Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные психологические понятия по теме «Чувства»




Астенические чувства (эмоции) — переживания, снижающие активность личности.

Аффект — психологическое состоя­ние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковремен­ное эмоциональное переживание.

Амбивалентность — одновремен­ное переживание противоположных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печали).

Апатия — психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым пе­реживанием или заболеванием, про­являющееся в потере интереса и без­различии к окружающему.

Вдохновение — психическое состоя­ние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление.

Депрессия — подавленное настрое­ние, связанное со снижением побуж­дений, заторможенностью движений.

Ирония — тонкая, скрытая на­смешка при внешнем вполне поло­жительном, даже одобрительном от­ношении к тому, о ком идет речь.

Лимбическая система — совокуп­ность внутренних образований голов­ного мозга, функционально связанных с некоторыми эмоциональными процес­сами.

Любознательность — интеллек­туальное чувство, проявляющееся как потребность в познании.

Стенические чувства (эмоции) —переживания, повышающие активность личности.

Страсть — проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью.

Стресс — состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий.

Настроение — устойчивое переживание каких-либо эмоций.

Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Эмпатия — процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживание другого.

Эмоции — реакции человека и жи­тных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Э. связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.

Основные психологические понятия по теме «Воля»

Борьба мотивов — этап волевого действия, связанный с принятием решения.

Волевое усилие — переживание уси-[я, являющегося субъективным компонентом волевого действия.

Воля — форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий.

Импульсивные действия — действия, совершаемые непроизвольно и достаточно контролируемые сознанием.

Принятие решения — выбор одного из вариантов решения задачи.

Сила воли — степень необходимо­го волевого усилия для достижения цели. Силу воли характеризуют: ре­шительность, настойчивость и др.

 

 

Вопросы и задания для семинарского занятия

1.Приведите примеры, подтверждающие роль человеческих эмоций в познании.

2.Чувства, как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, памяти и проч.?

3.Отмечают, что после выхода на пенсию у многих людей может возникать депрессивное состояние, иногда ухудшается самочувствие. Чем это можно объяснить?

4.Тот факт, что эмоции вызывают ярко выраженные изменения в деятельности внутренних органов, побудило Джемса и Лапте выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений. Докажите несостоятельность этих воззрений.

5. Определите виды чувств в следующих от­рывках:

«Я таял и трепетал от невыразимого на­слаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П. И. Чайковского).

«После долгих усилий ученику удалось ре­шить трудную задачу, что привело его в состоя­ние восторга». «Мальчик-староста был совершенно подав­лен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло».

6. Докажите, что труд явился основой воз­никновения и развития волевых действий.

7.Обыденный факт выполнения человеком ранее задуманного действия, по мнению идеалис­тов, свидетельствует якобы о том, что человечес­кий дух, сознание, воля независимы от материи, что они подчиняют себе материю. Проанализи­руйте конкретные примеры волевых действий и докажите несостоятельность этих положений.

8. Про­анализируйте один из фактов проявления воле­вого поведения, имевшего место в вашей жизни.

9. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит?

10. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает. Какие механизмы воли проявляются в данном случае?

11. Во время воздушного боя летчик получим смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолёта, погибнут все, кто там находится. И вот лет­чик продолжает управлять самолетом. Благополучно сажает его и... из самолета его выносят уже мертвым. Какая функция воли проявляется в данном случае? Дайте психологическое объяснение отме­ченному факту.

12. В школьной практике довольно часто сталкиваешься с высказыванием учителей: «У тебя, как всегда, в голове одни глупости», «Я ничего лучшего от тебя и не ожидал» и т. д. Всегда ли эти замечания могут дать положительный эффект? На формирование каких волевых качеств личности учеников это влияет?

13. Почему оценки знаний должна быть объективной? В каких случаях оценка стимулирует развитие волевых качеств личности?

14. Какие, на ваш взгляд, приемы работы над собой способствуют формированию волевых качеств личности?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...