Основные психологические понятия по теме «Чувства»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Астенические чувства (эмоции) — переживания, снижающие активность личности. Аффект — психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание. Амбивалентность — одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печали). Апатия — психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему. Вдохновение — психическое состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление. Депрессия — подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений. Ирония — тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне положительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь. Лимбическая система — совокупность внутренних образований головного мозга, функционально связанных с некоторыми эмоциональными процессами. Любознательность — интеллектуальное чувство, проявляющееся как потребность в познании. Стенические чувства (эмоции) —переживания, повышающие активность личности. Страсть — проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью. Стресс — состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий. Настроение — устойчивое переживание каких-либо эмоций. Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Эмпатия — процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживание другого.
Эмоции — реакции человека и житных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Э. связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей. Основные психологические понятия по теме «Воля» Борьба мотивов — этап волевого действия, связанный с принятием решения. Волевое усилие — переживание уси-[я, являющегося субъективным компонентом волевого действия. Воля — форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий. Импульсивные действия — действия, совершаемые непроизвольно и достаточно контролируемые сознанием. Принятие решения — выбор одного из вариантов решения задачи. Сила воли — степень необходимого волевого усилия для достижения цели. Силу воли характеризуют: решительность, настойчивость и др.
Вопросы и задания для семинарского занятия 1.Приведите примеры, подтверждающие роль человеческих эмоций в познании. 2.Чувства, как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, памяти и проч.? 3.Отмечают, что после выхода на пенсию у многих людей может возникать депрессивное состояние, иногда ухудшается самочувствие. Чем это можно объяснить? 4.Тот факт, что эмоции вызывают ярко выраженные изменения в деятельности внутренних органов, побудило Джемса и Лапте выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений. Докажите несостоятельность этих воззрений. 5. Определите виды чувств в следующих отрывках: «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П. И. Чайковского).
«После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга». «Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло». 6. Докажите, что труд явился основой возникновения и развития волевых действий. 7.Обыденный факт выполнения человеком ранее задуманного действия, по мнению идеалистов, свидетельствует якобы о том, что человеческий дух, сознание, воля независимы от материи, что они подчиняют себе материю. Проанализируйте конкретные примеры волевых действий и докажите несостоятельность этих положений. 8. Проанализируйте один из фактов проявления волевого поведения, имевшего место в вашей жизни. 9. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит? 10. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает. Какие механизмы воли проявляются в данном случае? 11. Во время воздушного боя летчик получим смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолёта, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом. Благополучно сажает его и... из самолета его выносят уже мертвым. Какая функция воли проявляется в данном случае? Дайте психологическое объяснение отмеченному факту. 12. В школьной практике довольно часто сталкиваешься с высказыванием учителей: «У тебя, как всегда, в голове одни глупости», «Я ничего лучшего от тебя и не ожидал» и т. д. Всегда ли эти замечания могут дать положительный эффект? На формирование каких волевых качеств личности учеников это влияет? 13. Почему оценки знаний должна быть объективной? В каких случаях оценка стимулирует развитие волевых качеств личности? 14. Какие, на ваш взгляд, приемы работы над собой способствуют формированию волевых качеств личности?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|