Правила «Решение проблемы - сотрудничество»
1. Не переходить на обсуждение личности 2. Стараться понять причины противоположного мнения 3. Не привлекать посторонних лиц 4. Говорить только по заданной теме 5. Стараться найти общее решение, приемлемое для обеих сторон 6. Не обобщать 7. Соблюдать эмоциональную выдержку 8. Подчеркивать общность цели 9. Дать противоположной стороне возможность высказаться 10. Открыто признавать свою неправоту, если это действительно так 11. Приносить извинения в случае необходимости.
Приложение 2 к зан. 4. Тест К. ТОМАСА (адаптирован Н.В. Гришиной) Самостоятельно пройдите тест и определите ведущий способ действия в конфликтных ситуациях. Результаты проанализируйте письменно. Для описания типов поведения людей в конфликтах К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: Пять способов регулирования конфликтов обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость): Соперничество (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого. Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Инструкция Перед Вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности Вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди, различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта А и В, из которых Вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно номеру утверждения и одному из вариантов А и В. Отвечать надо как можно быстрее. 1. А. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных. 3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. 4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. В. Я стараюсь добиться своего. 7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы. 9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. В. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А Я твердо стремлюсь достичь своего. В. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. 12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне. 13. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности. 16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности 18. А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы. В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно 20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон. 21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению. 22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека В. Я отстаиваю свои желания. 23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. 29. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха. Обработка полученных результатов После того как испытуемый заполнит бланк для ответов, его можно расшифровать с помощью ключа. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Максимум можно набрать 12 баллов по шкале, минимум – 0. Ключ
Соперничество | Сотрудни чество | Компромисс | Избегание | Приспособ ление | ||||||||||||||
1 |
| А | В | |||||||||||||||
2 |
| В | А | |||||||||||||||
3 | А | В | ||||||||||||||||
4 |
| А | В | |||||||||||||||
5 |
| А | В | |||||||||||||||
6 | В | А | ||||||||||||||||
7 |
| В | А | |||||||||||||||
8 | А | В | ||||||||||||||||
9 | В | А | ||||||||||||||||
10 | А | В | ||||||||||||||||
11 |
| А | В | |||||||||||||||
12 |
| В | А | |||||||||||||||
13 | В | А | ||||||||||||||||
14 | В | А | ||||||||||||||||
15 |
| В | А | |||||||||||||||
16 | В | А | ||||||||||||||||
17 | А | В | ||||||||||||||||
18 |
| В | А | |||||||||||||||
19 |
| А | В | С | ||||||||||||||
20 |
| А | В | |||||||||||||||
21 |
| В | А | |||||||||||||||
22 | В |
| А | |||||||||||||||
23 |
| В | А | |||||||||||||||
24 |
|
| В | А | ||||||||||||||
25 | А |
| В | |||||||||||||||
26 |
| В
| А | |||||||||||||||
27 |
|
| А | В | ||||||||||||||
28 | А | В | ||||||||||||||||
29 |
|
| А | В | ||||||||||||||
30 |
| В | А | |||||||||||||||
Анализ полученных результатов:
Выписать, какие стратегии поведения в конфликте у вас преобладают, какие недостаточно развиты и что сделать для коррекции вашего поведения в конфликте.
Таким образом,в моем поведение преобладает компромисс или избегание.
Практическое занятие 10.
|
|
12 |