова Е.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ “Общая психология”
Тема: «Эмоционально-волевая сфера личности» для студентов очно-заочной формы обучения специальностей технических направлений.
Тула - 2010 ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические указания к изучению курса «Общая психология» тема: «Эмоционально-волевая сфера личности» предназначены для студентов вечернего отделения и преследует цель – оказать помощь студентам в организации самостоятельной работы, подготовке и написании контрольно-курсовой работы по данной теме. Для более успешного усвоения курса «Общая психология» необходима самостоятельная работа с психологическими литературными источниками. В методических рекомендациях подробно раскрывается тема лекции «Эмоционально-волевая сфера личности», даны образцы вопросов и заданий по данной теме для семинарских занятий, а также приводиться список рекомендуемой литературы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
В системном виде изложить современные представления об эмоционально-волевой сфере личности. Познакомить с основными понятиями по данной теме. Раскрыть роль чувств в познавательной и практической деятельности человека, показать социальную обусловленность человеческих чувств. Раскрыть физиологические механизмы чувств, роль коры и подкорки в их регуляции. Показать выразительность чувств, формы их протекания. Дать понятие «воля», «волевые действия человека», раскрыть физиологические механизмы волевого действия. Показать психологическую структуру волевого акта. Дать представления о волевых качествах личности.
Тема «Эмоционально-волевая сфера личности» по курсу «Основы психологии» предназначена для студентов I-III курсов непсихологических специальностей. В процессе изучения данной темы предполагается ознакомить студентов с основными понятиями темы, дать им представление о функциях и видах эмоций у человека, познакомить с разными психологическими теориями эмоций. Дать понятие о волевой регуляции поведения и волевых качествах личности. Изучение данной темы предусматривает лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студентов с методической и учебной литературой. Общие требования к освоению материала темы "Эмоционально-волевая сфера личности" следующие: студент должен иметь представления об основных понятиях; владеть терминологией, заданной темой; знать функции и виды эмоций, а также уметь раскрыть основное содержание различных психологических теорий эмоций; знать структуру волевого акта; уметь назвать волевые свойства личности.
ТЕМА: ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ (2 часа).
1.Понятие о чувствах. Чувства и потребности личности. Роль чувств в познавательной и практической деятельности человека. Социальная обусловленность человеческих чувств. 2.Физиологические механизмы чувств. Роль коры и подкорки в их регуляции. 3. Выразительность чувств. Формы их протекания. Виды эмоциональных переживаний. 4. Понятие о воле, физиологические механизмы волевого действия человека. Психологическая структура волевого акта. 5. Волевые качества личности. Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, переживания им того, что на него воздействует. Чувства — это своеобразно выраженное и переживаемое человеком отношение к действительности, к окружающему миру.
Чувства человека носят социальный характер. В их основе лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития. Круг потребностей человека широк и разнообразен. А это, в свою очередь, вызывает многообразие его чувств. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу); интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью); эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни); праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).
При удовлетворении сложных социальных потребностей, возникающих в процессе формирования личности, возникают высшие чувства; при удовлетворении органических потребностей возникают низшие чувства (эмоции)
Говоря о переживании человека, употребляют два термина — «чувства» и «эмоции». В широком смысле слова — это синонимы. В узком — под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими. Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил, напряжением, называются стрессовыми.
Эмоции существенно влияют на ход деятельности человека. Как форма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают ее динамику. Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства влияют в свою очередь на эмоции. Чувства и эмоции играют чрезвычайно важную роль в деятельности и во всем поведении человека. Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре, однако велика и роль подкорки, так как в подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности выразительными движениями всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика), а также с изменениями в деятельности желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции. По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный момент. Например, в мимике смеха участвуют: скуловая мышца, круговая мышца глаза, круговая мышцы рта, подкожная мышца шеи. В мимике улыбки участвуют те же мышечные группы, что и в мимике смеха. Однако степень сокращения их иная, а поэтому менее сближены веки и менее сужена глазная щель, рот лишь слегка приоткрыт или сомкнут, мышцы шеи не напряжены. В мимике доброжелательного сострадания дополнительно к перечисленным мышцам сильно сокращена мышца, сморщивающая брови, та ее часть, которая приподнимает головку брови, а также лобная мышца. В мимике неискренней, вынужденной улыбки происходит сокращение главным образом скуловой и круговой мышцы рта. Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических стереотипов. Особенно острые переживания испытываются при ломке временных нервных связей. Благоприятные, привычные внешние условия облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния.
На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают общественный характер. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические. Электрофизиологические исследования установили огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный «настрой» личности в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания». Подтверждена громадная роль эмоций в жизни высших животных и человека. В психологии XVII—XIX вв. выявилось две точки зрения на проблему эмоций. Согласно первой из них, эмоции — вторичные состояния, зависящие от познавательной деятельности (Гербарт и др.). Согласно второй — эмоции носят первичный, самостоятельный характер и тесно связаны с биологическими функциями организма. Первый, кто пытался раскрыть биологическую природу чувств, был Ч.Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхождение и что по мере развития психики эмоции будут исчезать. Близка к теории Ч. Дарвина теория эмоций, предложенная американским философом и психологом Джемсом и датским врачом Ланге. Согласно их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере. Тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, побудило их выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Джемс трактовал эти изменения как причину эмоций. Плач, дрожь, смех, согласно этой точке зрения,— это источники, причина эмоций. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. В итоге эмоции отрывались от сознания и рассматривались изолированно от всей психики.
Своеобразная теория эмоций была разработана немецким психологом Вундтом. Согласно этой теории, выразительные движения — это внешний коррелят или спутник переживания. Вундт при этом исходит из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения им соответствующих (коррелятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Все выразительные движения рассматриваются как результат внутриорганических изменений и организме. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, какими являются эмоциональные реакции. Согласно биологической теории эмоций, положительные эмоции возникают в том случае, если обратая информация совпадает или превышает ожидаемую, и, наоборот, недостаток обратной информации порождает отрицательные эмоции. Исследования психофизиологии эмоций (П.В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности. Это подтверждает высказывание И.П. Павлова о том, что человеческие чувства находятся под «сурдинкой» коры. Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, возникли на основе совместной трудовой деятельности, выполняют важнейшие сигнальную и регулирующую функции. Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды. Рассмотрение проблемы эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции (по мере развития) закреплялись как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. В животном мире возникновение эмоций также связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, но вследствие ограниченности потребностей животных, обусловленных узким кругом инстинктов (самосохранения, продолжения рода, пищевого и ориентировочного), их эмоции соответственно ограниченны и бедны. Выразительные движения животных, как показал Ч.Дарвин, носят приспособительный характер. Оскал зубов, например, или раздувание ноздрей, сжатие пальцев во время сильного гнева в свое время были, по его мнению, необходимы, так как содействовали непосредственной борьбе животных друг с другом. На основе дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающей среде. Эмоции человека и выразительные движения, которыми они сопровождаются, согласно теории Дарвина, являются рудиментами прежде целесообразных инстинктивных движений животных. Из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений следует, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни явиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они были вредны либо бесполезны для жизненно важных функций животного. У человека имеется огромное количество чувств, которых не существует и не может существовать у животных. Вместе с тем даже эмоции, общие для людей и животных (гнев, страх, любопытство, радость, уныние и др.), имеют качественные отличия друг от друга. Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде всего — это слово. Причем важно не только значение слова, но и то, как оно сказано: интонация, тембр голоса и т. д. У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз (мимика), появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях (голосовая мимика). Выразительные движения и переживания взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство. Выразительное движение, в котором внутреннее содержание раскрывается вовне,— это не внешний лишь спутник или сопровождение, а компонент эмоций, неотъемлемый от них самих. Поэтому выразительные движения и выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии. Выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии Познание человеком окружающей действительности будет неполным, если оно ограничено только рассудочным, рациональным знанием, оно немыслимо без так называемой эмпатии.), т. е. способности сочувствовать, сопереживать, разделять радость и огорчения других. В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяются такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность человека. Это настроения, аффекты, страсти, стрессы.
Настроение — устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении. В радостном настроении человек склонен все воспринимать в положительном свете. Вещи, обычно безразличные, могут вызвать в этих случаях радостные переживания. В тревожном настроении человек отовсюду ожидает опасности, неприятного и т. п. Настроение вызывается как различными событиями, имеющими определенное значение для человека, так и физическим самочувствием. Аффект — эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Страсти — эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающего под влиянием различных причин. Степень выраженности чувств у разных людей различна. Иногда это обусловлено профессиональной деятельностью, что наиболее ярко проявляется в работе актера, имеют место возрастные, половые и индивидуальные различия. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с мотивами, познавательными и эмоциональными процессами. Волевые действий по своей природе причинно обусловлены, возникают в процессе активного взаимодействия со средой — природной и социальной. Волевые свойства (качества) личности представляют собой устойчивые психические образования. Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию. В волевой активности мотивы выполняют двоякую функцию — направляющую и побудительную. Самостимуляция как одна из сторон воли может проявляться в разных формах (по А.И. Высоцкому), как прямо (в виде фраз, слов), так и косвенно (в виде образов, представлений). Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически. Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины головного мозга. В сложном волевом действии можно выделить несколько основных стадий или этапов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|